Автор: Лашманова Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №97
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Наблюдение, как способ познания окружающего мира
Раздел: дошкольное образование
Лашманова Наталья Юрьевна
Воспитатель первой квалификационной категории
Наблюдение, как способ познания окружающего мира
Работая
в
группе
комбинированной
направленности
«Золушка»,
методику «Волшебная лупа» начала осваивать с детьми с сентября 2019 года.
Деятельность с детьми по исследованию различных предметов включена в
комплексно-тематическое планирование, которое разрабатывается совместно
воспитателями и учителем-логопедом. Разрабатывая тему, мы учитываем
прогнозируемые детские вопросы, которые уточняются с детьми, используя
метод трех вопросов «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?», «Как мы это
можем узнать?». Используя методику «Волшебная лупа», дети учатся
наблюдать и находить самостоятельно ответы на свои вопросы.
Исходя из вопросов детей, и в соответствии с темой недели совместно с
детьми
исследовали
следующие
предметы:
срез
дерева,
яйцо,
перо,
скворечник, лицо, камни, папоротник, глобус. Приоритетным центром стал
центр «Наука и природа».
Совместно с детьми, были разработаны правила:
1. Выбери «волшебную лупу» и посмотри через нее на предмет.Когда
ребенок выбирает лупу, отмечаю какой орган чувств приоритетен для
данного ребенка. Это помогает мне спланировать деятельность с ребенком, с
учетом его индивидуальных особенностей.
2. Расскажи другу, что ты увидел/услышал/ощутил/почувствовал.
3. Передай «волшебную лупу» своему другу.
4. Рассмотри предмет. Видишь ли ты тоже то, что и твой друг.
5. Возьми «волшебную лупу» и посмотри, что нового ты увидел еще.
6. Нарисуй и запиши, что ты увидел.
Перед проведением «Волшебной лупы» нами составляется план проведения
занятия.
Например, при разработке темы «Деревья Сибири» у детей возник вопрос:
«Как узнать, сколько лет дереву?». Для того, что бы дети нашли ответ на
свой вопрос разработано занятие «Срез дерева».
В совместной деятельности детей с родителями было рекомендовано:
- Найти деревянные предметы, которые окружают ребенка дома;
- Провести эксперимент: какой ложкой лучше мешать горячую кашу
деревянной или железной, тонет не тонет;
- Прочитать Сказку о деревьях – характерах;
- Совершить прогулку по лесу
В результате исследования среза дерева дети сделали следующие выводы,
что:
- Дерево твёрдое
- Древесина непрозрачная
- Срез дерева коричневый со светлым оттенком
- Форма среза круглая
- На ощупь срез шероховатый, ребристый, плотный
- Пахнет деревом, пылью, травой
-Имеет вес
-Что мокрое дерево, тяжелее чем сухое
-Чем шире срез, тем старше дерево
Узнали новые понятия:
Брусок, древесина, годичные кольца, срез.
А, прочитав книги и источники для дополнительной информации, такие
какЭнциклопедия: Природа, человек, наука; Александр Астрецов «Дерево»;
Герда Мюллер «Наше дерево» узнали, что по количеству колец на спиле
дереваему 8 лет.
Для наиболее оптимальной реализации данной методики для меня стало
важным предварительная подготовка плана деятельности и развивающей
предметно-пространственной среды.
- Перед занятием готовлю предметы, которые дети будут исследовать,
сравнивать, дополнительную литературу об исследуемом предмете.
- предлагаю выбрать из комплекта «волшебную лупу»,которой он будет
исследовать предмет первым, используя методику «Парные коммуникации»,
начинает тот, у кого губы, другой слушает.
Пока дети рассматривают предметы и делятся увиденным, я прислушиваюсь
к обсуждению и напоминаю детям о необходимости использовать больше
описательных
слов,
не
забывать
соблюдать
правила
при
работе
в
пареиспользуя «волшебную лупу», и прислушиваться к тому, что говорят их
партнеры.
Для деятельности с детьми используются:
«Волшебная лупа» - макет увеличительного стекла (сделана из бумаги и
заламинированная), количество луп в группе определяется из расчета одна
лупа на пару детей. В комплекте пять луп с символами: глаз, рука, нос, ухо,
рот. Ведется тетрадь наблюдений, где дети зарисовывают и записывают свои
наблюдения.
«Волшебная
лупа»
инициирует
ребенка
к
познанию,
развивает
любознательность,
самостоятельность
и
активность,
формирует
саморегуляцию.
Правила «Волшебной лупы»
1. Выбери «волшебную лупу» и посмотри через нее на предмет.
2. Расскажи другу, что ты увидел/услышал/ощутил/почувствовал.
3. Передай «волшебную лупу» своему другу.
4. Рассмотри предмет. Видишь ли ты тоже то, что и твой друг.
5. Возьми «волшебную лупу» и посмотри, что нового ты увидел еще.
6. Нарисуй и запиши, что ты увидел.