Автор: Бурлакова Ксения Игоревна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "СШ №17"
Населённый пункт: город Норильск, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Дополнительная образовательная программа по художественно - эстетическому направлению "Академия художников" 7 - 9 классов.
Раздел: дополнительное образование
УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОРИЛЬСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №17»
(МБОУ «СШ№17»)
663319, Красноярский край, г. Норильск, пр. Молодежный, д.7
телефон: (3919) 46-52-38
e-mail: norilskmoy
17@
.
ru
Согласовано: Рассмотрено на заседании
Директор МБОУ «СШ№17» Педагогического Совета
_____________О.Н.Иванова Протокол№…
«…» сентября 2020г. От ….08.2020г
Рабочая программа
ТО «Академия художников»
по художественно - эстетическому направлению
Количество часов: 70
Составила:
Педагог дополнительного образования:
Бурлакова Ксения Игоревна
Срок реализации 1 год
Категория учащихся 7 – 9 класс
г. Норильск
2020-2021 учебный год
Содержание программы
РАЗДЕЛ 1.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ………….……. 3
1.1. Пояснительная записка …………………………………………………….…... 3
1.2. Цель и задачи программы …………………………………………………….... 4
1.3. Учебный план ……………………………………………………..…………..... 6
1.4. Содержание программы ……………………………………………………….. 6
1.5. Планируемые результаты ...…………………………………....………………. 8
РАЗДЕЛ 2.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ………. 9
2.1. Условия реализации программы …………………………………………….... 10
2.2. Формы аттестации ………………………………………………....................... 11
2.3. Оценочные материалы ……………………………………………………….... 11
2.4. Методическое обеспечение …………………………………………………….11
2.5. Список литературы …………………………………………………………….. 13
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.
Пояснительная записка
Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что – то
из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.
Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором
ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка. Эту самобытность не возможно охватить какими – то
правилами, единственными и обязательными для всех.
Творческое вдохновение охватывает ребенка в момент рисования. Через рисунок дети выражают свои сокровенные
мысли, чувства. Творчество открывает в детской душе те сокровенные уголки, в которых дремлют источники добрых чувств.
Помогая ребенку чувствовать красоту окружающего мира, учитель незаметно прикасается к этим уголкам.
Дополнительная общеразвивающая программа «Академия Художников» разработана и откорректирована в соответствии
с приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от 9 ноября 2018 г. № 196); в соответствии с
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей» (СанПиН 2.4.4.3172 от 04.06.2014 г.), с учётом методических рекомендаций
по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы), разработанные
Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический
университет»,
ФГАУ
«Федеральный
институт
развития
образования
и
АНО
дополнительного
профессионального образования «Открытое образование» (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
Актуальность программы: «Академия художников» учит раскрывать души детей для красоты, учит смотреть на мир и
видеть в нем неповторимое и удивительное. Она тесно соприкасается с литературой, историей, религией, философией.
Огромнейшей задачей является воспитание человека – человека всесторонне и гармонически развитого. Важным здесь является
необходимость эстетического воспитания подрастающего поколения.
Преподавание изобразительного искусства просто необходимо. Ведь именно оно раскрывает ребенку мир реально
существующей гармонии, развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие способности и фантазии.
Без овладения необходимыми основами изобразительной грамоты не может быть полноценного эстетического воспитания и
художественного образования.
Отличительной особенностью и новизной программы заключается во взаимосвязи занятий по рисованию, лепке,
аппликации. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование — наиболее эмоциональные сферы
деятельности детей. И рисование, и лепка имеют большое значение для обучения и воспитания детей младшего школьного
возраста. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает
пространственное воображение, конструкторские способности, способствует развитию зрительного восприятия, памяти,
образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения.
Одной из наиболее сложных задач в рисовании – это умение передавать изображаемыми средствами
пространственные соотношения. В лепке, например, легче передавать движение, чем в рисовании, в силу пластичности
материала. Когда ребенку трудно сразу представить и изобразить фигуру в нужном положении, он прибегает к лепке, старается
прочувствовать форму, и затем полученные знания переносит на бумагу. Такой подход способствует развитию эстетического
восприятия, эстетических чувств, формированию образных представлений, воображения, творчества.
В результате у детей воспитывается интерес к художественной творческой деятельности, желание создать красивое
изображение, интересней придумать и как можно лучше выбрать. В своем творчестве дети передают те эстетические качества
предметов, которые они увидели. На занятиях дети слушают эмоциональные рассказы учителя из жизни выдающихся
художников, композиторов, музыкальных исполнителей, рассказы о значении цвета и звуков в жизни, в духовном мире.
Следует помнить, что огромное влияние
на активизацию изобразительной деятельности детей, на их идейно –
эстетическое воспитание оказывает прослушивание музыкальных произведений П.Чайковского, Л.Бетховена, Э.Грига,
С.Прокофьева, Д.Кабалевского и других композиторов, что обеспечивает глубокое прочувствование художественных образов,
создает соответствующий эмоционально – образный настрой. Необходимо, чтобы каждое занятие пробуждало у детей чувство
прекрасного, доброту, эмоциональную отзывчивость, воспитывало любовь к Родине.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, умению
внимательно вглядываться в жизнь, в накапливании опыта понимания красоты.
Задачи:
1.
Стремление к совершенствованию и гармонии;
2.
Умение создавать красивые мысленные образы, радоваться воображаемой красоте;
3.
Способность чувствовать и воспринимать незримую красоту;
4.
Радоваться красоте во всех человеческих проявлениях;
5.
Способность восхищаться и наслаждаться высшими образцами рукотворной красоты, высшими духовными ценностями,
проникать в их глубь, в суть;
6.
Способность видеть красоту во всех проявлениях природы и восхищаться ею;
7.
Воспитание честных и благородных чувств в сердцах детей, искренности.
Ожидаемые результаты
наличие потребности видеть прекрасное в окружающем мире;
понимание эмоций, отраженных в произведениях искусств;
развитие фантазии, воображения, проявляющихся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
умение находить новые нестандартные решения творческих задач;
использование выразительных средств для создания художественного образа;
усвоение нравственно – эстетических ценностей и стремление ребят руководствоваться в повседневной жизни.
Программа «Академия художников» — это начало систематического приобщения школьников к удивительному миру
искусства, к миру прекрасного, это первый шаг на пути к познанию азов художественного творчества. Поэтому особое
значение имеют знания и умения по данному курсу, которыми овладевают воспитанники.
Программа рассчитана на обучающихся 7-9 классов.
Наполняемость группы: 14 человек.
Срок реализации программы: 1 год 70 часов (2 часа в неделю).
Уровень реализации содержания программы – ознакомительный.
При реализации данной программы могут быть использованы дистанционные формы обучения.
Программа состоит из шести разделов:
-
Основы изобразительного искусства
-
Графика
-
Аппликация
-
Лепка
-
Нетрадиционные техники
-
Пленэр
Формы занятий: Занятия по программе «Академия художника» состоят из теоретической и практической частей, причем
большее количество времени занимает практическая часть. Теоретическая часть занятий должна быть максимально компактной и
включать в себя необходимую информацию о теме, новых понятиях и терминах. Форму занятий можно определить как
самостоятельную деятельность детей. В основе обучения лежат групповые занятия.
1.3. Учебный план
№
п/п
Названия раздела, темы
Количество часов
Формы
аттестации/контроля
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие.
2
1
1
Тестирование
2
Основы
изобразительного
искусства
44
-
44
Просмотр работ
3
Графика
12
-
12
Просмотр работ
4
Аппликация
2
-
2
Просмотр работ
5
Лепка
4
-
4
Просмотр работ
6
Нетрадиционные техники
2
-
2
Просмотр работ
7
Пленэр
2
-
2
Просмотр работ
8
Итоговое занятие
2
-
2
Тестирование
Всего
70
1
69
1.4. Содержание программы
1.
Введение (2 часа)
- Техника безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены. Техника безопасности при работе с колющими,
режущими и острыми инструментами; с красками и клеем. 1 час.
- Тестирование – входная диагностика – 1 час.
2.
Основы изобразительного искусства (44 часа)
- Декоративные приемы в акварели. Особенности акварели. Материалы. Изучаем декоративные приемы – дудлинг, набрызг,
использование соли, спирта, резерважа, пленки. Отрабатываем технические приемы заливки, растяжки. Закрепляем все приемы в
работе «Рыбки», формат А3. 4
- Многослойность в акварели. Осенний этюд. Изучаем приемы многослойного письма в акварели. Выполняем этюд на формате
А4. 4
- Техника акварели по-мокрому. Этюд «Пейзаж. Отражение в воде». Изучаем приемы по-мокрому в акварели. Специфика
изображения отражения в воде. Выполняем этюд «Пейзаж. Отражение в воде» на формате А4. 2
- Иллюстрации. "Книжные герои". Вычленяем главный сюжет. Выполняем эскиз по прочитанному произведению. Выполняем
иллюстрацию акварелью. 4
- Пейзаж пастелью. Изображение зимнего вечера на черной бумаге для пастели. Отрабатываем приемы изображения света
фонарей на улицах. Формат А3. 4
- Домики в акварели. Понятие скетча. Материалы и инструменты – акварель, кисти, маркеры, ручки. Изображение зимнего
домика в скетчевой технике. Изображение домиков в технике а-ля прима и раздельного мазка. Работы на формате А4. 2
- Городской пейзаж по референсу в технике по выбору. Рассматриваем подборку фотографий городских пейзажей. Каждый
выбирает для себя референс. Работа выполняется на формате А3 в любой технике изображения по выбору. 4
- Изображение стеклянных предметов пастелью. Учимся изображать стеклянные предметы пастелью. Особенности отражения
и блика. Формат А4. 2
- Изображение стеклянных предметов гуашью. Закрепляем навыки изображения стеклянных предметов в цвете. Формат А3. 2
- Изображение животных мягкими материалами. Отрабатываем навыки изображения животных мягкими материалами –
пастелью, сангиной по референсу. 4
- Натюрморт карандашом с натуры. Выполняется эскизирование – поиск наиболее удачной композиции. На формате А3
выполняется компоновка предметов по эскизу. Построение всех предметов в соответствии с перспективой, симметричностью и
взаимодействием. Штриховка предметов и плоскостей простым карандашом в соответствии с законами светотени. 4
- Капли воды. Реализм в изображении. Понятие «реализм» в изображении. Примеры реализма в творчестве. Реализм Дюрера.
Приемы достижения реализма. Рисунки каплей воды разных размеров и форм – лежащей, падающей. Особенности отражения и
бликов в изображении каплей. Рисунок реалистичных капель простым карандашом. 4
- Изображение стеклянных предметов карандашом с натуры. Особенности изображения стеклянных предметов – блик, тень,
отражение. Изображение стеклянных предметов с натуры. Штриховка. 4
3. Графика (12 час)
- Перевод рисунка с академического на графический язык. Натюрморт. Понятие «язык» изображения. Основные средства
графики – точка, линия, пятно. 2
- Копируем академический натюрморт – выполняем абрис предметов (натюрморт – с предыдущего занятия). Формат А3.
Эскиз графического изображения предметов и светотени. Выполнение натюрморта в черно-белом варианте. 4
- Пейзаж в графике. Маркеры. Эскиз композиции пейзажа – одноплановый, многоплановый. Изображение деревьев и фона
(неба, облаков, земли) различными графическими приемами (линиями, пятнами, точками). Формат А3. Для выразительности
добавляем цвет – акварель, гуашь. 2
- Листья и травы. Маркеры. Выполняем эскиз с изображением разных листьев и травинок. С использованием различных
графических приемом выполняем работу на формате А4. Добавляем цвет – акварель. 4
4. Аппликации (2 час)
- Аппликации из цветной бумаги на фоне из цветного картона "Открытки к празднику" - 8 марта. Выполняем открытку в
смешанной технике.
5. Лепка (4 часа)
- «Котомания» из соленого теста. Из соленого теста выполняется барельеф кота по собственному замыслу – кот-обжорка,
кот с тортиком, кот с рыбкой и т.п. Фигура кота декорируется различными дополнительными элементами. После высыхания
барельеф раскрашивается акриловыми красками.
6. Нетрадиционные техники (2 часа)
- Новогодний серпантин. Выполняются поделки для новогодних подарков. Елочка – хранительница подарка из фоамирана
и открытка в смешанной технике (фоамиран, картон, декор).
7. Пленэр (2 часа)
- Зарисовки на улице с натуры.
8. Итоговое занятие (2 часа).
- Подведение итогов, выставка работ обучающихся.
Тематическое планирование 7 – 9 класс (70ч.)
№ п/п
Дата по
плану
Дата
по
факту
Тема раздела, урока
«
Введение
»
1
Техника безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены. Техника безопасности при
работе с колющими, режущими и острыми инструментами; с красками и клеем
Основы изобразительного искусства
2
Декоративные приемы в акварели. Особенности акварели. Материалы. Изучаем декоративные приемы
– дудлинг, набрызг.
3
Декоративные приемы в акварели. Отрабатываем технические приемы заливки, растяжки. Закрепляем
все приемы в работе «Рыбки», формат А3.
4
Многослойность в акварели. Осенний этюд. Изучаем приемы многослойного письма в акварели.
5
Многослойность в акварели. Осенний этюд. Изучаем приемы многослойного письма в акварели.
Выполняем этюд на формате А4.
6
Техника акварели по-мокрому. Этюд «Пейзаж. Отражение в воде».
7
Иллюстрации. "Книжные герои". Вычленяем главный сюжет. Выполняем эскиз по прочитанному
произведению.
8
Иллюстрации. "Книжные герои". Вычленяем главный сюжет. Выполняем эскиз по прочитанному
произведению. Выполняем иллюстрацию акварелью.
9
Пейзаж пастелью. Изображение зимнего вечера на черной бумаге для пастели. Отрабатываем приемы
изображения света фонарей на улицах. Формат А3.
10
Пейзаж пастелью. Изображение зимнего вечера на черной бумаге для пастели. Отрабатываем приемы
изображения света фонарей на улицах. Формат А3.
11
Домики в акварели. Понятие скетча. Материалы и инструменты – акварель, кисти, маркеры, ручки.
Изображение зимнего домика в скетчевой технике. Изображение домиков в технике а-ля прима и
раздельного мазка. Работы на формате А4.
12
Городской пейзаж по референсу в технике по выбору. Рассматриваем подборку фотографий городских
пейзажей.
13
Городской пейзаж по референсу в технике по выбору. Рассматриваем подборку фотографий городских
пейзажей. Каждый выбирает для себя референс.
14
Изображение стеклянных предметов пастелью. Учимся изображать стеклянные предметы пастелью.
Особенности отражения и блика.
15
Изображение стеклянных предметов гуашью. Закрепляем навыки изображения стеклянных предметов
в цвете. Формат А3.
16
Изображение животных мягкими материалами. Отрабатываем навыки изображения животных
мягкими материалами – пастелью, сангиной по референсу.
17
Изображение животных мягкими материалами. Отрабатываем навыки изображения животных
мягкими материалами – пастелью, сангиной по референсу.
18
Натюрморт карандашом с натуры. Штриховка предметов и плоскостей простым карандашом в
соответствии с законами светотени.
19
Натюрморт карандашом с натуры. Штриховка предметов и плоскостей простым карандашом в
соответствии с законами светотени.
20
Капли воды. Реализм в изображении. Понятие «реализм» в изображении. Примеры реализма в
творчестве. Реализм Дюрера. Рисунок реалистичных капель простым карандашом.
21
Капли воды. Реализм в изображении. Понятие «реализм» в изображении. Примеры реализма в
творчестве. Реализм Дюрера. Рисунок реалистичных капель простым карандашом.
22
Изображение стеклянных предметов карандашом с натуры. Особенности изображения стеклянных
предметов – блик, тень, отражение. Изображение стеклянных предметов с натуры. Штриховка.
23
Изображение стеклянных предметов карандашом с натуры. Особенности изображения стеклянных
предметов – блик, тень, отражение. Изображение стеклянных предметов с натуры. Штриховка.
Графика
24
Перевод рисунка с академического на графический язык. Натюрморт. Понятие «язык» изображения.
Основные средства графики – точка, линия, пятно.
25
Копируем академический натюрморт – выполняем абрис предметов (натюрморт – с предыдущего
занятия). Эскиз графического изображения предметов и светотени. Выполнение натюрморта в черно-
белом варианте.
26
Копируем академический натюрморт – выполняем абрис предметов (натюрморт – с предыдущего
занятия). Эскиз графического изображения предметов и светотени. Выполнение натюрморта в черно-
белом варианте.
27
Пейзаж в графике. Маркеры. Эскиз композиции пейзажа – одноплановый, многоплановый.
Изображение деревьев и фона (неба, облаков, земли) различными графическими приемами (линиями,
пятнами, точками). добавляем цвет – акварель, гуашь.
28
Листья и травы. Маркеры. Выполняем эскиз с изображением разных листьев и травинок. С
использованием различных графических приемом. Добавляем цвет – акварель.
29
Листья и травы. Маркеры. Выполняем эскиз с изображением разных листьев и травинок. С
использованием различных графических приемом. Добавляем цвет – акварель.
Аппликации
30
Аппликации из цветной бумаги "Открытки к празднику" - 8 марта. Выполняем открытку в смешанной
технике.
Лепка
31
«Котомания» из соленого теста..
32
«Котомания» из соленого теста. После высыхания барельеф раскрашивается акриловыми красками.
Нетрадиционные техники
33
Новогодний серпантин. Выполняются поделки для новогодних подарков. Елочка – хранительница
подарка из фоамирана и открытка в смешанной технике (фоамиран, картон, декор).
Пленэр
34
Зарисовки на улице с натуры.
Итоговое занятие
35
Подведение итогов, выставка работ обучающихся.
1.5. Планируемые результаты
Знать:
- основы линейной перспективы;
- основные законы композиции;
- пропорции фигуры и головы человека;
- различные виды графики;
- основы цветоведения;
- свойства различных художественных материалов;
- основные жанры изобразительного искусства;
Уметь:
- работать в различных жанрах;
- выделять главное в композиции;
- передавать движение фигуры человека и животных в рисунках;
- сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;
- строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник);
- критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы
1. Наличие наглядного и дидактического материала в соответствии с тематикой занятий.
2. Создание атмосферы комфорта, доброжелательности и конфиденциальности.
3. Материально – техническое обеспечение:
мультимедийный аппарат;
канцелярские принадлежности (бумага формата А4, А3; цветные простые карандаши; клей, доска, стенды для выставок, плакаты
с дидактическим материалом, альбомы, краски, кисти, стаканчики для воды, клеенки).
2.2. Форма аттестации
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании
всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
1)
через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
2)
через отчётные просмотры законченных работ.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради
педагога.
2.3. Оценочные материалы
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
- Формирование на занятиях эмоциональной атмосферы, атмосферы любви и сотоварищества, постепенное втягивание
детей в осознание темы, совместный диалог, рассуждения и т.д.
- Использование метода оформления интерьера класса работами детей, оформление выставок.
- Использование метода свободного выбора в системе ограничений (содержание темы, цвета, формы, конструкции и т. д.).
- Развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения.
- Подбор краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением.
- Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности, навыков взаимопомощи.
- Решение художественно-творческих задач на сочетание различных приемов аппликации (обрывание, вырезание) для
достижения выразительного образа.
- Моделирование художественно выразительных форм, выполненных способом сминания, складывания, комбинирования
бумаги и других материалов.
- Применение разных способов лепки (тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать
поверхность).
2.4. Методическое обеспечение
Практические занятия по программе «Академия художников» представляют собой занятия (или практическую часть
занятия), по решению прикладных задач, образцы которых были даны в процессе изучения теоретических тем. Практическое
занятие должно быть нацеленным на формирование определенных умений и закрепление определенных навыков, поэтому цель
занятия должна быть заранее известна и понятна учащимся.
Формами проведения практической части занятий могут быть: беседы тестирование, экскурсии, деловые игры, мини-игры,
посещение выставок, картинной галереи, музея, участие в конкурсах, фестивалях, массовых, творческих мероприятиях и т.д., с
учетом художественно - эстетической направленности программы.
Материально-техническое обеспечение:
- пополнение периодической литературы и книг по темам;
- дидактический материал;
- наглядный материал (презентации, иллюстрации из журналов);
- методическая литература: журнал, учебные пособия для детей.
- компьютер (ноутбук) с выходом в сеть Internet
- информационно-поисковые системы ИПС, ресурсы сети Internet;
2.5. Список литературы
1.
Блейк В. « Начинаем рисовать». Минск «Попурри» 2003.
2. Гибсон Р. «Карнавал. Маски. Костюмы». Москва «Росмэн» 2002.
3. Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью», Москва «Педагогическое общество России»,
2004 г
4. Гусакова М. А. «Аппликация». Москва «Просвещение» 1987.
5. Запаренко В. С. «Энциклопедия рисования». Санкт-Петербург «Нева», Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2002.
6. Курбатова Н.В. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2002 г.
7. Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №5.2008.
8. Мартин Б. «Рисуем с удовольствием». Минск «Попурри» 2003.
9. Рутковская А. «Рисование в начальной школе», Москва, Олма-Пресс, 2003 г.
10. Сарафанова Н. А. «Подарки к праздникам». Москва «Мир книги» 2005.
11. Соколова С. В. «Школа оригами. Аппликации и мозаика». Москва «Эксмо», Санкт-Петербург «Валери СПД» 2008.
12. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль «Академия развития», 2006 г.
13. Федотова И.В. «Изобразительное искусство», Волгоград «Учитель», 2006 г.
14. Фиона Уотт «Как научиться рисовать», Москва «Росмэн», 2002 г.
15. Фиона Уотт «Я умею рисовать», Москва «Росмэн», 2003 г.
16. Хайнс К., Харви Д., Дангворд Р., Гибсон Р. «Домашний кукольный театр». Москва «Росмэн» 2002.
17. Хосе М. Паррамон «Как писать маслом». Санкт-Петербург «Аврора» 1992.
18. Хосе М. Паррамон «Путь к мастерству. Как рисовать». Санкт-Петербург «Аврора» 1991.
19. Шалаева Г.П. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2004 г.
20. Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство», Москва «Просвещение», 2000 г.
21. Щеблыкин И. К., Романина В. И., Кагакова И. И. «Аппликационные работы в начальных классах». Москва
«Просвещение» 1983.