Напоминание

"Конспект НОД Как мыльный пузырь искал друзей"


Автор: Кириленко Екатерина Валентиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ 5 ДЕТСКИЙ САД
Населённый пункт: Г. Норильск, Красноярский край
Наименование материала: "Методическая разработка"
Тема: "Конспект НОД Как мыльный пузырь искал друзей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

воспитателя 1 КК Кириленко Екатерины Валентиновны

Тема: «Как мыльный пузырь искал друзей»

(С использованием технологии индивидуализации обучения и развития

«План-дело-анализ», технологии «Игровой час»)

Принципы работы в НОД в соответствии с ФГОС ДО, которые необходимо учитывать:

Принцип открытости:

Ребёнок имеет право:

Участвовать или не участвовать в общем деле;

Представить или не представлять результаты своего дела;

Принять решение о продолжении (завершении) начатой работы.

Принцип диалогичности:

Все участники группового сбора имеют право обсуждать план, виды деятельности;

Все участники имеют возможность вхождения в беседу по поводу выполненной работы,

полученного результата, перспектив её продолжения.

Принцип рефлексивности:

Развитие детской инициативы и творческих способностей;

Осознание ребёнком своих действий;

Самооценка результата;

Саморегуляция поведения.

Цель: воспитывать интерес к экспериментированию.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие,

художественно - эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие

Задачи:

Познавательное развитие:

-

Познакомить детей со способами образования мыльных пузырей, активизировать и

систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и воды.

- Формировать представление о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.

- Способствовать развитию мыслительных умений: сравнивать, обобщать, анализировать.

Речевое развитие: развивать речь и обогащать словарный запас детей, развивать мелкую

моторику, учить соотносить движения пальцев рук с текстом.

Социально - коммуникативное: воспитывать у детей умение слушать воспитателя, сверстников.

Художественно - эстетическое: упражнять детей создавать образ мыльного пузыря

нетрадиционным методом рисования (при помощи пипеток), равномерно распределяя капли воды

по поверхности альбомного листа.

Методы и приёмы:

Практические: создание художественного продукта, опыты, экспериментирование, пальчиковая

игра, сюрпризный момент.

Наглядные: демонстрация картинок по теме.

Словесные: беседа, объяснения, вопросы к детям, загадывание загадки.

Материал и оборудование: пластиковые ложки, куски мыла, терки, трубочки, краски, салфетки,

пипетки на каждого ребёнка, листы белой бумаги, рисунки-схемы «Как получить пузыри»,

емкости с водой, пищевые красители.

Ход НОД:

1.

Начало группового сбора. Приветствие.

Привлечение внимания детей «Песенкой друзей».

Сбор детей в центре групповой комнаты на ковре (сидя).

Вопросы к детям:

Все ли нашли для себя местечко?

Все ли удобно устроились?

Какое у вас сегодня настроение?

Посмотрите друг на друга. У всех ли приветливые лица?

Здравствуйте! Я очень рада вас видеть!

Реализуемая детьми компетенция:

-Право на выражение эмоционального состояния социально приемлемыми способами.

2.

Обмен новостями:

Вопросы к детям:

Мы с вами не виделись целый вечер и ночь. Кто хотел бы поделиться своими новостями?

Ребятки, а кто помнит наше правило при обмене новостями? (Дети отвечают: «Говорим по

одному и внимательно слушаем друг друга».

В случае затруднения, воспитатель

обращает внимание на информационную доску, на которой данное правило зарисовано,

воспитатель внимательно выслушивает всех желающих поделиться новостями).

Реализуемая детьми компетенция:

-Право быть услышанным;

- Право вести диалог (монолог), выразить свою точку зрения.

3.

Мотивация. Создание проблемной ситуации. «Модель трех вопросов»:

Появление героя – мыльного пузыря, который рассказывает детям о том, как потерял

друзей и просит помочь ему отыскать их

(роль героя Мыльного пузыря исполняет

родитель. Мыльный пузырь уходит в другие группы искать своих друзей).

Поставлен мольберт, на который прикреплен информационный лист – модель дневного

цикла жизнедеятельности группы на текущий день «План-дело-анализ». Обсуждение с

детьми проблемы и путей ее решения.

(Все высказывания детей должны быть записаны

печатными буквами младшим воспитателем в графы таблицы)

Вопросы к детям:

Дети, что мы знаем о мыльных пузырях?

Что бы мы хотели еще узнать?

Как же нам это узнать?

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Что нужно сделать,

чтобы узнать?

Что мыльный пузырь

потерял друзей и мы

должны ему помочь их

найти и т.п.

Как мыльные пузыри

образуются при контакте

воды и мыла

(проверить опытным

путем) и т.п.

Купить необходимые

составляющие, провести

опыт по получению

мыльных пузырей и

«вернуть друзей» и т.п.

Реализуемая детьми компетенция:

-Право самостоятельно принять решение об участии (неучастии) в общей деятельности;

-Право выбора места среди других детей (с кем рядом, от кого подальше).

-Право на выражение эмоционального состояния социально приемлемыми способами.

4.

Планирование действий. Презентация центров активности:

Обращение к детям:

Кто оказался самым внимательным и заметил, что у нас в группе появилось что-то новое?

Посмотрите, что я приготовила для вас в разных центрах. В центре творчества (искусства)

я приготовила для вас краски, пипетки, листы бумаги, стаканчики с водой. Разрешите

представить моего помощника, художника Пипеткина (роль помощника исполняет

родитель).

В центре сюжетно – ролевой игры, в магазине, вы сможете купить все необходимое для

проведения опыта, для получения мыльного пузыря. Здесь вас ждет продавец Продавалкин

(роль помощника – продавца исполняет родитель).

Также вас ждет центр экспериментирования (лаборатория). Здесь мы с вами будет

проводить наш опыт. Без помощника нам не обойтись. Представляю вам профессора

Лабораторкина, который знает о мыльных пузырях все (роль помощника – профессора

исполняет родитель).

Подумайте и решите, кто в какой Центр пойдёт работать, и какой план у вас будет сегодня.

Вопросы к детям:

Какие идеи у вас есть по поводу того, что можно сделать в этих Центрах?

Достаточно ли материалов или чего-то не хватает?

Реализуемые детьми компетенции:

Право

принятия

самостоятельного

решения

относительно

собственной

занятости,

направленности деятельности, месте её реализации, партнёрстве или его отсутствии.

5.

Проговаривание и уточнение плана:

Вопросы к детям:

Уточнение последовательности действий («С чего ты хочешь начать свою работу? Что

будешь делать потом?»);

Уточнение партнёров по деятельности («Кого бы ты хотел (а) пригласить поработать с

собой?»);

Предложение воспитателем своей помощи (в случае необходимости).

Реализуемые детьми компетенции:

Право самостоятельно распределять обязанности (роли) в общем деле;

Право принять (или не принять) помощь взрослого

Право обращения к различным источникам знаний или опыта.

6.

Реализация намеченного плана:

Речь воспитателя:

Ребята, кто уже сделал свой выбор? Пожалуйста, можете идти работать. Тем, кто ещё не

решил, я сообщаю, что я буду сегодня работать в Центре книги, кто хочет пойти со мной? В

этом центре вы можете узнать интересное о мыльных пузырях, рассмотреть картинки по

теме, отгадать мои загадки.

Реализуемая детьми компетенция:

Право самостоятельно выбрать и по-своему использовать материалы, способы и

последовательность действий;

Право самостоятельно договориться о распределении обязанностей внутри подгруппы и

организовать деятельность;

Право обратиться за помощью к любому члену группы (воспитателю, другому взрослому,

сверстнику);

Право самостоятельно определить объём (результат) своей работы;

Право прекратить работу раньше, чем будет получен результат;

Право переключиться на другой вид деятельности;

Право выбора и осуществления деятельности, не связанной с темой общего проекта.

Дети идут в те центры активности, в которые они хотят. Ни один ребенок не должен

остаться без деятельности. Нужно увлекать, мотивировать!

Деятельность в центрах активности:

-Сюжетно – ролевая игра «Магазин»

Дети спрашивают о стоимости тех или иных предметов, необходимых для опыта. Продавец

интересуется, для чего ребенку тот или иной предмет. Он устанавливает разнообразную

нематериальную стоимость (3 вежливых слова, 5 улыбок, 2 прыжка и т.п.). «Купленное» дети

уносят в центр экспериментирования для проведения опыта. Могут присоединиться к

участникам данного центра или идти в другой.

-Рисование в ИЗО-центре

Взрослый предлагает нарисовать друзей мыльного пузыря – мыльных пузырей необычным

способом, с помощью пипеток. Все подготовлено для рисования. Дети приглашаются за столы.

Вода в емкостях, подкрашивается по - желанию детей тем или иным цветом гуаши. В пипетку

набирается цветная вода и капается на лист в разных местах. Нужно быть аккуратным, чтобы

рисунок не стек. Далее оставляем его высыхать (или можно положить на батарею, чтобы

ускорить процесс высыхания). Данный вид рисования, по сути, тоже опыт. Ведь, когда вода

высохнет она испариться и останутся лишь круглые очертания пузырей. Об этом детям важно

сообщить.

-Экспериментирование в лаборатории

Пока другая часть детей покупает все необходимое для проведения опыта, взрослый

рассматривает с детьми рисунки-схемы «Как получить пузыри». Далее, когда «все ингридиенты»

для опыта имеются происходит дальнейшая их подготовка для проведения опыта. В

зависимости от количества детей, можно давать индивидуальные поручения или предложить

работать в микрогруппах (2-3 чел.) Необходимо в емкости с водой добавить пищевые красители,

натереть мыло и смешать его с водой. Тщательно размешать, чтобы мыло растворилось.

Дальше начинается самое интересное. Детям предлагается с помощью разных приспособлений

пускать мыльные пузыри. С помошью коктейльной трубочки, палочки с круглым отверстием,

сделанной из проволоки. А может быть кто-то предложит свой вариант или зпхочет пустить

пузыри из нескольких трубочек одновременно. Дети делают выводы: что нужно для изготовления

раствора, почему пузырь не прозрачный, а имеет цвет и т.п.

7.

Игра – передышка:

Обращение к детям:

Вы наверное устали. Предлагаю отдохнуть и немного поиграть.

Пальчиковая игра «Мыльные пузыри»

Посмотри-ка, посмотри-

Мы пускали пузыри

(пальцы каждой руки сложить колечком)

Дуем, дуем, дуем, дуем-

(колечки поставить друг на друга, поднести ко рту и подуть на них. Дуть не надувая щёк,

вытягивать губы трубочкой)

Много пузырей надуем.

(показать, как разлетаются пузыри, развести руки в стороны)

На столе и на двери-

Всюду в доме пузыри.

(перемещаясь по группе сложенные колечком пальцы, показать, как летают пузыри)

Только в руки не бери-

Сразу лопнут пузыри!

(резко выпрямить пальцы, изображая лопнувшие пузыри)

Реализуемая детьми компетенция:

Право на участие (неучастие) в общем деле;

Право предложить и организовать свою игру.

8.

Анализ деятельности. Итоговый этап. Рефлексия.

В конце НОД с детьми проводится итоговый сбор. Место проведения – ковёр в центре

группы. На итоговый сбор дошкольники приносят из Центров всё то, что они успели сделать

- рисунки, мыльный раствор, приспособления с помощью которых они появляютсяи пр.

Вопросы детям:

Кто хочет рассказать о проделанной работе?

Какие трудности ты встретил(а)?

Что тебе удалось сделать сегодня?

Получилось ли у тебя то, что ты задумал(а)?

Планируешь ли ты использовать полученные знания?

Реализуемая детьми компетенция:

Право самостоятельно оценить достигнутый результат;

Право оценить успешность сотрудничества;

Право определения применения полученного результата.

Вновь звучит «Песенка друзей». Появляется герой – Мыльный Пузырь. Он опечален тем, что в

других группах так и не нашел своих друзей. Дети рассказывают ему, как смогли их отыскать. И

в знак благодарности герой Мыльный пузырь дарит детям мыльные пузыри.

9.

Выход в свободную деятельность. Домашнее задание.

Детей приглашают на просмотр видео «Шоу мыльных пузырей». Воспитатель объясняет, что

артисты цирка из детской забавы делают целое шоу. Используют разные приспособления, и

поэтому пузыри получаются разных размеров, формы, цвета.

После просмотра, обсудив видео, воспитатель дает домашнее задание: сделать приспособления

для пускания мыльных пузырей с большим отверстием из проволоки дома. И попробовать

пускать большие пузыри. Проделанную работу, с родителями, нужно зафиксировать на фото. И

принести для оформления фотоотчета «Страна мыльных пузырей!»

Используемая литература:

1.

Утро радостных встреч: [метод.пособие]/ Лидия Свирская.- М.: Издательство «Линка-

Пресс», 2010.- 240 с.

2.

Индивидуализация образования: правильный старт: учебно-методическое пособие для

работников дошкольных образовательных учреждений/ Л.В.Свирская.- М.: Обруч, 2011.-

240 с.

ЧТО ИСПОЛЬЗОВАЛОСЬ В НОД В ПОМОЩЬ:

Структура классической непосредственно образовательной

деятельности.

В любой непосредственно образовательной деятельности выделяют три основные

части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой:

начало, ход

непосредственно образовательной деятельности (процесс) и окончание.

Структурный

компонент

Содержание

Виды деятельности

Начало

непосредственно

образовательной

деятельности

Предполагает

организацию

детей:

переключение внимания

детей на предстоящую

деятельность,

стимуляция интереса к

ней,

создание

эмоционального

настроя,

точные

и

чёткие

установки

на

предстоящую

деятельность

(последовательность

выполнения

задания,

предполагаемые

результаты).

Важно,

чтобы

воспитатель

во

время

объяснения,

показа

способов

действия активизировал

детей,

побуждал

осмысливать,

запоминать то, о чём он

говорит.

Детям

надо

представлять

возможность повторять,

проговаривать

те

или

иные

положения.

Объяснение не должно

занимать

более

3-5

игровая;

предметная;

речевая.

минут.

Ход (процесс)

непосредственно

образовательной

деятельности

(основная часть)

Самостоятельная

умственная

и

практическая

деятельность

детей,

выполнение

всех

поставленных

учебных

задач.

Осуществляется

индивидуализация

обучения (минимальная

помощь,

советы,

напоминания,

наводящие

вопросы,

показ,

дополнительное

объяснение).

Педагог

создаёт

условия

для

того,

чтобы

каждый

ребёнок

достиг

результата.

учебная;

игровая;

художественная;

речевая.

Окончание

непосредственно

образовательной

деятельности

(заключительная

часть)

Посвящается

подведению

итогов

и

оценке

результатов

учебной деятельности:

-

в

младшей

группе

педагог

хвалит

за

усердие,

желание

выполнить

работу,

активизирует

положительные эмоции;

-

в

средней

группе

педагог

дифференцированно

подходит

к

оценке

результатов

деятельности детей;

-

в

старшей

и

подготовительной

к

школе группах к оценке

и

самооценке

результатов

привлекаются дети.

игровая

предметная;

художественная;

речевая.

В

зависимости

от

раздела

обучения,

от

целей

непосредственно

образовательной

деятельности

методика

проведения

каждой

части

непосредственно образовательной деятельности может быть различной.

Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению

каждой

части

непосредственно

образовательной

деятельности.

После

проведения

непосредственно

образовательной

деятельности

педагог

анализирует его результативность, освоение детьми программных задач,

проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

Особенности построения непосредственно образовательной деятельности.

Вокруг

«стержневой»

(основной) деятельности во время непосредственно

образовательной деятельности выстраиваются все остальные, используя материал

данной деятельности, как базу (мотив) для возникновения следующей. Например,

непосредственно образовательная деятельность по развитию мышления:

А) начинается с «игровой разминки» (игры «Внимание» и др.);

Б) содержит в основной своей части задачу, решение которой для шестилетних

детей может требовать включения в «учебную» деятельность;

В) завершается «художественной» или «предметной» деятельностью (создание

орнамента, строений, моделей и т.д.).

При этом в течение всей непосредственно образовательной деятельности ребёнок

попадает в ситуацию, в которой ему необходимо аргументировать, возражать,

высказывать просьбу и оценку, вступать в другие виды коммуникации, т.е.

говорить.

Структура непосредственно образовательной деятельности зависит от её места в

системе непосредственно образовательной деятельности по данной теме. Например,

непосредственно

образовательную

деятельность

на

закрепление

ранее

приобретённых знаний и умений, содержание которых вытекает из предыдущей

темы, полезно начинать с опроса. Если тема непосредственно образовательной

деятельности не имеет достаточно тесной связи с предыдущей темой, то

непосредственно образовательную деятельность полезно начинать с изложения

нового материала.

Способы организации детей во время непосредственно

образовательной деятельности

средняя группа (с 4 -5 лет)

Количественный состав детей в

микрогруппе

Средства и способы

формирования

микрогруппы

Содержание предлагаемых дел

Развитие общения

Пары,

Тройки

Сенсорные эталоны

По желанию

Наглядные модели

Сравнение по

жребию

Внешние признаки

предметов или

явлений

Репродуктивного характера

Анализ

Синтез

Сравнение

Абстрагирование

Обобщение

Внутри

микрогруппы

Желание быть

вместе

Дела рядом и

вместе

Главные методы обучения

Практические:

опыт

упражнение

эксперимен

тирование

моделирова

ние

Наглядные:

наблюдение

демонстрац

ия

наглядных

пособий

Словесные:

рассказ

педагога

беседа

чтение

художестве

нной

литературы

Игровые:

дидактическая игра

воображаемая ситуация в

развёрнутом виде

ролевым (средний дошкольный возраст); Игровая мотивация – даёт лучшие

результаты, т.к. детям это нравится. Мотивация связана с этапами игровой

деятельности, На каждом возрастном этапе, вслед за изменением способов сюжетно-

ролевой игры, игровая мотивация должна меняться. Воспитатель должен уметь

создавать игровую мотивацию с учётом способов построения сюжетно-ролевой

игры. Средняя группа – можно привести персонаж т.к. в этом возрасте детьми уже

освоены роли.

Правила построения мотивации:

учёт возраста (в старшем возрасте познавательный интерес вытесняет

игровую мотивацию);

мотивация должна быть экономной (2-3 мин), она не должна доминировать,

иначе теряется познавательный интерес;

завершённость

ситуации,

персонаж

должен

проявляться

в

течение

непосредственно образовательной деятельности.

Используя

игровую

мотивации

воспитателю

необходимо

принять

позицию

«равного» партнёра.

Оценка.Рефлексия.

Средний

возраст

ребёнок

учится

соотносить

полученный

результат

с

поставленной им целью и оценивать выполненную работу с точки зрения значимых

для него самого качеств.

Принимая определённую роль и действуя в ней (в роли зайчика ребёнок строит себе

дом), ребёнок спокойно воспринимает критические замечания педагога, не

реагирует отрицательно на свой неуспех. Он относится к критике как к

напоминанию выполнять определённые правила игры, в которую вместе с ним

играет взрослый. Благодаря этому у детей появляется желание довести начатое дело

до конца и добиться результата.



В раздел образования




Яндекс.Метрика