Напоминание

"Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОО в соответствии ФГОС ДО"


Автор: Севрюгина Любовь Станиславовна
Должность: заведующая
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №2 СП "Детский сад" №2
Населённый пункт: Самарская область г.о Октябрьск
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОО в соответствии ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Организация развивающей предметно – пространственной среды

в ДОО в соответствии ФГОС ДО»

В связи с введением нового Федерального государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования

(ФГОС),

вопрос

организации

развивающей

предметно-пространственной

среды

является

особо актуальным, т.к. РППС должна обеспечивать возможность педагогам

эффективно

развивать

индивидуальность

каждого

ребенка

с

учетом

его

склонностей, интересов, уровня активности.

Новизна работы заключается в том, что развивающая предметно –

пространственная среда в ДОО, созданная в соответствии ФГОС ДО, должна

способствовать всестороннему развитию ребёнка и его активной позиции.

Программа

должна

строиться

с

учетом

принципа

интеграции

образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и

особенностями

воспитанников.

Решение

программных

образовательных

задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и

детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении

режимных моментов. С целью реализации требований ФГОС к развивающей

предметно-пространственной среде, в ДОО разработан план мероприятий по

его

внедрению,

в

котором

запланирована

работа

коллектива

по

преобразованию

РППС

и

приведения

ее

в

соответствие

с

требованиями

стандарта.

Для

реализации

мероприятий

данного

плана

создана

рабочая

группа по введению ФГОС.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой

возрастной

группы

в

ДОО,

мы

учитывали

то,

что

она

должна

быть:

-содержательно-насыщенной,

-трансформируемой,

-полифункциональной,

-вариативной,

-доступной,

-безопасной.

1.

Насыщенность

РППС

предполагает

разнообразие

материалов,

оборудования,

инвентаря

в

группе;

должна

соответствовать

возрастным

особенностям

и

содержанию

программы.

Становится

основой

для

организации

увлекательной,

содержательной

жизни

и

разностороннего

развития

каждого

ребенка,

является

основным

средством

формирования

личности ребенка, источником его знаний и социального опыта. В ДОО она

представляет

необходимые

возможности

для

игровой,

познавательной,

творческой, исследовательской, двигательной активности детей, обеспечивать

эмоциона льно е

благополуч ие,

возможно сть

с а м о в ы р а ж е н и я .

2. Развивающая предметно - пространственная среда ДОО открывает перед

детьми

множество

возможностей,

обеспечивать

все

составляющие

образовательного процесса и в этом смысле является полифункциональной.

Полифункциональность

предполагает

возможность

разнообразного

использования различных составляющих предметной среды (детская мебель,

маты,

мягкие

модули,

ширмы

и

т.д.);

наличие

не

обладающих

жёстко

закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в

т.ч. природные материалы, предметы-заместители).

Принцип полифункциональности предметного мира реализуется в ДОО с

помощью

различного

модульного

оборудования.

Использование

модулей

наряду

с

конструкторами,

мозаиками,

физкультурным

оборудованием

(обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в

себе

определенной

смысловой

информации,

способствует

развитию

воображения и знаково-символической функции дошкольников.

3. Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений

РППС

в

зависимости:

от

образовательной

ситуации;

от

меняющихся

интересов

детей;

от

возможностей

детей.

Принцип

трансформируемости

среды,

который

связан

с

полифункциональностью

это

возможность

изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную

функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования,

жестко

закрепляющего

функции

за

определенным

пространством).

Развивающая предметно-пространственная среда каждой группы меняется в

зависимости

от

возрастных

особенностей

детей,

периода

обучения,

образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, то в группе

больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома,

мосты, гаражи не только на полу, но и на мобильных платформах. Если

девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в «семью»,

«больницу»,«магазин».

Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента,

должны

обладать

возможностью

изменяться

по

объему

сжиматься

и

расширяться,

то

есть

иметь

подвижные,

трансформируемые

границы.

Образно говоря, пространство должно быть «пульсирующим», чтобы каждая

зона при необходимости могла вмещать всех желающих. Это очень важно в

аспекте

групповой

динамики

тенденции

дошкольников

«заражаться»

текущими

интересами

сверстников

и

присоединяться

к

их

деятельности.

4.

Вариативность

среды

предполагает

наличие

различных

пространств;

периодическую сменяемость игрового материала; разнообразие материалов и

игрушек

для

обеспечения

свободного

выбора

детьми;

появление

новых

предметов.

При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка,

необходимо

пополнять

и

обновлять,

т.к.

появление

новых

предметов

стимулирует

исследовательскую,

познавательную,

игровую,

двигательную

активность

детей.

В

качестве

ориентиров

для

подбора

материалов

и

оборудования выступают общие закономерности развития ребенка на каждом

возрастном этапе. Предметы, игрушки, пособия должны отражать уровень

современного

мира,

нести

информацию

и

стимулировать

поиск.

5.

Доступность.

Развивающая

предметно-пространственная

среда

организуется

так,

чтобы

каждый

ребенок

имел

возможность

свободно

заниматься любимым делом. Для этого в ДОО обеспечена детям доступность

всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, а так же

свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям,

обеспечивающих все основные виды детской деятельности. Исправность и

сохранность материалов и оборудования.

6.

Безопасность.

Среда,

окружающая

детей

в

ДОО,

обеспечивает

безопасность

их

жизни,

способствует

укреплению

здоровья,

т.е.

соответствует

требованиям

по

обеспечению

надежности

и

безопасности.

Форма и дизайн также ориентированы на безопасность. Все материалы и

оборудование должны иметь сертификат качества, отвечают гигиеническим

требованиям.

Построение развивающей предметно-пространственной среды с учетом

перечисленных

выше

принципов

обеспечивает

воспитанникам

чувство

психологической

защищенности,

помогает

формированию

личности,

развитию

способностей,

овладению

разными

способами

деятельности.

Созданная

эстетическая

среда

вызывает

у

детей

чувство

радости,

эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать

его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной

творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

А

разнообразие

и

богатство

сенсорных

впечатлений,

возможность

свободного

подхода

к

каждому

центру

в

группе

способствуют

эмоциональному

и

интеллектуальному

развитию

воспитанников.

Окружающая

среда

позволяет

им

выбирать

занятия

по

интересам,

а

воспитателю

направлять

детскую

деятельность.

Создавая

различные

центры,

педагог

предлагает

дошкольникам

заняться

любимым

делом

(рисованием,

конструированием,

исследовательской

деятельностью),

реализуя тем самым потенциал развития, а также потребность в признании и

самовыражении. Наблюдая за детьми, педагог получает много интересной и

ценной

информации.

Это

помогает

ему

вдумчиво

и

рационально

организовывать

и

корректировать

пространство

группы

в

дальнейшем,

а

также

предоставляется

возможность

для

творческой

самореализации

и

организации

воспитательного

и

образовательного

процесса

на

новом

качественном уровне.



В раздел образования




Яндекс.Метрика