Напоминание

«Использование игровых технологий при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста»


Автор: Мореева Светлана Викторовна
Должность: учитель -логопед
Учебное заведение: МАДОУ д/с № 100
Населённый пункт: город Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: Семинар-практикум
Тема: «Использование игровых технологий при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семинар – практикум: «Использование игровых технологий при обучения грамоте

детей старшего дошкольного возраста»

У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять.

Надо не только дать ему время поиграть, но надо

пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь — это игра.

А. С. Макаренко

23.07.2020 г.

Учитель-логопед: Мореева Светлана Викторовна, г. Тюмень

Цель: показать педагогам эффективность использования игровых технологий в

обучении грамоте и передать педагогический опыт в проведения игр.

Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению грамоты

является одной из наиболее актуальных в дошкольной педагогике.

Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Детям очень сложно

усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь

приходят игровые технологии. В игре часто сложное становится понятным и доступным.

Игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры,

заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам,

у него появится желание много узнать и добиться результата.

При нормальном развитии ребенка, процесс обучения письму осуществляется на

основе достаточного уровня сформированности речевых и неречевых психических

функций,

таких

как

языковой

анализ

и синтез,

фонематическое

восприятие,

словоизменение

и словообразование,

зрительно-пространственное

восприятие

и представление, наглядно-образное мышление, внимание (концентрация, распределение

и переключение), память, графо-моторные навыки. Недостаточный уровень развития этих

психических функций может явиться причиной специфических нарушений письма.

Раннее начало систематической, целенаправленной работы по преодолению этих

нарушений способствует более успешному обучению грамоте.

От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом

зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении

русского языка в целом. Игровая ситуация требует от каждого включённого в неё

определённой способности к коммуникации; способствует сенсорному и умственному

развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает

закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе которых развиваются речевые

возможности.

Детям с нарушениями речи очень сложно усвоить такие понятия, как «речь»,

«предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Задача педагогов ДОУ и родителей

состоит в том, чтобы обеспечить каждому ребенку тот уровень развития, который

позволит ему быть успешным при обучении в школе, удовлетворит тягу ребенка

к знаниям и стимулирует его.

Игра является одной из форм детской познавательной активности. Применение игр

как одно из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей весело,

радостно и без принуждения. Игра помогает организовать деятельность ребёнка,

обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание,

а главное, стимулирует речь. Игру можно применять в различных вариантах, обновляя

речевой материал и включая в неё дидактический материал для формирования основ

грамоты разноуровневого характера. Систематическое применение игровых технологий

в образовательной деятельности с детьми по обучению грамоте значительно повышает

качество обучения, а также они помогают эффективно решать задачи по обучению

грамоте, строить интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде

деятельности дошкольника - игре.

Существуют различные игровые технологии, в работе с детьми по обучению

грамоте:

1. Использование

на

образовательной

деятельности

игровых

и литературных

персонажей.

Участники мастер-класса работают в парах, у каждой пары 5 конвертов.

В конверте №1 находятся картинки сказочных героев.

Задание участникам:

как бы вы использовали на образовательной деятельности по

обучению грамоте сказочного героя, который находится у вас в конверте №1?

Пока участники готовятся, работа с аудиторией.

Чистоговорка «Закончи строчку».

Ра-ра-ра-ра – начинается… (игра).

Ру-ру-ру-ру – очень любим мы… (игру).

Ры-ры-ры-ры – жить не можем без…(игры).

Отгадайте загадки и решите кроссворд.

На резиновом ходу все дороги обойду.

Пассажира отвезу и на стройке помогу.

Его пинают, а он не плачет. Его бросают – назад скачет.

Его держу за поводок, хотя он вовсе не щенок.

А он сорвался с поводка и улетел под облака.

Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает.

Какой предмет можно назвать лишним? (книга) Почему?

Как их можно назвать эти предметы одним словом? (игрушки)

Ответы участников мастер-класса.

II. Создание игровой ситуации. Создается так называемое «единое игровое поле», в

ходе путешествий дети выполняют разнообразные задания. При этом сюжетная линия

проходит через все этапы образовательной деятельности. Детям пришла посылка или

письмо с заданиями, отправитель которых либо известен сразу, либо имя его выясняется в

ходе выполнения заданий. Занятия-путешествия, экскурсии. Например: путешествие в

сказочную страну, экскурсия по селу, путешествие в зимний лес на самолете, полет в

космос, путешествие в страну Голубой феи. Образовательная деятельность такого рода

вызывает огромный интерес у детей, оживление, радость и способствуют оптимизации

процесса коррекционного обучения в группе для детей с нарушениями речи.

В конверте №2 находятся картинки героев мультфильма или сказки.

Задание участникам:

провести сюжетную линию через все этапы образовательной

деятельности по обучению грамоте. Составить примерный план образовательной

деятельности в ходе, которой дети выполняют разнообразные задания с героями сюжета.

Работа с аудиторией.

Игра «Собери слово».

Ветерок подул и слово рассыпалось. Соберём его опять (ра – ду – га).

Игра «Кто больше составит слов».

Из букв слова радуга составим новые слова. (дуга, рад, друг, дар, удар, ад, руда, гад, угар,

рагу, ура, да)

Ответы участников мастер-класса.

III. Использование наглядного занимательного материала: При ознакомлении со

звуками дети знакомятся с мальчиками-Звуковичками, определяют их характер, находят

Звуковичка соответствующего характеристикам звука: гласный или согласный, звонкий

или глухой, твердый или мягкий, и определяют в каком звуковом домике он будет жить.

Абстрактные понятия обретают материальную форму, это помогает детям в создании

конкретного образа при усвоении абстрактных терминов.

Конверт №3.

1 пара. Пособие «Паровоз». Цель: определение позиции звуков в слове. Дети размещают

картинки в вагоны, соответствующие позиции заданного звука в слове. В 1-й вагон

помещаются картинки, в названиях которых изучаемый звук стоит в начале слова, во 2-й –

с изучаемым звуком в середине слова; в 3-й – с данным звуком в конце слова.

2 пара. Пособие «Домики». Цель: определение количества слогов в слове. Домики с

одним, двумя, тремя и четырьмя окошками, предметные картинки. Слово с одним слогом

живет в доме с одним окошком, с двумя слогами – с двумя окошками и т.д.

3 пара. Пособие «Веселые путешественники».

Цель: дифференциация звуков Б-П.

Картинки, содержащие в названиях звуки Б-П, изображения грузовика и автобуса.

Поместить в кузов грузовика только тех животных, в названиях которых есть звук Б, а в

автобус – со звуком П. Затем рассказать какие животные едут в машине, а какие в

автобусе. Дети составляют предложения.

Задание участникам:

рассказать с какой целью используются данный наглядный

материал на образовательной деятельности по обучению грамоте.

Работа с аудиторией.

«Поиграем в рифмы»:

чайка – майка, гайка, лайка, зайка;

печь – речь, течь, меч, жечь;

дом – том, ком, ром, сом, лом.

Ответы участников мастер-класса.

IV. Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов. При знакомстве

со звуками, используется соотнесение звуков речи со звуками окружающего мира. У -

гудит паровоз, А - плачет Аленка, Р - рычит собака и т. д. Для формирования

звукобуквенной

связи,

для

усвоения

зрительного

образа

букв

используются

занимательные стихотворные тексты, которые помогают соотнести звук или букву с

предметами окружающего мира.

В конверте №4 находятся стихотворные тексты, картинки для соотнесения звуков речи со

звуками окружающего мира.

Задание

участникам:

рассказать,

как

можно

использовать

этот

материал

на

образовательной деятельности по обучению грамоте.

Работа с аудиторией.

Игра «Новое слово»

- Добавьте, к слову, конь слог, состоящий из мягкого согласного звука и гласного звука,

чтобы получилось новое слово (коньки).

- Поставьте перед словом соль слог, состоящий из глухого согласного звука и гласного

звука, чтобы получилось новое слово (фасоль).

Ответы участников мастер-класса.

V.

Использование

дидактических

игр. Большое значение

в

процессе

логопедической работы имеют дидактические игры, что связано, прежде всего, с тем, что

их основная цель - обучающая. В ходе дидактической игры ребенок должен правильно

выполнить предложенное логопедом задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж,

игрушка помогают ему в этом. Важно чтобы каждая из игр имела относительно

завершенную структуру и включала основные структурные элементы: игровая задача,

игровые действия, правила и результат игры.

В конверте №5 находятся дидактические игры по обучению грамоте.

Задание участникам:

для выполнения дидактической игры придумать игровую

ситуацию, используя, сказочный персонаж или игрушку.

Работа с аудиторией.

Игра «Измени слово»

- В слове шар измените третий звук на другой твёрдый согласный, чтобы

получилось новое слово (шаг).

- Измените первый звук в слове шар на другой твёрдый согласный, чтобы

получилось новое слово (пар, бар, дар, жар).

Ответы участников мастер-класса.

Применяемые

мною

игровые

технологии используют воспитатели в

образовательной деятельности режимных моментах и в индивидуальной работе с детьми.

Совместно мы работаем над формированием предметно-развивающего пространства в

группе,

создаем

благоприятные

условия

для

полноценного

развития

наших

воспитанников.

Используя игровые технологии в своей педагогической деятельности, я пришла к

выводу, что они позволяют успешно готовить к обучению грамоте детей с ОНР.

Таким образом, игра для ребенка — это возможность самовыражения, самопроверки,

самоопределения. Игровая ситуация способствует сенсорному и умственному развитию,

помогают закрепить и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются

речевые возможности. Использование игровых технологий в процессе обучения грамоте

является одним из основных требований в работе с дошкольниками с нарушениями речи

и позволяет поддерживать интерес детей к данному разделу, помогает избежать школьных

трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.

Уважаемые коллеги, перед вами 5 групп игровых технологий. Мне было бы очень

интересно ваше мнение. Может вам что-то пригодится в работе, или понравилась

определенная группа. Прошу вас высказать свое мнение. Прикрепите бабочку.

Технологии реализации педагогической идеи. Демонстрация средств и пособий.

Хочу поделиться, на мой взгляд, эффективными методами работы, применяемыми мною

на занятиях, игровыми технологиями, которые помогают развивать детские способности и

делать занятия более интересными и качественными. Обучающие игры можно разделить

на группы: звуковые игры, игры с буквами; игры, развивающие словарный запас, кругозор

и интеллектуальные способности.

Игры со звуками помогают развивать фонематический слух, внимание, воображение,

речь малышей, а также развивают четкость речи, правильное звукопроизношение,

артикуляционный аппарат. Я предлагаю поиграть в звуковые игры, применяемые мною на

занятиях:

«Поймайте звук». Изучая букву «Т» я предлагаю детям послушать слова, найти звук [т] и

определить место звука в слове. Играем так: приготовили ладошки, слушаем внимательно

слово, как только услышите звук хлопните в ладоши и назовите место звука (в начале, в

конце или в середине слова).

Пилот, тыква, батон, булка, торт.

«Замените первый звук».

Изучая букву «Б», я предлагаю детям послушать слово и

заменить первый звук этого слова на звук [б]:

ноты-боты, соль-боль, кочка-бочка, ранка-банка, крошка- брошка, кровь-бровь.

«Звук заблудился». Я предлагаю ребятам послушать стихотворение и определить, в каком

слове ошибка, какой звук нужно исправить.

На полянке весной вырос зуб молодой.

Тает снег, течет ручей, на ветвях полно врачей.

Роет землю старый кот — под землею он живет.

«Доскажи словечко». Изучая букву «Г», я рассказываю стихотворение или просто

предложение, в котором не хватает слова, его нужно отгадать, а поможет в этом звук [г].

Маленький имеет дом, потому что сам он ….

На жарком солнышке подсох, и рвется из стручков….

Михаил играл в футбол и забил в ворота ….

При закреплении изученного материла дети играют в игру, которая называется «Запомни

пару». Я четко и медленно произношу несколько словосочетаний, а малыши их стараются

запомнить: дедушка добрый, дом деревянный, день длинный, дорога дальняя, друг

дорогой, директор деловой.

Затем я произношу только первое слово пары, а дети должны вспомнить второе слово в

словосочетании (проигрываем). И обязательно заостряем внимание, что общего у всех

словосочетаний.

Обязательно уделяю несколько минут урока для развития артикуляции, четкого

произношения звуков, для этого я к каждому уроку подбираю скороговорки и

чистоговорки для заучивания.

- Про пёстрых птиц поёт петух, про перья пышные, про пух.

- Испугался грома Рома, заревел он громче грома, от такого рева гром притаился за

бугром.

- Жутко жуку жить на суку.

-Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь – не спишь». Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

-Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке.

В играх с буквами мы учим малышей не только запоминать букву, а также работаем над

развитием памяти во всех ее проявлениях: зрительной, механической, ассоциативной,

сенсорной. Изучая букву, мы обязательно лепим ее из пластилина (если у буквы

закругленные линии) или складываем ее из палочек (если буква состоит только из прямых

линий). Фантазируем, на что похожа буква и заучиваем ассоциации-стихотворения

наизусть.

Перед нами буква Г стоит подобно кочерге.

На эту букву посмотри она совсем как цифра 3.

А эта буква широка и похожа на жука.

Это Э с открытым ртом и большущим языком.

Щ – на щеточку похожа, 3 зубца всего- и что же.

Буква Щ поможет нам чистить зубки по утрам.

Игра «Какую букву испортил Жук-Буквоед»

Развивает воображение и внимание. В эту игру очень любят играть дети (наглядный

материал).

Еще одна игра, в которую с удовольствием играют дети, называется «Угадай букву».

Давайте поиграем. (Я вызываю одного участника, завязываю глаза, предлагаю на ощупь

угадать букву). Важное правило этой игры - ребята не должны подсказывать.

Игра «Рассыпанное слово» более сложная. В такую игру мы начинаем играть во втором

учебном полугодии. Детям предлагается сначала угадать, а потом сложить слово из

магнитных букв (на доске: «цветок»). Затем это слово дети печатают в тетрадь.

И еще одна любимая детьми игра с буквами – «Ребусы», игра, развивающая логическое

размышление, образное воображение, творческие способности и внимание (разгадываем

несколько ребусов).

Для того, чтобы детям было легче запомнить гласные и согласные звуки, мы их называем

поющие и не поющие. Буквы Е, Ё, Ю, Я – мы называем двухзвучными гласными. Буквы Ъ

и Ь – беззвучные. Изучая букву, стараемся найти ее особенность (например букву Ш

называем шуршащей, Р- рычащей, Ж – жужжащей. Букву Ё мы называем «колючкой».

- Как вы думаете почему? (на эту букву назовешь всего 3 слова: ёлка, ёжик, ёрш)

Изучая мягкий знак, я рассказываю исследовательскую сказку про обиженную букву,

которую считали ненужной. Малыши сами приходят к выводу для чего она нужна в

русской речи.

Когда детям нужно отдохнуть и подвигаться, я применяю здоровье сберегающие игровые

технологии. Мы играем в развивающие игры в движении (предлагаю поиграть):

Игра: «Воздух, вода, земля». Я называю животных, а дети должны определить и показать

движениями, кто где обитает: в воздухе – машем руками (летим), в воде – плывем, на

земле – идем, шагаем.

Синица, лисица, ёж, ёрш, окунь, олень, пень. Обобщаем:

-кто живет в воде? Летает по воздуху? Живет на суше?

Игра на внимание: «Путаница». Повторяйте движения за мной (руки вверх, в стороны, на

пояс, вниз, вперед, к печам, за голову). А теперь я вас буду путать и показывать

неправильно, вы делаете только то, что я говорю.

Игра: «Овощи и фрукты». Показываю иллюстрации, дети называют и выполняют при

этом движения: овощи – присесть, фрукты – встать и поднять руки вверх.

Игры с мячом. Когда малыши знакомятся со словами антонимами – мы их называем

противоположными, играем в игру «Слово наоборот». Бросаю мяч – говорю слово,

ребенок возвращает – говорит противоположное. Играем.

Далеко – близко, высоко – низко, тепло – холодно, весело – грустно, тяжело – легко,

глубоко – мелко, широко – узко, и т.д.

Для педагогов: полезный – вредный, жесткий – мягкий, храбрый – трусливый, близкий –

далекий, родной – чужой, аккуратный – неряшливый, гладкий – шершавый, удаленный –

приближенный, частый – редкий.

Эта игра имеет много вариантов. Например, «Один – много» в этой игре дети узнают о тех

словах, которые употребляются только в единственном или множественном числе

(например: брюки, шорты, ножницы, кино, пальто, кофе, друг — …, стул — …, цыпленок

— …, хлопья — …, ). «Кто где живет», «Угадай профессию» (кто лечит зверей, строит

дома, делает прически, шьет одежду, печет торты учит детей), «У кого какой

инструмент», и т. д.

Все эти игры развивают внимание, речь, кругозор, словарный запас малыша.

С успехом применяются интерактивные игры «Мерсибо». Эти игры содержатся на дисках

и флеш-носителях: «Речевой экспресс», «Начинаю читать», «Читаем легко», «Читаем по

слогам», «Лого ассорти», «Логомер». Например, в игре «Сладкий дом» дети учатся

определять твердые и мягкие согласные; в игре «Срочная почта» - согласные в начале

слова; игра «Слогобумс» помогает детям быстрее понять деление слов на слоги. Игры

«Бедный дракончик», «Грибники» направлены на закрепление гласных звуков и букв. В

игре «Тачкины задачки», первый ребенок, глядя на картинку определяет первый или

последний звук в слове. Игра позволяет не только анализировать звуковой состав слова,

но и запоминать буквы, что облегчает процесс обучения чтению

Грамотная,

четкая,

чистая,

ритмичная

и правильная

речь -

это

дар,

она

приобретается благодаря совместным усилиям учителей-логопедов, воспитателей, всех

специалистов детского сада, родителей и многих других людей, в окружении которых

ребенок растет и развивается

Спасибо, уважаемые коллеги за творческое общение, мне было очень приятно с вами

работать!

Литература:

1.

Александрова Т. В. Живые звуки или фонетика для дошкольников.

2.

Борисова Е. А. Играя звуки исправляем — играя звуки закрепляем. Биробиджан:

Обл.ИУУ,2005.

3.

Бородина Е.В. «Использование моделирования и символики при подготовке

дошкольников обучению грамоте в условиях детского сада».

4.

Журова

Л.Е,

Н. С. Варенцова,

Н. В. Дурова,

Л. Н. Невская

«Обучение

дошкольников грамоте».

5.

Игры

для

детского

сада.

Развитие

талантов

ребенка

через

игру.

Иллюстрированный словарик игровых приемов / Под общей ред. В. М.

Букатова. СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009. – 189 с.

6.

Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М., 1985.

7.

Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей

с нарушениями речи / Под редакцией Ю. Ф. Гаркуши. — М.: Секачев В. Ю., ТЦ

«Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008.

8.

Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста».



В раздел образования




Яндекс.Метрика