Напоминание

Экология-это важно


Автор: Кузнецова Елена Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №6 С/П
Населённый пункт: город Новокуйбышевск Самарской области
Наименование материала: Экологическая работа в старшей группе детского сада
Тема: Экология-это важно
Раздел: дошкольное образование





Назад




Основное направление экологической работы в детском саду и родителей

– научить

видеть и понимать красоту родной природы, бережно

относиться ко всему

живому, передать определенные знания в области

экологии

и сформировать умения

соблюдать элементарные правила

поведения при взаимодействии с

природой.

Успешность любого занятия по экологии в рамках ДОУ зависит от

того, насколько материал, используемый педагогом, будет:

- интересен детям;

- понятен детям;

- доступен для запоминания и размышления над ним детьми.

Один из основных принципов экологического образования - это принцип

научности и достоверности фактов. Но как рассказать маленьким детям о

том , как размножаются растения, о пользе и вреде нефти, о нересте рыб, о

силе медведя или рождении 20-х годах в СССР во время проведения

массовых кампаний «День леса», работники лесного хозяйства сами

сочиняли и читали малышам

«лесные сказки», стараясь с помощью

незамысловатого

сюжета

передать

детям

лесоохранные

знания

и

экологическую культуру.

В

чем

же

особенность

экологических

сказок?

Характерной

особенностью

является

сильно-выраженная

переработка

материала,

получаемого из природного окружения, новизна сюжета, персонажи, сами

действия, конечный результат. А так же элементы, из которых строится

экологическая сказка, потому что таковыми являются реальные предметы и

взаимоотношения в природе.

Экологическая сказка воздействует не только на сознание, но и на

чувства ребенка. Она позволяет, ребенку более глубоко пережить те, или

иные, явления в жизни, учит детей научному видению природы.

На основе знаний, которые получают дети через экологическую сказку,

могут быть заложены начальные формы осознанного отношения к природе,

интерес к ее познанию, сочувствие живому и готовность сохранить его,

умение видеть красоту природы в разных ее формах, выражать свое

эмоциональное отношение к ней.

Для привлечения внимания и развития интереса, для получения детьми

достоверных знаний и запоминания их, для реализации полученных знаний

на практике, мною были написаны экологические сказки различного

содержания для детей старшего дошкольного возраста. Это «Фантик»,

«Сказка о картофельном зайце» и другие.

Экологические сказки в детях воспитывают культуру поведения и

бережное отношение к живому, развивают познавательный

интерес к

природе. Самое важное в сказках для

маленьких слушателей узнать о

проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос.

В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где

животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в

природе и своей привычной жизни.

Авторских сказок о природе довольно много, но не каждая из них будет

экологической сказкой. Чаще авторы сказки решают развлекательные задачи:

повеселить, отвлечь, разжечь фантазию и т.п. Поэтому авторы при отборе

содержания не ставят собой цель дать точную научную информацию. В

таких сказках, с точки зрения науки, много неточностей, вольностей и еще

больше авторских фантазий.

Авторских

сказок

с

действительно

экологическим

содержанием

немного. От других сказок их

отличает, прежде всего, то, что они несут в

себе достоверную научную информацию. Авторы в интересной сказочной

форме дают детям представления: о закономерностях природы; о том, что

нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных

особенностях поведения и жизни различных представителей животного и

растительного мира.

Мы

придумали

для

своих

воспитанников

множество

других

экологических сказок. Составляя такие сказки, соблюдали следующие

принципы:

- содержательной основой сказки является познавательно-

экологическая, а не развлекательная информация;

- в сказках действуют реальные вещи, предметы, объекты природы,

которые наделяются несвойственными им человеческими способностями

(речью, мыслями, поступками и пр.);

- главное - вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение

к героям сказки, если малышам будет симпатичен герой, то они легче и

лучше усвоят все, что с ним будет связано.

Особенность таких сказок заключается в том, что все проблемы,

приключения героев связаны с познанием реальных предметов, явлений и

закономерностей нашего большого мира.

В каждой отдельной истории сказочные персонажи:

- сталкиваются с кем-то или чем-то им неизвестным, и в процессе знакомства

открывают для себя много нового;

- попадают в трудную ситуацию и, преодолевая ее, получают много новых

сведений;

- встречается с очень интересным собеседником, который в своих рассказах

передает новую информацию.

При этом очень важно выразительно, ярко, образно, эмоционально

описывать в сказке возникновения познавательной потребности и интересов

у главных героев. Тогда ребенок , сопереживая герою, сам проникается

интересам к описываемым событиям.

Отметили, что у ребенка после прослушивания сказок возникает

желание увидеть эти явления или объекты природы на прогулке, экскурсии,

рассказать о них родителям и другим детям, сделать что-то самим, чтобы

помочь природе. На наш взгляд, это важным результатом.

Особое

место

в

экологическом

воспитании

занимают

сказки,

написанные самими детьми. Они представляют собой область, которая

помогает понять детские интересы, их направленность. Эту группу сказок

можно разделить на две категории: сказки, созданные по аналогии с уже

известными литературными произведениями; сказки, созданные на основе

личного творчества. Для сочинения сказки ребенку необходимо владеть

экологическими представлениями, знаниями о животных и растениях. В

сказке ребенок выражает свое отношение к описываемым событиям и

явлениям.

Чтение экологической сказки может быть отдельной формой в работе

по

экологическому

воспитанию

детей

и

может

входить

в

другие:

экологические занятия, опытно – экспериментальную деятельность, беседы,

наблюдения, театрализованную деятельность. Часто эти формы могут быть

объединены какой-то одной темой. Например, «Жизнь диких животных»,

«Деревья в разное время года», «Как готовится природа к зиме» и другие.

Использование экологической сказки позволяет доступнее объяснить

материал

детям.

Многообразие

явлений

природы,

окружающей

дошкольников, создает для воспитателя условия организации наблюдений.

Общая педагогическая цель при этом заключается в том, чтобы пробудить

интерес, познавательную активность детей, развить их наблюдательность,

желание и умение смотреть на окружающий мир. Обычно наблюдения имеют

взаимосвязь

с

изучением

тем

по

сезонам.

Экологические

сказки

использовали как часть самонаблюдения или как побуждение к самому

наблюдению.

Часто дети хотят нарисовать рисунки к прослушанным сказкам, так в

группе появились самодельные книжки сказок о природе. Родители тоже

подключились к сочинению познавательных сказок. Дети с удовольствием

рассказывают сказки, сочиненные дома с родителями и рисуют к ним

иллюстрации.

В группе ребята сами сочиняют сказки по знакомым для них

явлениям, для того чтобы рассказать малышам. Сочинительством обычно

занимаемся в вечерний отрезок времени, предлагаем детям сюжет, вместе

уточняем и узнаем в энциклопедиях данные о растительном, животном

объекте

и

сочиняем

сказку.

Сказки

у

нас

есть

коллективные

и

индивидуальные.

Использование сказок в экологическом воспитании дошкольников,

позволяет

сделать

этот

процесс

интересным

для

детей

и

потому

результативным.



В раздел образования




Яндекс.Метрика