Напоминание

"Сила твоя в человечности" (по рассказу О.Златогорской "Силовой прием")


Автор: Дуброва Ирина Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №11
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: Конспект урока литературы
Тема: "Сила твоя в человечности" (по рассказу О.Златогорской "Силовой прием")
Дата публикации: 01.08.2020
Раздел: среднее образование





Назад




«Сила твоя в человечности »

(Проблема нравственного выбора в рассказе О. Златогорской «Силовой приём»)

(Урок литературы в 8 классе)___________________________

Цель: поиск ответа на вопросы: что есть истинная сила и человеческая слабость, как найти

правильное решение в минуту нравственного выбора.

Задачи: формирование личностныхУУД: умение принимать правильное решение , основанное на

нравственных законах добра, милосердия и справедливости; нести ответственность за свои

поступки;

формирование коммуникативных УУД: уметь работать в коллективе, вступать в диалог, строить

монологическое высказывание в соответствии с целями и задачами коммуникации

формирование метапредметных компетенций: уметь работать с информацией: понимать,

перерабатывать и представлять результаты переработки;

формирование познавательных УУД: уметь анализировать текст через систему образов, делать

выводы .

Методы и приёмы работы: групповая работа с текстом, дискуссия, создание мини-проекта

«Социальная реклама».

Оформление: презентация, карточки-задания для групповой работы, чистые листы, краски.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

Наша жизнь многообразна. В ней есть место весёлому и грустному, хорошему и плохому,

приятному и полезному. Чаще всего мы можем дать однозначную оценку тому ,что происходит.

Жертвуют люди деньги в фонд АиФ «Доброе сердце»- они поступают благородно, проявляют

милосердие. Совершает кто-то теракт - это безусловное зло и жестокость.

Но бывают ситуации, которые трудно понять сразу и правильно оценить. Именно такая ситуация

описывается в рассказе современной писательницы Ольги Златогорской «Силовой приём».

О неоднозначности произведения говорят и ваши отзывы.

Мы читали этот рассказ. Давайте познакомим с ним наших гостей.

2. Краткий пересказ текста рассказа О. Златогорской «Силовой приём»

3.Формулировка проблемы урока.

Прочитайте суждение и цитаты. Попытайтесь сформулировать проблему.

1. Рассказ называется «Силовой приём»

2. «На этой тренировке Егор выложился полностью. Он и так не давал себе поблажки»

3. «Зато я знал бы, что я не слабак.

-А сейчас не знаешь?»

4. «Он не плакал с пятого класса, а сейчас вдруг намокли глаза»

5. «Хозяин, ты же меня не бросишь здесь одного?

-Не брошу,- прошептал Егор»

Проблема урока: Силу или слабость проявляет Егор, когда применяет силовой приём

против беззащитного щенка?

Ключевые вопросы урока:

Вопросы, сформулированные учащимися:

-Почему произведение называется «Силовой приём» ?

-Почему отец Егора так жесток?

-Почему Егор убил щенка?

3.Работа в группах. Работа пресс-центра.

Сегодня на уроке будет работать особая группа учащихся –пресс-центр. Они попытаются

внимательно слушать других учащихся и во время обсуждения в группах и во время выступления.

Им можно временно присоединяться к любой группе. Задача: создать один или несколько

плакатов социальной рекламы на темы, которые звучат в рассказе.

(Возможные темы: не будьте равнодушными, в семье не должно быть жестокости, сумей сделать

правильный выбор, будь милосердным ...)

1 группа. Семья Егора. Взаимоотношения в семье.

- Какие правила неукоснительно соблюдались в семье Егора?

- Какие взаимоотношения сложились в семье?

-Было ли членам этой семьи хорошо и уютно вместе?

2 группа. Егор и спорт.

-Чем для Егора был спорт, бокс?

-Отношение Егора к тренеру, тренировкам?

- Чему спорт научил Егора?

3 группа. Жизненные принципы Егора.

-Каким жизненным принципам следовал Егор.

- Какие глаголы чаще всего употребляет автор, говоря о действиях Егора?

-Какая жизненная цель была у Егора?

4 группа. Егор и друзья.

- Перечитайте эпизод с Серёгой. Обратите внимание на диалог.

Сделайте выводы:

-Как Егор относится к Серёге? Почему?

-Как этот эпизод характеризует Егора?

Совет учителя: вы сегодня в классе не одни. Помните об этом. Постарайтесь представить свою

работу интересно и ярко. Возможно, вы используете для представления своего выступления и

другие средства, кроме речи: схемы, таблицы, графики, цвет, звук.

5.Выводы по уроку. Решение проблемы.

Вернёмся к ключевым вопросам и к проблеме урока.

-Почему отец настолько жесток?

(Отец военный, он привык принимать решения , руководствуясь разумом, он не понимает Егора и

не хочет понять, он не способен к состраданию и милосердию)

-Почему Егор убил щенка?

(он не смог найти другой выход, не смог сделать правильный нравственный выбор, струсил,

побоялся отца)

-Каким мог быть выход из сложившейся ситуации?

(Любым: но нужно было оставить щенка живым, потому что самое ценное в мире -это жизнь)

-Силу или слабость проявил Егор, совершив этот поступок?

(Он проявил слабость, несмотря на то что считал себя сильным)

-Почему Егор в итоге оказался слабым?

(Он был один. Не чувствовал поддержки семьи, друзей. Мир оказался равнодушным и холодным

по отношению к Егору и щенку)

-Почему рассказ назван «Силовой приём»

(Название совершенно противоположно концу рассказа: именно момент, когда герой применяет

силовой приём ,оказывается моментом душевной слабости героя. Егор применяет силовой приём и

против себя - убивает в себе способность к состраданию, хотя в этот момент считает иначе,

силовой приём применяет к Егору отец, выгоняя его из дома, силовой приём , наконец, применяет

писатель по отношению к читателю. Название многозначно)

-Что такое истинная душевная сила человека?

(Сила- это способность поступить в сложной ситуации в соответствии с нормами добра,

справедливости и человечности, т.е. сила в человечности твоей!)

6.Слово учителя.

Мне кажутся очень важными слова, которые вынесены в название нашего урока. По-моему, сила

человека именно в его человечности, умении поступать по глубоко нравственны законам добра и

милосердия. Да, в нашей жизни много горя, но это не значит, что мы должны привыкнуть к нему.

Думаю, каждый раз, когда мы слышим, видим, читаем о том, что кому-то плохо, наше сердце

должно откликаться на чужую боль состраданием и милосердием, стремлением помочь.

Откликнуться –нужно прежде всего для самого человека, чтобы знать, что ты -человек

7. Представление работы пресс-центра.

8 Домашнее задание.

1.Представьте, что существует литературная премия «Нравственный выбор».

2.Какие произведения могли быть номинированы на эту премию, кроме рассказа О. Златогорской

«Силовой приём»?

3.Составьте список возможных номинантов (5-10 произведений). Устно аргументируйте свой

выбор.

8.Рефлексия.

1.Оцените отметкой качество работы каждого участника вашей группы?

(Советуем учитывать активность, серьезность ,глубину и значимость работы члена группы для

качественной работы группы в целом)

2..Оцените работу группы в целом.

3. Общая оценка

Розовый стикер - урок взволновал

Оранжевый стикер - я сделал нравственные выводы

Зелёный стикер - порекомендую рассказ для чтения друзьям, родным

Учитель: Дуброва И.Б.



В раздел образования




Яндекс.Метрика