Автор: Левочкина Наталья Геннадьевна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Усть-Илимский техникум лесопромышленных технологий и сферы услуг» (ГБПОУ «УИ ТЛТУ»)
Населённый пункт: город Усть-Илимск, Иркутская область
Наименование материала: Презентация
Тема: «Бессознательные рисунки в тетрадях студентов»
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Иркутской области «Усть-Илимский техникум
лесопромышленных технологий и сферы услуг»
(ГБПОУ «УИ ТЛТУ»)
Результаты психологического обследования
студентов по теме
«
Бессознательные рисунки в тетрадях студентов»
подготовила
педагог-психолог
Левочкина Н.Г.
2020г.
Графология?
•
Вы когда-нибудь задумывались, что означают различные
рисунки, которые наши студенты вырисовывают в
тетрадях?
Мы воспользовались наукой графологией.
•
Графология — наука о связи почерка с характером
человека — до сих пор не признана официальной
психологией. Ученые успешно доказывают как то, что
выводы, которые делают графологи, верны, так
и обратное. При этом услуги графологов пользуются
завидной популярностью, особенно за границей.
За помощью к специалистам обращаются при выборе няни
для ребенка, проверке соответствия в семейной паре или
бизнес-партнерстве, подборе персонала. Вот и мы решили
узнать, какие наши студенты, изучив их рисунки в
тетрадях.
Цель обследования:
•
Изучить психологические
особенности студентов через
рисунки в тетрадях
Просмотрено тетрадей:
•
По русскому языку – 74
•
По математике- 88
•
По ОБЖ – 115
•
По физике -75
•
Материаловедение – 17 (обучающиеся с
ОВЗ);
•
Итого – 369 тетрадей
Обнаружены рисунки в 57 тетрадях – 15%
Пусть всегда будет солнце!
Обучающимся не хватает тепла,
заботы и внимания. Они
мечтают о дружбе и нежности.
Что можно посоветовать?
Постараться в ближайшее
время чаще находиться среди
людей. Позвонить друзьям,
сходить с ними в кино или на
прогулку, посидеть в кафе.
Тогда и солнышко появится не
только на бумаге, но и в душе.
Цветы, солнце, облака
Это означает, что на душе
у обучающихся вовсе не
так весело, как это может
показаться, скорее
наоборот. Они больше
всего мечтают о дружбе и
нежности.
Что можно посоветовать?
Постараться в ближайшее
время чаще находиться
среди людей.
Ох, уж эти фигуры
Ох, уж эти фигуры
•
Квадраты, ромбы, треугольники
выдают четкие цели и твердые
убеждения. Такие фигуры обычно
рисуют обучающиеся, которые
привыкли открыто выражать
свою точку зрения. Они стараются
не пасовать перед противником.
Они имеют практический склад
ума, хорошо развитое логическое
мышление и способны занимать
позицию лидера.
•
Что можно посоветовать?
•
Необходимо студентам чередовать
учебу, работу, отдых, научиться
расслабляться. Дать возможность
занять позицию лидера в группе.
Парад цифр
•
Любителей порисовать
циферки заботят
исключительно материальные
ценности. Первый вариант —
студенты прикидывают, где и
как можно заработать.
•
Второй — думают, как
рассчитаться с долгами.
Кресты, крестики
Кресты выражают чувство
вины. Возможно, студенты
кого-то обидели или не
выполнили обещание или им
кажется, что окружающие их
упрекают за что-то.
Что можно посоветовать?
Со студентами необходимо
поскорее обсудить все, что их
тяготит, или посоветовать
попросить прощение у того,
кого они обидели. Сразу станет
легче.
Спирали, круги, волнистые линии
•
Чужие проблемы не слишком заботят
или вообще не интересуют студентов.
Они очень скрытны и замкнуты. Не
любят, когда другие лезут в их дела.
Возможно, они переживают легкий
кризис. Сейчас они — сплошной
оголенный провод.
•
Что можно посоветовать?
•
Необходимо соблюдать
терпение и такт в общении
с ними.
Посоветовать им держать
себя в руках, иначе они
могут вспылить и оскорбить
собеседника.
Стрела
•
Это вектор, по которому
студенты ориентируются в
жизни. Стрела направлена
вверх – ориентация на других
людей, вниз – на себя, налево
– смотрите в прошлое,
направо – надеетесь на
будущее.
•
Что можно посоветовать?
•
Разговаривать со студентом,
исходя из направления
стрелы.
Гори-гори, моя звезда…
•
Звезда — показатель оптимистичной
натуры. Студенты стремятся оказаться
в центре внимания, для них важно быть
ярким и всегда замеченными.
Столкнувшись с проблемой, такой студент
старается не опускать руки и пытается
быстрее справиться с трудностями.
Но если у звезды слишком много лучиков
или студенты изображают их отдельно
от нее, это может свидетельствовать
о депрессивных переживаниях.
•
Что можно посоветовать?
•
Обратить внимание на студента, вовлечь
его в учебную и внеучебную деятельность,
поговорить по «душам».
Шах или мат
•
Студенты оказались в неприятном или
затруднительном положении, возможно,
они страдают от скрытых комплексов,
связанных с неспособностью разрешить
какую-то ситуацию или находятся
в поисках себя, своего жизненного пути,
сомневаются в правильности своей
жизни, поэтому рисуют шахматную доску.
Они хотят решить все проблемы,
выработав свою тактику и стратегию,
как это делают шахматисты.
•
Что можно посоветовать?
•
Необходимо поговорить со студентами,
предложить различные варианты выхода
из затруднительного положения.
Сердечко к сердечку
•
Студенты переполнены чувствами.
Им хочется расцеловать весь мир.
Но они постоянно сдерживают
свои эмоции и со стороны кажутся
строгими и неприступными.
Причем чем крупнее рисунок, тем
больше разница между его
истинным лицом и привычной
маской.
•
Что можно посоветовать?
•
Студентам необходимо стать более
открытыми и раскованными.
Домик для пчел
•
“
Пчелиные соты” говорят о
стремлении к упорядоченной и
размеренной жизни, спокойствию,
гармонии с собой и окружающим
миром. Кроме того, такой рисунок
может означать желание создать семью,
в котором зачастую студент не хочет
признаваться даже самому себе.
•
Что можно посоветовать?
•
Поговорить со студентам по «душам» о
друзьях, цели в жизни, планах на
будущее, об ответственности за свои
поступки.
Сабли, пистолеты или другое оружие
•
В студенте накопилось много
агрессии, возможно, он на кого-
то сильно сердится или вообще
злится на жизнь.
•
Что можно посоветовать?
•
Поговорить со студентом по
«душам» о проблемах,
обидчиках, научить выражать
свое недовольство, агрессию
приемлемыми способами.
Сетки
•
Вероятно, студенты попали в неловкое
положение или вступили в рискованное
дело, и в подобной ситуации они не
возьмут инициативу в свои руки, а
согласятся на все, что им предложат,
стерпят обиду и сдержат раздражение.
Рисунок напоминает решетку –они
ощущают себя загнанными в угол или
пытаются отгородиться от подобного
препятствия.
•
Что можно посоветовать?
•
Поговорить со студентом по «душам» о
доверии к людям, о друзьях, о дружбе.
•
Научить говорить «нет» и не
чувствовать себя виноватым.
Круги и кольца
•
Круги и кольца, окружности, связанные
друг с другом или вписанные одна в другую,
говорят о стремлении к присоединению и
соучастию. «Мне одиноко, я чувствую себя
как бы выключенным из внешнего
мира», — сигнализируют такие рисунки.
•
Фигура круга
•
Символизирует тенденцию к скрытности,
замкнутости, особенно если круг ничем не
заполнен. Вы закрываете свой внутренний
мир и не желаете давать сведений о себе. Вы
не любите, когда не только посторонние
люди, но и довольно близкие лезут в вашу
жизнь и ваши дела.
•
Что можно посоветовать?
•
Стремиться вовлекать студента в групповую
работу, во внеучебную деятельность.
Череп
•
Рисунки о смерти у подростков,
часто имеют вызывающий характер
просто потому, что подростки вообще
общаются с вызовом. Больно им.
Страшно, грустно и больно.... и
одиноко.
Они сердятся на смерть, заигрывают
с ней. В общем - отрицают.
И нас взрослых провоцируют,
надеясь найти подсказки: как же
справляться с одиночеством?
•
Что можно посоветовать?
•
Разговаривать со студентами о
жизни и смерти, о дружбе между
людьми, об отношениях с родными, о
выходе из трудных жизненных
ситуациях, о радостях жизни.
Человеческие фигуры
•
Когда студенты изображают человека
схематично («палка, палка, огуречик – вот и
вышел человечек») – эмоциональное
состояние их нестабильно, они хотят
закрыться и никого не подпускать к себе.
•
Если это маленькие человечки, то, скорее
всего, они ощущают беспомощность или хотят
уклониться от каких-либо обязанностей.
•
Голова в профиль, а тело анфас – в них живет
тревога, вызванная социальным окружением
и потребностью в общении.
•
Полный анфас – они открыты для общения.
Чем больше человек «отворачивается»,
«уходит» – тем больше студенты стремятся
избежать внешних контактов.
•
Что можно посоветовать?
•
Вовлекать студентов в совместную
деятельность с другими студентами, учить
сотрудничеству, слушать собеседника, не
перебивать, проявлять к нему интерес.
Штриховка
•
Для того чтобы что-то удержать в секрете,
это что-то нужно просто как можно лучше
спрятать (насыщенность штриховки
не оставляет сомнений, что автор так
и делает), а масса ненужных вещей — это
не хлам, а запас (о чем свидетельствует то,
как плотно, густо ложатся кольца на всех
рисунках; чернила доминируют над белым
пространством, буквы и цифры также
обведены многократно). Студент уверен,
что добиться своего сможет всегда —
не мытьем, так катаньем. И еще —
переубедить этого человека совершенно
невозможно (об этом говорит очень
сильный нажим). А крупный уверенный
почерк обозначает упорство и энергичность
его обладателя.
Животные
Изображения животных – признак хорошо
развитого воображения и богатой фантазии.
Эмоции студентов могут напрямую зависеть от
того животного, который поселился на его
бумаге. Если это тигр или волк – в них
спряталась агрессия, если лиса – задумали где-
то схитрить, зайчик или белочка – вам нужна
забота и защита, лев – ощущаете свое
превосходство над всеми. Этот механизм сходен
аллегорическому значению животных и их
характеров в сказках, притчах и детских
историях. Когда студенты постоянно
изображают одного и того же зверя, щенка,
птичку или жучка, то, скорее всего, сравнивают
его с собой, приписывают себе его повадки.
Перемежающиеся узоры,
как на обоях
•
Такой узор говорит о том,
что студенту скучно, надоел
урок а, может быть, вообще
весь его образ жизни.
•
Что можно посоветовать?
•
Привлечь внимание
студента, вовлечь его в
активную мыслительную
деятельность, обратить на
него внимание.
Автомобили нового поколения
•
Рисунки автомобилей
говорят о скорости, риске,
творческих способностях
студентов.
Автомобили нового поколения
Автомобили нового поколения
Шагающие, летающие конструкции
Рисунки русской символики
Россия- родина моя!
Итоги
•
В результате обследования рисунков
выявились следующие психологические
особенности студентов :
•
Р – ранимые
•
О – обидчивые
•
С – сердитые
•
С – смелые
•
И – изобретательные
•
Я – яркие
Патриоты своей страны!
Спасибо за внимание!