Напоминание

"Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ"


Автор: Озернова Ольга Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Красносельская СШ
Населённый пункт: Ульяновская обл, п.Красносельск
Наименование материала: статья
Тема: "Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опытно - экспериментальная деятельность в доу

«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности

в период дошкольного развития ребенка» Н.Н. Подьяков.

Эксперимент(от лат. experimentum -опыт, проба) один из основных методов

познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях

исследуются явления природы или общества. Любой опыт, любая попытка,

проба осуществить что-либо каким -либо способом. Любой эксперимент

предполагает проведение практических действий с целью проверки и

сравнения.

Главное

достоинство

экспериментально-исследовательской

деятельности

заключается

в

том,

что

она

близка

дошкольникам

(дошкольники –прирожденные исследователи), и дает детям реальные

представления

о

различных

сторонах

изучаемого

объекта,

о

его

взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. В процессе

эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие

психических процессов -обогащение памяти, речи, активизация мышления,

умственных умений, так как постоянно возникает необходимость совершать

операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, необходимость

давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и

выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но

и накопление фонда умственных приемов и операций. Кроме того, следует

отметить

положительное

влияние

экспериментально-исследовательской

деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих

способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до

победного конца. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется

тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Поэтому экспериментально -исследовательская деятельность, как никакой

другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям. В дошкольном

возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года –

практически

единственным

способом

познания

мира.

Успешность

подготовки детей к школе в значительной степени зависит от уровня

сенсорного развития детей, от того, насколько совершенно ребѐнок слышит,

видит, осязает окружающее. Цели экспериментирования*Поддерживать

интерес

дошкольников

к окружающей среде,

удовлетворять детскую

любознательность.*Развивать у детей познавательные способности (анализ,

синтез, классификация, сравнение, обобщение); * Развивать мышление, речь

–суждение в процессе познавательно –исследовательской деятельности: в

выдвижении

предположений,

отборе

способов

проверки,

достижении

результата, их интерпретации и применении в деятельности. * Продолжать

воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его

красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и

поведении.

*Формировать

опыт

выполнения

правил

техники

безопасности

при

проведении опытов и экспериментов. Виды детского экспериментирования

(по Н.Н. Поддьякову)1. Бескорыстное экспериментирование (активность

исходит

от

ребенка):направлено

на

выяснение

связей

и

отношений

безотносительно к решению какой-либо практической задачи. В его основе

лежит потребность ребенка в получении новых знаний, сведений об объекте.

Познание

здесь

осуществляется

ради

самого

процесса

познания.2.

Утилитарное экспериментирование (организуется взрослым),направлено на

решение какой-либо практической задачи. В данном случае процесс

познания объекта осуществляется ребенком с целью получения новых знаний

для и достижения практического результата. Задачами экспериментальной

деятельности дошкольника являются:1.Расширение представлений детей о

физических

свойствах

окружающего

мира:-знакомство

с

различными

свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть,

растворимость);-знакомство

с

основными

видами

и

характеристиками

движения (скорость, направление);2. Развитие представлений об основных

физических

явлениях

(отражение,

преломление

света,

магнитное

притяжение);3. Развитие представлений детей о некоторых факторах среды

(свет, температура воздуха и еѐ изменчивость; вода-переход в различные

состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух-

его давление и сила; почва-состав, влажность, сухость) ;4. Расширение

представлений об использовании человеком факторов природной среды:

солнце, земля, воздух, вода, растения и животные -для удовлетворения своих

потребностей;5. Расширение знаний детей о значимости воды и воздуха в

жизни человека;6. Знакомство детей со свойствами почвы и входящих в еѐ

состав песок и глину;7. Формирование опыта выполнения правил техники

безопасности

при

проведении

физических

экспериментов;8.

Развитие

эмоционально-ценностного

отношения

к

окружающему

миру.

Экспериментально-исследовательская

деятельность

в

дошкольном

учреждении может осуществляться в разных формах:

Познавательное

занятие или часть занятия;

Совместная исследовательская деятельность

(опыты,

эксперименты);

Наблюдение,

труд

в

уголке

и

на

участке;

Совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию

рукотворного

мира

(художественно-продуктивная

деятельность);

Развлечения.

Классификация

детского

экспериментирования1.По

характеру

объектов,

используемых

в

эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой

природы;

2.По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке;3.По

причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ

на вопрос ребенка.4.По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

однократные,

многократные,

или

циклические5.По

количеству

детей:

индивидуальные, групповые, коллективные.6.По характеру включения в

педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю),

систематические7.По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.),

длительные (свыше 15 мин.)8.По характеру познавательной деятельности

детей:

иллюстративные

(детям

все

известно,

и

эксперимент

только

подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков

будет результат), решение познавательных задач;9.По месту в цикле:

первичные,

повторные,

заключительные

и

итоговые;10.По

способу

применения:

демонстрационные,

фронтальные;11.По

характеру

мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть одно

состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и

явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или

отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в

которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее

по

отдельным

этапам).Особенности

организации

детского

экспериментирования в ДОу*Эксперимент должен быть непродолжителен по

времени.*Необходимо учитывать то,что дошкольникам трудно работать без

речевого сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте

дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух).*Важно

учитывать

также

индивидуальные

различия

детей

(темп

работы,

утомляемость).*Необходимо

учитывать

право

ребѐнка

на

ошибку

и

применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у

которых ещѐ не сформировались навыки (дробление одной процедуры на

несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа

воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по

указанию детей, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе

и т.д.).*В работе с детьми нужно стараться не проводить чѐткой границы

между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты –это не

самоцель, а способ ознакомления с миром.*Необходимо также учитывать

возрастные

особенности

детей*Создание

условий

для

детского

экспериментирования(исследовательские центры, центры науки)Технология

организации совместной экспериментально-исследовательской деятельности

с детьми дошкольного возраста1.Постановка исследовательской задачи в

виде

проблемной

ситуации.2.Уточнение

плана

исследования.3.Выбор

оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого)его размещение

детьми в зоне исследования.4.Распределение детей на подгруппы (по

желанию

детей),

выбор

ведущих,

помогающих

организовать

сверстников.5.Организация исследования.6.Анализ и обобщение полученных

детьми результатов экспериментирования. Методы и приемы

1.Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы;, помогающие

прояснить

ситуацию,

понять

смысл

эксперимента;

стимулирующие

самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании:

«Доволен ли ты собой, как исследователь?».2.Схематическое моделирование

опыта;

рассматривание

схем

к

опытам,

таблиц,

упрощенных

рисунков.3.Метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси..., что он

думает по этому поводу?».4.Метод «первой пробы» применения результатов

собственной

исследовательской

деятельности.5.Проблемные

ситуации,

например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления

пара при дыхании».6.Экспериментальные игры.7.Действия с магнитом,

лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей.8.Наблюдение

природных явлений.9.Использование энциклопедий. Алгоритм подготовки и

проведения

познавательно

–исследовательской

деятельности*Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы,

чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных

явлений, фактов и прочее) по изучению теории вопроса. *Выбор цели, задач

работы

с

детьми

(как

правило,

это

образовательные,

развивающие,

воспитывающие задачи). *Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти,

логики,

мышления.

*Предварительная

исследовательская

работа

с

использованием оборудования, учебных пособий (в мини -лаборатории или

центре науки). *Выбор и подготовка пособий и оборудования с учѐтом

сезонности, возраста детей, изучаемой темы. * Обобщение результатов

наблюдений

в

различной

форме

(дневники

наблюдений,

коллажи,

мнемотаблицы, фото, пиктограммы, рассказы и рисунки и т.д.) с целью

подведения

детей

к

самостоятельным

выводам

по

результатам

исследования.Для

поддержания

интереса

к

познавательному

экспериментированию

можно

использовать:

Реальные

события:

яркие

природные

явленияи

общественные

события.

События,

специально

«смоделированные»воспитателем:

внесение

в

группу

предметов

с

необычным

эффектом

или

назначением,

ранее

неизвестных

детям,

вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность ( «Что

это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами

могут

быть

магнит,

коллекция

минералов,

иллюстрации-вырезки

на

определенную

тему.

Воображаемые

события,

происходящие

в

художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает

детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова

«Приключения Незнайки и его друзей»).

Стимулом к исследованию могут

быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие»большую часть

детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то

принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами,

марками, сбором красивых камней и т. п.).

Организация совместных с

детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского

экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и

неживыми

объектами,

явлениями

природы.Формы

взаимодействия

с

родителями воспитанников:-Анкетирование родителей

-Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе,

помощь

в

оборудовании

уголка

экспериментирования,

пополнении

необходимыми

материалами-Оформление

наглядной

информации

в

родительском уголке: консультации, памятки рекомендации: «Проведите с

детьми

дома»,

«Как

организовать

условия

для

исследовательской

деятельности

дошкольников»,

др.-Родительские

собрания,

на

которых

родители

узнают

о

форме

организации

исследовательской

работы,

знакомятся с исследовательскими методами обучения, сразновидностью

экспериментов.-Открытые мероприятия для родителей.-Оформление папки

«Мои

открытия»,

тематические

ширмы-передвижки,

выставки,

мини-

библиотечки др.-Экспериментирование родителей с детьми в домашних

условиях.-Совместное детско-взрослое творчество (изготовление книжек-

малышек, оформление альбомов, плакатов, фоторепортажи и другое).-

Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность.

В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть

подготовлены и проведены следующие исследования: «Дом, в котором я

живу»; «Портрет весны», «Осень –вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что

я

знаю

о

воздухе»,

др.

(чтение,

наблюдения,

экскурсия,

эксперименты).Анализируя все вышеизложенное можно сделать вывод о том,

что новое усваивается прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и

делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского

экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

Исследовательская

деятельность

вызывает

огромный

интерес

у

детей.Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти

ответы на вопросы «как? » и «почему?»



В раздел образования




Яндекс.Метрика