Напоминание

"Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Полстянкина Тамара Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ ЦРР д/с № 376
Населённый пункт: Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: Реализованный проект
Тема: "Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 376 «Дельфинёнок»

630099, г. Новосибирск, ул. Чаплыгина, 101, 383/2238476

Реализованный проектФормирование культуры поведения

у детей старшего дошкольного возраста

Выполнила:

воспитатель МКДОУ ЦРР

д/ с № 376 «Дельфинёнок»

Центрального округа г. Новосибирска

Полстянкина Т.Л...

Результаты реализации

проекта подтверждаю.

Заведующая МКДОУ ЦРР ______________________ Л.С. Тарасюк

д/с №376

Новосибирск 2020 г.

Актуальность темы.

Анализ поведения наших воспитанников показал,

что неумение правильно вести себя в обществе, дома создаёт человеку

определённую репутацию, которая усложняет его отношения с людьми,

мешает жизни. С детства следует формировать культуру поведения. Поэтому

выбранная тема является актуальной.

Гипотеза. Если мы будем реализовывать проект по выбранной теме, то

это позволит повысить воспитательно - образовательный уровень в вопросах

культуры поведения всех участников педагогического процесса (детей,

родителей, педагогов).

Цель: Способствовать вовлечению всех субъектов педагогического

процесса в реализацию проекта по формированию культурного поведения,

используя педагогические средства и методы воспитания.

Задачи:

1.

Изучить проблемы формирования культуры поведения у детей старшего

дошкольного возраста.

2.

Изучить имеющиеся методики по проблеме культуры поведения и

применять их в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

3.

Способствовать интеграции в работе воспитателей и специалистов ДОУ

при разработке и реализации перспективно-тематического плана.

4.

Создать предметно-развивающую среду для проведения элементарной

работы по формированию культуры поведения у детей старшего

дошкольного возраста.

5.

Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.

6.

Расширить представление старших дошкольников о культуре поведения

в дошкольном учреждении, дома, в общественных местах.

7.

Научить выполнять правила поведения, оценивая свои поступки и

поступки сверстников.

Целевая группа: дети и родители старшей группы.

Участники проекта: педагоги старшей группы: Вахитова Алена

Геннадиевна, Пасетова Наталия Александровна, учитель – логопед Гареева

2

Светлана

Ульфатовна,

психолог

Шаймарданова

Юлия

Евгеньевна,

инструктор по физической культуре – Ильтубаева Тамара Григорьевна,

музыкальный руководитель – Васина Светлана Михайловна.

Направление: социально – коммуникативное развитие.

Формы реализации проекта: беседы, проблемные ситуации,

активизирующее общение, чтение художественной литературы, экскурсии,

ежедневные

прогулки,

игра,

праздники,

работа

с

семьёй,

свободная

деятельность детей.

Методы реализации проекта:

Наглядные: мультимедийные презентации, энциклопедии, наборы

открыток, фотографии, тематические картинки, дидактические игры, рисунки

детей.

Словесные: беседы, чтение художественной литературы, консультации

для

родителей,

объяснения,

указания,

словесные

инструкции,

рассказ

воспитателя о различных ситуациях и явлениях социального мира.

Практические: беседы, игровые проблемные ситуации, дидактические

игры, ситуационные задачи, упражнения с дидактическими материалами,

создание альбома о правилах поведения.

Ресурсное обеспечение проекта:

Информационное: установление связи с библиотекой. Информирование

всех участников о ходе реализации проекта.

Методическое: разработка, составление планов, конспектов, создание

предметно-развивающей среды, презентаций, рекомендаций для родителей.

Кадровое: привлечение специалистов ДОУ для участия в проекте.

Материально-техническое: приобретение методических пособий,

художественной литературы, дидактических игр, дисков с мультфильмами,

канцелярских принадлежностей, посещение театра кукол.

Ожидаемые результаты проекта

Дети:

Усвоение детьми этических норм и правил поведения в повседневной

жизни.

Закрепление культурно-гигиенических правил.

3

Знание правил поведения в быту, игре, другой деятельности.

Умение

оценивать

свое

поведение,

поступать

правильно

в

соответствующей ситуации.

Родители:

Обогащение

родительского

опыта

приёмами

взаимодействия

и

сотрудничество с ребёнком в семье.

Повышение

родительской

компетентности

по

теме

«Культура

поведения».

Активизация участия в жизни группы и образовательной деятельности.

Педагоги:

Повышение эффективности работы по теме.

Повышение личностно-профессионального уровня.

Интеграция всех специалистов ДОУ в реализации проекта.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный.

2. Основной.

3. Заключительный.

1 этап. Подготовительный.

Цель: довести до всех участников проекта важность данной проблемы.

Заинтересовать

каждого

участника

(педагогов,

родителей,

детей,

специалистов) темой проекта.

Таблица 1

План работы подготовительного этапа

№/п

Задачи

Содержание

Сроки

Ответственные

Продукт

1.

Повышение

собственной

профессиональ

ной

компетентности

педагогов

(воспитателей и

специалистов)

- Подбор, изучение

методической

литературы по

литературы по

теме.

- Изучение

передового

педагогического

опыта.

- Тематическое и

перспективное

Январь –

март

2017

года.

Педагоги,

родители,

психолог,

учитель-

логопед,

музыкальный

руководитель

инструктор по

ФИЗО.

Тематический

и

перспективный

план

(приложение

1).

4

планирование

занятий (со

специалистами).

- Подбор

диагностического,

педагогического

инструментария.

- Выбор объектов

для экскурсии.

- Разработка

проблемных

ситуаций, подборка

художественной

литературы,

дидактических игр,

сценарии

развлечений и

досугов.

2.

Выявление

знаний детей по

данной теме.

Первоначальная

диагностика детей

(приложение 2).

Беседы детьми.

Январь

2017г.

Педагоги,

психолог.

Результаты

мониторинга

3.

Определение

уровня

заинтересован-

ности

родителей

по

теме проекта.

- Информация для

родителей о

проекте «Культура

поведения детей

старшего

дошкольного

возраста».

- Работа с

родителями по

взаимодействию в

рамках проекта.

- Определение

тематики бесед,

консультаций.

- Сбор информации

по теме.

- Оформление

стенда «Что такое

хорошо? Что такое

плохо?».

Январь –

март

2017

года.

Педагоги,

логопед,

психолог.

План

совместных

мероприятий.

Оформление

стенда.

Анкета для

родителей

(приложение

3).

4.

Пополнение

развивающей

предметно-

пространственн

ой среды.

- Подбор

литературы.

- Изготовление

пособий, картотеки

(игры со

сверстниками).

- Тематические

альбомы.

- Фотоальбомы.

- Приобретение

дидактических

Январь –

март

2017

года

Педагоги,

родители,

психолог,

учитель-

логопед.

Оформление

уголка «Азбука

поведения для

воспитанных

детей».

5

игрушек.

2 этап. Основной.

Цель: формирование полезных для общества устойчивых форм повседневного

поведения в ДОУ, быту, общественных местах, в общении, в различных видах

деятельности.

Планируемая работа по следующим разделам:

В

содержании

культуры

поведения

дошкольников

выделим

следующие компоненты:

- культура деятельности,

- культура общения,

- культурно-гигиенические навыки и привычки.

Таблица 2

Компоненты культуры поведения

Культура деятельности

Культура общения

Культурно-гигиенические

навыки

Проявляется в поведении

ребенка на НОД, в играх, во

время выполнения трудовых

поручений. Формировать у

ребенка культуру деятельности

- значит воспитывать у него

умение содержать в порядке

место, где он трудится,

занимается, играет; привычку

доводить до конца начатое

дело, бережно относиться к

книгам, вещам игрушкам.

Важный показатель

культуры

деятельности - естественная

тяга к интересным,

содержательным НОД, умение

дорожить временем. В

старшем дошкольном возрасте

ребенок учится регулировать

свою деятельность и отдых.

Это будет хорошей основой

для формирования у него

навыков эффективной

организации труда.

Предусматривает

выполнение ребенком норм

и правил общения с

взрослыми и сверстниками,

основанных на уважении и

доброжелательности, с

использованием

соответствующего

словарного запаса и форм

обращения, а также

вежливое поведение в

общественных местах, в

быту; предполагает:

- умение не только

действовать нужным

образом, но и

воздерживаться от

неуместных в данной

обстановке действий, слов,

жестикуляции

- культуру речи, т.е.

наличие достаточного

запаса слов, умение

говорить лаконично,

сохраняя спокойный тон.

Важная

составная

часть

культуры

поведения.

Необходимость

опрятности,

содержание в чистоте лица,

тела,

прически,

одежды,

обуви,

школьных

принадлежностей

продиктована

не

только

требованиями гигиены, но и

нормами

человеческих

отношений.

Дети

должны

понимать, что в соблюдении

этих

правил

проявляется

уважение к окружающим, о

том,

что

неряшливый

человек, не умеющий следить

за собой, своей внешностью,

поступками,

как

правило,

небрежен в работе.

Культуру еды часто относят к

гигиеническим навыкам, но

она имеет этический аспект -

ведь

поведение

за

столом

основывается на уважении к

сидящим рядом, а также к

тем, кто приготовил пищу.

6

Таблица 3

План по формированию культуры поведения дошкольников

Культура общения

Культура деятельности

Культурно - гигиенические

навыки.

Задачи

Способствовать

распространению

положительного

опыта

по

организации

обучения

детей

культуре общения.

Знакомить

с

нормами

поведения.

Обучать первоначальным

навыкам

совместной

деятельности.

Закреплять,

отрабатывать

культурно

-

гигиенические

навыки.

Содержание работы

1. Этические беседы

«Культурный человек», «О

чуткости и внимательности»,

«В мире царицы Вежливости»

2.Проблемно-ситуативные

беседы:

«Как

правильно

приветствовать друг друга?»,

«Волшебные

слова

наши

верные друзья»;

«Правила общения (На улице,

дома, в детском саду, в

транспорте и других

общественных местах говори

спокойно, негромко, веди себя

сдержанно, не требуй к себе

особого внимания)»

(Приложение № 2); «О

хорошем и плохом

поведении», составление

рассказа из личного опыта «Как

я играю с маленьким братом,

сестрой».

3. Чтение: рассказ Н. Калинина

«Разве так играют?», Н. Носов

«Огурцы», А. Барто «Вежливые

поступки», «Любочка»,

«Помощница», В. Осеева

«Волшебные слова»,

стихотворение В. Кудлачева

«Важные слова», С. Маршака

«Как себя вести» и др.

Обсуждение поступков героев.

4. Словесные игры: «Позови

ласково», «Волшебный

цветок», «Свеча», «Барометр

настроения»;

5. Хороводные игры: «Кто у нас

1.Этические беседы:

«О дружбе»,

«Если с

другом вышел в путь»,

«Каким я хочу быть»,

«Мои

достоинства

и

недостатки».

2. Ситуативные беседы:

«Как нужно играть»

«Везде и всегда бережно

относись к вещам и

игрушкам“.

3. Чтение: В. Карасевой

«Новый товарищ», И.

Туричина «Дружба», С.

Маршака

«Как

себя

вести», В.Маяковский

«Что такое хорошо и что

такое

плохо?»,

«Торопливый ножик»

4.Составление сказки о

дружбе детей и зверей.

5.Коллективна

лепка

«Три медведя».

6.Упражнение

«Уберём

наш группу».

7.

Игра

«Мои

друзья:

игрушки, книги – берегу

их».

1.Дидактические

игры:

«Сервировка стола», «Обед у

короля».

2.Дидактические упражнения:

«Моя помощница -

салфетка», «Кто лучше умеет

заправлять постель»,

«Расскажем малышам, как

надо умываться,

расчесывать».

3.Сюжетно-ролевая

игра

«Детский сад», «Я и мама две

хозяйки»,

«Чаепитие

у

кукол».

4. Беседа «Не хочу быть

неряхой», Ситуативные

беседы: «Как мы наводим

порядок в шкафу для

одежды», «Каждой вещи свое

место».

5. Чтение: «Мойдодыр»,

«Федорино горе»

К. Чуковского, «Королевство

столовых приборов» Н.

Литвинова, «Купание детей»

Е. Винокуров, «Глупая

история» М. Зощенко, «Все

сам» С. Михалкова

7

хороший?», «Аленький

цветочек», «Разноцветный

букет»;

6. Утренние ритуалы

приветствия

7.Знакомство с пословицами и

поговорками

8. Игра «Хорошо – плохо»

9.

День

открытых

дверей

«Ждем в гости наших мам и

пап».

Работа с родителями.

Воспитание культуры поведения предполагает совместную работу

воспитателя

и

родителей.

Связь

с

семьёй

необходимое

условие,

позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания.

Общая цель семьи и детского сада – хорошо воспитанный, культурный и

образованный человек.

Таблица 4

План работы с родителями

№/п

Задачи

Содержание

Сроки

Ответственные

Продукт

1.

Помочь

родителям

осознать

важность

формирования

у детей

культуры

поведения.

- Индивидуальные

встречи с

родителями по

вопросам культуры

поведения.

- Круглый стол

«Будьте вежливы».

февраль-

март

2017

года.

Педагоги,

психолог,

учитель-

логопед,

Просветительная

листовка «10

заповедей

родительства».

Памятка

«Искусство быть

родителем».

2.

Расширить их

представление

по

содержанию

культуры

поведения

дома и в

детском саду.

- Организация

семейных вечеров,

состязаний.

- Совместные

праздники

23февраля, 8Марта.

- Групповые

встречи на

этикетные темы.

февраль-

март

2017

года.

Педагоги,

психолог,

учитель-

логопед,

музыкальный

руководитель,и

нструктор

ФИЗО.

3 этап. Заключительный.

Цель: повышение уровня знаний детей, родителей и педагогов.

Таблица 5

План работы заключительного этапа

№/п

Задачи

Содержание

Сроки

Ответственные

Продукт

8

1.

Формирование

у детей и

родителей

интереса к теме

проекта.

- Повторное

анкетирование

родителей.

- Диагностика

детей.

Март

2017

года.

Педагоги,

психолог.

Результаты

анкетирования.

2.

Выявление

представлений

детей после

реализации

проекта.

Итоговый

мониторинг

Март

2017

года.

Воспитатели

группы

Результаты

мониторинга.

3.

Проведение

итоговых

мероприятий с

детьми,

выявляющими

уровень

освоения

проблемы и

отношение к

ней.

- Совместная

деятельность с

детьми «Наши

добрые слова».

- Игра «День

рождения».

Март

2017

года.

Педагоги,

психолог,

учитель-

логопед

Конспекты.

4.

Трансляция

проекта

Выступление

на

педсовете в ДОУ,

на

конференциях,

семинарах в районе

и городе.

Март

2017

года.

Воспитатели

группы

Проект

Риски проекта:

Нежелание родителей принимать участие в проекте.

Низкая посещаемость детей в ДОУ по причине болезни.

Недостаточное

количество

денежных

средств

на

пополнение

развивающей среды.

Трансляция проекта: материалы проекта будут представлены на

родительском

собрании,

на

педагогическом

совете,

на

методическом

объединении в ДОУ.

Перспективы проекта: данный проект является методическим

сопровождением в помощь воспитателям по формированию культуры

поведения детей старшего дошкольного возраста

Ресурсное обеспечение проекта.

№/п

Наименование

1

Художественная литература

2

Методическая литература

3

Демонстрационные плакаты

4

Игровой дидактический материал

9

5

Фломастеры, мелки, цветные карандаши

6

Цветная бумага (ксероксная)

7

Костюмы

8

Видеодиски с мультфильмами по теме

9

Приглашение кукольного театра

10

Привлечение к участию библиотекаря

11

Изготовление буклетов

12

Размещение информации на сайте ДОУ

Основные термины: поведения дошкольников, культуры поведения,

культуры поведения дошкольников, правила поведения, навыков культурного

поведения, поведения дошкольников в рамках, поведения детей, поведения

дошкольников в процессе, поведения дошкольников и духовного, культурного

поведения дошкольников, воспитания культуры поведения, формированию

культуры

поведения,

основ

культуры

поведения,

поведения

детей

в различных, Воспитание организованного поведения, отдельные нормы

поведения,

и красоты

в манерах

поведения,

процессе

совместной

деятельности,

Культура

поведения,

определенный

образец

поведения.

Использованная литература:

1.

Арушанова А., Организация диалогического общения дошкольников со

сверстниками. Дошкольное воспитание, 2001 г, №5.

2.

Бочкарёва О.И., Система работы по формированию здорового образа

жизни. Старшая группа. Волгоград: ИТД «Корифей» - 96с., 2008г.

3.

Громова

О.Е.,

Соломатина

Г.Н.,

Кабушко

А.Ю.,

Ознакомление

дошкольников с социальным миром. – М: ТЦ Сфера, 2012-224с. (модули

программы ДОУ).

4.

Завязкин О.В., Уроки этикета и вежливости для маленьких гением. –

Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2014 г – 48с.

5.

Иванова Н.В., Азбука этикета для малышей: 33 правила хорошего тона.

– Ростов Н\Д. Феликс, 2014 г -45с.

6.

Конкевич С.Ю., Социально-нравственное воспитание дошкольников в

формировании представлений об этикете: практическое пособие. – СПб:

ООО «Издательство «Детство – пресс»», 2013 г – 80с.

7.

Кузьмин Л.И., В одном прекрасном царстве. Издат. - полиграф комплекс

«Звезда», 2000 г - 196с.

10

8.

Монина Г.Б., Ларечина Е.В., Игры для детей. – «Творческий центр»,

СПБ, 2012 г.

9.

«От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная

программа

дошкольного

образования/под

редакцией

Н.Е.Вераксы.

Т.С.Комаровой,

М.А.васильевой.

2-е

изд.,

испр.

и

доп.

М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2012.-336с.

10.

Петрановская Л.В., Что делать если… - М: Мир Энциклопедий

Аванта +, Астрель, 2011 г – 127с.

11. Сизова Н.О., Детям об этикете. – СПб: Паритет, 2014 г – 32с.

12.

Шалаева Г.П., Как вести себя. Правила поведения для хороших

мальчиков и девочек. – М: АСТ: Слово, 2011 г -128с.

13. Шорыгина Г.А., Беседы о хорошем и плохом поведении. – М: ТЦ

Сфера, 2015 г - 96 с.

11

Приложение 1

Тематический план проблемных ситуаций

№/п

Блоки проблемных ситуаций

Цели

Сроки

Ответственные

1.

1 блок

1.1 Тема: «Как вести себя дома»

Осуждаемые темы:

1. Всегда следи за порядком в

своей комнате.

2. Никогда не ломай мебель.

3. Не гоняй мяч по комнате.

4. Не разбрасывай вокруг острые

предметы.

Познакомить

детей с

правилами

поведения

дома.

Январь

3 неделя

Педагоги

группы

2.

1.2 «Как вести себя дома»

Осуждаемые темы:

1. Не играй в шумные игры.

2. Не рисуй на обоях.

3. Не включай музыку слишком

громко.

4. Не играй со спичками – это

опасно!

Январь

4 неделя

Педагоги

группы

3.

1.3 «Как вести себя дома»

Осуждаемые темы:

1. Сиди за столом спокойно.

2. Не катайся по перилам.

3. Не открывай дверь чужим

людям.

4. Не играй и не прыгай в лифте.

Февраль

1 неделя

Педагоги

группы

4.

2 блок

2.1 Тема: «Как вести себя в

детском саду».

Осуждаемые темы:

1. В детском саду не плачь о маме.

2. Во всем слушайся воспитателя и

умей благодарить за помощь.

3. Не прячься от воспитателя

4. Береги игрушки.

5. На прогулке не пачкайся.

6. Старайся выглядеть опрятно.

Познакомить

детей с

правилами

поведения в

детском саду.

Февраль

2 неделя

Педагоги

группы

12

5.

2.2 «Как вести себя в детском

саду».

Осуждаемые темы:

1.Перед едой мой руки с мылом.

2. После туалета обязательно мой

руки.

3. Умей есть не спеша и

аккуратно.

4. Учись пользоваться вилкой и

ложкой.

5. Помогай нянечке накрывать на

стол.

6. Помогай нянечке убирать

посуду со столов.

Февраль

3 неделя

Педагоги

группы

6.

2.3 «Как вести себя в детском

саду».

Осуждаемые темы:

1. Не балуйся за столом.

2. Не обижай никого вокруг.

3. Не дразнись и не обзывайся.

4. Учись ладить с ребятами.

5. Спи во время тихого часа.

6. Сам убирай свою постель.

Февраль

4 неделя

Педагоги

группы

7.

3 блок

3.1 Тема: «Как вести себя в

гостях»

Обсуждаемые темы:

1. Не приходите в гости без

приглашения.

2. Не опаздывай к назначенному

часу.

3. Приходя, разувайся в коридоре.

4. Не приводи с собой друзей, если

их не приглашали.

5. Выбирай подарок для хозяина, а

не для себя.

Познакомить

детей с

правилами

поведения в

гостях.

Март

1неделя

Педагоги

группы

8.

3.2 «Как вести себя в гостях»

Обсуждаемые темы:

1. В гостях со всеми познакомься.

2. Перед тем как сесть за стол

помой руки.

3. Умей пользоваться столовыми

приборами.

4. Не мусори в гостях.

5. Не груби окружающим.

Март

2 неделя

Педагоги

группы

13

9.

3.3 «Как вести себя в гостях»

Обсуждаемые темы:

1.Не разбрасывай вещи хозяев.

2. Не трогай телевизор и другую

аппаратуру.

3. Не скандаль и не капризничай.

4. Не отвлекай внимание хозяина

только на себя.

5. Уходя, поблагодари хозяина.

Март

3 неделя

Педагоги

группы

Приложение 2

- Какие общественные места ты знаешь?

- Какого человека ты назовешь культурным?

- Как необходимо вести себя в детском саду?

14

- Как ты должен вести себя, когда приходишь на прием в поликлинику к

врачу?

- Как необходимо вести себя в автобусе?

- Как необходимо вести себя на день рождении?

- Как необходимо вести себя в музее, в театре (куда ходишь)?

- Какие правила культурного поведения ты знаешь?

Критерии оценки:

3б – ребенок отвечает правильно, ответ дает полный, самостоятельно,

без помощи взрослого;

2б – ребенок отвечает на вопрос с помощью наводящих вопросов, ответ

не полный, ребенок долго задумывается над вопросом;

1б – ребенок отвечает на вопрос неверно или совсем не отвечает

15

Приложение 3

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов, которые помогут нам

спланировать работу по социально-нравственному воспитанию наших детей.

1) Обращаете ли вы внимание, как часто использует ваш ребенок

вежливые слова?

2) Умеет ли он здороваться и прощаться? (С взрослыми, сверстниками,

людьми, которые ему не известны)

3) Как вы считаете, имеет ваш ребенок привычку доводить до конца

начатое дело?

4) Проявляет ли ваш ребенок ответственность, за какое либо начатое

дело?

5) Сформированы у вашего ребенка самостоятельные культурно-

гигиенические навыки?

16



В раздел образования




Яндекс.Метрика