Напоминание

ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ


Автор: Околович Людмила Анатольевна
Должность: Преподаватель дисциплин психолого-педагогического цикла
Учебное заведение: КГБПОУ
Населённый пункт: город Славгород, Алтайского края
Наименование материала: статья
Тема: ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ
Дата публикации: 18.07.2020
Раздел: среднее профессиональное





Назад




1

ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ

Околович Людмила Анатольевна

Преподаватель

КГБПОУ «Славгородский педагогический колледж»

Каждая эпоха в силу своих социокультурных особенностей предлагала свои пути

решения. Наше время – это время перемен. Сейчас обществу нужны люди,

способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Развитие познавательной активности детей приобрело особую актуальность на

сегодня, так как необходимо, чтобы человек думал, находил выходы из проблем,

предлагал несколько вариантов решения поставленной задачи. Именно такой

человек требуется современному государству. Как же добиться этого успеха? Как

вызвать интерес у нынешних детей к учебе, заставить мыслить, рассуждать,

доказывать, соглашаться и не соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения.

Проблеме развития познавательной активности школьников посвящены труды

многих ученых-педагогов(Л.М. Аристовой, М.А.Данилова, П.И. Пидкасистого, Г.И.

Щукиной и др.).

Эта проблема и сегодня остаётся крайне актуальной. Стремительно изменяется

жизнь, так же быстро меняются взгляды и представления детей, появляются новые

объективные причины потери у них интереса к школе. Необходимо обогащать

учебный процесс интересным содержанием, новыми формами и приёмами работы.

Познавательная активность - это действие эмоционально-оценочного отношения

обучаемого к процессу и результату познания, которое проявляется в стремлении

человека учиться, преодолевая на пути приобретения знаний определённые

трудности, прилагая максимум волевых усилий, энергии в умственной работе.

Формирование познавательной активности школьников – одна из актуальных

проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики,

поскольку в процессе учения решаются главные задачи, поставленные перед

школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в

научно-техническом и социальном.

Познавательная активность – избирательная направленность личности на предметы

и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется

постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.

Познавательная активность - это один из важнейших для нас мотивов учения

школьников. Её действие очень сильно. Под влиянием познавательной активности

учебная

работа

даже

у

слабых

учеников

протекает

более

продуктивно.

Познавательная

активность

при

правильной

педагогической

организации

деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной

деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности школьника и

оказывает сильное влияние на его развитие.

В

числе

основных

факторов,

побуждающих

учащихся

к

познавательной

деятельности, можно назвать следующие:

Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является

мощным стимулом к познанию.

2

Состязательность также является одним из главных побудителей к активной

деятельности учащегося. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях,

проводимых в игровой форме.

Игровой

характер

проведения

занятий

представляет

собой

эффективный

мотивационный

процесс

мыслительной

активности

учащегося.

Хорошо

организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития.

Любая игра побуждает её участника к действию.

Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов на учащегося оказывает и

игра, и состязательность, и творческий характер. Эмоциональное воздействие также

существует, как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает

желание активно включится в коллективный процесс учения, заинтересованность,

приводящая в движение.

Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на

помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности,

сформировать

учебную

мотивацию,

внеурочная

деятельность

способствует

расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для

развития учащихся,

происходит

выстраивание сети,

обеспечивающей

детям

сопровождение, поддержку на этапах адаптации, способность базовые знания

осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных.

В

период

производственной

практики

с

целью

исследования

уровня

сформированности

уровня

познавательной

деятельности

детей

студенткой

педагогического колледжа Юзефович Екатериной была подобрана и проведена

входная диагностика сформированности познавательной деятельности учащихся 3

класса МБОУ «СОШ №15».

Учащимся было предложено Анкета «Уровень

сформированности познавательной деятельности»

Рис 1. Уровень сформированности познавательной деятельности на начальном этапе

В рамках педагогической практики автором были разработаны и проведены четыре

занятия с приемами активизации познавательной деятельности учащихся.

Тема 1 «Когда впервые стали использовать тутового шелкопряда».

В рамках данного занятия автор познакомил детей с историей развития тутового

шелкопряда, стадиями его развития, а также интересными фактами о шелке.

Развивая познавательный интерес детей, студентка использовала беседу и показ

картинок с тутовым шелкопрядом, дети очень внимательно слушали задавали

вопросы, На своем занятии она использовала такие приемы работы и активизации

3

познавательной деятельности как: прием новизны, прием значимости и прием

натурализации.

Тема 2 «История фейерверков. Аппликация «Салют».

На данном

занятии были использованы такие приемы работы и активизации

познавательной деятельности как: прием новизны, прием семантизации, и прием

натурализации, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся на

занятии и углубить их знания по новой теме.

На заключительном этапе автором была проведена аналогичная методика изучения

уровня сформированности познавательной деятельности младших школьников.

Рис 2. Уровень сформированности познавательной деятельности на итоговом этапе

Рис 3. Динамика уровня сформированности познавательной деятельности

При подборе материала на занятие учителю важно учитывать возрастные

особенности учащихся и интересы учащихся,

например: ребятам, на занятии

больше всего нравится, когда учитель использует загадки или стихотворения

учитель должен учесть эти моменты

На каждом занятии, чтобы повысить познавательную деятельность учащихся,

учителю следует использовать творческие задания, например: нарисовать что-

нибудь, или изготовить поделку из бумаги и многое другое.

Чтобы активизировать познавательную деятельность ребят, учителю также можно

использовать

различные

игры,

задания,

можно

устроить

занятие

в

виде

путешествия, например: в страну сказок и многое другое.

Учитель при возможности может использовать нетрадиционные формы проведения

занятий.

4

Учителю важно использовать на занятиях все формы, виды, методы, приемы и

средства активизации познавательной деятельности учащихся.

Список использованной литературы

1.

Ворновская, Н.И. Формирование познавательных интересов младших школьников:

На материале историко-культурного краеведения: дисс. канд. пед. наук / Н.И.

Ворновская. — Калининград, 2003. — С. 184

2.

Валиева,З.И.

Активизация

познавательной

активности./

З.И.Валиева,-

Калининград, 2003. — С. 184.

3.

Грязнов, Ю.П. Развитие познавательной активности учащихся / Ю.П.Грязнов,

Л.А.Лисина, П.И.Самойленко // Специалист. – 1998. – № 2. – С. 30–33



В раздел образования




Яндекс.Метрика