Напоминание

Урок внеклассного чтения


Автор: Безукладникова Тамара Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 12 с углублённым изучением немецкого языка"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Кто рассказывает историю ссоры Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем. (Н.В. Гоголь "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"1935.)
Тема: Урок внеклассного чтения
Раздел: среднее образование





Назад




Урок внеклассного чтения 7 класс

Тема: Кто рассказывает историю ссоры Ивана Ивановича с Иваном

Никифоровичем. (Н.В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с

Иваном Никифоровичем»1935.)

Цели:

1.В русле идейно-эстетического анализа повести рассмотреть вопрос: кто

рассказывает историю ссоры Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем.

2.Подвести учащихся к осознанию особенностей гоголевского смеха:

«вначале смешно, потом грустно».

3.Развивать умение работать с художественным текстом: выбор эпизодов,

анализ текста, выразительное чтение.

4.Совершенствовать коммуникативные навыки.

Ссылки на текст по изданию: Н.В. Гоголь. Повести; Ревизор. –М.:

Художественная литература, 1984. Из серии «Классики и современники. Русская

классическая литература».

I. Вступительное слово учителя.

Н.В. Гоголя часто называют сатириком, юмористом, комическим

писателем. Комический писатель – это такой писатель, который пишет смешно.

Существует множество различных средств, с помощью которых пишут смешно,

множество приёмов комического. Эти приёмы вы можете встретить у Гоголя.

-У Ивана Никифоровича «шаровары в таких широких складках, что если

бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и

строениями»

Как видим, автор применил художественный приём – комическую

гиперболу. Гоголь говорил о себе, что он любил выдумывать «смешные лица и

характеры, поставляя их мысленно в самые смешные положения». То есть

комическое может проявляться и в сюжете, и в обрисовке персонажей.

II.

Викторина по повести.

1.Кто в повести «очень любит дыни. Это о любимое кушанье. Как только

отобедает и выйдет в одной рубашке под навес, сейчас приказывает Гапке

принести две дыни. И уж сам разрежет, соберёт семена в особую бумажку и

начнёт кушать. Потом велит Гапке принести чернильницу и сам, собственной

рукою, сделает надпись над бумажкою с семенами: «сия дыня съедена такого-

то числа». Если при этом был какой-нибудь гость, то «участвовал такой-то»

(Иван Иванович Перерепенко).

2.Кто «чрезвычайно любит купаться и , когда сядет по горло в воду, велит

поставить также в воду стол и самовар, и очень любит пить чай в такой

прохладе» (Иван Никифорович Довгочхун).

3. «Когда судья вышел из присутствия в сопровождении подсудка и

секретаря, а канцелярские укладывали в мешок нанесённых просителями кур,

яиц, краюх хлеба, пирогов, книшей и прочего дрязгу, в это время (она) вбежала

в комнату и схватила, к удивлению присутствующих, не пирог или хлебную

корку, но прошение Ивана Никифоровича, которое лежало на конце стола,

перевесившись листами вниз. Схвативши бумагу, (она) убежала так скоро, что

ни один из приказных чиновников не мог догнать её, несмотря на кидаемые

линейки и чернильницы» (Бурая хавронья Ивана Ивановича).

4. На чьём мундире «восемь пуговиц были насажены таким образом, как

бабы садят бобы: одна направо, другая налево» (Городничего).

5. Кто «сапоги смазывал дёгтем, носил по три пера за ухом и

привязанный к пуговице на шнурке стеклянный пузырёк вместо чернильницы;

съедал за одним разом девять пирогов, а десятый клал в карман, и в один

гербовый лист столько уписывал всякой ябеды, что никакой чтец не мог за

одним разом прочесть, не перемежая кашлем и чиханием». («Человек средних

лет; небольшое подобие человека»).

III.

Кто же рассказчик в повести?

1.Кто рассказывает историю, случившуюся некогда в г. Миргороде?

Давайте попытаемся узнать об этом лице как можно больше: что это за

человек, каковы его вкусы, симпатии, характер, круг его знакомых?

Что нужно сделать, чтобы разгадать этого человека? ( Нужно вчитаться в

текст, присмотреться к поступкам и словам, проанализировать его отношение к

окружающим).

Итак, назовём того, кто рассказывает историю, просто Рассказчиком. Вот

он начинает историю *стр 175.

- Где Рассказчик живёт? (в Миргороде).

- Знаком ли он с героями? ( Да. Например, он не объясняет ничего про

Агафью Федосеевну. Как миргородцу, ему всё давно известно.)

- А что можно сказать о некоторых качествах характера Рассказчика?

(Завистлив: бекеша – предмет его самой заветной мечты)

- А можно ли что-нибудь сказать об умственных способностях, уровне

интеллекта Рассказчика? ( Оказывается, можно. Вспомним прошение в суд

Ивана Ивановича (уж он-то не шутит!)*стр 197 -4 глава.

Рассказчик вполне серьёзно опровергает одну «сплетню»,

распространившуюся в Миргороде насчёт его друга (стр.178):

«… пронесли было, что Иван Никифорович родился с хвостом назади. Но

эта выдумка так нелепа и вместе с тем гнусна и неприлична, что я даже не

почитаю нужным опровергать перед просвещёнными читателями, которым,

без всякого сомнения, известно, что у одних только ведьм, и то у весьма

немногих, есть назади хвост, которые, впрочем, принадлежат более к

женскому полу, нежели к мужскому».

Иван Иванович серьёзно и основательно доказывает, что он не гусак. И

точно так же серьёзно Рассказчик опровергает «сплетню», будто Иван

Никифорович «родился с хвостом назади».

Одинаковый склад мыслей, одинаковая логика, один подход к вещам.

- Рассказчик пристрастен к мелочам, постоянно смешивает вещи

совершенно разнородные и разнокалиберные. Вот, например, Рассказчик

перечисляет, какие события произошли со времени ссоры двух друзей: «…в

Миргороде пробили новую улицу, у судьи выпал один коренной зуб и два боковых,

у Ивана Ивановича бегало по двору больше ребятишек».

Всё уравнивается, всё валится в кучу.

Но и городничий ежедневно спрашивает у квартальных, нашлась ли 9-я

пуговица от его мундира, оторвавшаяся два года назад. Видимо, эта потеря

имеет для него не меньшее значение, чем проблемы городского благоустройства.

Чем же Рассказчик хуже городничего или другого персонажа повести?

Вывод: с какой стороны ни подходить к Рассказчику, везде он

типичный миргородец. Это человек того же круга, что и персонажи

повести: такой же недалёкий и невежественный - миргородец, одним

словом.

2. Но будем ли мы правы, если будем считать этот ответ

окончательным?

Прочитаем конец II главы *стр 188. Рассказчик обладает художественной

жилкой. Он увидел эту картину и торопится зафиксировать этот выигрышный

момент. Бросается в глаза тщательность, пунктуальность описания – виды

бричек, наряды дам, одежда кучеров. Это талант живописца.

Рассказчик описывает «ассамблею» в доме городничего. *стр.210.

от слов «Городничий давал ассамблею! Где возьму я кистей и красок,

чтоб изобразить разнообразие съезда и великолепное пиршество?» до слов

«что за ассамблею дал городничий».

Прочитаем конец III гл. * стр. 192

От слов «Настала ночь… О, если бы я был живописец, я бы чудно

изобразил всю прелесть ночи!» (Мы слышим голос, наполненный

необыкновенной торжественностью, праздничностью, напевностью)

-Это первый Рассказчик или уже кто-то другой? (Другой)

Но, вслушиваясь в его речь, мы часто ловим себя на том, что он хитрит,

притворяется, его речь пронизана иронией. Ирония – комический приём.

Ироничной может быть речь, манера поведения человека. Прочитаем II гл. *стр.

193 («Чудный город Миргород!.. В Миргороде нет ни воровства, ни

мошенничества… Вы…остановитесь полюбоваться видом! …Удивительная

лужа!»)

- Что даёт такая позиция Рассказчика?

Мы получаем возможность увидеть самые неприглядные стороны

миргородской жизни: злоупотребление властей, взяточничество, судейскую

волокиту и т.д.

Вот здание суда: гл. IV *стр. 194. «Крыша на нём вся деревянная и была

бы даже выкрашена красною краскою, если бы приготовленное для того масло

канцелярские, приправивши луком, не съели, что было, как нарочно, во время

поста, и крыша осталась некрашеною». (Не потому, что процветает воровство,

а потому, что, как нарочно, подвернулся пост).

3. А нет ли у Рассказчика ещё и третьего лица?

Итак, два рассказчика: миргородец и человек с лукавинкой,

художественной жилкой. Историю рассказывают как бы два человека, незаметно

подменяя друг друга.

Обратимся к эпилогу. *стр 219.

-Изменился ли Рассказчик?

Мы видим душевные движения – грусть. Он увидел всё со стороны: ему

открылась вся мелочность, в которой погрязли герои произведения, пустота

миргородской жизни. И он поспешил оставить родной город. *стр 220 «Я

вздохнул ещё глубже и поскорее поспешил проститься…Скучно на этом свете,

господа!»

-Где же голос самого автора? Для чего нужно такое множество

рассказчиков?

Когда актёр читает стихи или рассказ, он надевает маски, принимает

различные обличья. Это же происходит в повести Гоголя. Автор как бы поручает

рассказчикам их роль, решает, когда выпускать на сцену одного, а когда другого

Рассказчика, управляет ими как дирижёр оркестром. Ни один Рассказчик не

представляет точку зрения автора, т.к. она шире, проницательнее, глубже.

IV.

Чтобы понять особенности гоголевского смеха, мы должны

ответить на вопрос: Чего больше – смеха или горечи – вызвала у вас

повесть?

Наш взгляд на происходящее всё время меняется: он становится серьёзнее,

глубже, печальнее. Мы по-новому начинаем смотреть на вещи, казалось бы,

простые и ясные.

В.Г. Белинский: «Возьмите почти все повести г. Гоголя: какой

отличительный характер их? Что такое почти каждая из его повестей? Смешная

комедия, которая начинается глупостями, продолжается глупостями и

оканчивается слезами и которая, наконец, называется жизнью. И таковы все его

повести: сначала смешно, потом грустно! Сколько тут поэзии, сколько

философии, сколько истины!» («О русской повести и повестях г. Гоголя»).

«Повести Гоголя смешны, когда вы их читаете, и печальны, когда вы их

прочтёте».

-Почему в повести нет развязки?

«И долго ещё определено мне чудной властью идти об руку с моими

странными героями, озирать всю громадно-несущуюся жизнь, озирать её сквозь

видный миру смех и незримые, неведомые ему слёзы!» (Н.В. Гоголь)



В раздел образования




Яндекс.Метрика