Автор: Рамазанова Светлана Вадимовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ ЦРР д/с № 376
Населённый пункт: Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: реализованный проект
Тема: "Хоровое пение"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 376 «Дельфинёнок» 630099,
«Центр развития ребенка - детский сад № 376 «Дельфинёнок» 630099,
г. Новосибирск, ул. Чаплыгина, 101, 383/2238476
г. Новосибирск, ул. Чаплыгина, 101, 383/2238476
Реализованный проект
Реализованный проект
« Хоровое пение»
Автор проекта: Рамазанова С.В.
Новосибирск 2020
Характеристика проекта. Творческий, долгосрочный (2года).
Срок: сентябрь 2018- март 2020.
Участники проекта: Дети из подготовительных групп, музыкальный
руководитель, воспитатели, родители.
География проекта. МКДОУ ЦРР /с №376..
Краткое описание проекта. Проект направлен на развитие вокальных
навыков у детей старшего дошкольного возраста. В ходе проекта дети под
руководством
музыкального
руководителя
разучивают
вокальные
упражнения, скороговорки, русские народные песни, современные детские
песни. Проект способствует развитию творческой активности, обогащает
внутренний и духовный мир ребенка, развивает слух, вокальные навыки,
чувство ритма, художественный вкус, речь, кругозор, музыкальность.
Актуальность проекта. Хоровое пение является важнейшей основой
для развития музыкально-слуховых представлений, которые формируют в
дальнейшем
музыкальные способности ребенка. Врачи и психологи
подтверждают: у детей, которые регулярно поют, лучше развита иммунная
система, они здоровее и эмоционально более уравновешены, чем не поющие
дети. Хоровое пение объединяет общим настроением, дети учатся петь в
ансамбле, слушая друг друга.
Занятия пением положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка.
Пение способствует выработке эндорфинов - гормонов счастья и радости.
Ученые идентифицировали крошечный орган в ухе, называемый saccolus,
который реагирует на частоты, созданные пением. В ответ возникает
непосредственное
чувство удовольствия. Пение улучшает
умственную
активность,
концентрацию
внимания
и
память,
формирует
коммуникативные навыки.
Актуальность темы проекта связана с развитием музыкальности детей и
приобщению к музыкальному искусству.
Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних
лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет
его досуг, помогает организовывать творческие, сюжетные игры. Пение –
один из любимых детьми видов музыкально-художественной деятельности.
Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем
любой другой музыкальный жанр. Текст песни помогает им понять
содержание музыки и облегчает усвоение мелодии.
Пение является одним из основных средств музыкального воспитания
дошкольников. Оно наиболее близко и доступно детям. Исполняя песни, они
глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и
чувства. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их творческой
активности.
Поскольку пение – психофизиологический процесс, связанный с работой
жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная
система и другое, важно, чтобы голосообразование было правильно
организовано, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта, пел легко, с
удовольствием.
В
противном
случае,
при
неправильном
режиме
голосообразования, нарушении гигиенических норм, ребенок испытывает
напряжение гортани, у него устает голос, который будет звучать тяжело и
некрасиво. В этих условиях могут возникнуть серьезные заболевания
голосового аппарата.
Правильный режим голосообразования является результатом специальной
работы по постановке певческого голоса.
О необходимости раннего обучения правильной вокализации говорил еще
А.Е.
Варламов,
замечательный
композитор
и
педагог,
один
из
основоположников русской вокальной школы. Он считал, что если ребенка
учить петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях), его голос
приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом.
Та же мысль неоднократно подчеркивалась и в работах исследователей
(И.И.Левидова, В.А. Алмазова, Э.П. Костиной, Н.А. Ветлугиной и других),
посвященных детской певческой деятельности. Ученые считают: певческая
деятельность воспитывает у ребенка любовь к музыке, развивает его
музыкальность, способствует развитию эмоциональной сферы .
Развитие
певческих
способностей
–
одна
из
главных
задач
музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Кардинальным для
педагогики
является
вопрос
о
природе
певческих
способностей:
представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются
в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения.
В каждом музыкальном образе доминируют определенные средства
выразительности. Выразительность языка пения во многом сходна с
выразительностью речи. Существует гипотеза о происхождении пения из
речевых
интонаций.
С
помощью
голоса
передаются
эмоциональные
состояния человека: смех, плач, тревога, радость, нежность. Интонационная
окраска в речи передается с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа
речи, акцентов, пауз. Исходя из этих характеристик голоса, Б.В.Асафьев
научно обосновал взгляд на певческую деятельность как интонационное
искусство, специфика которого заключается в том, что оно воплощает
эмоционально-смысловое содержание музыки подобно тому, как внутреннее
состояние человека воплощается в интонациях речи.
Б.М. Теплов в своих работах дал глубокий, всесторонний анализ
проблемы развития певческих способностей. Он сравнивал точки зрения
психологов, представлявших самые различные направления в психологии, и
излагал свой взгляд на проблему. Он четко определил свою позицию в
вопросе о врожденности певческих способностей. Опираясь на работы
выдающегося физиолога И.П. Павлова, Б.М. Теплов подчеркивает, что
врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то
есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. Б.М. Теплов
указывает
на
наличие
у
человека,
более
общих
способностей,
проявляющихся в музыкальной деятельности .. Это творческое воображение,
внимание, вдохновение. Основное, что должно интересовать педагога, не
вопрос о том, насколько музыкален тот или другой ребенок, а вопрос о том,
какова его музыкальность и каковы, следовательно, должны быть пути ее
развития. Таким образом, по мнению Б.М. Теплова, певческие способности
зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе воспитания и
обучения,
поэтому
способности
к
пению
развиваются
в
певческой
деятельности.
Певческая
деятельность
в
дошкольном
возрасте
оказывает
значительное влияние не только на развитие музыкальности, но и на общее
развитие
ребенка.
На
это
указывают
все
психологи
и
педагоги,
занимающиеся проблемами певческой деятельности дошкольников.
Исследования В.И. Петрушина доказывают, что в активной певческой
деятельности
совершенствуются
восприятие,
память,
мышление,
воображение,
ощущения,
приобретаются
знания,
возникают
новые
потребности, интересы, эмоции.
Восприятие музыки требует внимания,
наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии,
аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в
структуре песни, сравнивает музыку с текстом. Очевидно воздействие пения
на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма
ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения,
дыхания.
С.Л. Рубинштейн отмечает, что в пении, как и в любой деятельности
необходимы
сознательность
и
целенаправленность.
Сознание
ребенка
формируется в совместной песенной деятельности со сверстниками и
взрослыми. Так дети приобретают опыт, учатся познавать себя и других,
оценивать поступки, действия.
Занимаясь
обучением
пению
дошкольников,
А.А.
Люблинская
заметила, что в пении успешно формируется весь комплекс музыкальных
способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство,
музыкально-слуховые представления, чувство ритма.
Н.А. Ветлугина указывает, что пение относится к числу тех видов
музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается
эстетическое отношение к жизни, к музыке; обогащаются переживания
ребенка;
активно
формируются
музыкально-сенсорные
способности
и
особенно музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений.
Таким образом, певческие способности необходимо развивать с
дошкольного возраста. Певческая деятельность дошкольников является
способом формирования музыкальности, развития восприятия, ощущений,
памяти, мышления, внимания, воображение и речи. Пение благотворно
влияет
на
развитие
эмоциональной
сферы
ребенка,
способствует
эстетическому воспитанию.
О пользе пения и положительном его влиянии на детский организм писали
физиологи В. М. Бехтерев и И. П. Павлов. В пении успешно формируется
весь комплекс музыкальных способностей: эмоции, ладовое чувство, чувство
ритма, музыкально-слуховые представления. Пение укрепляет дыхание,
развивает внимание, память, мышление и воображение. В процессе пения
происходит общее развитие ребенка, развиваются социально-личностные,
коммуникативные качества и, конечно, речь.
Такое положительное влияние вокала на развитие ребенка несомненно
подтверждает актуальность данной темы.
Цель.
Формировать у детей устойчивый интерес к пению, развивать
вокально- исполнительские навыки.
Задачи.
Развивать вокально-певческие и хоровые навыки, певческую дикцию,
артикуляцию и дыхание.
Развивать
голосовой
аппарат,
музыкальную
память,
внимание,
воображение, мышление.
Учить петь в коллективе с сопровождением и без сопровождения.
Формировать интерес к вокальному искусству.
Развивать
умение
петь
без
напряжения;
постепенно
расширяя
диапазон.
Развивать умение петь выразительно, передавая характер песен.
.Воспитывать любовь к вокальным произведениям, формировать
эмоциональную сферу ребенка, творческую активность. Обогащать
музыкально-слуховые впечатления в процессе исполнительства.
Противоречие, проблема. Однако, несмотря на то, что пение один из
самых доступных видов музыкальной деятельности, процесс постановки
голоса достаточно сложный и требует определенной системы. В старшем
дошкольном
возрасте
голосовой
аппарат
отличается
хрупкостью,
ранимостью. Гортань с голосовыми связками ещё недостаточно развиты.
Связки короткие. Звук очень слабый.
Возможные риски.
- непосещение
занятий
по болезни (пути выхода – закаливающие
процедуры в ДОУ, беседы о закаливании детского организма, привлечение
инструктора по физическому воспитанию, дыхательная гимнастика),
- нежелание родителей (индивидуальные консультации).
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Кадры и социальные партнеры:
Дети
Взрослые - воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
2.
Материальные
база:
оборудование:
пианино, музыкальный
центр,
компьютер, интерактивная доска, интернет .
Программное
обеспечение: Microsoft Office Word, Microsoft Office
Point
дидактические игры;
репродукции картин, иллюстрации к упражнениям для распевания;
схемы направления мелодии.
3. Интернет ресурсы.
4. Информационные:
сообщение на родительском собрании, информация в родительском уголке,
памятки «Охрана детского голоса», «Как развивать музыкальность
ребенка»
3. Методические:
- подбор видео и аудио материала
- подбор методической и нотной литературы
- наглядные пособия
- музыкально-дидактические игры
Литература:
Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор,
1.
1989. – 33 с.
2.
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.:
3.
ВЛАДОС, 2002
4.
Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре.
5.
Развитие детского голоса. -М., 1963.
6.
Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.
7.
Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь,
8.
2003. – 232 с.
9.
Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.
10.Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.
11.Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМПРЕСС,
2000.- 33 с.
12.Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития
13.музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.
14.Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической
15.школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М., 1988.
16.Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному
17.воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская
18.НОТА», С-Пб, 2010.
19.Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.:
20.Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
21.Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ
22.«Белый ветер», 1998. – 44 с.
23.Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное
24.воспитание. М., 1940, № 11.
25.Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.
26.Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004
27.№2
28.Никашина Т.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на
29.музыкальных занятиях. - М..
30.Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном
31.возрасте. — М..
32.Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио.
33.СПб.: Лань, 1999. – 64 с.
34.Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и
35.голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
36.Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6
37.лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. –
38.144 с.
39..Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6
40.лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. –
41.143 с.
42..Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого
43.голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь
44.школьному учителю пения. - Л., 1959.
45.Журнал «Музыкальный руководитель», №1 – 2008.
46.Метлов Н.А., «Музыка – детям», Москва, «Просвещение», 1985.
47.Огороднов
Д.Е.,
«Музыкально-певческое
воспитание
детей
в
общеобразовательной школе», Киев, «Музычна Украина», 1989.
48.Новикова
Г.П.,
«Музыкальное
воспитание
дошкольников»,
Москва,
«АРКТИ», 2000.
49.Емельянов В.В., «Развитие голоса», Санкт-Петербург, «Лань», 2000.
50.«Учите
детей
петь»,
сост.
Орлова
Т.М.,
Бекина
С.И.,
Москва,
«Просвещение», 1987.
51.Учим петь — система упражнений для развития музыкального слуха и
голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
52.Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет.
Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
53.Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет.
Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. – 143 с.
54.Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в
55.детском саду Волгоград, издательство «Учитель», 2013.
56.Кацер О.В. Игровая методика обучения пению. изд. «Музыкальная
57.палитра», С-П -2005г
58.Картушина
М.Ю.
Вокально-хоровая
работа
в
детском
саду.
–
М.:
Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
59.Кацер О.В. статья. Значение голосовых упражнений в развитии ребенка.
60.«Музыкальная палитра» №1-2003 г., с.31
61.Тумакова Н. Артикуляционная гимнастика//ж-л «дошкольное воспитание»
№6/2005
62.Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6
63.лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987.
64.Бодраченко
И.
В.
Авторская
методика
«Песенки
на
лесенке»
М.,
«Музыкальный руководитель» 2006.
65.Гризик Т.И. Из детства – в отрочество. Программа для родителей и
воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет
М.: Просвещение, 2010. – 352 с.
66.Костина, Э. П. Программа «Камертон»: азбука музыкального образования
детей дошкольного возраста - М.: Линка-пресс, 2008. – 196 с.
67.Люблинская,
А.А.
Активность
и
направленность
дошкольников
М.:
Просвещение, 1996. – 227 с.
68.Методика
музыкального
воспитания
в
детском
саду
/
Под
ред.
Н.А.Ветлугиной. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2002. – 270 с.
69.Петрушин, В.И. Музыкальная психологи. – М.: Академический проект, 2006.
– 400 с.
70.Радынова, О. П. Музыкальное воспитание – М.: Академия, 2005. – 240 с.
71.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – М.: Владос, 2009. – 720 с.
72.Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Наука, 2003. –
330 с.
73.Школяр, Л.В. Ребенок в музыке, музыка в ребенке // Дошкольное воспитание.
– 1992. - № 4. – С. 9-11.
Финансовое обеспечение проекта
Ресурсы
Имеющиеся (руб.)
Необходимые
(руб.)
Методическое обеспечение
3000
2000
Методическая литература
1000
1000
Канц. Товары
1000
1500
Интерактивная доска
33000
Магнитофон
1500
-
Ноутбук
11000
Фотоаппарат
3500
-
Фотопечать
-
2000
CD и DVDдиски
500
1000
Интернет
500
-
Распечатка текстов
300
-
Грамоты,
благодарности,
дипломы
-
1000
Итого:
55,300
8500
Ожидаемый результат:
хоровое пение положительно влияет на здоровье детей, как
физическое
и
психологическое
(дикция,
правильная
артикуляции
и
физиологическое дыхание);
активное использование вокально-хорового пения в свободной и
организованной творческой деятельности детей, как в детском учреждении,
так и дома в семье;
улучшение эмоционального климата к восприятию окружающего
мира; развитие песенного творчества детей;
обогащение
вокального
опыта,
выразительного
опыта
и
интонирования, удовлетворение творческих потребностей детей в пении.
Формирование умения петь сольно и в коллективе
Участие в конкурсах и фестивалях учреждения, муниципального
и городского уровней
Интеграция образовательных областей.
Развитие речи»,
«Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Художественно-эстететическое развитие»,
«Физическое развитие».
Обеспечение проекта
Формы и методы реализации проекта:
1. Коллективная работа;
2. Индивидуальная работа;
3. Беседа;
4. Распевание;
5. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
6. Интонационно-фонетические упражнения
7. Артикуляционные упражнения;
9. Музыкально-дидактические игры и упражнения.
Приемы обучения пению:
1.
Показ
с
пояснениями.
Пояснения,
сопровождающие
показ
музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если
песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.
2.
Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных
упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают
активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания,
полученные на предыдущих занятиях.
3.
Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их
ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в
зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной
группе.
4. Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от
возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку
осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей,
вселять в них уверенность, но делать это деликатно.
Этапы работы над песней.
№
этапа
Название
Содержание
Кол-во
занятий
I этап
Знакомство
с
песней
Вступительное
слово,
прослушать песню, определить
характер песни, разбор текста
песни (по смыслу), повторное
исполнение (разбор структуры
песни)
1-2 занятия
II этап
Разучивание
песни
Разбор мелодии песни, работа
над дикцией, дыханием, звукооб-
разованием,
артикуляцией,
3-4 занятия
инто-нацией.
III
этап
Закрепление
Работа над выразительностью,
эмоциональностью
исполнения,
динамикой
(Громко-тихо),
самостоятельное
исполнение
песни
1-2 занятия
IV этап
Повторение
Совершенствование
самостоятельного
исполнения
песни
с
музыкальным
сопровождением.
Исполнение
песни
на
концерте
ко
Дню
матери.
Структура занятия:
1.
Артикуляционная гимнастика
2.
Интонационно-фонетические упражнения
3.
Скороговорки, чистоговорки.
4.
Упражнения для распевания
5.
. Работа с песней
Методы и приемы вокально-хоровой работы в ДОУ.
Один из самых главных вопросов музыкального руководителя: как
построить работу над разучиванием песни, чтобы на протяжении
нескольких занятий у дошкольников не пропал интерес к музыкальному
произведению?». Для дошколят важно первое впечатление, поэтому
исполнение должно быть высокопрофессиональным, сопровождаться
беседой с видео показом и поэтическими строками. Сила эмоционального
воздействия исполняемой песни рассматривается в современной педагогике
как одно из условий работы педагога в данном направлении.
Педагог учитывает возрастные особенности детей и подбирает
соответствующий музыкальный материал.
Песня- служит средством развития дошкольника, помогает решать
воспитательные задачи, расширять кругозор ребенка и приобщать его к
культурным ценностям.
Педагог должен предварительно ознакомиться с песней: прочитать текст,
обратить внимание на вокальные трудности произведения – это поможет
понять содержание и продумать последовательность
разучивания вокального произведения.
Используя различные формы работы, методы и приемы, можно
добиться высоких результатов, вызвать желание детей петь и радовать своим
исполнением близких и друзей.
Известно, что дыхание играет главную роль в процессе пения.
Обучение дошкольников правильному пению, а значит и правильному
дыханию – нижнереберному-диафрагмальному- является наиважнейшей
задачей. В этом процессе помогают различные дыхательные упражнения,
которые также очень нравятся детям и преподносятся в виде игры. Наиболее
известна дыхательная гимнастика Стрельниковой, такие упражнения как:
«ладошки», «кошка», «насос», «обними плечи»,«поворот головы», и другие.
Эти упражнения можно делать в начале музыкального занятия, перед
пением или в перерыве между двигательной активностью в качестве
физкульт-минутки.
Важную роль в вокально-хоровой работе играют распевки.
Распевки очень важны для подготовки к процессу пения. Они помогают
настроить голосовой аппарат , плавно переводят его в певческий режим.
Важен как подбор распевок (понимание педагогом пользы каждой распевки
для пения, так и правильное их разучивание с педагогом (педагог должен
идеально показывать голосом распевку).
Помогают правильно «поставить» дыхание такие
распевки как: «закрытый рот на одной или 2х нотах», «ми-и-и»(3 ноты
наверх, «ма-а-а»(по 3 ноты наверх) и др.
Для активизации интереса детей используются распевки с текстом. При их
разучивании используются иллюстрации или игрушки соответствующие
тексту распевки.
Примеры распевок:
-«Вот иду я вверх, вот иду я вниз»(показ игрушечной лестницы)
-«Киса подходила,
Молочка просила.
Мя-у, мя-у, мя-у», (показ игрушки кошки)
-«Утром солнышко встает,
выше, выше, выше. (дети встают из положения «на корточках»)
К ночи солнышко зайдет:
ниже, ниже, ниже».(дети снова садятся «на корточки»)
Пение можно совмещать с пальчиковой гимнастикой. В таких
распевках как: «Хлопаю ладошкой, хлопаю немножко…да!» итд.», «Твоя
ладошка словно пруд по ней кораблики плывут и т.д.»,
«Мы капустку рубим рубим и т.д.»
Практика показала, что включение в занятие элементов логоритмики
способствует формированию положительных эмоций, развитию
музыкальности и речи.
Чтобы занятие не превратилось в скучный процесс, обязательно
используем музыкально-дидактические игры, ведь дошкольный возраст- это
игра. Музыкально-дидактические игры обогощают детей новыми
впечатлениями и вызывают инициативу, способность к восприятию,
самостоятельность.
Можно выделить такие дидактические игры как:
- «три цветка» (определение характера музыки);
- «музыкальные узоры» (развивает музыкальное воображение);
- «встаньте дети, встаньте в круг» (ориентация в пространстве);
- «какой инструмент играет?» (развитие тембрового слуха);
- «веселый ритм» (развитие чувства ритма).
Для закрепления текста, можно предложить спеть «цепочкой» по рядам
мальчики-девочки.
Огромную пользу для развития и тренировки навыков дикции и
артикуляции приносит изучение и проговаривание скороговорок, например:
1. Шесть мышат в шалаше шуршат.
2. Шепчет мышка кошке: «Ты поспи немножко».
3. Коси коса, пока роса.
4. Жа-жа-жа есть иголки у ежа.
5.Ло-ло-ло на улице тепло.
6. Серая кошка сидит на окошке.
7. Шапка да шубка-вот и весь мишутка.
8. Как хорош пирожок-внутри творожок.
9.Подарили Вареньке варежки да валенки.
10.Хочет в сад попасть улитка да мешает ей калитка.
11.Глядит кот как дождик идет.
12.Течет речка ,печет печка.
13. Слева пруд и справа пруд, гуси-лебеди плывут.
14. Я бродил один у горки, собирал скороговорки.
15. Чебурашка черепашку попросил раскрасить чашку.
Чтобы увлечь и активизировать детей, можно использовать при пении
музыкальные инструменты, такие как треугольник, металлофон, маракасы,
ложки.
Все эти методы и приемы вокально-хоровой работы в ДОУ
способствуют не только качественному исполнению, но и живому интересу и
отзывчивости детей. Правильно организованная работа над разучиванием
вокального произведения, учитывая все особенности детского голоса,
психологии дошкольника, позволяет детям свободно держаться перед
аудиторией слушателей, ведь у них формируются исполнительские
качества и уверенность.
Основные принципы обучения детей пению.
1.Принцип воспитывающего обучения. Музыкальный руководитель в
процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к
прекрасному в жизни и искусстве, формирует художественный вкус,
обогащает
духовный
мир
ребенка.
У
детей
развивается
внимание,
воображение, мышление и речь.
2.Принцип доступности. Содержание и объем знаний о музыке, объем
вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют
возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.
3.Принцип постепенности, последовательности и систематичности. В
начале года даются более легкие задания,которые усложняются к концу года.
4.Принцип наглядности. В процессе обучения пению главную роль
играет
так
называемая
звуковая
наглядность,
конкретное
слуховое
восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств:
зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие.
Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.
5.Принцип сознательности. Сознательность тесно связана с умственной,
волевой
активностью
детей,
с
их
заинтересованностью
песенным
репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей
имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе,
выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.
6.Принцип прочности. Выученные детьми песни через некоторое время
забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения
утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение
песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы
нового.
Закрепление
песенного
репертуара
должно
быть
не
просто
механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный.
Задача: Организовать занятия хора как дополнительное бесплатное
образование.
Срок: сентябрь 2018
Содержание:
- диагностика детей по определению вокальных способностей (Приложение
2)
- формирование группы,
- подбор вокальных упражнений, песен (Приложение 3)
- перспективное планирование занятий по хору (Приложение 1)
2. Основной. (Приложение 1)
Задача: Способствовать формированию творческих основ личности ребенка
в совместной и самостоятельной деятельности посредством музыки.
Срок: октябрь 2018-февраль 2020
Содержание.
Работа с детьми:
- дыхательные упражнения,
- артикуляционная гимнастика,
- совместное пение,
-слушание песен, беседы по содержанию и характеру,
Работа с родителями:
- беседа с родителями о возможности обучения детей в музыкальной школе,
- ежегодные выступления на фестивале «Веселинка»
3. Заключительный.
Задача: Представить результаты реализации проекта.
Срок: март 2020.
Содержание:
- итоговая диагностика детей по развитию вокальных способностей
(Приложение 2)
- презентация проекта на городском семинаре «Музыкальное эстетическое
обучение вокально-хоровому искусству детей дошкольного возраста».
- концерт для , родителей, педагогов, детей.
Мониторинг по критериям качества освоения ребенком певческой деятельности (по Э.П.
Костиной)
Вокальные
навыки
Хоровые
навыки
Музыкальные
способности
Выразительное
исполнение
Проявление
желания
солировать
1.
Высокий уровень – ребенок исполняет песни самостоятельно, точно
интонирует мелодию, чувствует ритм, соблюдает правила певческой дикции,
распределяет дыхание, исполняет песни в свободной деятельности.
2.
Средний
уровень
–
ребенок
правильно
интонирует
мелодии
песен,
достаточно
хорошо
владеет
вокальными
навыками,
но
испытывает
сложности
в
ритмическом
отношении,
затрудняется
самостоятельно
исполнить песню, любит петь в свободной деятельности.
3.
Низкий уровень – ребенок имеет слабые музыкальные и певческие навыки,
не всегда точно интонирует мелодию песни, не проявляет желания
солировать, не чувствует ритмический рисунок, почти не поет в свободной
деятельности.
Мониторинг выявил следующий результаты:
1.Повысился интерес к вокально-хоровому пению у детей (по опросам
детей);
2. Улучшилось здоровье детей;
3. Расширился круг взаимодействия между МКДОУ ЦРР №376 и
Детской музыкальной школой №29 в рамках
приобщения детей и родителей к пению;
3. 23 воспитанника принимали участие в детском фестивале «Веселинка»
2019г., получили три диплома (соло,дуэт,вокальный ансамбль 11 человек); в
2020 г. получили два диплома (трио, хоровой коллектив из подготовительных
групп 19 человек).
4. Повысилась компетентность педагогов и родителей в вопросах
использования пения в свободной деятельности.
5. Силами родителей и педагогами пополнена
фонотека с детскими песнями и фонограммами;
Приложение 1
Содержание работы с октября 2018 года по май 2019 года
Октябрь
Содержание
работы
Задачи
Музыкальный
материал
1.
Коммуникативная
игра-приветствие.
2.Артикуляционная
гимнастика
по
системе
В. Емельянова.
3.Интонационно-
фонетические
упражнения.
Освоение
пространства,
установление
контактов,
психологическая
настройка
на
работу.
Развивать
певческий
голос,
способствовать
правильному
звукообразованию,
охране
и
укреплению здоровья детей.
Упражнять в точном интонировании
трезвучий, удерживать интонации на
повторяющихся
звуках.
Выравнивание гласных и согласных
звуков.
Следить
за
правильной
певческой артикуляцией.
«Приветствие»
Модель
И.
Евдокимовой.
«Здравствуйте»
Е.
Картушина.
1.
«Прогулка»
(Занятие-игра).
2.
«Паровоз»
-
Короткий
вдох,
долгий выдох;
«Машина»- вибрация
губ.
«Самолёт»-
на
звук «У» (протяжно,
на цепном дыхании,
повышая и понижая
голос)
Пропевание гласных
«А-О-У-И-Э» в разной
последовательности.
1.
«Говорил
4.Скороговорки.
Чистоговорки.
5. Упражнения для
распевания.
6. Песни.
Упражнять
детей
чётко
проговаривать
текст,
включая
в
работу
артикуляционный
аппарат;
Проговаривать с разной интонацией
(удивление, повествование, вопрос,
восклицание), темпом (с ускорением
и замедлением, не повышая голоса),
интонацией
(обыгрывать
образ
и
показывать действия). Петь на одном
звуке. (Далее задачи те же).
Упражнять
детей
в
чистом
интонировании
поступенного
и
скачкообразного движения мелодии
вверх и вниз.
Побуждать детей петь естественным
голосом, без напряжения, правильно
брать дыхание между музыкальными
фразами и перед началом пения;
Побуждать детей исполнять песни
лёгким звуком в подвижном темпе и
напевно в умеренном;
Петь
естественным
звуком,
выразительно, выполнять логические
ударения
в
музыкальных
фразах,
отчётливо
пропевать
гласные
и
согласные в словах.
Побуждать детей исполнять песни а
капелла.
попугай попугаю».
2.
«Тигры».
3.
«Вёз
корабль
карамель».
4.
«Кит-рыба».
1.
«Котенок
и
бабочка»
2. «Птичка и Лиса»
3.
«Машенька
и
Медведь»
А.Евтодьевой
«Плакала
березка»,
муз. и сл. И.Осокиной
«Белые
кораблики»
муз. и сл. К.Костина
Ноябрь
Содержание работы Задачи
Музыкальный
материал
1.
Игра-
приветствие.
2.Артикуляционная
гимнастика
по
системе
В.
Емельянова.
3.Интонационно-
фонетические
упражнения.
4.Скороговорки.
Чистоговорки.
Психологическая
настройка
на
занятие.
Подготовка голосового аппарата к
дыхательным,
звуковым
играм,
пению.
Способствовать
правильному
звукообразованию,
охране
и
укреплению
здоровья
детей.
Упражнять в точном интонировании
трезвучий, удерживать интонации на
повторяющихся
звуках.
Выравнивание гласных и согласных
звуков.
Формировать
звучание
голоса
ближе
к
фальцетному.
Следить за правильной певческой
артикуляцией.
Упражнять
детей
чётко
проговаривать
текст,
включая
в
работу артикуляционный аппарат;
Проговаривать с разной интонацией
(удивление, повествование, вопрос,
восклицание), темпом (с ускорением
и замедлением, не повышая голоса),
Упражнения: 1. «В
гости».
2. «Здравствуйте».
М. Картушина.
Упражнения:
1.
«Обезьянки».
2.
«Весёлый язычок».
Пропевание гласных
«А-О-У-И-Э»
в
разной
последовательности.
Игра
со
звуком:
«Волшебная
коробочка».
1.
Няня
мылом
мыла Милу…»
2.
«Сорок
сорок
ели сырок…»
3.
«Шла Саша…»
4.
Знакомый
материал.
5 Упражнения для
распевания.
6. Пение.
интонацией (обыгрывать образ и
показывать
действия).
Петь
на
одном звуке. (Далее задачи те же).
Расширять
диапазон
детского
голоса, точно попадать на первый
звук.
Слышать
и
передавать
поступенное
и
скачкообразное
движение мелодии. Самостоятельно
попадать в тонику.
1. Продолжать побуждать детей петь
естественным
голосом,
без
напряжения,
правильно
брать
дыхание
между
музыкальными
фразами и перед началом пения;
2.
Петь
выразительно,
передавая
динамику
не
только
куплета
к
куплету,
но
и
по
музыкальным
фразам;
3.
Выполнять
паузы,
точно
передавать
ритмический
рисунок,
делать
логические
(смысловые)
ударения в соответствии с текстом
песен;
4. Петь лёгким, подвижным звуком,
напевно, широко, с музыкальным
сопровождением и без него.
1.
«Фокус-покус».
2.
«Чудо-
лесенка».
3.
«Храбрый
портняжка»
А.Евтодьевой
«Капризная песенка»
муз. и сл. И. Горбиной
«Ябеда-корябеда»
Б.Савельева
Декабрь
Содержание
работы
Задачи
Музыкальный
материал
1.
Коммуникативная
игра-приветствие.
2.Артикуляционн
ая
гимнастика
по
системе
В.
Емельянова.
3.Интонационно-
фонетические
упражнения.
4.Скороговорки,
стихи.
Освоение
пространства,
установление
контактов,
психологическая
настройка
на
работу.
Развивать
певческий
голос,
способствовать
правильному
звукообразованию,
охране
и
укреплению
здоровья
детей.
Подготовить речевой аппарат к
работе над развитием голоса.
Упражнять детей «рисовать»
голосом,
изображать
звуковой
кластер;
Побуждать детей соотносить
своё
пение
с
показом
рук,
добиваясь при этом осмысленного,
эстетичного,
выразительного
и
разнообразного
музыкального
действия. Использовать карточки
для работы руками по извлечению
1. «Приветствие»
Модель
И.
Евдокимовой.
2.
«Здравствуйте»
Е.Картушина.
«Лошадка»
-
прищёлкивание, язычок;
«Паровоз» - Короткий
вдох, долгий выдох;
«Машина»- вибрация
губ. «Самолёт»- на звук
«У» (протяжно, на цепном
дыхании,
повышая
и
понижая голос).
Пропевание гласных «
А-О-У-И-Э»
в
разной
последовательности
Игра голосом: «Звуки
Вселенной»
Модель
Т.
Боровик.
(Восход
и
заход
солнца;
парад
планет
-
унисон).
«По
волнам»,
5
Упражнения
для распевания.
6. Пение.
звука.
Упражнять
детей
чётко
проговаривать текст, включая в
работу артикуляционный аппарат;
Развивать
образное
мышление,
мимику,
эмоциональную
отзывчивость.
Побуждать
детей
использовать
различные
эмоциональные
выражения:
грустно,
радостно,
ласково,
удивлённо и.т.д.
Закреплять у детей умение
чисто
интонировать
при
поступенном движении мелодии,
удерживать интонацию на одном
повторяющемся
звуке;
точно
интонировать
интервалы.
Упражнять
в
точной
передаче
ритмического
рисунка
мелодии
хлопками во время пения.
Побуждать детей к активной
вокальной деятельности.
Побуждать
детей
петь
в
унисон, а капелла.
Отрабатывать
перенос
согласных,
тянуть
звук
как
ниточку.
«Качели», «По кочкам».
Проговаривание текста
песен, попевок.
«Уточка»,
«На дворе трава».
Знакомый репертуар.
«Храбрый портняжка»,
«Золушка
и
сестры»
А.Евтодьевой,
«Гроза»
Знакомый реп
«Дед
Мороз-
художник»
муз.
и
сл.
Л.Еремеевой
«Веселый Дед Мороз»
муз. и сл. А.Варламова
Способствовать
развитию
у
детей выразительного пения, без
напряжения, плавно, напевно.
Развивать у детей умение петь
под фонограмму.
Формировать
сценическую
культуру
(культуру
речи
и
движения).
Январь
Содержание
работы
Задачи
Музыкальный
материал
1.
Коммуникативная
игра-приветствие.
2.Артикуляционн
ая
гимнастика
по
системе
В.
Емельянова.
3.Интонационно-
фонопедические
упражнения.
Освоение
пространства,
установление
контактов,
психологическая
настройка
на
работу.
Подготовить речевой аппарат
к дыхательным и звуковым играм.
Развивать дикцию и артикуляцию.
Побуждать детей ощущать и
передавать
интонацию
в
пении
упражнений.
Упражнять
детей
«рисовать»
голосом,
пропевать
ультразвук.
Побуждать
детей
«Приветствие»
Модель
И.
Евдокимовой.
«Здравствуйте»
Картушина.
Работа
с
губами:
(покусать зубами верхнюю
и нижнюю губу). Упр. «Я
обиделся»,
«Я радуюсь».
«Крик ослика» (Й –
а...)
«Крик в лесу» (А – у).
«Крик чайки» (А! А!).
«Кричит
ворона»
4. Скороговорки.
Стихи.
5.Упражнения
для распевания.
6. Пение
соотносить своё пение с показом
рук,
добиваясь
при
этом
осмысленного,
эстетичного,
выразительного и разнообразного
музыкального
действия.
Использовать карточки для работы
руками по извлечению звука.
Упражнять
детей
чётко
проговаривать текст, включая в
работу артикуляционный аппарат.
Формировать слуховое восприятие.
Побуждать
детей
использовать
различные
эмоциональные
выражения:
грустно,
радостно,
ласково, удивлённо
Продолжать
работу
над
развитием голоса детей.
Петь
плавно,
добиваясь
чистоты
звучания
каждого
интервала
1.
Продолжать побуждать
детей петь естественным голосом,
без напряжения, правильно брать
дыхание
между
музыкальными
фразами и перед началом пения;
2. Совершенствовать умение
вовремя
начинать
пение
после
(Кар).
«Скулит щенок» (И-и-
и)
«Пищит
больной
котёнок» (Мяу жалобно).
«Король
на
корону
копейку копил».
Чтение текста песен.
Знакомый репертуар.
1.
«Волк
и
красная
шапочка»
2.
«По
щучьему
веленью» А.Евтодьевой
«Дело было в январе»
В.Шаинского
Повторение знакомых
песен
музыкального вступления, точно
попадая на первый звук;
3.
Чисто
интонировать
в
заданном диапазоне;
4.
Закреплять
навыки
хорового и индивидуального пения
с музыкальным сопровождением и
без него.
5.
Совершенствовать
исполнительское мастерство.
6. Побуждать детей работать с
микрофоном.
Февраль
Содержание
работы
Задачи
Музыкальный
материал
1.
Коммуникативная
игра-приветствие.
2.Артикуляционн
ая
гимнастика
по
системе
В.
Емельянова.
Освоение
пространства,
установление
контактов,
психологическая
настройка
на
работу.
Развивать
певческий
голос,
способствовать
правильному
звукообразованию,
охране
и
укреплению здоровья детей.
«Приветствие»
Модель
И.
Евдокимовой.
«Здравствуйте»
Картушина.
1.
«Прогулка»
(Занятие-игра).
2.
«Паровоз»
-
Короткий
вдох,
долгий
выдох;
3 «Машина»- вибрация
3.Интонационно-
фонопедические
упражнения.
4.Скороговорки.
Чистоговорки.
5.
Упражнения
для распевания.
Упражнять детей выполнять
голосом глиссандо снизу вверх и
сверху вниз с показом движения
рукой. Исполнять в среднем и
низком регистрах.
Упражнять детей долго тянуть
звук –У - меняя при этом силу
звучания. Развивать ритмический
слух.
Упражнять
детей
чётко
проговаривать текст, включая в
работу артикуляционный аппарат;
Проговаривать
с
разной
интонацией
(удивление,
повествование,
вопрос,
восклицание),
темпом
(с
ускорением
и
замедлением,
не
повышая
голоса),
интонацией
(обыгрывать образ и показывать
действия).
Упражнять детей
во взятии
глубокого
дыхания.
Развивать
артикуляцию, прикрытый звук.
губ. «Самолёт»- на звук
«У» (протяжно, на цепном
дыхании,
повышая
и
понижая голос)
«Самолёты», «Самолёт
летит» М. Картушиной.
«Мороз»
(по
методу
Емельянова)
«Вёз корабль камень»,
«Ди-ги, ди-ги дай»
«Петя шёл»
«Думал – думал»
1.
«Три
медведя»
А.Евтодьевой
Знакомые распевки.
6. Песни.
1.
Уточнить
умение
детей
вовремя
вступать
после
музыкального вступления, точно
попадая на первый звук;
2.Чисто
интонировать
в
заданном диапазоне.
3.Совершенствовать
умение
детей
петь
с
динамическими
оттенками, не форсируя звук при
усилении звучания.
4. Развивать вокальный слух,
исполнительское
мастерство,
навыки
эмоциональной
выразительности.
5.Побуждать детей работать с
микрофоном.
1.«Песенка про папу»
В.Шаинского
2.
«Модницы»
И.Ростовцева
Март
Содержание
работы
Задачи
Музыкальный
материал
1.
Игра-
приветствие.
2.Артикуляционн
Психологическая
настройка
на занятие.
Подготовка
голосового
Упражнение:
«В
гости».
«Здравствуйте»
.
Е. Картушина.
Упражнения:
ая
гимнастика
по
системе
В.
Емельянова.
3.Интонационно-
фонопедические
упражнения.
4.Чистоговорки.
5.
Упражнения
для распевания.
аппарата к дыхательным, звуковым
играм,
пению.
Способствовать
правильному
звукообразованию,
охране
и
укреплению
здоровья
детей.
Формировать звучание голоса
в
разных
регистрах,
показывая
высоту звука рукой
Следить за
правильной
певческой
артикуляцией.
Упражнять
детей
чётко
проговаривать текст, включая в
работу артикуляционный аппарат;
Проговаривать
с
разной
интонацией
(удивление,
повествование,
вопрос,
восклицание),
темпом
(с
ускорением
и
замедлением,
не
повышая
голоса),
интонацией
(обыгрывать образ и показывать
действия). Петь на одном звуке.
Расширять диапазон детского
голоса. Упражнять детей точно
попадать
на
первый
звук.
Самостоятельно
попадать
в
тонику.
Развивать
«цепное»
«Обезьянки».
«Весёлый язычок».
Знакомый репертуар.
«Лягушка и кукушка»
Игры
со
звуком:
«Волшебная
коробочка»,
«Волшебные предметы».
«Няня
мылом
мыла
Милу…»
«Сорок
сорок
ели
сырок…»
«Шла Саша…»
Знакомый материал.
1.
«Теремок»
Л.Олифировой
2. «Вот такая чепуха»
И.Рыбкиной
6. Пение.
дыхание, уметь интонировать на
одном звуке.
Упражнять связывать звуки в
«легато».
Побуждать детей к активной
вокальной деятельности.
Закреплять
умение
петь
в
унисон,
а
капелла,
пропевать
звуки, используя движения рук.
Отрабатывать
перенос
согласных,
тянуть
звук
как
ниточку.
Способствовать
развитию у
детей выразительного пения, без
напряжения, плавно, напевно.
Продолжать развивать умение
у детей петь под фонограмму и с
микрофоном.
Формировать
сценическую
культуру
(культуру
речи
и
движения).
«Мамочка
моя»
А.Ермолаева»
«Пешки-ложки»
Ю.
Турнянского
Апрель
Содержание
работы
Задачи
Музыкальный
материал
1.
Коммуникативная
игра-приветствие.
Освоение
пространства,
установление
контактов,
психологическая
настройка
на
1. «Приветствие»
Модель
И.
Евдокимовой.
2.Артикуляционн
ая
гимнастика
по
системе
В.
Емельянова.
3.Интонационно-
фонетические
упражнения.
4.Скороговорки,
стихи.
работу.
Развивать
певческий
голос,
способствовать
правильному
звукообразованию,
охране
и
укреплению
здоровья
детей.
Подготовить речевой аппарат к
работе над развитием голоса.
Формировать более прочный
навык
дыхания,
укреплять
дыхательные
мышцы,
способствовать
появлению
ощущения
опоры
на
дыхании,
тренировать
артикуляционный
аппарат.
Упражнять
детей
чётко
проговаривать текст, включая в
работу артикуляционный аппарат;
Развивать
образное
мышление,
мимику,
эмоциональную
отзывчивость.
Формировать
слуховое восприятие. Побуждать
детей
использовать
различные
2.
«Здравствуйте»
Картушина.
«Лошадка»
-
прищёлкивание, язычок;
«Паровоз» - короткий
вдох, долгий выдох;
«Машина»- вибрация
губ. «Самолёт»- на звук
«У» (протяжно, на цепном
дыхании,
повышая
и
понижая голос).
Проговаривание текста
песен, попевок.
«Уточка»,
«На дворе трава».
Знакомый репертуар.
«Я хороший»,
«Да
и
нет»
В.Н.Петрушина.
5.
Упражнения
для распевания.
6. Пение.
эмоциональные
выражения:
грустно,
радостно,
ласково,
удивлённо и.т.д.
Добиваться
более
лёгкого
звучания; развивать подвижность
голоса.
Удерживать
интонацию
на
одном
повторяющемся
звуке;
точно
интонировать
интервалы.
Упражнять
в
точной
передаче
ритмического
рисунка
мелодии
хлопками во время пения.
Повысить жизненный тонус,
настроение
детей,
уметь
раскрепощаться.
Продолжать побуждать детей петь
естественным
голосом,
без
напряжения,
правильно
брать
дыхание
между
музыкальными
фразами, и перед началом пения.
Чисто интонировать в заданном
диапазоне.
Закреплять
навыки
хорового
и
индивидуального
выразительного
пения.
Формировать
сценическую
культуру.
Продолжать
побуждать
детей
работать с микрофоном.
1. «Стрекоза и рыбка»
2.
«Кот
и
петух»
А.Евтодьевой
1.
«Лошадка»
(амер.
нар.песня)
2. «Что такое семья?»
Е.Гомоновой
Май
Содержание
работы
Задачи
Музыкальный
материал
1.
Коммуникативная
игра-приветствие.
2.Артикуляционн
ая
гимнастика
по
системе
В.
Емельянова.
3.Интонационно-
фонетические
упражнения.
Освоение
пространства,
установление
контактов,
психологическая
настройка
на
работу.
Закреплять
работу
по
развитию
певческого
голоса,
способствовать
правильному
звукообразованию,
охране
и
укреплению
здоровья
детей.
Подготовить речевой аппарат к
работе над развитием голоса.
Закреплять
умение
выстраивать
голосом
звуковую
линию;
Закреплять
умение
детей
соотносить своё пение с показом
рук,
добиваясь
при
этом
осмысленного,
эстетичного,
выразительного и разнообразного
музыкального
действия.
Использовать карточки для работы
руками по извлечению звука.
1. «Приветствие»
Модель
И.
Евдокимовой.
2.
«Здравствуйте»
Картушина.
«Прогулка»
М.
Лазарев.
Голосовая
разминка:
«Весна»,
Модель Т.Боровик
4.Скороговорки,
стихи.
5.Упражнения
для распевания.
6. Пение.
Закреплять
умение
детей
чётко
проговаривать
текст,
включая
в
работу
артикуляционный
аппарат;
Развивать
образное
мышление,
мимику,
эмоциональную
отзывчивость..
Использовать
различные
эмоциональные
выражения:
грустно,
радостно,
ласково, удивлённо и.т.д.
Повысить жизненный тонус,
настроение детей, эмоциональное
благополучие,
уметь
раскрепощаться.
Закреплять
вокальные навыки детей
Совершенствовать вокальные
навыки:
1.
Петь
естественным
звуком без напряжения;
2.
Чисто интонировать в
удобном диапазоне;
3.
Петь
а капелла, под
аккомпанемент, под фонограмму;
4.
Слышать и оценивать
правильное и неправильное пение;
5.
Самостоятельно
попадать в тонику;
6.
Самостоятельно
Проговаривание текста
песен, попевок.
Знакомый репертуар.
«Только смеяться»,
«Я хороший»,
Знакомый репертуар.
1. «Любимый детский
сад» К.Костина
«В самый первый раз»
Н.Разуваевой.
использовать
навыки
исполнительского
мастерства,
сценической культуры.
Содержание работы с сентября 2019 года по февраль 2020 года
Месяц
С педагогами
С детьми
С родителями
Октябрь
Семинар-
практикум на
тему
«Формирование
вокальных
навыков у детей
дошкольного
возраста».
Знакомство с
понятиями:
артикуляция, дыхание,
диафрагматическое
дыхание. Распевки на
гласные звуки,
певческие упражнения,
«свеча», «снежинка»,
дидактические игры.
Выступление на
родительском
собрании с темой
«Развитие вокально-
хоровых навыков у
детей дошкольного
возраста».
Ноябрь
Консультация
для воспитателей
«Логопедические
распевки».
Распевки на гласные
звуки, упражнения
«Снежинка»,
«Воздушный шарик»,
пальчиковые игры.
Работа с
познавательной
литературой, круглый
стол на тему
«Значение пения в
жизни ребенка»
Декабрь
Подбор
иллюстраций,
фотографий к
детским песням,
совместное
составление
коллажа с
Распевки на гласные
звуки, упражнение «две
волны», беседа на тему
«Голос – самый первый
инструмент человека».
Дидактические игры.
Концерт родителей.
Организация помощи
в изготовлении
атрибутов к
празднику.
детьми.
Январь
Консультация на
тему «Учимся
петь вместе»
Учимся произносить
скороговорки; распевки,
хороводные игры.
Беседа с родителями
о пользе вокальных
упражнений.
Песенная викторина
угадай мелодию.
Февраль
Семинар-
практикум на
тему
«Музыкально-
ритмические
движения в
процессе
исполнения
песен»
Учимся произносить
скороговорки; распевки,
хороводные игры.
Знакомимся с понятием
дикция.
Пальчиковые игры.
Выставка фотографий
и рисунков.
Март
Слушание
популярных
детских песен.
Работаем над дыханием
и дикцией в процессе
пения.
Произносим
скороговорки.
Дидактические игры.
Организация помощи
в пошиве костюмов к
фестивалю
«Веселинка»
Апрель
Песенная
викторина
«Угадай
мелодию»
Викторина «Что я знаю
о пении».
Творческие игры.
Подготовка к
концерту 9 Мая.
Приложение 2
Результаты мониторинга по определению и развитию
вокальных способностей
за 2018- 2020 учебный год
Уровень усвоения
программного
материала
октябрь 2018 года
март 2020 года
Высокий уровень
38%
45%
Средний уровень
40%
42%
Низкий уровень
22%
13%
-
Диаграмма по результатам мониторинга по определению и развитию
вокальных способностей
за 2018- 2020 учебный год
Приложение 3
Репертуар по проекту «Хоровое пение»
на период с октября 2018 по февраль 2020 .
Октябрь, ноябрь 2018 года – русские народные песни: «Во кузнице», «Я на
камушке сижу», «Как у наших у ворот», «А я по лугу», «Земелюшка
чернозём», «Пойду ль я выйду ль я», «Пошла млада за водой», «Частушки».
Декабрь 2018 года, январь, февраль 2019 года
– слова и музыка Е.
Обуховой «Радость – это мама», авторы неизвестны «Есть у слоника мама»,
слова и музыка А. Колесникова «Кружит веселая метель», Г. Струве «Белые,
белые в декабре»; музыка и слова А. Павловского «Хрустальные деревья»,
музыка и слова Е. Обуховой «С Новым годом, супер детский сад!», музыка и
слова А.Сурикова «Раз два три, елочка, гори!», музыка и слова А.Ермолова
«Новый год к нам идет», музыка и слова А.Штерна «В просторном светлом
зале».
Март,Апрель , май 2019 года – музыка Н. Нужины слова Шакирьянова
В.Ковтун «Защитники отечества», слова Т. Прошкиной музыка Т.Липиной В.
Сулимова «Медицинские сестры», русская народная песня «Шел со службы
казак молодой»; – слова и музыка Л.Гарцуевой «Бабушка 21 века», авторы
неизвестны
«До
чего
ж
у
бабушки
вкусные
оладушки»
Сентябрь, октябрь , ноябрь, декабрь 2019 года- слова и музыка В.
Корюшова «Поздравляем наших мам», слова и музыка О.Н.Козина «Дочки и
сыночки»,
слова
и
музыка
А.Брежнева
«Дедушка
и
бабушка»
Январь, февраль, март 2020 года - слова и музыка А.Ермолов «Остров
мечты», авторы неизвестны «Чтобы мы могли читать», слова и музыка
Е.Обуховой «Провожает садик нас», музыка И.Крутова «Первоклассники»,
авторы неизвестны «Мы привыкли с детства каждый день», слова
И.Черницкая музыка А.Самонов «Воспитательницы наши», музыка и слова
О. Газманова «Течет река бессмертного полка», музыка и слова Н.В.
Осошник «А закаты алые», музыка и слова Е.Плотниковой «О той весне»,
музыка и слова Е.Обуховой «Калина», «Принимаю я парад», музыка
М.Минкова слова Ю.Энтина «Дорогую добра», музыка А.Ермолов слова
В.Борисов «Теперь мы первоклашки», музыка А.Ермолов слова А.Морозов
«Паровоз-букашка».