Напоминание

Развивающая игра " Кубоград"


Авторы: Чертковская Ольга Юрьевна, Антипова Галина Владимировна
Должность: учитель- логопед, воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Населённый пункт: д.Ботово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развивающая игра " Кубоград"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Ботовский детский сад»

«Развивающие игры в ДОУ в условиях реализации

федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования»

Название: « Кубоград»

Авторы: Чертковская Ольга Юрьевна - учитель-логопед

Антипова Галина Владимировна - воспитатель

Оглавление:

1.Введение…………………………….......... 3

2.Основная часть …………………………… 5

3.Заключение ……………………………….. 16

4.Список использованных источников …… 17

5.Приложения ……………………………….. 18

2

Введение.

Чертковская Ольга Юрьевна - высшая квалификационная категория,

высшее образование, стаж общий 28 лет, в данном учреждении 24 года, стаж

в данной должности 25 лет, подготовительная комбинированная группа.

Антипова Галина Владимировна - высшая квалификационная категория,

среднее профессиональное образование, стаж общий 27 лет, в данном

учреждении 24 года, стаж в данной должности 27 лет, много лет работала на

компенсирующих группах.

Методическая разработка «Кубоград» посвящена проблеме речевого и

общего развития детей с ТНР. Известно, что у детей с ТНР, кроме

специфических речевых расстройств отмечаются также особенности

развития других познавательных процессов: неустойчивость внимания и

памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных

инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень

контроля за собственной деятельностью, низкая умственная

работоспособность.

Ведущей деятельностью в дошкольном детстве остается игра.

Усвоение

новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных

занятиях. Ребёнок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как

бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с

затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и

познавательной деятельности. Если на занятии ребёнок выполняет задание

взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.

Кубики — одна из самых простых и привычных детских игрушек. Но это

не означает, что их нельзя использовать для развития речи, мышления или

твopческих способностей малыша. Обучая его игре с кубами, мы тренируем

его наблюдательность, память, внимание, а также развиваем речевые навыки,

изобретательность и фантазию.

Многофункциональность игры « Кубоград» состоит в том, что она

одновременно выполняет развивающую, обучающую, воспитывающую

3

функции в различных формах работы с детьми: в самостоятельной

деятельности детей, в игровой деятельности, в образовательной

деятельности, коммуникативной. Можно использовать как в группе, так и на

прогулке в тёплое время года.

Она в комплексе решает задачи:

1) социально – коммуникативного развития;

2) познавательного развития;

3)речевого развития;

4) художественно-эстетического;

4) физического развития, т. е. решает задачи всестороннего развития ребенка

уже с требованиями ФГОС дошкольного образования.

Актуальность данной игры — это необычная форма подачи материала (в

отличие от печатных игр и книг). Используя куб, ребенок сам может

выбирать себе задания и выстраивать игру, как ему нравится на основе

сенсорного развития, развития познавательных интересов. Игра привлекает

своим разнообразием действий с ней, предусматривает элемент

неожиданности, сюрпризности, что привлекает, помогает поддерживать

внимание и интерес у детей, создаёт эмоциональный подъём.

Перспектива игры в том, что она может быть использована в разных

возрастных периодах дошкольного детства (и в младшем дошкольном

возрасте, в средних группах, и в старших - подготовительных, с детьми 3-7

лет).

Формы работы с игрой: индивидуальная, подгрупповая, групповая.

Принципы использования игры:

-доступность;

-безопасность;

-креативность.

Образовательный эффект:

Предложенная многофункциональная игра способствует:

4

- развитию компонентов устной речи (формированию словаря,

совершенствованию фонематического слуха, развитию связной речи

дошкольников с ТНР);

-развитию эмоциональной сферы дошкольников с ТНР;

-развитию просодии речи (выразительности, ритма, темпа);

- формированию анализа и синтеза, обобщающих понятий у дошкольников с

ТНР;

- формированию элементарных математических представлений (о

количестве, величине, форме, ориентировке в пространстве и во времени);

Коррекционный эффект:

Игра "Кубоград" также способствует:

- развитию зрительного восприятия;

- развитию ориентировки на микроплоскости;

- развитию мелкой моторики и осязания;

- развитию внимания, памяти, мышления и воображения.

Данная игра может использоваться в различных вариантах и упражнениях (в

зависимости от возраста детей и уровня их развития).

Рекомендуемая игра разрабатывалась в соответствии с требованиями ФГОС.

Она обладает многофункциональностью, доступностью в изготовлении,

безопасностью.

Основная часть.

Развивающая игра « Кубоград»

Цель: развитие всех сторон речи и психических процессов: внимания,

мышления, памяти, воображения, эмоций, общей и мелкой моторики рук.

Вид: комплексная игра.

Развивающая игра «Кубоград» представляет собой серию кубов разной

величины, на гранях которых даны символы дидактических игр и

упражнений. Оно многофункционально, вариативно. Каждый кубик может

5

быть использован как самостоятельно, так и в сочетании с другими, по

усмотрению педагога.

Примерные варианты игр с кубами:

Вариант 1. Один ребёнок стоит в центре круга с закрытыми глазами. В руке

у него куб, который вращает, пока дети идут по кругу со словами:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем кубик мы вращать!

Ребёнок показывает грань куба, на которой остановилось вращение. Дети

выполняют задание.

Вариант 2. Дети стоят или сидят кругом. Куб передают по цепочке,

произнося любую знакомую считалочку. Ребёнок, на котором остановилась

считалка, выбирает сторону куба. Дети выполняют задание.

Вариант 3. Водящий ребёнок идёт по кругу и произносит считалку. Тот, на

ком закончилась считалка, берёт куб, закрывает глаза, вращает его,

останавливаясь на любой грани куба. Задание выполняет сам или все дети

вместе.

Виды кубов в игре «Кубоград»:

1.«Куб - помощник»

Задача: развитие познавательной и эмоциональной сфер, пространственного

восприятия.

Описание куба:

Куб сделан из картонных коробок, каждая грань имеет свое назначение.

-на одной стороне приклеены прозрачные полоски;

-на второй стороне фланелевая ткань;

-на третьей стороне ковролин;

-на четвертой стороне магнитная доска;

-на пятой и шестой сторонах сделаны отверстия.

После того как куб готов, можно приступить к играм:

-наборы дидактических игр.

6

- наборы карточек по лексическим темам: "Овощи", "Фрукты", "Мебель",

"Посуда", "Одежда", "Обувь", "Ягоды", "Грибы", "Транспорт", "Профессии",

"Цифры 0 - 10", "Буквы", "Детёныши и животные", "Цвета", "Формы",

"Предметы и контуры" и другие…

- разнообразные картинки по выбору воспитателя для составления и решения

задач.

Описание игры: на одной стороне расположены полоски - их используем для

раскладывания картинок в различных дидактических играх. На магнитной

стороне держатся магнитики. Магниты используются в играх, с их помощью

крепятся детали. Так же можно играть с Магнитной мозаикой и азбукой, с

Магнитным конструктором. Фланелеграф и ковролин – используем для

проведения различных игр, они позволяют на глазах у детей разыгрывать

различные сюжеты. Игры с применением липучек и магнитов развивают

мелкую моторику, внимание, зрительное восприятие, память и дарят детям

моменты восторга и веселья.

2.Кубы « Настроение» и « Артикуляционная гимнастика»

Задачи:

-овладение навыками управления своей эмоциональной сферой;

-развитие способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции,

правильно их оценивать и полноценно переживать;

-тренировка невербальных средств общения;

-совершенствование мимических и пантомимических способностей детей для

предельно естественного воплощения в заданный образ;

-активизация основных движений артикуляционного аппарата;

-формирование связной речи.

Оборудование: кубы, предметные и сюжетные картинки.

Куб « Настроение»

Описание куба: на шести гранях куба изображены эмоциональные состояния

солнышка: первая грань - солнышко сердится; вторая - солнышко улыбается;

7

третья - плачет; четвёртая смеётся; пятая - грустит; шестая грань - солнышко

испугалось.

Описание игры: можно использовать стихотворение и изображения эмоций

« Гномиков» на отдельных карточках.

В избушке под елью гномики жили,

Работать умели и крепко дружили,

Шумные гости ели и пили,

А веерком по домам заспешили,

Гномы друзей до ворот проводили,

Рукой помахали и спать пошагали,

А самый весёлый их лица тайком

На двери в чулан начертил угольком.

Вот их портреты. Друзья. Посмотрите

И перед зеркалом изобразите:

Грусть и улыбку, горе и смех –

Снова увидите гномиков всех!

Куб «Артикуляционная гимнастика»

Описание куба: на гранях куба изображения: солнышко, бабочка, уточка,

лягушка, слонёнок, лошадка. На месте головы слонёнка приклеено зеркало.

Возможно использование сказки и стихотворного материала.

Описание артикуляционных упражнений и игр:

Упражнение « Солнышко»: язычок выглянул из окошечка, увидел ласковое

солнышко и решил погреться и позагорать – широкий язык положить на

нижний ряд зубов.

Упражнение «Бабочка»: язычок увидел бабочку, которая летала над

цветком вверх - вниз, вверх - вниз - острый язычок тянется до верхней

(нижней) губы.

Упражнение «Уточка»: язычок отправился погулять, на дворе он увидел

уточку – вытянуть губы, звукоподражание: вот так: кря-кря-кря.

8

Упражнение «Лягушка»: язычок дальше пошёл гулять. На пруду он увидел

лягушку, она сидела на кувшинке и улыбалась вот так: растянуть губы в

улыбке.

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

Упражнение « Слонёнок»: увидел язычок в зоопарке слонёнка – сделать из

губ трубочку.

А теперь слонёнок я.

Посмотрите на меня,

Подражаю я слону:

Губы хоботом тяну.

Упражнение « Лошадка»: увидел весёлый язычок лошадку и вспомнил, что

давно не катался, - улыбнуться, приоткрыть рот, медленно пощёлкать

кончиком языка.

Я лошадка – Серый бок!

Цок – цок – цок – цок!

Я копытцем постучу,

Цок – цок – цок – цок!

Если хочешь, прокачу!

Цок – цок – цок – цок!

Покатался язычок на лошадке и отправился домой – язычок спрятать.

3.Куб « Ветерок»

Задача: тренировка целенаправленной, сильной воздушной струи.

Описание куб: на грани куба аппликацией изображены тучка, грибок,

цветочек, футбольные ворота, забор. Подвижные силуэты из лёгких

губчатых, тканевых материалов закреплены на леске. Для удобства они

крепятся к соответствующей грани липучкой.

9

Описание игры: ребёнок выбирает грань (описано выше). Требуется с

помощью воздушной струи подвижные силуэты расположить согласно

инструкции: мяч загнать в ворота, шарик поднять в небо к тучке, петушка

посадить на забор, птичку - на веточку, бабочку – на цветок.

4.Куб « Волшебные пальчики»

Задачи:

-развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, мышления;

-обучение соотнесению предметов, умению координировать собственные

действия.

Описание куба: к каждой грани куба пришиты липучки, что позволяет

менять игровые поля, усложнять задания. К кубу прилагаются игровые поля

с различными видами застёжек (с пуговицами разных размеров и видов,

кнопками, крючками, молниями, липучками) и шнуровок.

Описание игры: прикрепить с помощью застёжки к грани куба игровое поле

«Паровоз». Затем ребёнок должен пройтись пальчиками по колёсам

паровозика и по колечкам дыма, вылетающего из трубы.

5.Куб « Определи на ощупь»

Задача: развитие тактильного восприятия, умения определять на ощупь

фактуру, соотносить её с предметом и называть его.

Описание куба: на каждой грани куба наклеены предметы из разных по

фактуре материалов (фольга, наждачная бумага, мех, ситец, буклированная

ткань).

Описание игры:

Вариант 1: ребенок с закрытыми глазами на ощупь определяет фактуру

материала;

Вариант 2: ребенок ощупывает предмет (игрушку) и находит грань куба

соответствующей фактуры;

Вариант 3: ребенок называет материал на кубе и говорит, что может быть

сделано из этого материала.

10

6.Куб « Хлопни – топни»

Задача: развитие восприятия и умения воспроизводить ритмические

структуры.

Описание куба: на шести гранях куба расположены схемы темпо –

ритмических рисунков. Рисунки могут меняться, так как на гранях имеются

прозрачные карманы.

Описание игры:

Вариант 1: прослушать серии ударов – громких и тихих, с короткими и

длинными паузами: !!!-!; !! - !!; !!! - !!!; …!!...; !! …!!, !.!.!.! и т.д.

Педагог задаёт ребятам вопросы по оценке количественных и качественных

характеристик ударов

Вариант 2: после прослушивания серий ударов надо воспроизвести

услышанное (прохлопать или протопать длинный ритмический рисунок).

7.Куб «Фигуры»

Задачи:

-формирование представления о геометрических фигурах, умения различать

их;

-закрепление знания основных цветов и их оттенков;

-обучение соотнесению предметов и объектов по цвету, форме, величине.

Оборудование: куб, игрушки, предметные картинки.

Описание куба: на гранях куба изображены разные по форме и

цвету геометрические фигуры.

Описание игры:

Вариант 1: подобрать предмет такого же цвета, как и выпавшая фигура на

грани куба.

Вариант 2: подобрать и назвать предметы, похожие на геометрическую

фигуру на грани куба.

Вариант 3: подобрать фигуру большего (меньшего) размера, чем на

выпавшей грани куба.

11

Вариант 4: выбрать геометрическую фигуру на кубе и из таких же фигур

составить узор.

Вариант 5: в соответствии с количеством углов у геометрической фигуры

(на грани куба), придумать столько же слов, обозначающих названия

предметов, признаков, действий.

Примечание: если выпадет грань с фигурой, не имеющей углов, задание

придумывает водящий.

8.Куб « Малышок»

Задачи:

-развитие зрительного восприятия;

-активизация умения подбирать картинки по заданной лексической теме и

делать обобщения.

Описание куба: имеется несколько кубиков, на гранях, которых изображены

предметные картинки по лексическим темам: «Овощи», « Фрукты»,

« Игрушки», « Одежда», « Животные» и т.д.

Описание игры:

Вариант 1: найти на кубике названную по теме картинку.

Вариант 2: найти на своём кубике картинку по заданному обобщающему

понятию.

9.Куб « Предлоги»

Задача: обучение умению правильно употреблять предлоги, выделять их в

предложении, составлять с ними предложения.

Описание куба: на гранях куба изображены схемы предлогов.

Описание игры: дети передают по цепочке куб, произнося считалку:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будешь кубик ты вращать!

12

Ребёнок, на котором закончилась считалка, вращает куб с закрытыми

глазами, выбирает грань. Открыв глаза, называет её. Дети по очереди или

пожеланию придумывают предложения с этим « маленьким словечком» -

предлогом. Педагог может задать тему, например: предложения по осень, в

котором будет «маленькое словечко» на.

10.Куб « Сосчитай - ка»

Задачи:

-развитие фонематического слуха, звуко – слогового анализа и синтеза;

-воспитание выдержки, коммуникативных способностей, умения

подчиняться общим правилам игры;

-формирование мыслительных процессов в ходе выполнения задания

определённое количество раз (в соответствии с числом кружков на грани).

Описание куба: на шести гранях куба изображены круги в количестве от 1 до

6.

Описание игры: ребёнок бросает кубик, ловит его и выполняет задание

столько раз, сколько кружков на грани, обращённой к нему.

Вариант 1: произнести автоматизированный звук, слог со звуком.

Вариант 2: назвать гласные либо согласные звуки.

Вариант 3: придумать слова с заданным звуком.

Вариант 4: придумать слово с заданным количеством звуков либо слогов.

Вариант 5: подобрать признак, действие к предмету, объекту, названному

педагогом или изображённому на картинке.

Вариант 6: составить предложение из заданного количества слов.

11.Куб «Звуковая дорожка»

Задача: автоматизация изолированного звука; формирование звуковой

культуры речи.

Описание куба: на гранях куба представлены игровые задания для

определённой группы звуков.

13

Описание игры: дети находят грань с заданным изображением, произносят

автоматизированный звук на одном выдохе, проводя пальцем, указкой,

карандашом по звуковой дорожке, подбирают картинку с заданным звуком и

называют изображение.

Варианты игры:

« Крутые горы» - произнести звук [р];

« Змейка» - произнести звук [ш];

« Улитка» - произнести звуки [с], [з], [ш], [ж], [р];

« Чайник кипит» - произнести звук [с];

« Лабиринт» - произнести звук [р];

« Поляна» - произнести звуки [ц], [ч], [ж].

12.Куб «Звуковой»

Задачи:

-формирование умения давать характеристику звукам речи, используя

соответствующие символы, подбирать к символам звуки;

-развитие фонематического слуха, возможности выделять звук на фоне слова;

придумать слова на заданный звук; определять позицию звука в слове.

Описание куба: на гранях куба изображены символы звуков:

-красный кружок – гласный звук;

-синий кружок с колокольчиком – согласный твёрдый, звонкий;

-синий кружок с зачёркнутым колокольчиком или без колокольчика –

согласный твёрдый, глухой;

-зелёный кружок с колокольчиком – согласный мягкий, звонкий;

-зелёный кружок с зачёркнутым колокольчиком или без колокольчика –

согласный мягкий, глухой.

Описание игры:

Вариант 1: назвать звук в соответствии с характеристикой по условным

обозначениям.

Вариант 2: назвать слово на заданный звук в соответствии с

характеристикой его по условным обозначениям.

14

Вариант 3: придумать слово с заданным звуком в соответствии с его

условным обозначением, определить положение звука в слове;

Вариант 4: найти и произнести из группы предметы (выбрать картинки в

лото), в которых начальный звук соответствует характеристике условных

обозначений;

Вариант 5: показать грань с условным обозначением, которому

соответствует названный педагогом звук (определённый ребёнком

начальный, конечный звук в слове).

13.Куб « Читай – ка»

Задачи:

-знакомство детей с графическим изображением букв;

-формирование первоначального навыка чтения открытых слогов, умения

составлять слова из данных слогов и подбирать слова, начинающиеся на

данный слог.

Описание куба: на одной грани куба представлено изображение изучаемой

буквы. На остальных гранях – слоги с этой буквой. ( М – ма-мо-му-ме-мы).

Описание игры:

Вариант 1: определить, на что похожа буква, изображённая на выпавшей

грани куба (педагог читает стихи об этой букве);

Выложить букву из палочек, нитей, проволоки, пуговиц, прорисовать её в

воздухе.

Вариант 2: прочитать слог на выпавшей грани куба, затем придумать слова с

данным слогом. ( В помощь детям могут быть предложены предметные

картинки.)

Вариант 3: из набора кубиков составить слова из разных слогов.

14.Куб « Умный рассказчик»

Задача: формирование связной речи дошкольников.

Описание куба: на гранях куба представлен картинный материал в виде схем

для составления описательных и сравнительных рассказов по лексическим

15

темам, иллюстрации к сказкам, сюжетные картинки. Составные части схем

отражают основные свойства объектов (цвет, форма, величина, материал,

действия ребёнка с объектами и др.)

Описание игры: составить рассказ по заданной схеме. Описание может

начинаться с картинки, которую выбирает ребенок. В этом случае рассказы

получаются разные, не повторяются.

Заключение.

Таким образом, использование игры « Кубоград» позволяет расширить

речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и

желание участвовать в речевом общении с взрослыми и самостоятельно, в

процессе игры, легко и непринужденно развиваются и совершенствуются

речевые навыки.

Результативность данной развивающей игры « Кубоград» заключается в том,

что она позволяет:

- повысить уровень развития речи у детей с общим недоразвитием речи;

- повысить интерес детей к логопедическим занятиям;

- закрепить знания детей, полученные на логопедических занятиях.

Основные достоинства игры:

• доступность материала для восприятия дошкольниками;

• мобильность;

• возможность замены учебного материала;

• кубы дают воспитателю возможность использовать в работе самые

разные дидактические игры.

16

Список использованных источников.

1. Л.А. Комарова «Автоматизация звуков в игровых упражнениях»; Москва.

Издательство «ГНОМ», 2011.

2. «Тренируем пальчики – развиваем речь!» О.И. Крупенчук

Санкт-Петербург. Издательство «Литера», 2009.

3. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: 1982г.

4.Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М.:

1991г.

5. Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: 1983г.

17

Приложения.

Куб « Помощник»

Куб « Настроение»

18

Куб « Артикуляционная гимнастика»

Куб « Ветерок»

19

Куб « Волшебные пальчики»

Куб « Хлопни – топни»

20

Куб « Фигуры»

Куб « Малышок»

21

Куб « Предлоги»

Куб « Сосчитай – ка»

22

Куб « Звуковая дорожка»

Куб «Звуковой»

23

Куб « Читай – ка»

Куб « Умный рассказчик»

24



В раздел образования




Яндекс.Метрика