Напоминание

Театр "живых теней" с использованием фольклорного жанра


Автор: Герасименко Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №6
Населённый пункт: Томская область, город Томск
Наименование материала: статья
Тема: Театр "живых теней" с использованием фольклорного жанра
Дата публикации: 26.07.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




Театр «живых теней» с использованием фольклорного жанра

Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником

развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка

приобщает его к духовному богатству‚ истокам русской народной культуры.

(В. А. Сухомлинский).

Не секрет, что именно в дошкольном возрасте происходит наиболее

интенсивное развитие личности, в основе которого, безусловно, лежит

приобщение к отечественной истории и культурному наследию. Нужно как

можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить

важнейшие черты русского характера: порядочность, совестливость,

способность к состраданию. Разнообразные формы знакомства ребёнка с

народной культурой позволят ему приобщиться к национальным традициям,

испытать удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных

праздников и традиций, произведений устного народного творчества,

фольклора сложится для ребёнка образ Родины. Данную проблему можно

решить посредством театрализованной деятельности, так как именно она

является одним из самых распространенных видов детского творчества.

Именно через театрализованную деятельность проще всего познакомить

детей дошкольного возраста с истоками русской народной культуры. Русские

народные сказки, с которыми впервые встречается ребёнок, вводят его в мир

народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим

содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и

развития ребёнка. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что

плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о

моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор:

развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества:

доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность

народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского народа. Дети

очень любят играть в сказку. Их увлекает вымысел, быстрая смена событий в

сказке, приключения и победа добра над злом

.

Народный фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное

значение в формировании личности дошкольника, способствует развитию

образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образы русской

речи. В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения

русского языка, исчезают его красота и образность. Поэтому одной из самых

актуальных задач является показ красоты русского языка через устное

народное творчество.

Решить её, на наш взгляд, можно через привлечение детей к искусству

театра теней. Задача нас педагогов, познакомить детей с теневым театром;

формировать интерес к театрально- игровой деятельности; развивать

артистизм, коммуникацию. Для детей дошкольного возраста доступными

являются фольклорные формы – потешки, загадки, считалки и сказки. Так

как у детей присутствует наглядно-образное мышление, то одним из средств

по ознакомлению с устным народным творчеством является теневой театр.

Произведения русского народного творчества своим содержанием и формой

наилучшим образом отвечают задачам духовно- нравственного воспитания и

развития ребёнка. Сказки или другие произведения лучше не читать, а

рассказывать и показывать, глядя на детей, особенно это важно для детей

дошкольного возраста, так как помогает понять содержание, отношение к

персонажам. Для лучшего понимания произведения фольклорных форм

помогает инсценирование их с помощью различных видов теневого театра.

Театр теней- это волшебство, это сказка, которую раз увидев, не забудешь

никогда!

Помните, как в детстве вы сплетали из пальцев затейливые фигуры, и на

стене появлялись «живые» существа: собака, лошадка, сказочный дракон,

змея, птица? А вот вы вечером в лесу рассматриваете тени деревьев на снегу

- это словно какой-то другой мир, живой и самый настоящий, только туда

никак нельзя попасть. Мир теней, полный тайных смыслов и загадочный,

живет рядом с нами, неотделимый от нас и такой недоступный. Может быть

как желание разгадать его загадку и родился театр теней? Ведь на время

представления мы получаем пропуск в чудесный мир. Движение тени

мгновенно откликается в душе, рождает в ней совершенно особые мысли и

чувства. Каждый словно встречается с самим собой, с безмолвным голосом

своего сердца. Выразительные средства теневого театра скупы и сдержанны,

но наше воображение мгновенно дорисовывает всё недостающее. И помогает

лучше узнать себя, свой внутренний мир. Игра Света и Тени - вечная тема

для философов, художников и поэтов, но в театре теней эти две

противоположности становятся рабочим материалом и оказываются почти

прирученными. Основной принцип теневого театра очень прост –

использование тени от фигуры или предмета, падающий на экран при

освещении их каким-либо источником света. В театре теней из пальцев

особенно четко просматривается контуры персонажей, характер их

поведения, движения. Путем складывания определенным образом пальцев

можно получить изображение птиц, животных, и др. персонажей. У

инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней, (где действуют

пальцы и руки) большие возможности для развития ручной ловкости,

согласованности движений кисти и пальцев рук, умелости, точности,

выразительности движений и развития речи. Дети с восторгом начинают

копировать движения ваших рук, и если изображение на стене у них

начинает получаться, то это приносит много радости не только детям, но и

всем присутствующим в комнате людям. Дети глядя на вас, будут стараться

придумывать различные фигурки из собственных рук. Дети могут делать

простейшие фигуры например травку, веточки, деревья, солнышко, а также

участвовать в озвучке героев например звуков животных, а дети старшего

возраста уже сами могут показывать и пересказывать сказки, потешки, петь

песенки. Осваивая технику показа ручных теней, дети придумывали разные

ситуации с персонажем: собака открывает пасть и говорит всем привет,

зайчик машет вам лапой и т.п. А затем на основе литературного материала,

каждый ребенок создавал свой мини-спектакль: с помощью пальцев рук

показывал какое-либо животное и сопровождал показ текстом. После того,

как дети овладели техникой показа ручных теней, задачу усложнили: нужно

было показать мини–спектакль с участием двух или более детей. А значит,

нужно договориться, кто какую роль исполняет, занять нужное место между

экраном и лампой, чтобы не мешать друг другу. Сначала дети разыгрывали

маленькие диалоги. Например, показывая собаку и зайчика, персонажи

здороваются друг с другом и знакомятся. После этого дети разыгрывали

спектакли на основе литературного текста («Кисонька-мурысонька»,

«Курочка-рябушечка», «Зачем ежику колючки?» и др.)

Примеры фигур теневого театра

Фигура «Зайчик». Сожмите пальцы. Получится кулак. Затем выпрямите

указательный и средний пальцы (это ушки зайки). Чтобы показать, как

шевелятся ушки, пошевелите пальцами. Можно показать, как зайчик

прыгает, танцует и т. д.

Фигура «Коза». Сожмите пальцы в кулак. После этого поднимите мизинец

и указательный палец (как будто рога у козы). Передвигая руку, покажите,

как коза ходит, бодается.

Фигура «Дерево». Сначала растопырьте пальцы. У вас получатся ветви.

Затем пошевелите пальцами, как будто шевелятся ветки. После этого к

шевелению добавьте раскачивания рукой из стороны в сторону. Таким

способом вы покажите, как дерево раскачивается в ветреную погоду, как

гнутся ветки.

Фигура «Птица». Сложите пальцы на обеих руках вместе. Затем скрестите

руки. Ориентируйтесь на запястья. У вас получится «птица с

расправленными крыльями». После этого переместите скрещенные руки в

разное направление: вверх, вниз, в стороны, по кругу.

Фигура «Бабочка». Действия аналогичные выполнению фигуры «Птица».

Отличительная особенность состоит в том, что пальцы не просто сложены

вместе, а шевелятся. Таким способом, вы показываете, как двигаются

крылышки, когда бабочка порхает.

Фигура «Гусь». Соедините и согните указательный, большой, безымянный

пальцы и мизинец вместе. Противопоставьте им большой палец. Соединяя и

разъединяя большой палец с остальными, вы показываете, как гусь двигает

клювом, когда щиплет траву или пьет воду.

Фигура «Собачка». Расположите горизонтально собранные вместе пальцы

(как будто мордочка собаки). Противопоставьте им большой палец – это

будут «ушки» у собаки. Чтобы показать, как собачка кушает, лает, можно

использовать два положения пальцев. Первое положение – двигается

мизинец. Второе – раздвигаются безымянный и средний пальцы.

Фигура «Рыбка». Соедините все пальцы вместе. После чего совершите

раскачивающиеся движения кистью – «движение рыбки в воде».

В процессе освоения техники показа ручных теней важно показать детям

взаимосвязь между силуэтом (тенью) на экране и образом реального

животного или предмета, который изображают. Чем лучше у ребенка развито

воображение, тем разнообразнее ассоциации. Для этого в работе можно

использовать такие задания, как «Обведи силуэт тени мелком или

карандашом», «Дорисуй по своему замыслу», «Раскрась» и др.

Перед ребенком – актером теневого театра стоит задача ясно, четко и

понятно изъясняться, ориентируясь при этом на зрителя (слушателя). Работа

над выразительностью речи и интонацией приобретает особую значимость,

т.к. актер находится за экраном, на котором зрители видят силуэт ведомого

им персонажа и передать эмоциональное состояние героя теневого спектакля

очень трудно. В процессе работы над выразительностью речи и интонацией

(темп, высота, сила голоса) можно использовать скороговорки, игры и

упражнения на развитие речевого дыхания и артикуляции. Разучивание

пестушек, поговорок и песенок позволило ребятам научиться соотносить

движения персонажа со словами, которые он произносит. Ведь именно в этих

жанрах фольклора слово является главным и ведет за собой жест или

действие. Работа в данном направлении позволит сделать вывод о том, что

необходимость одновременно произносить реплики своего героя и следить за

его движениями и оказалась сложным для дошкольников. Поскольку на

подготовительном этапе работы дети еще не очень хорошо овладели

техникой показа теневых спектаклей, для них нужно организовать показы

спектаклей, подготовленных педагогами, а также посещение детского театра

теней совместно с родителями.

После просмотра с ребятами проводить беседы о том, что же они увидели

в спектакле, предлагать пройти за сцену (в условиях детского сада), где

актеры еще раз показывали бы элементы спектакля и предложить детям

самим попробовать управлять куклой. Это позволило еще больше вызвать

интерес детей к данному виду искусства и привлечь их к участию в

подготовке, а впоследствии к самостоятельному показу теневых спектаклей.

Дети с помощью кукол-марионеток пробуют показать сказку.

Театрализованная деятельность помогает активизировать речь детей,

воспитывать интерес к инсценировке сказок, учит согласовывать свои

действия с действиями других участников спектакля. Игра «Руки-артисты»

Взрослый обращается к детям: «Посмотрите, какая у меня собачка. Вы

сможете сделать такую? Попробуйте сложить руки так, чтобы получился

такой же силуэт. Моя собачка может лаять. Сделайте также».

Делаем силуэты гуся, птицы, козы, кота… Игра позволяет обыгрывать

песенки-потешки, развивает образное мышление, мелкую моторику рук и

координацию движений, учит согласовывать движение рук и речь. Куклы-

марионетки очень просты, их легко изготовить, а радость от творческого

процесса велика. Марионетки знакомят детей с простейшей механикой –

работой рычагов. Они не только помогают создать выразительный образ, но

и будят в детях познавательный интерес к техническим решениям. Набор

таких игрушек для теневого театра дети используют самостоятельно. Их

фантазия может удивить нас взрослых, а самим детям доставит радость

творчества. Пусть актерами в дальнейшем станут не многие, но приятные

воспоминания останутся у всех. Театральная деятельность – это яркая

вспышка эмоций, удовольствие от игры, радость. Это деятельность, в

которой осуществляются желания, мечты и многое другое. Театрализованной

игре следует уделять должное внимание, так как именно она предоставляет

уникальные возможности для гармоничного развития личности ребенка.

Театр теней помогает детям включить воображение, додумать образы,

чувства героев и обстановку. В процессе театрализованной игры

расширяются и углубляются знания об окружающем мире, активизируется и

совершенствуется словарный запас, звукоподражание, навыки связной речи,

совершенствуется моторика, координация, плавность и целенаправленность

движений, ответственность друг за друга. Классический теневой театр

является камерным видом искусства. Для него характерны относительно

маленький экран, применение в основном плоских или полуобъемных кукол-

фигур, использование простого белого цвета. Таким образом совместная

театрально-игровая деятельность становится уникальным видом

сотрудничества. Знакомясь с фольклором взрослые и дети учатся понимать

друг друга. С помощью взрослых дети попадают в удивительный мир

русского народного устного творчества посредством теневого театра, в такой

атмосфере создаются условия для самостоятельной творческой театральной

игры.

Дети, наблюдая за действиями педагога, учатся манипулировать

фигурами и руками, они запоминают и повторяют слова, которые произносят

герои русских сказок, потешек, песенок и др. малых фольклорных форм.

Воспитывается интонационная выразительность речи. Дети проявляют

постоянный интерес к произведениям русского фольклора, эстетически

воспринимают красоту родного языка и эмоционально реагируют на образы

героев произведений, созданные с помощью теневого театра. Совместная

подготовка спектакля (изготовление фигурок отдельных персонажей и

декораций) в полной мере содействует развитию не только творческих

способностей каждого ребёнка, но и речевого общения со сверстниками.

Групповые постановки помогают многим детям избавиться от речевых и

поведенческих проблем, успешно социализироваться в большом коллективе.

Ведь в одиночку спектакля не сыграешь. Народная культура и жизненный

опыт передаются из поколения в поколение. Время-показатель их

педагогической значимости. Театрализованная деятельность является

неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных

открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству и традициям.

.



В раздел образования




Яндекс.Метрика