Напоминание

"Януш Корчак - врач, писатель, педагог"


Автор: Гераськина Екатерина Германовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБНОУ "Гимназия № 44"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Януш Корчак - врач, писатель, педагог"
Раздел: начальное образование





Назад




Гераськина Е. Г.

Разработка урока по ОРКСЭ

Программа «Перспективная начальная школа»

1. Урок №19. Тема: «Януш Корчак – врач, писатель, педагог».

Модуль: «Основы светской этики».

2. Цели урока:

познакомить с биографией и деятельностью Я. Корчака;

рассказать детям о мудрости сердца и любви к детям известного

детского врача Я. Корчака;

формировать представление об ответственности людей за себя и за

других;

формировать представление о том, что такое нравственный выбор и как

его можно сделать.

Ценности, формируемые у учащихся:

-позитивная моральная самооценка и моральные чувства (гордость при

следовании моральным нормам);

- доверие и уважение к представителям разных народам и

вероисповеданий, уважительное и бережное отношение к их культуре.

3. Основные понятия (с расшифровкой значения):

Жизненные ценности — это то, что люди считают важным в своей жизни.

Это их убеждения, принципы, ориентиры. Это компас, который

определяет не только судьбу человека, но и его взаимоотношения с

окружающими.

Нравственный выбор– это осознанно принятое человеком решение, это

ответ на вопрос «Как поступить?»: пройти мимо или помочь, обмануть

или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая

нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью,

собственными представлениями о жизни.

Нравственный поступок – это только то действие человека, которое он

совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями.

Он отвечает общепринятым ценностям – духовным, моральным, этическим.

Помочь кому-то – это нравственный поступок, отдать что-то кому-то – это

нравственный поступок, совершить благое дело – это нравственный

поступок.

4. Ресурсы для проведения занятия (средства наглядности, раздаточные

дидактические материалы)

Средства наглядности :

Электронный Учебник;

Иллюстрации учебника (Уч.: Т. Д. Васильева, К. Б. Савченко «Основы

светской этики», стр. 125 – 130.

Раздаточные дидактические материалы:

карточки с вопросами к тексту.

5. Описание форм и видов учебной работы на занятии (в том числе – какие

вопросы, задания будут предлагаться; как будет организована работа по их

выполнению)

А. Фронтальная работа

Учитель:

-Есть ли у вас любимый учитель? Кто он?

-Он работает в нашей школе или в классе?

Б. Работа с рубрикой «Ларчик мудрости»

Обсудить, как учащиеся понимают пословицу, предложенную авторами

учебника.

В.Знакомство с биографией и деятельностью Януша Корчака с

использованием ЭУ.

Г. Групповая работа

Деление на группы по типу игры «Мозаика». Учитель раздает детям цветные

карточки (зеленая, синяя, красная, желтая).Дети объединяются в группы по

карточкам одного цвета.

Учащимся предлагаются карточки - помощники для чтения текста в

группах. Карточки – выдержки из текста (или предложения, выражающие

основную мысль абзаца).

Задание группе:

1.Прочитать текст по цепочке.

2. Ответить на вопросы, предложенные учителем или подготовить свои

вопросы.

3. Рассказать классу, о чем прочитали.

4. Задать вопросы классу для того, чтобы выяснить, как ребята – слушатели

запомнили.

Для 1- ой группы:

Януш Корчак - писатель

Найти: Уч. стр. 127 ( 2 –ой абзац).

Вопросы:

1) Как называли польские газеты Корчака?

2) Сколько произведений опубликовал Я. Корчак?

3) Назовите самую знаменитую книгу Я. Корчака?

Для 2- ой группы:

Януш Корчак – директор детского дома для детей сирот в Варшаве; погиб

вместе с детьми.

Найти: Уч. стр. 127 ( 3 –ий абзац).

Вопросы:

1) Что предложили фашисты Янушу Корчаку?

2) Какое решение принял Я. Корчак?

3) Что случилось с Янушем Корчаком и его воспитанниками?

Для 3- е

й группы:

Доктор Корчак – организатор Дома сирот.

Найти: Уч. стр. 128 ( 1 –ый абзац).

Вопросы:

1) Какое главное дело стало в жизни Я. Корчака?

2) Какие идеи отстаивал в своей работе с детьми и в книгах?

Для 4- о

й группы:

Работа общественных организаций, которые посвятили свою деятельность

пропаганде идей Януша Корчака.

Найти: Уч. стр. 129 ( 1 –ый, 2 -ой абзацы).

Вопросы:

1) Назовите основные идеи выдающегося педагога.

2) Какую деятельность осуществляет общество в России?

3) Назовите самый популярный проект.

Подведение итога по групповой работе

Работа с рубрикой учебника «Это интересно!» (или по ЭУ)

- Познакомимся с основными ценностями воспитательной системы Я.К.

Уч. стр. 128 -129.

Д. Просмотр

Предлагаю посмотреть отрывок из художественного фильма «Корчак»

(режиссер А. Вайда) и определить идеи воспитательной системы Я. Корчака.

Е. Записать на доске и в тетрадях : «Уважение личности ребенка, уважение

прав ребенка»

Обсудить, какие права есть у каждого ребенка.

Заполнить лист самоанализа

6. Домашнее задание (предполагаемое участие родителей, членов семьи)

Рассказать родителям о Я.Корчаке и вместе с ними посмотреть польский

фильм «Корчак» (режиссер А. Вайда) или найти в библиотеке книгу о

Я.Корчаке и обсудить с родителями вопрос о тягостях жизни детей во время

Второй мировой войны.

Предложить книги для детей:

«Король Матиуш Первый»;

«Король Матиуш на необитаемом острове»;

«Когда я стану маленьким».

Предложить книги для родителей:

«Как любить ребенка»;

«Несерьезная педагогика»

7.Приложение



В раздел образования




Яндекс.Метрика