Автор: Инкина Инна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ СЦРР
Населённый пункт: р. Бурятия, г. Северобайкальск
Наименование материала: Конспект
Тема: Формирование трудовых умений в процессе организации труда в природе
Раздел: дошкольное образование
Формирование трудовых умений в процессе организации
труда в природе
1
. Значение труда в природе для развития дошкольников В последнее время в
связи с глобализацией экологических проблем все более значимым
становится экологическое образование, в том числе и детей дошкольного
возраста. В дошкольных учреждениях экологическое образование является
частью общего образования. В ДОУ происходит формирование начал
экологической культуры. Одним из способов экологического воспитания
дошкольников в ДОУ является труд в природе. Труд в природе способствует
всестороннему развитию ребенка: - для интеллектуального развития детей.
Педагоги, организуя трудовую деятельность, имеют возможность
разнообразить деятельность дошкольников, что способствует активному
усвоению и использованию ими приобретенных знаний, а полученные
впечатления побуждают их к активному обмену мнениями, способствуют
формированию суждений на основе анализа результатов труда и сравнений;
- способствует развитию наблюдательности, любознательности, воспитанию
интереса к сельскохозяйственному труду и уважения к людям, которые им
занимаются. В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими
приспособлениями, орудиями, овладевают навыками работы с ними, учатся
бережному отношению к природе; - физическому развитию детей -
совершенствуются движения, стимулируется деятельность различных
органов и систем организма через содержание труда в природе, скажем, во
время выращивания красивых цветов, удовлетворяются эстетические
потребности детей; Организация трудового процесса в соответствии с
требованиями культуры и эстетики, использование результатов работы для
удовлетворения практических потребностей и радостных эстетических
эмоций дает возможность педагогам эффективно осуществлять эстетическое
воспитание детей. Труд в природе, как никакая другая, эффективно
способствует формированию морально-волевых качеств личности, позволяет
расширить кругозор малышей. Именно труд в природе является той
деятельностью, в процессе которой оптимально реализуются все задачи
экологического воспитания: усвоение знаний о наиболее важных
взаимосвязях в природе; формирование ценностных ориентаций; воспитание
желания общаться с природой; усвоение правил природопользования;
формирование первых навыков природосообразного поведения.
2
Труд в природе является первым доступным детям дошкольного возраста
видом социально значимой продуктивной трудовой деятельности, в процессе
которой вырабатываются конкретные материальные ценности:
выращиваются цветы, овощи, фрукты и т.п. Как правило, большинство детей
охотно ухаживает за живыми объектами, познавая мир живой природы,
раскрывая в себе новые возможности, приобретая опыт бережного
отношения ко всему живому. Труд дисциплинирует, воспитывает чувство
ответственности за жизнь живых существ, растений. Ведь не политые в жару
растения могут засохнуть, ненакормленная птица или животное - погибнуть
или заболеть. Уход за растениями в цветнике и на огороде не только
позволяет воспитать у детей интерес к природе, сельскохозяйственному
труду и уважение к людям, которые им занимаются, но и сформировать у
дошкольников трудовые навыки и желание работать. Однако у детей
дошкольного возраста еще мало опыта, поэтому взрослые должны так
организовать деятельность, чтоб дошкольники испытывали радость труда,
положительно относиться к нему. Трудясь в природе, дети знакомятся: со
свойствами качества, состояниями объектов природы, усваивают способы
установки этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на
свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы
определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние
(упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается
эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов
природы. В процессе труда в природе у детей формируются знания: 1) о
растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности,
основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения); 2)
о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки,
образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между
условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним.
Труд в природе способствует развитию у детей: наблюдательности;
любознательности; пытливости; вызывает у них интерес к объектам
природы, к труду человека; уважение к людям труда. В процессе труда
формируются: практические навыки ухода за растениями и животными;
развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать
материалы и инструменты; намечать последовательность операций,
распределять их по времени и между участниками труда и т. д.
3
2. Формы организации труда по уходу за растениями в уголке природы Труд
детей в природе организуют в форме индивидуальных поручений и как
коллективный. Индивидуальные поручения применяются во всех
возрастных группах детского сада. Они дают возможность воспитателю
более тщательно руководить действиями детей — оказать прямую помощь
тем, кто нуждается в ней, дать дополнительные разъяснения, советы,
проконтролировать выполнение трудовых операций. Все это помогает
прочному формированию навыков и умений, а также воспитанию
ответственности за порученное дело, привычки к трудовому усилию.
Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и
умения одновременно у всех детей группы. Эти формы труда необходимы
для установления отношений в коллективе. Здесь формируются умения
принимать общую цель труда, договориться, согласовывать свои действия,
сообща планировать работу, помочь товарищу, оценить его труд;
воспитывается коллективная ответственность за выполнение задания. При
фронтальной организации коллективного труда, когда в труде участвуют все
дети возрастной группы, они сообща могут выполнять одно какое-либо
задание, огорода например прополку. При уборке уголка природы одни
моют растения, другие чистят клетки для животных, третьи моют поддоны и
протирают подоконники. В этом случае детей делят на подгруппы.
Коллективный труд может быть организован для одной небольшой
подгруппы: например, 5—6 ребятам поручают полить цветник или собрать
плоды бобов, гороха []. Одной из форм организации труда являются
дежурства. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе.
Эта форма труда позволяет совершенствовать трудовые навыки,
формировать общественные мотивы труда. Труд детей младшего возраста
проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. Воспитатель
помогает малышам, если они в чем-либо затрудняются, показывает приемы
выполнения задания, поощряет тех, кто хорошо справился с порученной
работой. В средней группе усложняются формы организации детей в
процессе труда и методика руководства трудом в природе. У детей старшего
дошкольного возраста необходимо формировать умение не только принять,
но и поставить трудовую задачу, представить результат ее выполнения,
определить последовательность операций, отобрать необходимые
инструменты, самостоятельно вести трудовой процесс (при небольшой
помощи воспитателя).
4
Индивидуальные поручения по уходу за растениями и животными
становятся длительными. Ребенку поручают вырастить растение в подарок
малышам, маме. 2—3 детям дают длительные поручения — ухаживать за
грядкой на огороде, за клумбой и т. д. В старшей группе вводятся
дежурства детей в уголке природы. Организуя дежурства, воспитатель
проводит занятие, на котором знакомит детей с обязанностями дежурных,
напоминает способы ухода за обитателями уголка природы, знакомит с
новыми. Одновременно дежурят 2—3 детей. Дежурных подбирают таким
образом, чтобы вместе с детьми, умеющими хорошо работать, дежурили дети
с недостаточно сформированными навыками. Длительность дежурств
должна быть не более 3 дней. Дежурства воспитывают в детях чувство
ответственности, деловитость [5]. Руководство воспитателя работой
дежурных направлено на формирование необходимых навыков и умений
ухода за животными и растениями (поливка и рыхление почвы,
опрыскивание, обтирание листьев, подготовка корма для животных, их
кормление, чистка клеток животных), а также на развитие коллективных
взаимоотношений детей и правильного отношения к труду. Дежурные
должны уметь договориться о том, что каждый будет делать, о
последовательности операций. Воспитатель оказывает им помощь в
организации работы (советует, напоминает, предлагает заранее обдумать, что
и в каком порядке должно быть сделано). Если дежурные выполняют работу
по уходу за новыми живыми объектами, воспитатель первое время все
трудовые процессы выполняет совместно с детьми. При передаче дежурств
дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за животными и
растениями, что нового, интересного заметили в развитии растений, в
поведения животных. Ребята оценивают выполненную дежурными работу,
высказывают суждения о ее качестве, об отношениях к обязанностям, о
взаимоотношениях между дежурными во время работы. По сравнению с
предшествующим возрастом значительно усложняется организация
коллективного труда старших дошкольников. Для общего труда дети
подразделяются на подгруппы. Каждая подгруппа выполняет то или иное
поручение, а результат получается общий, например коллективная работа в
уголке природы, сбор семян для корма птиц и т. д. Имеет место (хотя и реже)
наиболее сложный вид коллективного труда — труд совместный. По этому
типу может быть организован труд в огороде и цветнике. Одна подгруппа
вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает на них бороздки и
сеет семена. При организации коллективного труда воспитатель помогает
детям разбиться на звенья, распределить обязанности
5
между звеньями и внутри них. Наблюдая труд детей, воспитатель оказывает
помощь, дает советы, указания. Ведущий прием обучения старших
дошкольников новому виду труда — объяснение. Показ способов
применяется в основном при ознакомлении с новой трудовой операцией. В
связи с общим более высоким развитием детей становится возможным
показать сразу весь трудовой процесс, все задание,которое надо выполнить.
В процессе руководства трудом детей воспитатель решает задачу развития
чувства самоконтроля: проверяя выполнение задания, ставит перед
отдельными детьми вопросы, направляющие их внимание на результат труда,
на сравнение его с заданием, учит соотносить свои действия с указаниями.
Оценка носит положительный характер, но она дифференцируется в
зависимости от качества: «Посадил правильно, но землю вокруг луковицы
прижал плохо». К оценке привлекаются и сами дети: воспитатель предлагает
одному ребенку оценить, как другой выполнил задание. При работе
подгруппами одна подгруппа оценивает работу другой []. Особенность
руководства трудом старших дошкольников состоит и в том, что воспитатель
обсуждает с детьми, что нужно сделать и как надо выполнить работу. Детей
приучают не только видеть, но и планировать последовательность
выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять
обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь. Таким
образом, формы организации труда и методика руководства им на
протяжении дошкольного возраста усложняются. Усложнение определяется
возрастными возможностями детей.
3. Методика организации труда по уходу за растениями в уголке природы
В подготовительной к школе группе проводится дальнейшая конкретизация и
обогащение представлений о природе. Дети должны получить знания о
последовательности некоторых явлений природы (рост и развитие некоторых
животных, сезонные изменения в природе и др.). С некоторыми видами
ухода за растениями поливкой, мытьём листьев, удалением сухих листьев –
дети знакомились в предыдущих группах. В подготовительной к школе
группе детей учат новым приёмам ухода: рыхлению, опрыскиванию, разным
способам очистки листьев от пыли, весной – подкормке, пересадке,
размножению растений. М.М. Марковская считает, что они должны
понимать значение того или иного вида ухода за растениями [8]. Поливая
растения весной, дети замечают, что они больше «пьют» воды,
6
земля быстрее высыхает. Воспитатель подводит детей к выводу, что весной в
комнате больше света, солнце греет, растения стали расти, поэтому им нужно
больше воды. 1. Поливка. Одним из наиболее важных и трудных по
освоению видов ухода за растениями является поливка. Детей нужно научить
не только правильно поливать, но и определять недостаток влаги в горшке по
сухости верхнего слоя земли. В процессе ухода воспитатель объясняет, что
одни растения, например примулу, традесканцию, надо поливать часто,
чтобы земля была сырая, другие же, например алоэ, кактусы, наоборот,-
только тогда, когда земля в горшке совсем высохнет: у некоторых растений
(циперус) вода всегда должна быть в поддоне. При поливке растений
необходимо учитывать период роста (весной и летом) растения требуют
обильной поливки, т.е. более редкой. Но в жарко натопленных комнатах,
когда земля в горшках быстро высыхает, надо и зимой поливать растения
часто. Растениям обычно вредна как чрезмерная поливка, так и
пересыхание земли. В первом случае земля закисает, листья желтеют и
отваливаются. Во втором, вода не впитывается пересохшим комом, а
скатывается по стенкам горшка. 2. Опрыскивание Для лучшего роста
растений весной и летом нужно их не только поливать, но и ежедневно
опрыскивать водой комнатной температуры. А.Ф Мазурина предлагает
воспитателю опрыскивать растения первое время самому в присутствии
детей и постепенно привлекать к этой работе дежурных. Летом , в жару,
хорошо опрыскивать растения по два раза в день. Нужно объяснить ребятам,
что на солнце опрыскивать растения нельзя: на листьях появляются ожоги. 3.
Содержание растений в чистоте Следует объяснить детям, что пыль,
оседающая на листьях, не пропускает солнечный свет и воздух. Поэтому
важно содержать растения в чистоте. Воспитатель показывает разные
способы ухода: - мыть с помощью кисточки листья алоэ, складчатые,
«заглаженные» листья куркуменго; - хрупкие очищают мягкой сухой
щеточкой; - мелкие листочки обмывают из лейки.
7
4.Рыхление. Важным видом ухода за комнатными растениями является
рыхление земли в горшках. Рыхлить землю надо очень осторожно, чтобы не
повредить корней. Первое время рыхлит землю воспитатель в присутствии
детей, в дальнейшем идет привлечение детей к помощи, дав им тупые
палочки, предлагает взрыхлить землю в горшках тех растений, у которых
корни не находятся на поверхности земли. 5.Подкормка растений. Весной и
летом, когда растения растут, дают много листьев и цветов, им нужно
больше питания. Детям следует в доступной форме рассказать о значении
подкормки. Надо научить детей поливать раствором из леечки без сетки,
осторожно, чтобы капли его не попали на листья и стебель; перед
подкормкой и после неё растения поливают простой водой. Подкормка
выполняется под контролем воспитателя. 6.Пересадка комнатных растений.
Отобрав растения, требующие пересадки, воспитатель с детьми перечисляет,
что нужно приготовить для пересадки: горошки, землю, песок, черепки,
совки, палочки. Для того чтобы все дети имели представление о пересадке
растений, нужно 1-2 растения весной пересадить на занятии. Воспитатель в
присутствии детей вынимает 1 растение из горшка, дети осматривают плотно
оплетённый корнями ком земли. При помощи палочки освобождают корни от
старой земли и распутывают их. Пересаживая растения, воспитатель
объясняет все свои действия. Иногда бывает необходимо пересадить быстро
развивающееся растение в более просторный горшок, не нарушая земельного
кома. Такая пересадка называется перевалкой. [6] Ведущим приемом
обучения детей новому труду становится объяснение: что необходимо
выполнить и как. Показ способов действия тоже имеет место и применяется в
основном при ознакомлении с новой трудовой операцией.
8
4.Требования к отбору растений для уголка природы При отборе
растений для уголка природы следует учитывать требования, предъявленные
«Программой воспитания в детском саду»: 1. Уход за растениями должен
быть доступен дошкольному возрасту (при участии и руководстве
воспитателя). Поэтому отбирают растения неприхотливые. 2. Растения в
уголке должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и
удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольников. 3. Необходимо
иметь несколько экземпляров одного и того же вида растений с целью, чтобы
дети видели не только общие, но и индивидуальные признаки, это подводит
их к пониманию, разнообразит и неповторимости живых организмов. 4.
Растения должны быть обязательно безопасны, не приносить вред здоровью
детей. В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие:
четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго
цветущие. Это обыкновенная (или зональная) герань, фуксия, вечноцветущая
бегония, бальзамин («огонек», азалия, китайский розан), растения с
пёстроокрашенными листьями –колеус Из предложенных воспитатель
подбирает 3-4 вида растений Малыши должны научиться узнавать и
называть 2—3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок) В средней
группе комнатные растения должны иметь разную форму и величину
листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений
в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из
пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой
или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные
листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от
характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их
хрупкости. Старшая группа. Дети должны знать, что растения для своего
роста нуждается в свете, влаге, тепле, почвенном питании: разные растения
нуждаются в разном количестве света, влажности. Закрепляются умения
определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и
стебле (способ поддерживания растений в чистоте). Включаются знания о
некоторых способах их вегетативного размножения в частности стеблевыми
черенками. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями:
с разнообразными вьющимися стеблями, стелющимися, имеющими
луковицы, клубнелуковицы. Это могут быть 2-3 вида традесканций,
комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус, алоэ, эпифилиум, кливия
9
Подготовительная группа. Основная задача ознакомления с природой в
подготовительной группе это формирование элементарных знаний о
существенной зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла,
света, чтобы дети усвоили, как поливать различные растения в зависимости
от условий их обитания в естественной среде. В уголке природы следует
поместить растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге:
циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве.
Кактусы (1-2 вида) требующие очень небольшой и резкой поливки,
традесканция с большой потребностью во влаге, узамбарские фиалки,
поливать, которые следует весьма умеренно. В умеренной поливке зимой
нуждаются многие субтропические растения, находящийся в это время на
родине в относительном покое герани, фуксии и другие. В зависимости от
условий роста и развития растений, находящихся в уголке природы и
условий их происхождения надо помнить и при уходе за другими
растениями, особенно из семейства лилейных и амариллисовых амариллия,
кливия, драцена. Первый период зимы для этих растений период покоя, в это
время их почти прекращают поливать. Большой интерес вызывают у детей
так называемые живородящие растения: камнеломка, хлорофитум. Все они
имеют отпрыски, растущие не из корневища, скрытого в земле, а
появляющиеся из других частей растений, уса у камнеломки, цветочная
стрелка у хлорофитума и так далее. 5.Моделирование уголка природы в
ДОУ на примере природоведческой зоны в средней группе. Средняя группа
— это возраст непосед и любознаек. Многие педагоги и психологи отмечают,
что именно в этом возрасте познавательные способности и умственное
развитие детей делают существенный качественный скачок. У дошкольников
появляется способность усваивать больше информации, причём гораздо
более сложной и разнообразной по содержанию, чем в прошлом году. Этот
возраст характеризуется проявлением пытливости, заинтересованности
окружающим миром и событиями в нём, развитием устойчивости внимания и
наблюдательности.У детей средней группы быстро развивается речь,
появляется потребность общаться, делиться своими впечатлениями.
Вследствие этих особенностей детям среднего дошкольного возраста
становятся доступны новые знания о растениях и животных как своей
местности (распределение по местам произрастания и обитания), так и
других природных зон (тропических, полярных). Дети не только овладевают
новыми знаниями о природных объектах, но и дают определение их
существенных признаков (дикие животные находят жильё и еду сами,
10
адомашних кормит человек), устанавливают связь между строением
растения, животного и его приспосабливаемостью к окружающему миру.
Очень часто подмечают дети признаки неживых (вода льётся, растекается;
сухой песок сыпучий, а влажный лепится) и живых объектов (питаются,
растут, дышат). Многие дошкольники в этом возрасте любят составлять
небольшие рассказы на основе собственных наблюдений за хорошо
знакомыми природными объектами, используя слова-сравнения, обобщения.
Неравнодушными оставляет их красота природы в различные времена года.
Зарождаются основы экологически грамотного поведения и мышления: дети
понимают и могут объяснить, почему плохо рвать цветы, обижать птиц,
сорить на природе. К окончанию средней группы дети: различают 4–5
декоративных растений, знают, как ухаживать за ними, что требуется им для
развития и жизни; проявляют стойкий интерес к явлениям неживой и
живой природы, смене сезонов, погоды, изменениями в жизни людей в
разные времена года; понимают отличительные свойства живых
организмов; имеют первичное представление об экосистемах леса, луга,
реки; умеют пояснить, как зависит строение животного от его способа
передвижения, образа жизни (у рыбы плавники, чтобы плавать в воде, а
птице нужны крылья, чтобы летать, ёжику нужны колючки, чтобы
защищаться от хищников). Чтобы удовлетворить возросшие потребности
в познании мира природы, оборудование уголка природы в средней группе
значительно обогащают и расширяют. Одним из таких новшеств может
стать закрытый флорариум, который дети изготавливают совместно с
педагогом.
11
Растения в уголке природы для средней группы В первую
очередь, пополняют новыми растениями: алоэ, агавой, бегонией-рекс,
аспарагусом, душистой геранью. Растения подбираются с таким расчётом,
чтобы у них были различного типа листья, а детей учат, как ухаживать за
каждым из них. Чтобы детям было проще запомнить, какой именно способ
ухода за листьями предпочтителен для определённого растения, в горшок
втыкают схематическое изображение соответствующего инструмента,
расположенное на деревянной шпажке, или крепят его иным путём.
Одновременно в уголке природы могут находиться до 8 различных растений,
причём некоторые из них должны быть представлены в двух-трёх видах
(бегонии, герань), чтобы дети могли сравнивать их внешний вид и свойства.
Кроме растений, необходимо иметь набор инструментов по уходу за ними:
щёточки, губки, лейки, палочки для рыхления земли, тазик, тряпочки, а
также фартучки и нарукавники для защиты одежды детей во время труда и
экспериментирования с природными материалами.
герань аспарагус алоэ агава
12
бегония- рекс
Схемы-изображения по уходу за растениями Календарь природы
для средней группы. Календарь природы в средней группе служит не
только для обозначения времени года, но и состояния погоды в текущий
день. Оформить его в виде нескольких кругов с подвижной стрелкой, на
которых обозначены определённые явления как живой, так и неживой
природы, и дети после наблюдений и обсуждения состояния погоды
указывают стрелкой на необходимую картинку. Также наблюдения за
погодой можно зафиксировать на расчерченной на пять квадратов (по
количеству рабочих дней недели) полоске бумаги. Каждый день от
понедельника до пятницы обозначают определённым цветом (лучше цветами
спектра от красного до голубого). Число детям средней группы не
озвучивают, но называют дни недели.
13
Поскольку наблюдения за объектами
природы проводятся в детском саду каждый день, и воспитатель
осуществляет перспективное планирование, он заранее заготавливает
необходимое количество мелких изображений тучки, солнышка, дождевых
капель, снежинок. Храниться этот материал может в специальном
кармашке на календаре погоды. Проведя наблюдение за погодой и отметив её
особенности, по возвращении в группу перед обедом или во вторую
половину дня педагог предлагает детям вспомнить, какая сегодня погода и
каким значком её обозначают. Дети находят в кармашке нужное обозначение
и приклеивают его в окошко соответствующего цвета.
Эти действия могут сопровождать пояснениями сначала воспитатель, а
потом и сами дети: «Сегодня вторник, второй день недели, погода хорошая,
светит солнышко, поэтому нужно приклеить картинку с солнышком во
второе окошко». Счёт окошек ведётся слева. Погоду, которая была на
выходных, дети не отмечают, так как им трудно запомнить её за два дня. В
конце недели педагог вместе с детьми рассматривает изображения погодных
явлений, анализирует, каких дней было больше: дождливых, солнечных,
пасмурных. В календаре можно объединить наблюдение за живой и
неживой природой. Для этого лист бумаги расчерчивают на две полосы по
пять квадратов, в верхней отмечают, какая была погода, а в нижней — живой
объект наблюдений. В таком случае воспитатель должен подготовить
достаточное количество упрощённых изображений (цветок, птица, жучок,
трава). Если целенаправленное наблюдение за живой природой на прогулке
не планировалось, вклеить изображение можно на основе эпизодических
наблюдений детей. Для этого проводят беседу: «Что интересное, красивое
видели мы на прогулке?» В процессе беседы выясняют, какой им встретился
объект (листочек, муравьи, трава) и после обсуждения вклеивают картинку.
14
Игры и наглядные пособия для уголка природы в средней группе
Дидактические игры экологического и природоведческого содержания
становятся сложнее и разнообразнее, включают в себя информацию о
животных разных климатических зон и экологических систем, то же
относится к содержанию картин, альбомов, папок, которые будут уместны и
интересны на пятом году жизни. Тематика их может быть самой
разнообразной, но следует учитывать, что детям этого возраста
предпочтительнее давать нарисованные изображения, а не фотографии.
Макеты и изображения овощей и фруктов дополняются новыми, причём не
произрастающими в данной местности (апельсин, ананас, банан). Фигурки
животных — обитателями тропических стран (жираф, слон, носорог,
обезьяна) и Севера (белый медведь, морж). Вызывают интерес у детей
средней группы и коллекции: семян, перьев, камней, но оформлены они
должны быть так, чтобы малыши не могли их смешать, рассыпать (хорошо
прикреплены к основе, разложены в закрытые прозрачные баночки, пакеты).
Оборудование для экспериментов в средней группе Обязательным для этого
возраста является разнообразное оборудование для экспериментальной
деятельности и опытов: растворимые и нерастворимые в воде материалы
(песок, глина, соль, сахар, крупы); предметы, которые плавают и тонут
(камни, ракушки, бумага, жёлуди, сухие листья); увеличительные стёкла,
магниты. У детей вызывает интерес не только сам процесс
экспериментирования, но и причины, которые вызвали тот или иной
результат (магнит притягивает к себе всё металлическое, он притянул гвоздь
и скрепку, значит, они сделаны из металла).
15
Можно начать с осеннего дневника. Для этого нужно взять обыкновенный
альбом для рисования, сделать ему соответствующую обложку, объяснить
детям, что природа вокруг интересна и красива, но очень разнообразна, и всё
происходящее в ней запомнить невозможно. Оставить в памяти дары
чудесной осени поможет этот осенний дневник наблюдений. Если альбом
имеет 40 листов, то страниц в нём будет 80, чего вполне хватит на каждый
день недели, проведённый детьми в саду в осенние месяцы. Вверху листа
отделяется полоса шириной около трёх сантиметров, в ней цветом,
установленным по традиции для каждого дня недели, пишется число и
название месяца : «6 сентября», «12 ноября» и т. п. Поскольку многие дети
старших групп уже умеют читать, писать печатными буквами и знают
месяцы, эту работу можно поручить таким развитым ребятам. Далее
альбомный лист расчерчивается на 8 делений, в которые ежедневно вносятся
следующие данные: солнечный или пасмурный был день (изображение
солнца или тучи), осадки, ветер (его символом может стать наклонённое
дерево или схематическое изображение в виде нескольких волнистых линий).
Температуру рекомендуется обозначать фигуркой человечка разных цветов:
красной в жару, жёлтой в тёплую погоду, зелёной в прохладную и синей в
мороз. Остальные ячейки дети заполняют изображениями живых объектов,
за которыми наблюдали в течение дня. Проводится такая работа вечером, в
отведённое для свободной
16
деятельности время, с детьми, выразившими желание помочь с оформлением
альбома. Календарь наблюдений за птицами ведётся зимой, в течение двух
или трёх недель, а наблюдение за ростом растений (лука, гороха)
зарисовывается в отдельный альбом раз в неделю. Дети,
заинтересовавшиеся таким видом работы, могут захотеть вести
индивидуальные календари наблюдений, и воспитатель должен помочь им в
этом: расчертить альбомный лист, как захочет ребёнок, подписать, помочь с
заполнением. Индивидуальные календари наблюдений можно хранить в
уголке природы в папке с файлами и выдавать детям в свободное время.
Стремление дошкольников вести календарь самостоятельно свидетельствует
о высокой самоорганизации и развитых познавательных способностях.
Наглядные пособия для уголка природы в старшей группе Наглядный
материал пополняется в соответствии с растущим кругозором детей. Это
могут быть как приобретённые в специализированных магазинах наборы
рисунков и фотографий, так и скачанные из интернета самим воспитателем
изображения, красивые и захватывающие: явления неживой природы
(иней, морозные узоры, звёздное небо, извержение вулкана, гроза);
пейзажи различных климатических зон, таких как тропический лес, пустыня,
льды Арктики; увеличенные изображения маленьких живых существ
(улитка, муравей, божья коровка); фотографии экзотических животных с
детёнышами (коала, львица, кенгуру); картины открытого космоса.
17
Наглядные пособия — необходимое дополнение для уголка природы Но в
центре внимания, конечно же, должна быть природа родного края. В рамках
краеведческой работы можно вместе с родителями воспитанников изготовить
фотоальбомы «Природа моего города », «Мой цветущий родной посёлок».
Здесь можно отобразить красоту скверов, пышных летних клумб, озеленение
дворов. Дети с удовольствием будут рассматривать такой альбом, отыскивать
знакомые места, увидят красоту родного населённого пункта поновому — и
ещё больше полюбят свою малую родину. Если вблизи населённого пункта
есть водоём, то можно изготовить альбом «Наша река и её обитатели», «Кто
живёт в пруду», скомбинировав рисунки и фотографии. Также
увлекательными будут такие темы фотоподборок: «Деревья нашего парка»,
«Собираем урожай», «Мы — друзья природы» — конечно, если на фото
будут присутствовать сами дети.