Автор: Цыремпилова Дарижап Цыбиковна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: город Улан-Удэ, Республика Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: Социализация детей с ОВЗ в МАОУ "СОШ №60 социальной адаптации детей - инвалидов" через внеурочную деятельность.
Раздел: начальное образование
Тема: Социализация детей с ОВЗ в МАРУ «СОШ №60 социальной адаптации детей –
инвалидов» через внеурочную деятельность
Учитель: Цыремпилова Дарижап
Цыбиковна
Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс усвоения и дальнейшего
развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного
функционирования в обществе.
В современном мире проблема социального развития детей становится одной из актуальных.
Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок,
входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и главное успешным. А если
это касается детей с ОВЗ, то вдвойне.
Для наших детей с ОВЗ характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и
недоразвитие познавательной деятельности. Недостаточная
выраженность познавательных
интересов сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями, памяти, с
функциональной недостаточностью восприятия, с плохой координацией движений.
Главная проблема
учеников нашей школы с ограниченными возможностями здоровья,
обучающихся на дому заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности,
бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой,
недоступности ряда культурных ценностей.
Я хочу поделиться опытом социализации младших школьников нашей школы через
внеурочную деятельность.
Школа № 60 социальной адаптации детей-инвалидов работает в режиме индивидуального
обучения, вся внеурочная деятельность учащихся организована в форме кружков, клубов,
экскурсий, где неформальное общение ребят, имеет выраженную воспитательную социально-
педагогическую направленность.
При организации внеурочной деятельности в начальных классах и, в частности, выборе её
содержательных направлений, мы ориентировались:
- на традиции школы;
- на запросы родителей;
- рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка
- возможности образовательных учреждений дополнительного образования;
- учитывали интересы и склонности педагогов;
Цель внеурочной деятельности:
создание условий для социализации, самореализации
учащихся, для развития коммуникативных навыков, самостоятельности, ответственности, интереса
к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Задачи
:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка к школе;
- оптимизировать внеурочную нагрузку обучающихся;
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- использовать активные и творческие формы внеурочной деятельности;
- демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности;
- воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели;
Школа организует свою деятельность по следующим направлениям развития
личности: таблица
№
п
/п
Наименование
рабочей
программы
Вид деятельности
Руководитель
Место
проведения
Спортивно - оздоровительное направление
1
ЛФК
Занятия в бассейне, тренажерном
зале,
боулинг,
на
свежем
воздухе,
соревнования, игры
учитель ЛФК
Намагуруева Т.О.
Актов.зал,
бассейн
2
ЛВЕ
Занятия на городском ипподроме,
игры, соревнования
Учитель
Жаргалов С.Ю
ипподр
ом
Духовно – нравственное направление
3
«Планета книг»
Занятия в библиотеке, экскурсии,
выставки рисунков, книг, викторины,
подготовка к коллективной творческой
деятельности праздники, спектакли
Учитель
Таханова М.А
Цыремпилова Д.Ц.,
Детская
Республиканск
ая
библиотека
им.Б.Абидуева
4
«Наш
край
родной
-
Бурятия»
Беседы, экскурсии, просмотр
фильмов, встречи с известными
людьми, знакомство с историей города
и народов России экскурсии,
поисковая работа
Цыдыпова Г.А,
Школа
Музеи
города
«Музей
и
дети»
Посещение музеев, выставок, создание
творческих проектов, праздники
учитель
Таханова М.А
Цыремпилова
Д.Ц.
Худ.
музей
им.
Сампилова,
Музей
Природы,
Музей
«Истории
Бурятии»
Социальное направление
5
«Умелые
руки»
Изготовление изделий, поделок,
сувениров из различных материалов;
решение творческих художественных
задач (оформление, общий дизайн);
Учитель
Понушкова А.Н.
Школа
Общеинтеллектуальное направление
6
«Умники и
умницы»
Занятия в творческих группах,
работа в Интернете, Скайпе;
исследовательская работа;
создание проектов
Баженова О.А.
Крылова М.О.
школа
Общекультурное направление
7
Хор
Вокально-хоровое пение
Жигжитова С.
Школа
Актовый зал
8 Хореография
Азбука музыкального движения.
Элементы народного танца. Знакомство
с видами танцев.
Гаврилова А.В.
Школа
Актовый зал
Коррекционно-развивающее направление
9 «Психологическ
ая азбука»
Тренинговые занятия
Подкопаева Н.Г.
Пылденова А.Д.
Кабинет
психолога
1 «Логоритмика»
«Арт-терапия»
Тренинговые занятия
Рисование,лепка, музыка
Группа
учителей
КиселеваЛ.Н.
Власова Е.К.
Туглакова Т.В.
кабинет
математики
1 «Развивай –ка»
Дефектологические тренинговые
занятия
Баранова Е.Б.
Цыжипова Ю.Б.
Кабинет
информатики
Занятия по внеурочной деятельности проходят не только в стенах школы, географическое
положение
нашей
школы
благоприятно
сказывается
на
её
развитии,
т.
к.
поблизости
находятся учреждения дополнительного образования, с которыми школа сотрудничает на основе
совместных планов с целью дополнительной социализации детей с ОВЗ, это республиканская
детская библиотека им.Абидуева, театр «Ульгер», музеи города.
Учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования ведущие занятия, люди
творческие, постоянно находятся в поиске нового, необычного, неординарного. Каждый из них
делится своим опытом с коллегами, дают открытые занятия, семинары. Модель организации
внеучебной
деятельности
в
школе
построена
на
основе
тесного
взаимодействия
общеобразовательной школы со всеми социокультурными объектами города.
Основная цель такого взаимодействия
- создание, расширение и обогащение учебно-
воспитательного пространства в микросоциуме — ближайшей среде жизнедеятельности ребенка,
обеспечение его успешной адаптации и социализации к современным социокультурным условиям.
Школа стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости учащихся, которая
способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей.
Рассматривая внеурочную деятельность
,
конкретно кружок, можно выделить в его
деятельности алгоритм, т.е. последовательные этапы, составляющие
цикл работы
:
1.
Изучение учеников и постановка конкретных задач воспитания.
2.
Планирование работы
3.
Реализация плана (выполнение работы)
4.
Анализ и оценка результатов работы.
5.
Далее ставятся новые задачи, если решены прежние.
Для отслеживания эффективности того или иного кружка проводится мониторинг.
Педагогическая диагностика важна тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической
системе. Она необходима для оптимальной организации педагогического процесса.
Мы выделяет следующие функции диагностики: контрольно-корректировочную. Она состоит в
получении данных и корректировки процесса воспитания.
Прогностическую, означает предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии
учащихся в будущем.
Воспитывающую. В процессе диагностирования и в связи с ним, руководитель кружка имеет
возможность оказывать воспитательные воздействия на учеников.
Содержание диагностики обучающегося можно свести к следующему:
- данные о здоровье и физическом развитии ребенка,
-
познавательные способности,
-
эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сферы, направленность личности,
-
наконец, поведение, поступки учащегося.
Как изучить личность каждого ученика и состояние педагогического процесса в детском
формировании?
Для этого лучше использовать методики простые, нетрудоемкие, интересные для учеников и
одновременно надежные. Приведу наиболее приемлемые для практического использования методы
диагностики.
Наблюдение более всего доступно учителю и дает много сведений об учащихся.
Опрос- это метод, при котором учащийся отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.
Беседа,
более
гибкий,
чем
опрос,
метод
изучения
учащихся,
может
быть
стандартизированной и свободной.
Анкета—метод, при котором учащийся не только отвечает на ряд вопросов, но и сообщает
некоторые социально-демографические данные о себе.
Тесты. Тестом (от английского слова test—проба, испытание, опыт) называют небольшие
стандартизированные задания (вопросы и задачи), с помощью которых проводится
психологическое исследование.
Вашему вниманию предлагаю анкету, который мы даем учащимся по завершению
учебного года.
Анкеты для учеников, посещающих кружок
Дорогой друг!
Учебный год занятий в кружке заканчивается. И нам не безразлично, как ты его провел. Твое
мнение поможет в дальнейшем занятия в кружке сделать более интересными, плодотворными для
тебя и твоих друзей. Заполни, пожалуйста, данную анкету. Для этого внимательно прочти
предложения, а потом закончи их. Там, где предложено несколько вариантов ответов, нужно
подчеркнуть только те, которые в большей степени соответствуют тебе.
Надеемся на твои искренние ответы
1.
Название кружка
2. Сколько времени ты в нем занимаешься?
А) первый год Б) второй год
Чем ты руководствовался при выборе кружка?
А) советом родителей Б) советом друзей В) собственными интересами
Г) это был случайный выбор
3.
В кружке ты занимался, чтобы
А) весело провести время Б) найти себе друзей В) развивать свои способности
Г) заниматься любимым делом Д) научиться чему-нибудь полезному
4.
Будешь ли ты на следующий год посещать кружок этого учителя?
5.
Твоя отметка кружку (по десятибальной системе) ____________________
Спасибо!
В результате обработки анкет были получены следующие результаты.
Всего учеников, посещающих кружок – 56 человек «Планета книг»
Вопрос
1.
Чем
ты
руководствовался при выборе
кружка?
советом
родителей
советом
друзей
собственными
интересами
Это был
случайный выбор
40
4
12
2.
В кружке ты
занимался, чтобы
весело
провести
время
найти
себе друзей
развиват
ь
свои
способности
научиться
чему-нибудь
полезному
18
28
6
4
3.
Будешь ли ты
на следующий год посещать
кружок этого учителя?
буду
не буду
не знаю
35
5
16
4.
Твоя
отметка
кружку
(по
десятибальной
системе
0-4
5-7
8-9
10
0
5
12
39
Диаграмма «Мотивация занятия в кружке»
По результатам проведения анкетирования можно сделать вывод, что 50% учащиеся хотят
найти себе друзей, а это говорит о многом.
Получаемый школьником опыт самостоятельного действия, помогает обрести уверенность,
повышает самооценку, дает толчок к саморазвитию, способствует социализации ребенка в
обществе.
Вывод: включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы,
внеурочную деятельность, когда для ребенка создается особое образовательное пространство,
позволяет развивать учащемуся собственные интересы, успешно проходить социализацию на
новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Сегодня многие родители
учеников удовлетворены результатами участия детей во внеурочной деятельности. Каждая минута,
проведённая ребёнком в школе, музее, библиотеке даёт детям положительный опыт общения,
позволяет проявить себя активной,
творческой личностью,
расширяет представления об
окружающем мире.
У детей сложились доброжелательные отношения со сверстниками,
взрослыми, что является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной
среды. Они охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, учатся рассуждать,
ставить перед собой учебные задачи, делать выводы, обосновывать своё мнение.
Список литературы:
1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для
учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
2. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / (А.Б. Воронцов, В.М.
Заславский, С.В. Егоркина и др.); под ред. А.Б. Воронцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение,
2010.
3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /
(В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.) ; под. ред. В.А. Горского. – М.:
Просвещение, 2010.
4. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч.
Ч. 1 / (М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Кабанова и др.) ; под. Ред. Г.С. Ковалевой, О.Б.
Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
5.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /
А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.