Автор: Озернова Ольга Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Красносельская СШ
Населённый пункт: Ульяновская обл, п.Красносельск
Наименование материала: статья
Тема: "Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Опытно - экспериментальная деятельность в доу
«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности
в период дошкольного развития ребенка» Н.Н. Подьяков.
Эксперимент(от лат. experimentum -опыт, проба) один из основных методов
познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях
исследуются явления природы или общества. Любой опыт, любая попытка,
проба осуществить что-либо каким -либо способом. Любой эксперимент
предполагает проведение практических действий с целью проверки и
сравнения.
Главное
достоинство
экспериментально-исследовательской
деятельности
заключается
в
том,
что
она
близка
дошкольникам
(дошкольники –прирожденные исследователи), и дает детям реальные
представления
о
различных
сторонах
изучаемого
объекта,
о
его
взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. В процессе
эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие
психических процессов -обогащение памяти, речи, активизация мышления,
умственных умений, так как постоянно возникает необходимость совершать
операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, необходимость
давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и
выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но
и накопление фонда умственных приемов и операций. Кроме того, следует
отметить
положительное
влияние
экспериментально-исследовательской
деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих
способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до
победного конца. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется
тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Поэтому экспериментально -исследовательская деятельность, как никакой
другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям. В дошкольном
возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года –
практически
единственным
способом
познания
мира.
Успешность
подготовки детей к школе в значительной степени зависит от уровня
сенсорного развития детей, от того, насколько совершенно ребѐнок слышит,
видит, осязает окружающее. Цели экспериментирования*Поддерживать
интерес
дошкольников
к окружающей среде,
удовлетворять детскую
любознательность.*Развивать у детей познавательные способности (анализ,
синтез, классификация, сравнение, обобщение); * Развивать мышление, речь
–суждение в процессе познавательно –исследовательской деятельности: в
выдвижении
предположений,
отборе
способов
проверки,
достижении
результата, их интерпретации и применении в деятельности. * Продолжать
воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его
красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и
поведении.
*Формировать
опыт
выполнения
правил
техники
безопасности
при
проведении опытов и экспериментов. Виды детского экспериментирования
(по Н.Н. Поддьякову)1. Бескорыстное экспериментирование (активность
исходит
от
ребенка):направлено
на
выяснение
связей
и
отношений
безотносительно к решению какой-либо практической задачи. В его основе
лежит потребность ребенка в получении новых знаний, сведений об объекте.
Познание
здесь
осуществляется
ради
самого
процесса
познания.2.
Утилитарное экспериментирование (организуется взрослым),направлено на
решение какой-либо практической задачи. В данном случае процесс
познания объекта осуществляется ребенком с целью получения новых знаний
для и достижения практического результата. Задачами экспериментальной
деятельности дошкольника являются:1.Расширение представлений детей о
физических
свойствах
окружающего
мира:-знакомство
с
различными
свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть,
растворимость);-знакомство
с
основными
видами
и
характеристиками
движения (скорость, направление);2. Развитие представлений об основных
физических
явлениях
(отражение,
преломление
света,
магнитное
притяжение);3. Развитие представлений детей о некоторых факторах среды
(свет, температура воздуха и еѐ изменчивость; вода-переход в различные
состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух-
его давление и сила; почва-состав, влажность, сухость) ;4. Расширение
представлений об использовании человеком факторов природной среды:
солнце, земля, воздух, вода, растения и животные -для удовлетворения своих
потребностей;5. Расширение знаний детей о значимости воды и воздуха в
жизни человека;6. Знакомство детей со свойствами почвы и входящих в еѐ
состав песок и глину;7. Формирование опыта выполнения правил техники
безопасности
при
проведении
физических
экспериментов;8.
Развитие
эмоционально-ценностного
отношения
к
окружающему
миру.
Экспериментально-исследовательская
деятельность
в
дошкольном
учреждении может осуществляться в разных формах:
Познавательное
занятие или часть занятия;
Совместная исследовательская деятельность
(опыты,
эксперименты);
Наблюдение,
труд
в
уголке
и
на
участке;
Совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию
рукотворного
мира
(художественно-продуктивная
деятельность);
Развлечения.
Классификация
детского
экспериментирования1.По
характеру
объектов,
используемых
в
эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой
природы;
2.По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке;3.По
причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ
на вопрос ребенка.4.По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
однократные,
многократные,
или
циклические5.По
количеству
детей:
индивидуальные, групповые, коллективные.6.По характеру включения в
педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю),
систематические7.По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.),
длительные (свыше 15 мин.)8.По характеру познавательной деятельности
детей:
иллюстративные
(детям
все
известно,
и
эксперимент
только
подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков
будет результат), решение познавательных задач;9.По месту в цикле:
первичные,
повторные,
заключительные
и
итоговые;10.По
способу
применения:
демонстрационные,
фронтальные;11.По
характеру
мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть одно
состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и
явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или
отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в
которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее
по
отдельным
этапам).Особенности
организации
детского
экспериментирования в ДОу*Эксперимент должен быть непродолжителен по
времени.*Необходимо учитывать то,что дошкольникам трудно работать без
речевого сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте
дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух).*Важно
учитывать
также
индивидуальные
различия
детей
(темп
работы,
утомляемость).*Необходимо
учитывать
право
ребѐнка
на
ошибку
и
применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у
которых ещѐ не сформировались навыки (дробление одной процедуры на
несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа
воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по
указанию детей, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе
и т.д.).*В работе с детьми нужно стараться не проводить чѐткой границы
между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты –это не
самоцель, а способ ознакомления с миром.*Необходимо также учитывать
возрастные
особенности
детей*Создание
условий
для
детского
экспериментирования(исследовательские центры, центры науки)Технология
организации совместной экспериментально-исследовательской деятельности
с детьми дошкольного возраста1.Постановка исследовательской задачи в
виде
проблемной
ситуации.2.Уточнение
плана
исследования.3.Выбор
оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого)его размещение
детьми в зоне исследования.4.Распределение детей на подгруппы (по
желанию
детей),
выбор
ведущих,
помогающих
организовать
сверстников.5.Организация исследования.6.Анализ и обобщение полученных
детьми результатов экспериментирования. Методы и приемы
1.Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы;, помогающие
прояснить
ситуацию,
понять
смысл
эксперимента;
стимулирующие
самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании:
«Доволен ли ты собой, как исследователь?».2.Схематическое моделирование
опыта;
рассматривание
схем
к
опытам,
таблиц,
упрощенных
рисунков.3.Метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси..., что он
думает по этому поводу?».4.Метод «первой пробы» применения результатов
собственной
исследовательской
деятельности.5.Проблемные
ситуации,
например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления
пара при дыхании».6.Экспериментальные игры.7.Действия с магнитом,
лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей.8.Наблюдение
природных явлений.9.Использование энциклопедий. Алгоритм подготовки и
проведения
познавательно
–исследовательской
деятельности*Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы,
чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных
явлений, фактов и прочее) по изучению теории вопроса. *Выбор цели, задач
работы
с
детьми
(как
правило,
это
образовательные,
развивающие,
воспитывающие задачи). *Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти,
логики,
мышления.
*Предварительная
исследовательская
работа
с
использованием оборудования, учебных пособий (в мини -лаборатории или
центре науки). *Выбор и подготовка пособий и оборудования с учѐтом
сезонности, возраста детей, изучаемой темы. * Обобщение результатов
наблюдений
в
различной
форме
(дневники
наблюдений,
коллажи,
мнемотаблицы, фото, пиктограммы, рассказы и рисунки и т.д.) с целью
подведения
детей
к
самостоятельным
выводам
по
результатам
исследования.Для
поддержания
интереса
к
познавательному
экспериментированию
можно
использовать:
Реальные
события:
яркие
природные
явленияи
общественные
события.
События,
специально
«смоделированные»воспитателем:
внесение
в
группу
предметов
с
необычным
эффектом
или
назначением,
ранее
неизвестных
детям,
вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность ( «Что
это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами
могут
быть
магнит,
коллекция
минералов,
иллюстрации-вырезки
на
определенную
тему.
Воображаемые
события,
происходящие
в
художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает
детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова
«Приключения Незнайки и его друзей»).
Стимулом к исследованию могут
быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие»большую часть
детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то
принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами,
марками, сбором красивых камней и т. п.).
Организация совместных с
детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского
экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и
неживыми
объектами,
явлениями
природы.Формы
взаимодействия
с
родителями воспитанников:-Анкетирование родителей
-Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе,
помощь
в
оборудовании
уголка
экспериментирования,
пополнении
необходимыми
материалами-Оформление
наглядной
информации
в
родительском уголке: консультации, памятки рекомендации: «Проведите с
детьми
дома»,
«Как
организовать
условия
для
исследовательской
деятельности
дошкольников»,
др.-Родительские
собрания,
на
которых
родители
узнают
о
форме
организации
исследовательской
работы,
знакомятся с исследовательскими методами обучения, сразновидностью
экспериментов.-Открытые мероприятия для родителей.-Оформление папки
«Мои
открытия»,
тематические
ширмы-передвижки,
выставки,
мини-
библиотечки др.-Экспериментирование родителей с детьми в домашних
условиях.-Совместное детско-взрослое творчество (изготовление книжек-
малышек, оформление альбомов, плакатов, фоторепортажи и другое).-
Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность.
В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть
подготовлены и проведены следующие исследования: «Дом, в котором я
живу»; «Портрет весны», «Осень –вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что
я
знаю
о
воздухе»,
др.
(чтение,
наблюдения,
экскурсия,
эксперименты).Анализируя все вышеизложенное можно сделать вывод о том,
что новое усваивается прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и
делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского
экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
Исследовательская
деятельность
вызывает
огромный
интерес
у
детей.Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти
ответы на вопросы «как? » и «почему?»