Автор: Фролова Анна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Казинская СОШ
Населённый пункт: Воронежская область Павловский район село Большая Казинка
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности работы в малых творческих группах на уроках литературного чтения"
Раздел: начальное образование
РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Обучение в сотрудничестве – это методика объединения учащихся в микрогруппы для
совместного выполнения задания. Ребята работают в группе до тех пор, пока все вместе
они не освоят предложенный материал, не придут к общему мнению по решению
проблемы или не создадут какой-то творческий продукт (рассказ, рисунок и т.д.).
Обучение в малых группах по методике сотрудничества очень полезно для всех ребят.
Совместная работа, которую каждый ребенок использует для собственного обучения и
обучения окружающих, развивает умение общаться, слушать, коллективно решать
проблемы, достигать взаимопонимания. Развивается умение взглянуть на мир глазами
другого человека. В работу вовлекаются практически все ребята. Учеба вместе с кем-то, в
отличие от учебы в одиночку, снимает страх перед неудачами у более слабых учеников,
делает прочнее знания более сильных ребят. Происходит взаимное обогащение учащихся в
группе, они обмениваются знаниями и разными способами действий. Правильно
организованная совместная работа активизирует познавательную активность, развивает
рефлексивные навыки.
Позитивная взаимосвязь членов группы друг с другом во время работы может
основываться на общей цели, задании, материале, награде и т.д. Для эффективности
работы малых групп необходимо создать условия, не позволяющие кому-то из ребят
«спрятаться» за спинами и получить оценку за чужой труд. В этом помогают
организационные роли, которые распределяются между членами группы. Это организатор
работы, протоколист (записывает идеи и результаты работы), оратор (докладчик),
наблюдатель («хранитель правил»), контролёр (проверяет освоение новых знаний членами
группы). Можно добавить и другие роли.
умение вчитываться в каждое предложение, вытаскивая из него максимум
информации;
умение принимать или оспаривать и отвергать любое высказываемое мнение;
умение убедительно, точно и кратко излагать информацию, аргументировать свою
точку зрения;
умение корректно вести беседу (в письменном виде) с участниками дискуссии;