Напоминание

Социализация детей с ОВЗ в МАОУ "СОШ №60 социальной адаптации детей - инвалидов" через внеурочную деятельность.


Автор: Цыремпилова Дарижап Цыбиковна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: город Улан-Удэ, Республика Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: Социализация детей с ОВЗ в МАОУ "СОШ №60 социальной адаптации детей - инвалидов" через внеурочную деятельность.
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: Социализация детей с ОВЗ в МАРУ «СОШ №60 социальной адаптации детей –

инвалидов» через внеурочную деятельность

Учитель: Цыремпилова Дарижап

Цыбиковна

Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс усвоения и дальнейшего

развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного

функционирования в обществе.

В современном мире проблема социального развития детей становится одной из актуальных.

Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок,

входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и главное успешным. А если

это касается детей с ОВЗ, то вдвойне.

Для наших детей с ОВЗ характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и

недоразвитие познавательной деятельности. Недостаточная

выраженность познавательных

интересов сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями, памяти, с

функциональной недостаточностью восприятия, с плохой координацией движений.

Главная проблема

учеников нашей школы с ограниченными возможностями здоровья,

обучающихся на дому заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности,

бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой,

недоступности ряда культурных ценностей.

Я хочу поделиться опытом социализации младших школьников нашей школы через

внеурочную деятельность.

Школа № 60 социальной адаптации детей-инвалидов работает в режиме индивидуального

обучения, вся внеурочная деятельность учащихся организована в форме кружков, клубов,

экскурсий, где неформальное общение ребят, имеет выраженную воспитательную социально-

педагогическую направленность.

При организации внеурочной деятельности в начальных классах и, в частности, выборе её

содержательных направлений, мы ориентировались:

- на традиции школы;

- на запросы родителей;

- рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка

- возможности образовательных учреждений дополнительного образования;

- учитывали интересы и склонности педагогов;

Цель внеурочной деятельности:

создание условий для социализации, самореализации

учащихся, для развития коммуникативных навыков, самостоятельности, ответственности, интереса

к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Задачи

:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка к школе;

- оптимизировать внеурочную нагрузку обучающихся;

- учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

- использовать активные и творческие формы внеурочной деятельности;

- демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности;

- воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели;

Школа организует свою деятельность по следующим направлениям развития

личности: таблица

п

/п

Наименование

рабочей

программы

Вид деятельности

Руководитель

Место

проведения

Спортивно - оздоровительное направление

1

ЛФК

Занятия в бассейне, тренажерном

зале,

боулинг,

на

свежем

воздухе,

соревнования, игры

учитель ЛФК

Намагуруева Т.О.

Актов.зал,

бассейн

2

ЛВЕ

Занятия на городском ипподроме,

игры, соревнования

Учитель

Жаргалов С.Ю

ипподр

ом

Духовно – нравственное направление

3

«Планета книг»

Занятия в библиотеке, экскурсии,

выставки рисунков, книг, викторины,

подготовка к коллективной творческой

деятельности праздники, спектакли

Учитель

Таханова М.А

Цыремпилова Д.Ц.,

Детская

Республиканск

ая

библиотека

им.Б.Абидуева

4

«Наш

край

родной

-

Бурятия»

Беседы, экскурсии, просмотр

фильмов, встречи с известными

людьми, знакомство с историей города

и народов России экскурсии,

поисковая работа

Цыдыпова Г.А,

Школа

Музеи

города

«Музей

и

дети»

Посещение музеев, выставок, создание

творческих проектов, праздники

учитель

Таханова М.А

Цыремпилова

Д.Ц.

Худ.

музей

им.

Сампилова,

Музей

Природы,

Музей

«Истории

Бурятии»

Социальное направление

5

«Умелые

руки»

Изготовление изделий, поделок,

сувениров из различных материалов;

решение творческих художественных

задач (оформление, общий дизайн);

Учитель

Понушкова А.Н.

Школа

Общеинтеллектуальное направление

6

«Умники и

умницы»

Занятия в творческих группах,

работа в Интернете, Скайпе;

исследовательская работа;

создание проектов

Баженова О.А.

Крылова М.О.

школа

Общекультурное направление

7

Хор

Вокально-хоровое пение

Жигжитова С.

Школа

Актовый зал

8 Хореография

Азбука музыкального движения.

Элементы народного танца. Знакомство

с видами танцев.

Гаврилова А.В.

Школа

Актовый зал

Коррекционно-развивающее направление

9 «Психологическ

ая азбука»

Тренинговые занятия

Подкопаева Н.Г.

Пылденова А.Д.

Кабинет

психолога

1 «Логоритмика»

«Арт-терапия»

Тренинговые занятия

Рисование,лепка, музыка

Группа

учителей

КиселеваЛ.Н.

Власова Е.К.

Туглакова Т.В.

кабинет

математики

1 «Развивай –ка»

Дефектологические тренинговые

занятия

Баранова Е.Б.

Цыжипова Ю.Б.

Кабинет

информатики

Занятия по внеурочной деятельности проходят не только в стенах школы, географическое

положение

нашей

школы

благоприятно

сказывается

на

её

развитии,

т.

к.

поблизости

находятся учреждения дополнительного образования, с которыми школа сотрудничает на основе

совместных планов с целью дополнительной социализации детей с ОВЗ, это республиканская

детская библиотека им.Абидуева, театр «Ульгер», музеи города.

Учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования ведущие занятия, люди

творческие, постоянно находятся в поиске нового, необычного, неординарного. Каждый из них

делится своим опытом с коллегами, дают открытые занятия, семинары. Модель организации

внеучебной

деятельности

в

школе

построена

на

основе

тесного

взаимодействия

общеобразовательной школы со всеми социокультурными объектами города.

Основная цель такого взаимодействия

- создание, расширение и обогащение учебно-

воспитательного пространства в микросоциуме — ближайшей среде жизнедеятельности ребенка,

обеспечение его успешной адаптации и социализации к современным социокультурным условиям.

Школа стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости учащихся, которая

способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей.

Рассматривая внеурочную деятельность

,

конкретно кружок, можно выделить в его

деятельности алгоритм, т.е. последовательные этапы, составляющие

цикл работы

:

1.

Изучение учеников и постановка конкретных задач воспитания.

2.

Планирование работы

3.

Реализация плана (выполнение работы)

4.

Анализ и оценка результатов работы.

5.

Далее ставятся новые задачи, если решены прежние.

Для отслеживания эффективности того или иного кружка проводится мониторинг.

Педагогическая диагностика важна тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической

системе. Она необходима для оптимальной организации педагогического процесса.

Мы выделяет следующие функции диагностики: контрольно-корректировочную. Она состоит в

получении данных и корректировки процесса воспитания.

Прогностическую, означает предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии

учащихся в будущем.

Воспитывающую. В процессе диагностирования и в связи с ним, руководитель кружка имеет

возможность оказывать воспитательные воздействия на учеников.

Содержание диагностики обучающегося можно свести к следующему:

- данные о здоровье и физическом развитии ребенка,

-

познавательные способности,

-

эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сферы, направленность личности,

-

наконец, поведение, поступки учащегося.

Как изучить личность каждого ученика и состояние педагогического процесса в детском

формировании?

Для этого лучше использовать методики простые, нетрудоемкие, интересные для учеников и

одновременно надежные. Приведу наиболее приемлемые для практического использования методы

диагностики.

Наблюдение более всего доступно учителю и дает много сведений об учащихся.

Опрос- это метод, при котором учащийся отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

Беседа,

более

гибкий,

чем

опрос,

метод

изучения

учащихся,

может

быть

стандартизированной и свободной.

Анкета—метод, при котором учащийся не только отвечает на ряд вопросов, но и сообщает

некоторые социально-демографические данные о себе.

Тесты. Тестом (от английского слова test—проба, испытание, опыт) называют небольшие

стандартизированные задания (вопросы и задачи), с помощью которых проводится

психологическое исследование.

Вашему вниманию предлагаю анкету, который мы даем учащимся по завершению

учебного года.

Анкеты для учеников, посещающих кружок

Дорогой друг!

Учебный год занятий в кружке заканчивается. И нам не безразлично, как ты его провел. Твое

мнение поможет в дальнейшем занятия в кружке сделать более интересными, плодотворными для

тебя и твоих друзей. Заполни, пожалуйста, данную анкету. Для этого внимательно прочти

предложения, а потом закончи их. Там, где предложено несколько вариантов ответов, нужно

подчеркнуть только те, которые в большей степени соответствуют тебе.

Надеемся на твои искренние ответы

1.

Название кружка

2. Сколько времени ты в нем занимаешься?

А) первый год Б) второй год

Чем ты руководствовался при выборе кружка?

А) советом родителей Б) советом друзей В) собственными интересами

Г) это был случайный выбор

3.

В кружке ты занимался, чтобы

А) весело провести время Б) найти себе друзей В) развивать свои способности

Г) заниматься любимым делом Д) научиться чему-нибудь полезному

4.

Будешь ли ты на следующий год посещать кружок этого учителя?

5.

Твоя отметка кружку (по десятибальной системе) ____________________

Спасибо!

В результате обработки анкет были получены следующие результаты.

Всего учеников, посещающих кружок – 56 человек «Планета книг»

Вопрос

1.

Чем

ты

руководствовался при выборе

кружка?

советом

родителей

советом

друзей

собственными

интересами

Это был

случайный выбор

40

4

12

2.

В кружке ты

занимался, чтобы

весело

провести

время

найти

себе друзей

развиват

ь

свои

способности

научиться

чему-нибудь

полезному

18

28

6

4

3.

Будешь ли ты

на следующий год посещать

кружок этого учителя?

буду

не буду

не знаю

35

5

16

4.

Твоя

отметка

кружку

(по

десятибальной

системе

0-4

5-7

8-9

10

0

5

12

39

Диаграмма «Мотивация занятия в кружке»

По результатам проведения анкетирования можно сделать вывод, что 50% учащиеся хотят

найти себе друзей, а это говорит о многом.

Получаемый школьником опыт самостоятельного действия, помогает обрести уверенность,

повышает самооценку, дает толчок к саморазвитию, способствует социализации ребенка в

обществе.

Вывод: включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы,

внеурочную деятельность, когда для ребенка создается особое образовательное пространство,

позволяет развивать учащемуся собственные интересы, успешно проходить социализацию на

новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Сегодня многие родители

учеников удовлетворены результатами участия детей во внеурочной деятельности. Каждая минута,

проведённая ребёнком в школе, музее, библиотеке даёт детям положительный опыт общения,

позволяет проявить себя активной,

творческой личностью,

расширяет представления об

окружающем мире.

У детей сложились доброжелательные отношения со сверстниками,

взрослыми, что является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной

среды. Они охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, учатся рассуждать,

ставить перед собой учебные задачи, делать выводы, обосновывать своё мнение.

Список литературы:

1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для

учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

2. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / (А.Б. Воронцов, В.М.

Заславский, С.В. Егоркина и др.); под ред. А.Б. Воронцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение,

2010.

3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /

(В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.) ; под. ред. В.А. Горского. – М.:

Просвещение, 2010.

4. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч.

Ч. 1 / (М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Кабанова и др.) ; под. Ред. Г.С. Ковалевой, О.Б.

Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

5.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /

А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.



В раздел образования




Яндекс.Метрика