Автор: Севрюгина Любовь Станиславовна
Должность: заведующая
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №2 СП "Детский сад" №2
Населённый пункт: Самарская область г.о Октябрьск
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОО в соответствии ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Организация развивающей предметно – пространственной среды
в ДОО в соответствии ФГОС ДО»
В связи с введением нового Федерального государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования
(ФГОС),
вопрос
организации
развивающей
предметно-пространственной
среды
является
особо актуальным, т.к. РППС должна обеспечивать возможность педагогам
эффективно
развивать
индивидуальность
каждого
ребенка
с
учетом
его
склонностей, интересов, уровня активности.
Новизна работы заключается в том, что развивающая предметно –
пространственная среда в ДОО, созданная в соответствии ФГОС ДО, должна
способствовать всестороннему развитию ребёнка и его активной позиции.
Программа
должна
строиться
с
учетом
принципа
интеграции
образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями
воспитанников.
Решение
программных
образовательных
задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и
детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении
режимных моментов. С целью реализации требований ФГОС к развивающей
предметно-пространственной среде, в ДОО разработан план мероприятий по
его
внедрению,
в
котором
запланирована
работа
коллектива
по
преобразованию
РППС
и
приведения
ее
в
соответствие
с
требованиями
стандарта.
Для
реализации
мероприятий
данного
плана
создана
рабочая
группа по введению ФГОС.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой
возрастной
группы
в
ДОО,
мы
учитывали
то,
что
она
должна
быть:
-содержательно-насыщенной,
-трансформируемой,
-полифункциональной,
-вариативной,
-доступной,
-безопасной.
1.
Насыщенность
РППС
предполагает
разнообразие
материалов,
оборудования,
инвентаря
в
группе;
должна
соответствовать
возрастным
особенностям
и
содержанию
программы.
Становится
основой
для
организации
увлекательной,
содержательной
жизни
и
разностороннего
развития
каждого
ребенка,
является
основным
средством
формирования
личности ребенка, источником его знаний и социального опыта. В ДОО она
представляет
необходимые
возможности
для
игровой,
познавательной,
творческой, исследовательской, двигательной активности детей, обеспечивать
эмоциона льно е
благополуч ие,
возможно сть
с а м о в ы р а ж е н и я .
2. Развивающая предметно - пространственная среда ДОО открывает перед
детьми
множество
возможностей,
обеспечивать
все
составляющие
образовательного процесса и в этом смысле является полифункциональной.
Полифункциональность
предполагает
возможность
разнообразного
использования различных составляющих предметной среды (детская мебель,
маты,
мягкие
модули,
ширмы
и
т.д.);
наличие
не
обладающих
жёстко
закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в
т.ч. природные материалы, предметы-заместители).
Принцип полифункциональности предметного мира реализуется в ДОО с
помощью
различного
модульного
оборудования.
Использование
модулей
наряду
с
конструкторами,
мозаиками,
физкультурным
оборудованием
(обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в
себе
определенной
смысловой
информации,
способствует
развитию
воображения и знаково-символической функции дошкольников.
3. Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений
РППС
в
зависимости:
от
образовательной
ситуации;
от
меняющихся
интересов
детей;
от
возможностей
детей.
Принцип
трансформируемости
среды,
который
связан
с
полифункциональностью
–
это
возможность
изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную
функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования,
жестко
закрепляющего
функции
за
определенным
пространством).
Развивающая предметно-пространственная среда каждой группы меняется в
зависимости
от
возрастных
особенностей
детей,
периода
обучения,
образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, то в группе
больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома,
мосты, гаражи не только на полу, но и на мобильных платформах. Если
девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в «семью»,
«больницу»,«магазин».
Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента,
должны
обладать
возможностью
изменяться
по
объему
–
сжиматься
и
расширяться,
то
есть
иметь
подвижные,
трансформируемые
границы.
Образно говоря, пространство должно быть «пульсирующим», чтобы каждая
зона при необходимости могла вмещать всех желающих. Это очень важно в
аспекте
групповой
динамики
–
тенденции
дошкольников
«заражаться»
текущими
интересами
сверстников
и
присоединяться
к
их
деятельности.
4.
Вариативность
среды
предполагает
наличие
различных
пространств;
периодическую сменяемость игрового материала; разнообразие материалов и
игрушек
для
обеспечения
свободного
выбора
детьми;
появление
новых
предметов.
При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка,
необходимо
пополнять
и
обновлять,
т.к.
появление
новых
предметов
стимулирует
исследовательскую,
познавательную,
игровую,
двигательную
активность
детей.
В
качестве
ориентиров
для
подбора
материалов
и
оборудования выступают общие закономерности развития ребенка на каждом
возрастном этапе. Предметы, игрушки, пособия должны отражать уровень
современного
мира,
нести
информацию
и
стимулировать
поиск.
5.
Доступность.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
организуется
так,
чтобы
каждый
ребенок
имел
возможность
свободно
заниматься любимым делом. Для этого в ДОО обеспечена детям доступность
всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, а так же
свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающих все основные виды детской деятельности. Исправность и
сохранность материалов и оборудования.
6.
Безопасность.
Среда,
окружающая
детей
в
ДОО,
обеспечивает
безопасность
их
жизни,
способствует
укреплению
здоровья,
т.е.
соответствует
требованиям
по
обеспечению
надежности
и
безопасности.
Форма и дизайн также ориентированы на безопасность. Все материалы и
оборудование должны иметь сертификат качества, отвечают гигиеническим
требованиям.
Построение развивающей предметно-пространственной среды с учетом
перечисленных
выше
принципов
обеспечивает
воспитанникам
чувство
психологической
защищенности,
помогает
формированию
личности,
развитию
способностей,
овладению
разными
способами
деятельности.
Созданная
эстетическая
среда
вызывает
у
детей
чувство
радости,
эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать
его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной
творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.
А
разнообразие
и
богатство
сенсорных
впечатлений,
возможность
свободного
подхода
к
каждому
центру
в
группе
способствуют
эмоциональному
и
интеллектуальному
развитию
воспитанников.
Окружающая
среда
позволяет
им
выбирать
занятия
по
интересам,
а
воспитателю
–
направлять
детскую
деятельность.
Создавая
различные
центры,
педагог
предлагает
дошкольникам
заняться
любимым
делом
(рисованием,
конструированием,
исследовательской
деятельностью),
реализуя тем самым потенциал развития, а также потребность в признании и
самовыражении. Наблюдая за детьми, педагог получает много интересной и
ценной
информации.
Это
помогает
ему
вдумчиво
и
рационально
организовывать
и
корректировать
пространство
группы
в
дальнейшем,
а
также
предоставляется
возможность
для
творческой
самореализации
и
организации
воспитательного
и
образовательного
процесса
на
новом
качественном уровне.