Автор: Полстянкина Тамара Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ ЦРР д/с № 376
Населённый пункт: Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: Реализованный проект
Тема: "Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 376 «Дельфинёнок»
630099, г. Новосибирск, ул. Чаплыгина, 101, 383/2238476
Реализованный проектФормирование культуры поведения
у детей старшего дошкольного возраста
Выполнила:
воспитатель МКДОУ ЦРР
д/ с № 376 «Дельфинёнок»
Центрального округа г. Новосибирска
Полстянкина Т.Л...
Результаты реализации
проекта подтверждаю.
Заведующая МКДОУ ЦРР ______________________ Л.С. Тарасюк
д/с №376
Новосибирск 2020 г.
Актуальность темы.
Анализ поведения наших воспитанников показал,
что неумение правильно вести себя в обществе, дома создаёт человеку
определённую репутацию, которая усложняет его отношения с людьми,
мешает жизни. С детства следует формировать культуру поведения. Поэтому
выбранная тема является актуальной.
Гипотеза. Если мы будем реализовывать проект по выбранной теме, то
это позволит повысить воспитательно - образовательный уровень в вопросах
культуры поведения всех участников педагогического процесса (детей,
родителей, педагогов).
Цель: Способствовать вовлечению всех субъектов педагогического
процесса в реализацию проекта по формированию культурного поведения,
используя педагогические средства и методы воспитания.
Задачи:
1.
Изучить проблемы формирования культуры поведения у детей старшего
дошкольного возраста.
2.
Изучить имеющиеся методики по проблеме культуры поведения и
применять их в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
3.
Способствовать интеграции в работе воспитателей и специалистов ДОУ
при разработке и реализации перспективно-тематического плана.
4.
Создать предметно-развивающую среду для проведения элементарной
работы по формированию культуры поведения у детей старшего
дошкольного возраста.
5.
Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.
6.
Расширить представление старших дошкольников о культуре поведения
в дошкольном учреждении, дома, в общественных местах.
7.
Научить выполнять правила поведения, оценивая свои поступки и
поступки сверстников.
Целевая группа: дети и родители старшей группы.
Участники проекта: педагоги старшей группы: Вахитова Алена
Геннадиевна, Пасетова Наталия Александровна, учитель – логопед Гареева
2
Светлана
Ульфатовна,
психолог
–
Шаймарданова
Юлия
Евгеньевна,
инструктор по физической культуре – Ильтубаева Тамара Григорьевна,
музыкальный руководитель – Васина Светлана Михайловна.
Направление: социально – коммуникативное развитие.
Формы реализации проекта: беседы, проблемные ситуации,
активизирующее общение, чтение художественной литературы, экскурсии,
ежедневные
прогулки,
игра,
праздники,
работа
с
семьёй,
свободная
деятельность детей.
Методы реализации проекта:
Наглядные: мультимедийные презентации, энциклопедии, наборы
открыток, фотографии, тематические картинки, дидактические игры, рисунки
детей.
Словесные: беседы, чтение художественной литературы, консультации
для
родителей,
объяснения,
указания,
словесные
инструкции,
рассказ
воспитателя о различных ситуациях и явлениях социального мира.
Практические: беседы, игровые проблемные ситуации, дидактические
игры, ситуационные задачи, упражнения с дидактическими материалами,
создание альбома о правилах поведения.
Ресурсное обеспечение проекта:
Информационное: установление связи с библиотекой. Информирование
всех участников о ходе реализации проекта.
Методическое: разработка, составление планов, конспектов, создание
предметно-развивающей среды, презентаций, рекомендаций для родителей.
Кадровое: привлечение специалистов ДОУ для участия в проекте.
Материально-техническое: приобретение методических пособий,
художественной литературы, дидактических игр, дисков с мультфильмами,
канцелярских принадлежностей, посещение театра кукол.
Ожидаемые результаты проекта
Дети:
Усвоение детьми этических норм и правил поведения в повседневной
жизни.
Закрепление культурно-гигиенических правил.
3
Знание правил поведения в быту, игре, другой деятельности.
Умение
оценивать
свое
поведение,
поступать
правильно
в
соответствующей ситуации.
Родители:
Обогащение
родительского
опыта
приёмами
взаимодействия
и
сотрудничество с ребёнком в семье.
Повышение
родительской
компетентности
по
теме
«Культура
поведения».
Активизация участия в жизни группы и образовательной деятельности.
Педагоги:
Повышение эффективности работы по теме.
Повышение личностно-профессионального уровня.
Интеграция всех специалистов ДОУ в реализации проекта.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный.
2. Основной.
3. Заключительный.
1 этап. Подготовительный.
Цель: довести до всех участников проекта важность данной проблемы.
Заинтересовать
каждого
участника
(педагогов,
родителей,
детей,
специалистов) темой проекта.
Таблица 1
План работы подготовительного этапа
№/п
Задачи
Содержание
Сроки
Ответственные
Продукт
1.
Повышение
собственной
профессиональ
ной
компетентности
педагогов
(воспитателей и
специалистов)
- Подбор, изучение
методической
литературы по
литературы по
теме.
- Изучение
передового
педагогического
опыта.
- Тематическое и
перспективное
Январь –
март
2017
года.
Педагоги,
родители,
психолог,
учитель-
логопед,
музыкальный
руководитель
инструктор по
ФИЗО.
Тематический
и
перспективный
план
(приложение
1).
4
планирование
занятий (со
специалистами).
- Подбор
диагностического,
педагогического
инструментария.
- Выбор объектов
для экскурсии.
- Разработка
проблемных
ситуаций, подборка
художественной
литературы,
дидактических игр,
сценарии
развлечений и
досугов.
2.
Выявление
знаний детей по
данной теме.
Первоначальная
диагностика детей
(приложение 2).
Беседы детьми.
Январь
2017г.
Педагоги,
психолог.
Результаты
мониторинга
3.
Определение
уровня
заинтересован-
ности
родителей
по
теме проекта.
- Информация для
родителей о
проекте «Культура
поведения детей
старшего
дошкольного
возраста».
- Работа с
родителями по
взаимодействию в
рамках проекта.
- Определение
тематики бесед,
консультаций.
- Сбор информации
по теме.
- Оформление
стенда «Что такое
хорошо? Что такое
плохо?».
Январь –
март
2017
года.
Педагоги,
логопед,
психолог.
План
совместных
мероприятий.
Оформление
стенда.
Анкета для
родителей
(приложение
3).
4.
Пополнение
развивающей
предметно-
пространственн
ой среды.
- Подбор
литературы.
- Изготовление
пособий, картотеки
(игры со
сверстниками).
- Тематические
альбомы.
- Фотоальбомы.
- Приобретение
дидактических
Январь –
март
2017
года
Педагоги,
родители,
психолог,
учитель-
логопед.
Оформление
уголка «Азбука
поведения для
воспитанных
детей».
5
игрушек.
2 этап. Основной.
Цель: формирование полезных для общества устойчивых форм повседневного
поведения в ДОУ, быту, общественных местах, в общении, в различных видах
деятельности.
Планируемая работа по следующим разделам:
В
содержании
культуры
поведения
дошкольников
выделим
следующие компоненты:
- культура деятельности,
- культура общения,
- культурно-гигиенические навыки и привычки.
Таблица 2
Компоненты культуры поведения
Культура деятельности
Культура общения
Культурно-гигиенические
навыки
Проявляется в поведении
ребенка на НОД, в играх, во
время выполнения трудовых
поручений. Формировать у
ребенка культуру деятельности
- значит воспитывать у него
умение содержать в порядке
место, где он трудится,
занимается, играет; привычку
доводить до конца начатое
дело, бережно относиться к
книгам, вещам игрушкам.
Важный показатель
культуры
деятельности - естественная
тяга к интересным,
содержательным НОД, умение
дорожить временем. В
старшем дошкольном возрасте
ребенок учится регулировать
свою деятельность и отдых.
Это будет хорошей основой
для формирования у него
навыков эффективной
организации труда.
Предусматривает
выполнение ребенком норм
и правил общения с
взрослыми и сверстниками,
основанных на уважении и
доброжелательности, с
использованием
соответствующего
словарного запаса и форм
обращения, а также
вежливое поведение в
общественных местах, в
быту; предполагает:
- умение не только
действовать нужным
образом, но и
воздерживаться от
неуместных в данной
обстановке действий, слов,
жестикуляции
- культуру речи, т.е.
наличие достаточного
запаса слов, умение
говорить лаконично,
сохраняя спокойный тон.
Важная
составная
часть
культуры
поведения.
Необходимость
опрятности,
содержание в чистоте лица,
тела,
прически,
одежды,
обуви,
школьных
принадлежностей
продиктована
не
только
требованиями гигиены, но и
нормами
человеческих
отношений.
Дети
должны
понимать, что в соблюдении
этих
правил
проявляется
уважение к окружающим, о
том,
что
неряшливый
человек, не умеющий следить
за собой, своей внешностью,
поступками,
как
правило,
небрежен в работе.
Культуру еды часто относят к
гигиеническим навыкам, но
она имеет этический аспект -
ведь
поведение
за
столом
основывается на уважении к
сидящим рядом, а также к
тем, кто приготовил пищу.
6
Таблица 3
План по формированию культуры поведения дошкольников
Культура общения
Культура деятельности
Культурно - гигиенические
навыки.
Задачи
Способствовать
распространению
положительного
опыта
по
организации
обучения
детей
культуре общения.
Знакомить
с
нормами
поведения.
Обучать первоначальным
навыкам
совместной
деятельности.
Закреплять,
отрабатывать
культурно
-
гигиенические
навыки.
Содержание работы
1. Этические беседы
«Культурный человек», «О
чуткости и внимательности»,
«В мире царицы Вежливости»
2.Проблемно-ситуативные
беседы:
«Как
правильно
приветствовать друг друга?»,
«Волшебные
слова
наши
верные друзья»;
«Правила общения (На улице,
дома, в детском саду, в
транспорте и других
общественных местах говори
спокойно, негромко, веди себя
сдержанно, не требуй к себе
особого внимания)»
(Приложение № 2); «О
хорошем и плохом
поведении», составление
рассказа из личного опыта «Как
я играю с маленьким братом,
сестрой».
3. Чтение: рассказ Н. Калинина
«Разве так играют?», Н. Носов
«Огурцы», А. Барто «Вежливые
поступки», «Любочка»,
«Помощница», В. Осеева
«Волшебные слова»,
стихотворение В. Кудлачева
«Важные слова», С. Маршака
«Как себя вести» и др.
Обсуждение поступков героев.
4. Словесные игры: «Позови
ласково», «Волшебный
цветок», «Свеча», «Барометр
настроения»;
5. Хороводные игры: «Кто у нас
1.Этические беседы:
«О дружбе»,
«Если с
другом вышел в путь»,
«Каким я хочу быть»,
«Мои
достоинства
и
недостатки».
2. Ситуативные беседы:
«Как нужно играть»
«Везде и всегда бережно
относись к вещам и
игрушкам“.
3. Чтение: В. Карасевой
«Новый товарищ», И.
Туричина «Дружба», С.
Маршака
«Как
себя
вести», В.Маяковский
«Что такое хорошо и что
такое
плохо?»,
«Торопливый ножик»
4.Составление сказки о
дружбе детей и зверей.
5.Коллективна
лепка
«Три медведя».
6.Упражнение
«Уберём
наш группу».
7.
Игра
«Мои
друзья:
игрушки, книги – берегу
их».
1.Дидактические
игры:
«Сервировка стола», «Обед у
короля».
2.Дидактические упражнения:
«Моя помощница -
салфетка», «Кто лучше умеет
заправлять постель»,
«Расскажем малышам, как
надо умываться,
расчесывать».
3.Сюжетно-ролевая
игра
«Детский сад», «Я и мама две
хозяйки»,
«Чаепитие
у
кукол».
4. Беседа «Не хочу быть
неряхой», Ситуативные
беседы: «Как мы наводим
порядок в шкафу для
одежды», «Каждой вещи свое
место».
5. Чтение: «Мойдодыр»,
«Федорино горе»
К. Чуковского, «Королевство
столовых приборов» Н.
Литвинова, «Купание детей»
Е. Винокуров, «Глупая
история» М. Зощенко, «Все
сам» С. Михалкова
7
хороший?», «Аленький
цветочек», «Разноцветный
букет»;
6. Утренние ритуалы
приветствия
7.Знакомство с пословицами и
поговорками
8. Игра «Хорошо – плохо»
9.
День
открытых
дверей
«Ждем в гости наших мам и
пап».
Работа с родителями.
Воспитание культуры поведения предполагает совместную работу
воспитателя
и
родителей.
Связь
с
семьёй
–
необходимое
условие,
позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания.
Общая цель семьи и детского сада – хорошо воспитанный, культурный и
образованный человек.
Таблица 4
План работы с родителями
№/п
Задачи
Содержание
Сроки
Ответственные
Продукт
1.
Помочь
родителям
осознать
важность
формирования
у детей
культуры
поведения.
- Индивидуальные
встречи с
родителями по
вопросам культуры
поведения.
- Круглый стол
«Будьте вежливы».
февраль-
март
2017
года.
Педагоги,
психолог,
учитель-
логопед,
Просветительная
листовка «10
заповедей
родительства».
Памятка
«Искусство быть
родителем».
2.
Расширить их
представление
по
содержанию
культуры
поведения
дома и в
детском саду.
- Организация
семейных вечеров,
состязаний.
- Совместные
праздники
23февраля, 8Марта.
- Групповые
встречи на
этикетные темы.
февраль-
март
2017
года.
Педагоги,
психолог,
учитель-
логопед,
музыкальный
руководитель,и
нструктор
ФИЗО.
3 этап. Заключительный.
Цель: повышение уровня знаний детей, родителей и педагогов.
Таблица 5
План работы заключительного этапа
№/п
Задачи
Содержание
Сроки
Ответственные
Продукт
8
1.
Формирование
у детей и
родителей
интереса к теме
проекта.
- Повторное
анкетирование
родителей.
- Диагностика
детей.
Март
2017
года.
Педагоги,
психолог.
Результаты
анкетирования.
2.
Выявление
представлений
детей после
реализации
проекта.
Итоговый
мониторинг
Март
2017
года.
Воспитатели
группы
Результаты
мониторинга.
3.
Проведение
итоговых
мероприятий с
детьми,
выявляющими
уровень
освоения
проблемы и
отношение к
ней.
- Совместная
деятельность с
детьми «Наши
добрые слова».
- Игра «День
рождения».
Март
2017
года.
Педагоги,
психолог,
учитель-
логопед
Конспекты.
4.
Трансляция
проекта
Выступление
на
педсовете в ДОУ,
на
конференциях,
семинарах в районе
и городе.
Март
2017
года.
Воспитатели
группы
Проект
Риски проекта:
Нежелание родителей принимать участие в проекте.
Низкая посещаемость детей в ДОУ по причине болезни.
Недостаточное
количество
денежных
средств
на
пополнение
развивающей среды.
Трансляция проекта: материалы проекта будут представлены на
родительском
собрании,
на
педагогическом
совете,
на
методическом
объединении в ДОУ.
Перспективы проекта: данный проект является методическим
сопровождением в помощь воспитателям по формированию культуры
поведения детей старшего дошкольного возраста
Ресурсное обеспечение проекта.
№/п
Наименование
1
Художественная литература
2
Методическая литература
3
Демонстрационные плакаты
4
Игровой дидактический материал
9
5
Фломастеры, мелки, цветные карандаши
6
Цветная бумага (ксероксная)
7
Костюмы
8
Видеодиски с мультфильмами по теме
9
Приглашение кукольного театра
10
Привлечение к участию библиотекаря
11
Изготовление буклетов
12
Размещение информации на сайте ДОУ
Основные термины: поведения дошкольников, культуры поведения,
культуры поведения дошкольников, правила поведения, навыков культурного
поведения, поведения дошкольников в рамках, поведения детей, поведения
дошкольников в процессе, поведения дошкольников и духовного, культурного
поведения дошкольников, воспитания культуры поведения, формированию
культуры
поведения,
основ
культуры
поведения,
поведения
детей
в различных, Воспитание организованного поведения, отдельные нормы
поведения,
и красоты
в манерах
поведения,
процессе
совместной
деятельности,
Культура
поведения,
определенный
образец
поведения.
Использованная литература:
1.
Арушанова А., Организация диалогического общения дошкольников со
сверстниками. Дошкольное воспитание, 2001 г, №5.
2.
Бочкарёва О.И., Система работы по формированию здорового образа
жизни. Старшая группа. Волгоград: ИТД «Корифей» - 96с., 2008г.
3.
Громова
О.Е.,
Соломатина
Г.Н.,
Кабушко
А.Ю.,
Ознакомление
дошкольников с социальным миром. – М: ТЦ Сфера, 2012-224с. (модули
программы ДОУ).
4.
Завязкин О.В., Уроки этикета и вежливости для маленьких гением. –
Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2014 г – 48с.
5.
Иванова Н.В., Азбука этикета для малышей: 33 правила хорошего тона.
– Ростов Н\Д. Феликс, 2014 г -45с.
6.
Конкевич С.Ю., Социально-нравственное воспитание дошкольников в
формировании представлений об этикете: практическое пособие. – СПб:
ООО «Издательство «Детство – пресс»», 2013 г – 80с.
7.
Кузьмин Л.И., В одном прекрасном царстве. Издат. - полиграф комплекс
«Звезда», 2000 г - 196с.
10
8.
Монина Г.Б., Ларечина Е.В., Игры для детей. – «Творческий центр»,
СПБ, 2012 г.
9.
«От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная
программа
дошкольного
образования/под
редакцией
Н.Е.Вераксы.
Т.С.Комаровой,
М.А.васильевой.
–
2-е
изд.,
испр.
и
доп.
–
М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2012.-336с.
10.
Петрановская Л.В., Что делать если… - М: Мир Энциклопедий
Аванта +, Астрель, 2011 г – 127с.
11. Сизова Н.О., Детям об этикете. – СПб: Паритет, 2014 г – 32с.
12.
Шалаева Г.П., Как вести себя. Правила поведения для хороших
мальчиков и девочек. – М: АСТ: Слово, 2011 г -128с.
13. Шорыгина Г.А., Беседы о хорошем и плохом поведении. – М: ТЦ
Сфера, 2015 г - 96 с.
11
Приложение 1
Тематический план проблемных ситуаций
№/п
Блоки проблемных ситуаций
Цели
Сроки
Ответственные
1.
1 блок
1.1 Тема: «Как вести себя дома»
Осуждаемые темы:
1. Всегда следи за порядком в
своей комнате.
2. Никогда не ломай мебель.
3. Не гоняй мяч по комнате.
4. Не разбрасывай вокруг острые
предметы.
Познакомить
детей с
правилами
поведения
дома.
Январь
3 неделя
Педагоги
группы
2.
1.2 «Как вести себя дома»
Осуждаемые темы:
1. Не играй в шумные игры.
2. Не рисуй на обоях.
3. Не включай музыку слишком
громко.
4. Не играй со спичками – это
опасно!
Январь
4 неделя
Педагоги
группы
3.
1.3 «Как вести себя дома»
Осуждаемые темы:
1. Сиди за столом спокойно.
2. Не катайся по перилам.
3. Не открывай дверь чужим
людям.
4. Не играй и не прыгай в лифте.
Февраль
1 неделя
Педагоги
группы
4.
2 блок
2.1 Тема: «Как вести себя в
детском саду».
Осуждаемые темы:
1. В детском саду не плачь о маме.
2. Во всем слушайся воспитателя и
умей благодарить за помощь.
3. Не прячься от воспитателя
4. Береги игрушки.
5. На прогулке не пачкайся.
6. Старайся выглядеть опрятно.
Познакомить
детей с
правилами
поведения в
детском саду.
Февраль
2 неделя
Педагоги
группы
12
5.
2.2 «Как вести себя в детском
саду».
Осуждаемые темы:
1.Перед едой мой руки с мылом.
2. После туалета обязательно мой
руки.
3. Умей есть не спеша и
аккуратно.
4. Учись пользоваться вилкой и
ложкой.
5. Помогай нянечке накрывать на
стол.
6. Помогай нянечке убирать
посуду со столов.
Февраль
3 неделя
Педагоги
группы
6.
2.3 «Как вести себя в детском
саду».
Осуждаемые темы:
1. Не балуйся за столом.
2. Не обижай никого вокруг.
3. Не дразнись и не обзывайся.
4. Учись ладить с ребятами.
5. Спи во время тихого часа.
6. Сам убирай свою постель.
Февраль
4 неделя
Педагоги
группы
7.
3 блок
3.1 Тема: «Как вести себя в
гостях»
Обсуждаемые темы:
1. Не приходите в гости без
приглашения.
2. Не опаздывай к назначенному
часу.
3. Приходя, разувайся в коридоре.
4. Не приводи с собой друзей, если
их не приглашали.
5. Выбирай подарок для хозяина, а
не для себя.
Познакомить
детей с
правилами
поведения в
гостях.
Март
1неделя
Педагоги
группы
8.
3.2 «Как вести себя в гостях»
Обсуждаемые темы:
1. В гостях со всеми познакомься.
2. Перед тем как сесть за стол
помой руки.
3. Умей пользоваться столовыми
приборами.
4. Не мусори в гостях.
5. Не груби окружающим.
Март
2 неделя
Педагоги
группы
13
9.
3.3 «Как вести себя в гостях»
Обсуждаемые темы:
1.Не разбрасывай вещи хозяев.
2. Не трогай телевизор и другую
аппаратуру.
3. Не скандаль и не капризничай.
4. Не отвлекай внимание хозяина
только на себя.
5. Уходя, поблагодари хозяина.
Март
3 неделя
Педагоги
группы
Приложение 2
- Какие общественные места ты знаешь?
- Какого человека ты назовешь культурным?
- Как необходимо вести себя в детском саду?
14
- Как ты должен вести себя, когда приходишь на прием в поликлинику к
врачу?
- Как необходимо вести себя в автобусе?
- Как необходимо вести себя на день рождении?
- Как необходимо вести себя в музее, в театре (куда ходишь)?
- Какие правила культурного поведения ты знаешь?
Критерии оценки:
3б – ребенок отвечает правильно, ответ дает полный, самостоятельно,
без помощи взрослого;
2б – ребенок отвечает на вопрос с помощью наводящих вопросов, ответ
не полный, ребенок долго задумывается над вопросом;
1б – ребенок отвечает на вопрос неверно или совсем не отвечает
15
Приложение 3
Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов, которые помогут нам
спланировать работу по социально-нравственному воспитанию наших детей.
1) Обращаете ли вы внимание, как часто использует ваш ребенок
вежливые слова?
2) Умеет ли он здороваться и прощаться? (С взрослыми, сверстниками,
людьми, которые ему не известны)
3) Как вы считаете, имеет ваш ребенок привычку доводить до конца
начатое дело?
4) Проявляет ли ваш ребенок ответственность, за какое либо начатое
дело?
5) Сформированы у вашего ребенка самостоятельные культурно-
гигиенические навыки?
16