Авторы: Марышева Татьяна Васильевна, Михеева Любовь Александровна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Бахтемирская СОШ
Населённый пункт: с.Бахтемир Икрянинский район Астраханская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: Имя существительное как часть речи.
Раздел: начальное образование
Конспект урока русского языка во 2 классе.
Учителя: Марышева Т.В., Михеева Л.А.
МБОУ «Бахтемирская СОШ»
Тема урока: Имя существительное как часть речи.
Цели урока: 1. Образовательная: формировать понятие об имени существительном, как о
части речи;
2. Развивающая: развивать речь обучающихся, пополнять словарный запас, расширять
кругозор.
3. Воспитательная: воспитывать любовь к языку своего народа, аккуратность выполнения
работы в тетрадях, умение слушать своего товарища, умение работать в группах.
Цели урока направлены на формирование и развитие УУД
На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:
личностные действия
•
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
•
мотивация к творческому труду, к работе на результат.
регулятивные действия
•
ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
•
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата.
познавательные действия
•
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
•
логические
действия,
установление
аналогий
и
причинно-следственных
связей,
построения рассуждений.
коммуникативные действия
•
готовность слушать собеседника и вести диалог;
•
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
участвовать в групповом обсуждении
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать слова – названия предметов;
использовать специальную терминологию при определении части речи; распределять имена
существительные в тематические группы предметов.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления
Оборудование: - учебник «Русский язык» В.Н. Канакина, В.Г. Горецкий– 2 класс, тетради на
печатной основе; мульти медиа проектор, карточки для индивидуальной работы; карточки -
солнышко для рефлексии.
Методы: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный, коммуникативный, метод
стимулирования и мотивации.
Ход урока
1.Организационный момент.
Цель: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.
Итак, русский язык друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
1.Проверка домашнего задания
Цель: проверить знания учащихся о частях речи, выявить затруднения.
- Назовите мне слова, которые отвечают на вопрос Кто? Что? Какой? Какая? Что делает? Что
делают?
-У кого были трудности при выполнении домашнего задания?
III. Каллиграфическая минутка
Цель: развивать умения каллиграфически правильно писать буквы.
-Сегодня мы будем повторять письмо буквы, которая в алфавите стоит самая первая и букву,
которая стоит после буквы (н).
-Какие это буквы? ( а и о)
-Вспомним написание букв.
-Дайте информацию об этих буквах.
- Пропишите в тетради одну строку этих букв.
( оцените свою работу с помощью трех цветных карандашей)
1.Словарная работа (один ученик работает у доски)
Цель: развивать умение правильно писать словарные слова, определять в них ударение,
орфограмму.
Отгадайте загадки, запишите отгадки, обозначьте орфограмм
Красная девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
( Морковь)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи, меня ищи.
(Капуста)
Неказиста, шишковата,
А придет на стол она.
«Ну, рассыпчата, вкусна!»
(Картофель)
-Как эти слова можно назвать одним словом? (овощи) ( приложение 1)
- Поставьте ударение, обозначьте орфограмму.
- Это тоже словарное слово, запомним как оно пишется.
- Подберите однокоренные слова к слову овощи, обозначьте орфограмму. (Овощной,
овощник)
V. Актуализация знаний и постановка темы урока.
Цель: организовать работу по повторению и применению полученных знаний.
- Какое слово лишнее и почему? (овощной)
- Докажите правильность выбора, используя специальные термины из прошлого урока.
- Что могут обозначать имена существительные?
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. ( Имя существительное как часть
речи)
- Какова же цель нашего урока? ( научиться различать слова – названия предметов;
распределять имена существительные в тематические группы предметов)
VI. Работа по теме урока
Цель: сформировать понятие о существительном, как о части речи.
1. - Что обозначают имена существительные?
- На какие вопросы отвечают имена существительные?
- Прочитайте правило от тетушки Совы на с .45 и ответьте на вопросы.
- Приведите свои примеры имен существительных.
2. Работа по учебнику с. 44, у.74 ( устно ответить на вопросы учебника по цепочке) Выполнить
задание упражнения ( на выбор учащихся) выписать слова на вопрос кто? или что?
Взаимопроверка.
VII. Физкультминутка. ( электронное приложение)
Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью.
VI. Работа по теме урока ( продолжение)
3. – Кто мне может сказать на какие группы можно разделить имена существительные по
их лексическому значению? (мультимедийная анимация электронного учебника
приложение 2)
VIII. Закрепление изученного материала
Цель: умение применять полученные знания на практике.
1.Выполнение задания на электронном приложении к учебнику. (Приложение 3)
2.Работа в тетради на печатной основе с.24, у. 51 ( самостоятельная работа)
(приложение 4)
IX. Рефлексия
Цель: развивать рефлексивные умения. Создавать ситуацию для осмысления всей работы на
уроке.
На индивидуальных карточках записаны слова (приложение 5)
Сказал, белый, девочка, завод, железный, ракета, письмо, рисовать.
- Выпишите только имена существительные.
Проверка - учитель показывает ответ - карточку с именами существительными (приложение 6).
- Оцените свою работу.
X. Итог урока. Домашнее задание.
Цель: закрепить знания об имени существительном.
- Какую часть речи вы научились распознавать?
- Что обозначают имена существительные? На какие вопросы отвечают?
Тетрадь на печатной основе с. 24, у.51.
Рефлексия. (приложение 7)
–
А сейчас каждый из вас оценит свою работу, используя солнышко, которое лежит у вас на
парте. Солнышки повесьте на доску, чтобы в классе стало светлее и теплее.
-отлично усвоил тему урока, урок понравился, все было понятно
-знаю, но не могу рассказать, нуждаюсь в помощи учителя.
-ничего не понял, урок не понравился.
Спасибо за работу. Урок закончен.