Автор: Кузнецова Елена Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №6 С/П
Населённый пункт: город Новокуйбышевск Самарской области
Наименование материала: Экологическая работа в старшей группе детского сада
Тема: Экология-это важно
Раздел: дошкольное образование
Основное направление экологической работы в детском саду и родителей
– научить
видеть и понимать красоту родной природы, бережно
относиться ко всему
живому, передать определенные знания в области
экологии
и сформировать умения
соблюдать элементарные правила
поведения при взаимодействии с
природой.
Успешность любого занятия по экологии в рамках ДОУ зависит от
того, насколько материал, используемый педагогом, будет:
- интересен детям;
- понятен детям;
- доступен для запоминания и размышления над ним детьми.
Один из основных принципов экологического образования - это принцип
научности и достоверности фактов. Но как рассказать маленьким детям о
том , как размножаются растения, о пользе и вреде нефти, о нересте рыб, о
силе медведя или рождении 20-х годах в СССР во время проведения
массовых кампаний «День леса», работники лесного хозяйства сами
сочиняли и читали малышам
«лесные сказки», стараясь с помощью
незамысловатого
сюжета
передать
детям
лесоохранные
знания
и
экологическую культуру.
В
чем
же
особенность
экологических
сказок?
Характерной
особенностью
является
сильно-выраженная
переработка
материала,
получаемого из природного окружения, новизна сюжета, персонажи, сами
действия, конечный результат. А так же элементы, из которых строится
экологическая сказка, потому что таковыми являются реальные предметы и
взаимоотношения в природе.
Экологическая сказка воздействует не только на сознание, но и на
чувства ребенка. Она позволяет, ребенку более глубоко пережить те, или
иные, явления в жизни, учит детей научному видению природы.
На основе знаний, которые получают дети через экологическую сказку,
могут быть заложены начальные формы осознанного отношения к природе,
интерес к ее познанию, сочувствие живому и готовность сохранить его,
умение видеть красоту природы в разных ее формах, выражать свое
эмоциональное отношение к ней.
Для привлечения внимания и развития интереса, для получения детьми
достоверных знаний и запоминания их, для реализации полученных знаний
на практике, мною были написаны экологические сказки различного
содержания для детей старшего дошкольного возраста. Это «Фантик»,
«Сказка о картофельном зайце» и другие.
Экологические сказки в детях воспитывают культуру поведения и
бережное отношение к живому, развивают познавательный
интерес к
природе. Самое важное в сказках для
маленьких слушателей узнать о
проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос.
В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где
животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в
природе и своей привычной жизни.
Авторских сказок о природе довольно много, но не каждая из них будет
экологической сказкой. Чаще авторы сказки решают развлекательные задачи:
повеселить, отвлечь, разжечь фантазию и т.п. Поэтому авторы при отборе
содержания не ставят собой цель дать точную научную информацию. В
таких сказках, с точки зрения науки, много неточностей, вольностей и еще
больше авторских фантазий.
Авторских
сказок
с
действительно
экологическим
содержанием
немного. От других сказок их
отличает, прежде всего, то, что они несут в
себе достоверную научную информацию. Авторы в интересной сказочной
форме дают детям представления: о закономерностях природы; о том, что
нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных
особенностях поведения и жизни различных представителей животного и
растительного мира.
Мы
придумали
для
своих
воспитанников
множество
других
экологических сказок. Составляя такие сказки, соблюдали следующие
принципы:
- содержательной основой сказки является познавательно-
экологическая, а не развлекательная информация;
- в сказках действуют реальные вещи, предметы, объекты природы,
которые наделяются несвойственными им человеческими способностями
(речью, мыслями, поступками и пр.);
- главное - вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение
к героям сказки, если малышам будет симпатичен герой, то они легче и
лучше усвоят все, что с ним будет связано.
Особенность таких сказок заключается в том, что все проблемы,
приключения героев связаны с познанием реальных предметов, явлений и
закономерностей нашего большого мира.
В каждой отдельной истории сказочные персонажи:
- сталкиваются с кем-то или чем-то им неизвестным, и в процессе знакомства
открывают для себя много нового;
- попадают в трудную ситуацию и, преодолевая ее, получают много новых
сведений;
- встречается с очень интересным собеседником, который в своих рассказах
передает новую информацию.
При этом очень важно выразительно, ярко, образно, эмоционально
описывать в сказке возникновения познавательной потребности и интересов
у главных героев. Тогда ребенок , сопереживая герою, сам проникается
интересам к описываемым событиям.
Отметили, что у ребенка после прослушивания сказок возникает
желание увидеть эти явления или объекты природы на прогулке, экскурсии,
рассказать о них родителям и другим детям, сделать что-то самим, чтобы
помочь природе. На наш взгляд, это важным результатом.
Особое
место
в
экологическом
воспитании
занимают
сказки,
написанные самими детьми. Они представляют собой область, которая
помогает понять детские интересы, их направленность. Эту группу сказок
можно разделить на две категории: сказки, созданные по аналогии с уже
известными литературными произведениями; сказки, созданные на основе
личного творчества. Для сочинения сказки ребенку необходимо владеть
экологическими представлениями, знаниями о животных и растениях. В
сказке ребенок выражает свое отношение к описываемым событиям и
явлениям.
Чтение экологической сказки может быть отдельной формой в работе
по
экологическому
воспитанию
детей
и
может
входить
в
другие:
экологические занятия, опытно – экспериментальную деятельность, беседы,
наблюдения, театрализованную деятельность. Часто эти формы могут быть
объединены какой-то одной темой. Например, «Жизнь диких животных»,
«Деревья в разное время года», «Как готовится природа к зиме» и другие.
Использование экологической сказки позволяет доступнее объяснить
материал
детям.
Многообразие
явлений
природы,
окружающей
дошкольников, создает для воспитателя условия организации наблюдений.
Общая педагогическая цель при этом заключается в том, чтобы пробудить
интерес, познавательную активность детей, развить их наблюдательность,
желание и умение смотреть на окружающий мир. Обычно наблюдения имеют
взаимосвязь
с
изучением
тем
по
сезонам.
Экологические
сказки
использовали как часть самонаблюдения или как побуждение к самому
наблюдению.
Часто дети хотят нарисовать рисунки к прослушанным сказкам, так в
группе появились самодельные книжки сказок о природе. Родители тоже
подключились к сочинению познавательных сказок. Дети с удовольствием
рассказывают сказки, сочиненные дома с родителями и рисуют к ним
иллюстрации.
В группе ребята сами сочиняют сказки по знакомым для них
явлениям, для того чтобы рассказать малышам. Сочинительством обычно
занимаемся в вечерний отрезок времени, предлагаем детям сюжет, вместе
уточняем и узнаем в энциклопедиях данные о растительном, животном
объекте
и
сочиняем
сказку.
Сказки
у
нас
есть
коллективные
и
индивидуальные.
Использование сказок в экологическом воспитании дошкольников,
позволяет
сделать
этот
процесс
интересным
для
детей
и
потому
результативным.