Автор: Гераськина Екатерина Германовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБНОУ "Гимназия № 44"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Януш Корчак - врач, писатель, педагог"
Раздел: начальное образование
Гераськина Е. Г.
Разработка урока по ОРКСЭ
Программа «Перспективная начальная школа»
1. Урок №19. Тема: «Януш Корчак – врач, писатель, педагог».
Модуль: «Основы светской этики».
2. Цели урока:
познакомить с биографией и деятельностью Я. Корчака;
рассказать детям о мудрости сердца и любви к детям известного
детского врача Я. Корчака;
формировать представление об ответственности людей за себя и за
других;
формировать представление о том, что такое нравственный выбор и как
его можно сделать.
Ценности, формируемые у учащихся:
-позитивная моральная самооценка и моральные чувства (гордость при
следовании моральным нормам);
- доверие и уважение к представителям разных народам и
вероисповеданий, уважительное и бережное отношение к их культуре.
3. Основные понятия (с расшифровкой значения):
Жизненные ценности — это то, что люди считают важным в своей жизни.
Это их убеждения, принципы, ориентиры. Это компас, который
определяет не только судьбу человека, но и его взаимоотношения с
окружающими.
Нравственный выбор– это осознанно принятое человеком решение, это
ответ на вопрос «Как поступить?»: пройти мимо или помочь, обмануть
или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая
нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью,
собственными представлениями о жизни.
Нравственный поступок – это только то действие человека, которое он
совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями.
Он отвечает общепринятым ценностям – духовным, моральным, этическим.
Помочь кому-то – это нравственный поступок, отдать что-то кому-то – это
нравственный поступок, совершить благое дело – это нравственный
поступок.
4. Ресурсы для проведения занятия (средства наглядности, раздаточные
дидактические материалы)
Средства наглядности :
Электронный Учебник;
Иллюстрации учебника (Уч.: Т. Д. Васильева, К. Б. Савченко «Основы
светской этики», стр. 125 – 130.
Раздаточные дидактические материалы:
карточки с вопросами к тексту.
5. Описание форм и видов учебной работы на занятии (в том числе – какие
вопросы, задания будут предлагаться; как будет организована работа по их
выполнению)
А. Фронтальная работа
Учитель:
-Есть ли у вас любимый учитель? Кто он?
-Он работает в нашей школе или в классе?
Б. Работа с рубрикой «Ларчик мудрости»
Обсудить, как учащиеся понимают пословицу, предложенную авторами
учебника.
В.Знакомство с биографией и деятельностью Януша Корчака с
использованием ЭУ.
Г. Групповая работа
Деление на группы по типу игры «Мозаика». Учитель раздает детям цветные
карточки (зеленая, синяя, красная, желтая).Дети объединяются в группы по
карточкам одного цвета.
Учащимся предлагаются карточки - помощники для чтения текста в
группах. Карточки – выдержки из текста (или предложения, выражающие
основную мысль абзаца).
Задание группе:
1.Прочитать текст по цепочке.
2. Ответить на вопросы, предложенные учителем или подготовить свои
вопросы.
3. Рассказать классу, о чем прочитали.
4. Задать вопросы классу для того, чтобы выяснить, как ребята – слушатели
запомнили.
Для 1- ой группы:
Януш Корчак - писатель
Найти: Уч. стр. 127 ( 2 –ой абзац).
Вопросы:
1) Как называли польские газеты Корчака?
2) Сколько произведений опубликовал Я. Корчак?
3) Назовите самую знаменитую книгу Я. Корчака?
Для 2- ой группы:
Януш Корчак – директор детского дома для детей сирот в Варшаве; погиб
вместе с детьми.
Найти: Уч. стр. 127 ( 3 –ий абзац).
Вопросы:
1) Что предложили фашисты Янушу Корчаку?
2) Какое решение принял Я. Корчак?
3) Что случилось с Янушем Корчаком и его воспитанниками?
Для 3- е
й группы:
Доктор Корчак – организатор Дома сирот.
Найти: Уч. стр. 128 ( 1 –ый абзац).
Вопросы:
1) Какое главное дело стало в жизни Я. Корчака?
2) Какие идеи отстаивал в своей работе с детьми и в книгах?
Для 4- о
й группы:
Работа общественных организаций, которые посвятили свою деятельность
пропаганде идей Януша Корчака.
Найти: Уч. стр. 129 ( 1 –ый, 2 -ой абзацы).
Вопросы:
1) Назовите основные идеи выдающегося педагога.
2) Какую деятельность осуществляет общество в России?
3) Назовите самый популярный проект.
Подведение итога по групповой работе
Работа с рубрикой учебника «Это интересно!» (или по ЭУ)
- Познакомимся с основными ценностями воспитательной системы Я.К.
Уч. стр. 128 -129.
Д. Просмотр
Предлагаю посмотреть отрывок из художественного фильма «Корчак»
(режиссер А. Вайда) и определить идеи воспитательной системы Я. Корчака.
Е. Записать на доске и в тетрадях : «Уважение личности ребенка, уважение
прав ребенка»
Обсудить, какие права есть у каждого ребенка.
Заполнить лист самоанализа
6. Домашнее задание (предполагаемое участие родителей, членов семьи)
Рассказать родителям о Я.Корчаке и вместе с ними посмотреть польский
фильм «Корчак» (режиссер А. Вайда) или найти в библиотеке книгу о
Я.Корчаке и обсудить с родителями вопрос о тягостях жизни детей во время
Второй мировой войны.
Предложить книги для детей:
«Король Матиуш Первый»;
«Король Матиуш на необитаемом острове»;
«Когда я стану маленьким».
Предложить книги для родителей:
«Как любить ребенка»;
«Несерьезная педагогика»
7.Приложение