Напоминание

Наблюдение, как способ познания окружающего мира


Автор: Лашманова Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №97
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Наблюдение, как способ познания окружающего мира
Раздел: дошкольное образование





Назад




Лашманова Наталья Юрьевна

Воспитатель первой квалификационной категории

Наблюдение, как способ познания окружающего мира

Работая

в

группе

комбинированной

направленности

«Золушка»,

методику «Волшебная лупа» начала осваивать с детьми с сентября 2019 года.

Деятельность с детьми по исследованию различных предметов включена в

комплексно-тематическое планирование, которое разрабатывается совместно

воспитателями и учителем-логопедом. Разрабатывая тему, мы учитываем

прогнозируемые детские вопросы, которые уточняются с детьми, используя

метод трех вопросов «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?», «Как мы это

можем узнать?». Используя методику «Волшебная лупа», дети учатся

наблюдать и находить самостоятельно ответы на свои вопросы.

Исходя из вопросов детей, и в соответствии с темой недели совместно с

детьми

исследовали

следующие

предметы:

срез

дерева,

яйцо,

перо,

скворечник, лицо, камни, папоротник, глобус. Приоритетным центром стал

центр «Наука и природа».

Совместно с детьми, были разработаны правила:

1. Выбери «волшебную лупу» и посмотри через нее на предмет.Когда

ребенок выбирает лупу, отмечаю какой орган чувств приоритетен для

данного ребенка. Это помогает мне спланировать деятельность с ребенком, с

учетом его индивидуальных особенностей.

2. Расскажи другу, что ты увидел/услышал/ощутил/почувствовал.

3. Передай «волшебную лупу» своему другу.

4. Рассмотри предмет. Видишь ли ты тоже то, что и твой друг.

5. Возьми «волшебную лупу» и посмотри, что нового ты увидел еще.

6. Нарисуй и запиши, что ты увидел.

Перед проведением «Волшебной лупы» нами составляется план проведения

занятия.

Например, при разработке темы «Деревья Сибири» у детей возник вопрос:

«Как узнать, сколько лет дереву?». Для того, что бы дети нашли ответ на

свой вопрос разработано занятие «Срез дерева».

В совместной деятельности детей с родителями было рекомендовано:

- Найти деревянные предметы, которые окружают ребенка дома;

- Провести эксперимент: какой ложкой лучше мешать горячую кашу

деревянной или железной, тонет не тонет;

- Прочитать Сказку о деревьях – характерах;

- Совершить прогулку по лесу

В результате исследования среза дерева дети сделали следующие выводы,

что:

- Дерево твёрдое

- Древесина непрозрачная

- Срез дерева коричневый со светлым оттенком

- Форма среза круглая

- На ощупь срез шероховатый, ребристый, плотный

- Пахнет деревом, пылью, травой

-Имеет вес

-Что мокрое дерево, тяжелее чем сухое

-Чем шире срез, тем старше дерево

Узнали новые понятия:

Брусок, древесина, годичные кольца, срез.

А, прочитав книги и источники для дополнительной информации, такие

какЭнциклопедия: Природа, человек, наука; Александр Астрецов «Дерево»;

Герда Мюллер «Наше дерево» узнали, что по количеству колец на спиле

дереваему 8 лет.

Для наиболее оптимальной реализации данной методики для меня стало

важным предварительная подготовка плана деятельности и развивающей

предметно-пространственной среды.

- Перед занятием готовлю предметы, которые дети будут исследовать,

сравнивать, дополнительную литературу об исследуемом предмете.

- предлагаю выбрать из комплекта «волшебную лупу»,которой он будет

исследовать предмет первым, используя методику «Парные коммуникации»,

начинает тот, у кого губы, другой слушает.

Пока дети рассматривают предметы и делятся увиденным, я прислушиваюсь

к обсуждению и напоминаю детям о необходимости использовать больше

описательных

слов,

не

забывать

соблюдать

правила

при

работе

в

пареиспользуя «волшебную лупу», и прислушиваться к тому, что говорят их

партнеры.

Для деятельности с детьми используются:

«Волшебная лупа» - макет увеличительного стекла (сделана из бумаги и

заламинированная), количество луп в группе определяется из расчета одна

лупа на пару детей. В комплекте пять луп с символами: глаз, рука, нос, ухо,

рот. Ведется тетрадь наблюдений, где дети зарисовывают и записывают свои

наблюдения.

«Волшебная

лупа»

инициирует

ребенка

к

познанию,

развивает

любознательность,

самостоятельность

и

активность,

формирует

саморегуляцию.

Правила «Волшебной лупы»

1. Выбери «волшебную лупу» и посмотри через нее на предмет.

2. Расскажи другу, что ты увидел/услышал/ощутил/почувствовал.

3. Передай «волшебную лупу» своему другу.

4. Рассмотри предмет. Видишь ли ты тоже то, что и твой друг.

5. Возьми «волшебную лупу» и посмотри, что нового ты увидел еще.

6. Нарисуй и запиши, что ты увидел.



В раздел образования




Яндекс.Метрика