Напоминание

«Сказки всегда с нами»


Автор: Ахметова Галина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ ЦРР д/с № 376
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: Проект по театрализованной деятельности
Тема: «Сказки всегда с нами»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 376 «Дельфинёнок»

630099, г. Новосибирск, ул. Чаплыгина, 101, 383/2238476

Реализованный

Проект по театрализованной деятельности «Сказки всегда с нами»

Выполнила:

воспитатель МКДОУ ЦРР

д/ с № 376 «Дельфинёнок»

Центрального округа г. Новосибирска

Ахметова Г.Б

Новосибирск 2020 г.

Актуальность проекта:

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс

становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании

человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна

войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его

интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу,

тянуться к ней.

Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за

компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги.

В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно

заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника,

т.к.он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к

дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья

встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от

выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой.

Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в

круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти

взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок

настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном

детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к

процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна,

ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно

формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир

человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас

наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они

становятся живыми друзьями для нас.

В детском саду было проведено анкетирование детей и родителей с

целью определения степени влияния книг на формирование нравственных

представлений детей, которое показало, что 80 % детей и родителей отдают

предпочтение просмотру телевизора и играм на компьютере. У современных

детей телевизор и компьютер, как фон жизни, их воспринимают как членов

семьи, многие кушают, играют и даже засыпают под его звуки. Только 20 %

из опрошенных отдали предпочтение чтению книг. Все эти факты

послужили разработке данного проекта.

Нам необходимо найти эффективные формы работы по приобщению

детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.

Цель:

Способствовать формированию устойчивого интереса ребёнка к

литературе, как виду искусства.

Задачи:

1.

Приобщать детей к книжной культуре, воспитывать грамотного

читателя.

2.

Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге

во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов,

детей, родителей.

3.

Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй,

культурными и общественными организациями, способствующими

воспитанию у детей интереса к художественной литературе.

4.

Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

5.

Повысить культуру речи педагогов, родителей и детей.

6.

Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда

многих людей.

Миссия:

Проект направлен на установление взаимодействия родителей, детей,

педагогов в решении проблемы воспитания грамотного читателя.

Предполагаемые риски:

1.

Администрация не поддержит идею реализации проекта, т.к. это

мероприятие предполагает изменение в режиме дня, сетке занятий, ломает

устоявшиеся стереотипы.

2.

Некоторые сотрудники не проникнутся актуальностью проекта.

3.

Родители не заинтересуются темой проекта, недостаточно

компетентны в вопросах формирования речи детей, приобщении детей к

чтению.

Ход реализации проекта:

Подготовительный - Сентябрь, октябрь 2018 года

- Постановка целей и задач проекта.

- Составление плана работы по реализации проекта.

- Подбор художественной литературы, песен и видеофильмов на тему

проекта, реквизита.

- Разработка необходимых материалов: сценария для театрализации,

презентации, музыкального сопровождения.

- Распределение ролей детей в создании проекта.

Основной - Ноябрь 2018 – февраль 2020 года

- Чтение русских народных сказок

- Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев,

обстановки, «интерьера» сказок;

- Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях;

- Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование;

-Иллюстрирование русских народных сказок;

- Загадки о сказках, героях сказок;

- Викторина по сказкам;

- Выполнение совместно с родителями творческих работ;

Завершающий - май 2020 года

Воплощение проекта в жизнь детского сада: демонстрация музыкального

спектакля по русской народной сказке «Теремок» для детей других групп

детского сада.

Предполагаемый результат:

Повышение интереса детей к художественной литературе.

Разработка системы работы с книгой.

Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания

грамотного читателя, речевого развития ребёнка.

Возрождение домашнего чтения.

Позитивные изменения в речи детей.

Обобщение и распространение семейного опыта.

Эксперт – заместитель заведующего по ВМР.

Перспективы распространения результатов проекта.

Уровень детского сада:

1. Подведение итогов реализации проекта на педсовете.

Всероссийский уровень:

Опубликование в периодических изданиях

Мониторинг.

Отслеживание результатов работы над проектом производится по критериям

Диагностика знаний детей «Русская народная сказка «Теремок»» (см.

Приложение 2)

Практика использования данного опыта по восприятию сказки детьми

дошкольного возраста показала, что в процессе совместной деятельности у

детей наметились значительные положительные изменения, позволяющие

говорить о целесообразности данного опыта в работе воспитателя.

Обследование детей (15 человек), проведенное в начале учебного года,

показало следующие результаты:

Раздел «Знание основных героев сказки»: Высокий уровень – 2

Средний уровень – 6

Низкий уровень – 7

Раздел «Знание основного содержания сказки»:

Высокий уровень – 2

Средний уровень – 5

Низкий уровень – 8

Раздел «Восприятие сказочных героев в повседневной жизни»: Высокий

уровень – 0 Средний уровень – 7 Низкий уровень – 8 20

Раздел «Знание классификации сказок»:

Высокий уровень – 2

Средний уровень – 4

Низкий уровень – 9

Раздел «Способность инсцинирования сказки, использование ее в игре»:

Высокий уровень – 2

Средний уровень – 4

Низкий уровень - 9

Совместная работа по восприятию сказки значительно улучшила эти

результаты. Диагностика, проведенная в мае 2020 года, показала, что

результаты улучшились в двое. В конце учебного года диагностика показала

следующие результаты:

Раздел «Знание основных героев сказки»:

Высокий уровень – 9

Средний уровень – 5

Низкий уровень – 1

Раздел «Знание основного содержания сказки»:

Высокий уровень – 4

Средний уровень – 9

Низкий уровень – 2

Раздел «Восприятие сказочных героев в повседневной жизни»:

Высокий уровень –6

Средний уровень – 9

Низкий уровень – 0 21

Раздел «Знание классификации сказок»:

Высокий уровень – 6

Средний уровень – 7

Низкий уровень – 2

Раздел «Способность инсценирования сказки, использование ее в игре»:

Высокий уровень – 6

Средний уровень – 9

Низкий уровень - 0 В процентном соотношении, объединив знания в одну

группу, можно увидеть следующее изменение в положительном влиянии

работы с детьми:

Высокий уровень

Сентябрь 2018 года - 10,67%

Май 2020 года - 41,33%

Средний уровень

Сентябрь2018года - 34,67%

Май 2020 года 52%

Низкий уровень

Сентябрь 2018 года54,67%

Май 2020 года6,67%.

Дети, прекрасно ориентируются в сказке, понимают и воспринимают ее как в

повседневной жизни, так и на страницах книг, могут обыграть ее,

самостоятельно распределить роли. В процессе работы над восприятием

сказки в коллективе значительно улучшились отношения между детьми,

взаимопонимание с воспитателем.

Ресурсное обеспечение проекта:

- семьи воспитанников;

- помещение детского сада.

- мультфильм сказки;

- коллекция костюмов и атрибутов для создания различных образов героев

сказки;

- детские музыкальные инструменты;

- подборка музыкальных произведений для музыкального оформления

сказки;

- технические средства: музыкальный центр, ноутбук, мультимедийная

система;

- интернет -ресурсы

ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Работа по созданию проекта имела положительное воздействие на

укрепление умений и навыков детей. У детей окрепла уверенность в

собственных силах, выросла самооценка, усовершенствовались навыки

связной речи и интонационная выразительность. Интеграция

образовательных областей способствовала более глубокому проникновению

сознания детей в мир музыки и театра. Поставленные задачи были успешно

реализованы через взаимодействие детей, родителей и педагогов.

В проекте приняло участие 27 детей младшей группы;

Были созданы благоприятные условия для творческого развития детей;

27 детей попробовали себя в роли артистов, участвуя в музыкальном

спектакле «Теремок» и приобрели навыки выступления на сцене.

Были изготовлены костюмы для спектакля «Теремок»;

Оформление выставки книг «Любимые герои русских народных сказок»;

Дети с родителями поучаствовали в выставке рисунков и поделок «В гостях у

сказочных героев»; в выставке мини –музей «Театр сказок».

Родители познакомились с историей театра, его видами, способами

изготовления.

Изготовлены своими руками театры:

- конусный настольный театр «Теремок»

- пальчиковый «Два жадных медвежонка», «Колобок»

- театр из стаканчиков «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят»

- бумажный кукольный театр на палочках от мороженого «Теремок»

- театр на деревянных лопатках «Три поросёнка»

- театр теней из трубочек для коктейля « Гуси-лебеди»

- бибабо «Три медведя», «Курочка Ряба», «Маша и медведь»

- театр в технике квиллинг «Курочка Ряба»

- деревянный кукольный театр «Репка»

- театр из полимерной глины «Гуси-лебеди»

Фотоотчет проекта «Сказку делаем мы сами».

Благодарность от родителей «За творческий подход в воспитании детей»

Используемая литература.

1. Андреев, Н.П. Русский фольклор [Текст] / Н.П.Андреев. - М., 1938.

2. Аникин, В.П. Русская народная сказка [Текст] /В.П.Аникин. - М., 1977.

3. Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки [Текст] /А.Н.Афанасьев.- В 3-х

т., т.1. - М., 1957.

4. Ведерникова, Н.М. Русская народная сказка [Текст] /Н.М.Ведерникова. -

М., 1975.

5. Гусейнов, А.А. Социальная природа нравственности [Текст]

/А.А.Гусейнов. - М., 1974.

6. Запорожец, А.В. Неверович, Я.З. Развитие социальных эмоций у детей

дошкольного возраста [Текст] /А.В.Запорожец, Я.З.Неверович. - М., 1986.

7. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Психологическое развитие дошкольника

[Текст] /Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева. - М., 1998

8. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст]

/А.Д.Кошелева. - М., 1985.

9. Логинова, В.И. Саморукова, П.Г. Дошкольная педагогика[Текст]

/В.И.Логинова, П.Г.Саморукова. - М., 1988.

10. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] /В.С.Мухина. - М., 1997.

11. Никифоров, А.И. Сказка, её бытование и носители [Текст]

/А.И.Никифоров. - М., 1930.

12. Померанцева, Э.В. Русская народная сказка [Текст] /Э.В.Померанцева. -

М., 1963.

13. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С.

Комаровой, М.А. Васильевой

14. Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 1991, №4, 2007.

15. Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2007.

16. Инновации в логопедическую практику. Сост. О.Е. Громова. –

М.,:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.

17. Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в

ДОУ. Сост. Г.Н. Сергиенко. - Воронеж, 2006.

18. Пропп, В.Я. Фольклор и действительность [Текст] /В.Я.Пропп. - М., 1976

Приложение 1

План реализации проекта

Этапы

Содержание

Задачи

Сроки

Ответс

твенн

ые

Подгот

овитель

ный

1.

Составление

плана реализации

проекта

2.

Изучение

методической

литературы

3.

Анкетирование

родителей «Место

книги в вашей семье»

4.

Беседы с детьми

«Моя любимая книга»

5.

Проведение

открытого занятия –

викторины «По

тропинкам любимых

сказок»

6.

Анализ

содержания уголков

книг в группах в

соответствии с

возрастом,

спецификой работы

7.

Составление

плана совместных

мероприятий с

1.

Познакомит

ь администрацию,

педагогов и

родителей с

проектом.

2.

Изучить

мнение всех

участников

образовательного

процесса по

проблеме.

3.

Подобрать

методическое

обеспечение

проекта

4.

Разработать

перспективные

планы на неделю

«Книги»,

конспекты

занятий,

экскурсии в

библиотеку,

подготовить

родительское

Сентябрь,

октябрь 2018

года

зам.зав

по

ВОР,

воспит

атели

старши

х

групп,

учител

ь-

логопе

д

детской библиотекой

собрание.

Основн

ой

1.

Оформление

уголков чтения в

группах в

соответствии с

требованиями

2.

Оформление

тематических

выставок,

посвященных

творчеству писателей

3.

Выставка

детских рисунков

«Мой любимый

сказочный герой»

4.

Экскурсия в

детскую библиотеку

5.

Экскурсия в

книжный магазин

6.

Создание книг-

самоделок

7.

Составление

памятки для

родителей

«Примерный список

детской

художественной

литературы для

домашнего чтения»

8.

Родительское

1.

Пополнить

фонд детской

литературы в Доу

2.

Разработать

и провести

родительское

собрание по теме

«Книга в жизни

ребенка»

3.

Активизиро

ватть всех

участников

образовательного

процесса

Ноябрь 2018

– февраль

2020 года

зам.зав

по

ВОР,

воспит

атели

старши

х

групп,

учител

ь-

логопе

д

собрание «Книга в

жизни ребенка»

Заверш

ающий

1.

Проведение

родительского

собрания

2.

Подведение

итогов реализации

проекта на педчасе

1.

Изучить

отношение всех

участников

образовательного

процесса к

проекту

2.

Обобщить и

распространить

семейный опыт по

формированию

устойчивого

интереса детей к

книгам

Март 2020

года –

родительское

собрание.

Май 2020

года –

педсовет с

обсуждением

итогов

проекта

Приложение 2

Диагностика знаний детей

Русская народная сказка «Теремок»

Первая младшая группа

Вопросы к детям:

– Как называется сказка?

– О чем говорится в сказке?

– Где стоял теремок?

Критерии оценки

Критерии

Баллы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Знает название сказки.

Называет где стоит теремок.

Знает животных, которые есть в сказке.

Знает, каким был теремок.

Знает, кто первым его увидел.

Знает, что в теремке никто не жил.

2

2

2

2

2

2

Примерные уровни оценки

Примерная характеристика уровней знаний

Ниже среднего

Знают название сказки и о чем в ней говорится.

Средний

Знают всех персонажей сказки, но не знают последовательность развития

сюжета.

Высокий

Знают название сказки, всех персонажей сказки. Знают последовательность

развития сюжета. Уверенно отвечают на вопросы.

Вторая младшая группа

Вопросы к детям:

– Как называется сказка?

– Кто первым поселился в теремке?

– Кто пришел после мышки?

– Осталась ли лягушка жить в теремке?

Воспитатель просит ребенка показать на рисунке персонажей сказки, назвать

их.

Критерии оценки:

Критерии

Баллы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Знает, где находился теремок.

Называет персонажей сказки.

Знает, чем заканчивается сказка.

Знает, каких размеров был теремок.

Кто нашел его.

Кто первым поселился в теремке.

Знает, какими словами обратилась к теремку мышка.

2

2

2

2

2

2

2

Примерные уровни оценки:

Примерная характеристика уровней знаний

Ниже среднего

Знают название сказки, почему она так называется, кто нашел теремок.

Почему в нем никто не жил.

Средний

Называют того, кто после мышки поселился в теремке. Знают, кто кроме

лягушки, в теремок просились ещё звери..

Высокий

Уверенно перечисляют персонажей сказки. Знают, почему все звери хотели

жить в теремке.



В раздел образования




Яндекс.Метрика