Автор: Марченкова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад КВ №33
Населённый пункт: г Наро-Фоминск-10
Наименование материала: Экологический проект
Тема: "Огород на окне"
Раздел: дошкольное образование
Экологический проект на тему
«Огород на окне» в младшей группе
Паспорт проекта
Актуальность:
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем
того мира, который его окружает. А особенно ребенок – дошкольник. Китайская
пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я
пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
Поэтому взрослому важно в процессе обучения развивать и поддерживать познавательную
активность, создавать условия для самостоятельного поиска информации о растительном
мире
Получать такую информацию самостоятельно, ребёнок сможет, если в группе и дома
оформить «Огород на окне», где дети будут наблюдать за ростом и развитием растений,
научатся понимать простейшие взаимосвязи в природе.
Наблюдая за растениями, ребёнок учится распознавать иную, чем человеческая, форму
жизни, начинает видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние
которого целиком зависит от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или
комнатной, чистой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых ребёнок
дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла и хорошей почвы,
света и полива.
Приобщаясь к выращиванию растений на окне, ребёнок постигает тайны жизни и её
проявление. Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и
помогать.
Чтобы приучить детей к систематическим наблюдениям, взрослому нужно помочь ребёнку
осмыслить их. Посадив в землю семена, ребёнок может наблюдать, как появляется росток,
семядольные листочки, основные листья и т. д.
В зимне-весеннее время, когда ещё не сошёл снег, пышный огород на окне становится
особенно привлекательным, ну а появление долгожданных цветов или плодов на растениях
для ребёнка – сущий праздник и награда за его терпение и труд.
Ребёнок, прошедший такую школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть
красоту окружающей природы, проявит наблюдательность и пытливость ума, потому что он
уже имеет первые и серьёзные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их
беречь и радоваться им.
Тип Проекта:
По содержанию: обучающий, познавательный, исследовательский, коммуникативный.
По числу участников: групповой (дети младшей группы).
По времени проведения: 2 месяца(апрель-май)
Цель проекта:
Формирование познавательного интереса через выращивание и уход за овощными,
цветочными культурами в комнатных условиях.
Задачи Проекта:
Познавательное развитие: создать условия для развития познавательных и творческих
способностей детей, развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление.
Формировать представление детей о растениях, овощах и цветах, сенсорные эталоны.
Социально-коммуникативное развитие: учить бережно относится к природе. Закреплять
новые знания с опорой на жизнь. Воспитывать трудолюбие желание помогать взрослым,
учить детей ухаживать за растениями.
Речевое развитие: обогащать словарный запас детей, развивать речь, активизировать
употребление прилагательных, глаголов в речи детей; развивать умение работать сообща,
получать удовольствие от совместной работы.
Художественно - эстетическое развитие: продолжать развивать мелкую моторику рук,
навыки работы карандашом, кистью, различные приёмы лепки; закрепить основные цвета.
Учить использовать в творческой деятельности, ранее приобретенные знания и навыки.
Проект включает в себя три этапа:
1. Подготовительный.
2. Основной (исследовательский).
3. Заключительный.
Значимость проекта для всех его участников:
Дети получают знания по уходу за культурными огородными и комнатными
растениями, формируются представления о структуре трудового процесса. Дети узнают и
называют части растения.
Воспитатель продолжает осваивать метод проектирования, который позволяет эффективно
развивать познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников.
Родители активно участвуют в подготовке материалов (подборка семян для посадки,
заготовка земли для посадки рассады, в оформлении огорода на подоконнике.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе
Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные
ситуации (посадка культур), эффективно развивает творческое и познавательное
мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для
пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.
Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за
прорастанием огородных культур.
Родители: заготовили землю, участвовали вместе с детьми в помощи по высадке рассады
во время субботника.
Предполагаемый результат Проекта:
Дети знают и применяют полученные знания по уходу за культурными огородными
растениями.
Этапы работы над Проектом:
1. Подготовительный
Содержание деятельности воспитателя и детей:
- определение темы Проекта;
- формулировка цели и определение задач;
- подборка материала по теме Проекта (литература, наглядный материал, дидактические,
сюжетные игры, физкультминутки, фото, семена, материалы для посадки);
- составление плана основного этапа Проекта.
Работа с родителями:
- беседа с родителями о предстоящей работе;
- подготовка семян и луковиц, материалы для посадки.
Ответственные за выполнение: воспитатель, родители.
2. Основной (исследовательский)
Содержание деятельности воспитателя и детей:
•
рассматривание и сравнение семян (помидор, укропа, огурец, горох, фасоль).
•
посадка: лук дома.
•
посев: культурных цветочных растений.
•
исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания
культурных насаждений:
- подготовка почвы;
- посадка;
- установка на светлое место;
- полив;
- рыхление.
- оформление огорода на окне;
- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;
- дидактические игры: «Что сначала, а что потом?», «Собери из частей
целое», «Чудесный мешочек», "Вершки и корешки"," Узнай и назови" (Овощи и фрукты, "
Собери овощи в корзинку, а фрукты в вазу ", " Что лишнее?", "Путаница"(Собери
правильно растение: корень, стебель и т. д.).
Сюжетно- ролевые игры: собери пазлы на тему "Овощи".
1. Научим куклу Катю ухаживать за растениями на нашем огороде.
2.«Мамины помощники». Рассортировать продукты по кастрюлям, необходимые для
приготовления борща, а какие для приготовления компота.
3. Продуктовый магазин.
Пальчиковая гимнастика:
1. «Алые цветки»
2. «Мы делили апельсин»
3. «Мы капусту рубим»
4. «Яблонька»
5. «Репка»
-раскрашивание картинок-раскрасок "Овощи", "Фрукты"; рисование "Мои любимые фрукты
и овощи", лепка "Чудо-горошины";
- чтение художественной литературы (русские народные сказки "Репка", "Вершки и
корешки", "Бобовое зёрнышко", стихи об овощах и фруктах, " Однажды с базара хозяйка
пришла", загадки про овощи и фрукты, рассматривание иллюстраций в книгах.
Работа с родителями:
•
беседы с родителями: «Для чего нужен «огород на окне»?
Ответственные за выполнение: воспитатель, дети, родители.
3. Заключительный
Содержание деятельности воспитателя и детей:
-анализ полученных результатов;
- Фотоотчет "Как мы сажаем и ухаживаем за растениями"
Работа с родителями:
Предложить родителям продолжать работу по ознакомлению с овощами с июня по август.
Ответственные за выполнение: воспитатель, родители.
Итоговые результаты:
- Дети получили знания, что растение живое, о значении света для растений, зачем
растениям нужна вода;
- Научились сравнивать овощи и фрукты по нескольким признакам;
- Приобрели новый опыт исследовательской деятельности, расширили свой кругозор и
мыслительную деятельность;
- Проводимая работа позволила воспитать у детей трудолюбие, бережное отношение к
растениям, дети научились работать вместе с родителями, помогать им.
Предполагаемые результаты: из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение.
Создав огород на окне, дети в домашних условиях, совместно с родителями вырастили лук,
фасоль, петрушку, огурцы и другие овощные и цветочные культуры. У детей появится
интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много
интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их
роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической
деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями.
Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких
качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат,
обязательность, целеустремленность. В детском саду дети, совместно с воспитателями,
вырастили семена цветов на клумбы сада. Конечный результат проектной деятельности
можно увидеть на участке детского сада, где высажена рассада совместно с родителями.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с
природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания,
совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда
ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут
самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного
результата.
В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах,
так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых
организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое
чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно
взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети,
воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.