Напоминание

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению «Нетрадиционные техники рисования» для детей 2-3 лет


Автор: Сычева Алена Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №43
Населённый пункт: Одинцовский район, п. Покровский Городок
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению «Нетрадиционные техники рисования» для детей 2-3 лет
Дата публикации: 12.09.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждении

детский сад №43

Программа дополнительного образования

по художественно-эстетическому направлению

«Нетрадиционные техники рисования»

для детей 2-3 лет

на 2019-2020 учебный год.

Срок реализации 1 год.

Составила Сычева А.Д.

воспитатель I кв. категории

пос. Покровский Городок, 2019г.

1

СОДЕРЖАНИЕ

1

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

...........................................................2

1.1

Актуальность, направленность Программы

......................................................................3

1.2

Новизна и педагогическая целесообразность Программы.

...................................4

1.3

Отличительные особенности данной Программы от существующих Программ

........4

1.4

Цель и задачи Программы.

.................................................................................................... 6

1.5

Возраст детей участвующих в реализации Программы.

..................................................6

1.6

Сроки реализации Программы

............................................................................................. 6

1.7

Форма и режим занятий

......................................................................................................... 6

1.8

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

.........................6

1.9

Формы проведения итогов реализации Программы

.......................................................12

2

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

................................................................................................. 13

2.1

Учебный план

......................................................................................................................... 13

2.2

Содержание изучаемого курса

............................................................................................. 13

2.3

Календарное планирование.

......................................................................................... 16

3

ОРГАНИЗАЦИОННЩ-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

.................23

2

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их

пальцев, от пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые

питают источник творческой мысли…чем больше мастерства в детской

руке, тем умнее ребенок»

Сухомлинский В.А

1

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка,

стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте

закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Изобразительное творчество – специфическая детская активность,

направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного

искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее

характерная

черта

эстетического

отношения

маленького

ребенка

непосредственность

заинтересованного

оценивающего «Я» от

любой

объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия,

мышления и воображения. Художественное творчество оказывает самое

непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к

действительности.

Способность

к

творчеству

отличительная

черта

человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой,

создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие

способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих

успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у

него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Именно

взрослые должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить

способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность –

это достояние всего общества.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и

развития

знаний

эстетического

воспитания,

так

как

оно

связано

с

самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В

процессе рисования у

ребенка

совершенствуются

наблюдательность

и

эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности.

Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности:

зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.

Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и

руки,

владение

кистью

руки.

Систематическое

овладение

всеми

3

необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям

радость

творчества

и

их

всестороннее

развитие (эстетическое,

интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет

плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Основной целью современной системы дополнительного образования

является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели

невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью

«Художественное

творчество»,

составляющая

часть

которого

-

изобразительное

искусство.

Изобразительное

искусство

располагает

многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно

привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои

фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные

сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа

у

дошкольников

происходит

на

основе

практического

интереса

в

развивающей

деятельности.

Рисование

необычными

материалами,

оригинальными

техниками

позволяет

детям

ощутить

незабываемые

положительные

эмоции.

Нетрадиционное

рисование

доставляет

детям

множество

положительных

эмоций,

раскрывает

новые

возможности

использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных

материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование

без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать

краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать,

думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в

его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то,

что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям

радость.

1.1

Актуальность, направленность Программы

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и

воспитательного

процесса

позволяет

делать

работу

с

детьми

более

разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие

материала для работы дополнительного образования, его высокое качество,

разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на

бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. Рисование

нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность.

Это

огромная

возможность

для

детей

думать,

пробовать,

искать,

экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Таким образом,

развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения

4

в различных ситуациях. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт

ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.

С этой целью было создано дополнительное образование по

нетрадиционной технике рисования «Озорные ладошки» (образовательная

область «Художественно-эстетическое развитие»).

Программа дополнительной образовательной услуги – «Озорные

ладошки» является составным компонентом Образовательной программы

ДОУ, характеризует систему организации образовательной деятельности

педагогов с детьми дошкольного возраста, определяет ценностно – целевые

ориентиры, образовательную модель и содержание образования для детей 2-3

лет. Рабочая

программа

по

разделу «Изобразительная

деятельность» составлена на основе обязательного минимума содержания

федерального

компонента

государственного

стандарта

Основной

общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения

до школы» под редакцией, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.

Васильевой.

Программа разработана в соответствии с действующими

Федеральными государственными образовательными стандартами.

1.2

Новизна

и

педагогическая

целесообразность Программы.

Новизна Программы заключается в целенаправленной деятельности по

обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности,

необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению

таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение,

которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой,

художественной, познавательной).

1.3

Отличительные

особенности

данной

Программы

от

существующих Программ

Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого

ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному

контролю,

к

разнообразию

форм

движения,

затем

к

осознанному

использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка

появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный

характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды

общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и

его самореализации.

Исследования

показали,

что

занятия

рисованием

формируют

мотивационно-потребностную

сторону

их

продуктивной

деятельности,

5

способствуют сенсорному развитию детей, дифференциации восприятия,

мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного

внимания, воображения, речи, коммуникации.

При

обучении

рисованию

нужно

учитывать

индивидуально-

типологические особенности детей (для одних детей важно изобразительно

описать

ситуацию,

другие

стараются

выразить

взаимоотношения

персонажей,

настроение)

и

оказывали

детям

разные

виды

помощи:

словесную, направляющую, обучающую.

Для создания выразительного художественного образа использовали

рисования, комбинирование различных способов изображения, материалов в

одном изображаемом образе.

Особое значение придавали материалу,

которым дети могут рисовать: палочка с ватой, цветы, семена, листья

растений, еловые ветки, опилки и т.д.

Учитывать в работе на занятиях:

Индивидуальные возможности детей:

Умение использовать изобразительные материалы;

Умение работать только правой рукой;

Быстрое выполнение задания;

Страх плохого результата рисования;

Уровень развития детей;

Создание

необходимых

условий

для

экспериментирования

с

изобразительными материалами и техниками рисования.

Психологические особенности:

Заинтересованность;

Неуверенность при выполнении задания;

Скованность;

Нетерпение;

Внимательность;

Брезгливость и т.п.

Сложности некоторых техник нестандартного рисования:

Поэтапное объяснение и показ техники педагогом;

В зависимости от сложности техники рисования проводить процесс

работы индивидуально, по подгруппам или со всем коллективом детей;

Следить за мерами безопасности детей при работе с необычными

изобразительными материалами;

Не ограничивать желания детей дополнять рисунок своими элементами,

деталями декора и т.п.

Подходы и методы их реализации:

6

• Систематические занятия.

• Игры, игровые приемы.

• Организация и оформление выставок детских работ.

Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с

работой дополнительного образования, и по каким направлениям ведется

работа.

Методы и приемы обучения:

словесные (рассказ, беседа,

чтение художественной литературы,

объяснение, пояснение);

наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);

практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей,

экспериментирование)

1.4

Цель и задачи Программы.

Цель:

Создание условий для развития творческих способностей детей

дошкольного

возраста

через

использование

нетрадиционных

техник

рисования.

Задачи:

Познакомить

с

нетрадиционными

изобразительными

техниками

рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование

свечой и т.д.)

Обучать основам создания художественных образов.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании

с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.

Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма,

формы, объема в процессе работы с различными материалами:

красками, пластилином, солью и т.д.

Воспитывать

аккуратность

в

работе

и

бережное

отношение

к

материалам, используемым в работе.

1.5

Возраст детей участвующих в реализации Программы.

Данная Программа рассчитана на младший дошкольный возраст, детей от

2 до 3 лет.

1.6

Сроки реализации Программы

Продолжительность реализации программы

- 1 год. (с 1.10.2019.-

29.05.2020)

Количество занятий: 32 занятия;

Продолжительность занятий: 8-10 минут.

7

1.7

Форма и режим занятий

Занятия дополнительного образования проводятся 1 раз в неделю во

второй половине дня по подгруппам, 4 раза в месяц.

Начало занятия в 16:00

1.8

Ожидаемые результаты и способы определения их

результативности

1.

Создание

образов

детьми,

используя

различные

изобразительные

материалы и техники.

2. Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в

соответствии с возрастом.

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.

4. Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

Работа по программе придерживается обще дидактических и частно-

методических принципов

и

методов

обучения,

предусмотренных

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного

образования:

Системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и

приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения

по данной программе;

Наглядность

в

обучении -

осуществляется

на

основе

восприятия

наглядного материала;

Цикличность построения занятия – занятия составлены на основе

предыдущего занятия;

Доступность

комплекс

занятий

составлен

с

учётом

возрастных

особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к

сложному);

Принцип гуманностикомплекс занятий составлен на основе;

Глубокого

знания

и

понимания

физических,

эмоциональных

и

интеллектуальных

потребностей

детей;

созданы

условия

для

максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его

самореализации и самоутверждения;

Проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск

разрешения проблемных ситуаций;

Принцип

сознательности

и

активности- обучение,

опирается

на

сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим

действиям;

Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на

развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение

кругозора.

Предполагаемый результат:

8

дети

научатся

различать,

называть

и

применять

на

практике

нетрадиционные способы рисования;

научатся

приемам

работы

кистью,

мелками,

пластилином,

нетрадиционным художественным материалом;

дети

научатся

различать

цвета

спектра и

их

оттенки,

основные

геометрические фигуры;

у детей разовьется мелкая моторика рук;

сформируется способность смотреть на мир и видеть его глазами

художников, замечать и творить Красоту;

разовьется творчество и фантазия, наблюдательность, воображение,

ассоциативное мышление и любознательность;

появится любовь и уважение к изобразительному искусству;

сформируется художественный вкус и чувство гармонии

сформируются навыки самостоятельности.

Программа может быть успешно реализована при наличии

следующих материалов и оборудования:

Дополнительного материала (природного, бытового, бросового).

Художественно-изобразительного материала.

Инструментов для художественного творчества.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют

принципы:

Гуманистической направленности воспитания: создание атмосферы

гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам,

что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными,

инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

Творческого

подхода:

креативность

организация

воспитательно-

образовательного процесса.

Вариативности:

использования

образовательного

материала,

позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и

наклонностями каждого ребенка.

Уважительного отношения к результатам детского творчества.

Индивидуализации:

дифференцированный

подход

в

обучении

к

каждому воспитаннику.

Мониторинг дополнительного образования

Методы и приёмы диагностики

9

Для достижения основной цели было проведено обследование детей,

оно

проходило

в

форме

диагностики

и

строилось

на

основе

коммуникативного подхода к развитию художественной деятельности через

нетрадиционные техники.

Использовала разнообразные, в том числе, игровые приемы.

При общении с детьми использовала демократичный стиль общения,

который позволял мне создать оптимальные условия для формирования

положительного эмоционального микроклимата в группе.

Применяла мягкие формы руководства: совет, предложение, просьба,

опосредованное требование.

Во время выполнения работы детьми, наблюдала за их настроением,

активностью, умением пользовать материалами и инструментами, умением

применять полученные ранее знания и навыки работы в нетрадиционных

техниках рисования.

Цель проведения мониторинга:

1.

Выявить уровень художественного развития детей

2.

Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера

деятельности, материалов, замысла, способов изображения

Характер диагностики: естественный педагогический.

Обследование проводилось по следующим направлениям:

Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его

оттенков

Рисование предметное: ребёнок изображает предметы путём создания

отчётливых

форм,

подбора

цвета,

аккуратного

закрашивания,

использования знакомых материалов и инструментов

Рисование сюжетное: ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя

в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные

техники

Рисование декоративное: ребёнок украшает силуэт игрушек с

помощью знакомых нетрадиционных техник

Методика проведения:

Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми.

На столе размещаются различные материалы и инструменты для

свободного выбора их детьми.

Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно

пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для

реализации своего замысла.

По ходу фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции

на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов

техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие

художественного образа.

Для анализа была разработана система показателей, сведённая в таблицу

для удобства фиксации наблюдений.

10

Уровни

овладения

навыками

и

умениями

в

рисовании

с

использованием нетрадиционных техник

Низкий (1 балл)

интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо

выражен

эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении

взрослого

ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные

особенности

узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке

основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет

ребёнок рисует только при активной помощи взрослого

знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает

умения пользоваться ими

не достаточно освоены технические навыки и умения

Средний (2 балла)

у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем

он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения,

внешние признаки эмоциональных состояний

знает способы изображения некоторых предметов и явлений

правильно пользуется материалами и инструментами

владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью

взрослого

проявляет интерес к освоению новых техник

проявляет самостоятельность

Высокий (3 балла)

ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета,

некоторые его оттенки

быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках

владеет основными изобразительными и техническими навыками

рисования

передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом

обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания

о нетрадиционных техниках

умеет создать яркий нарядный узор

может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат,

пользуясь нетрадиционными техниками

Таблица результатов экспериментального исследования

11

«Обследование навыков рисования с использованием нетрадиционных

техник».

ФИ ребенка

Цветовое

восприятие

Рисование

Итоговый

показатель по

каждому

ребёнку

Предметное

Сюжетное

Декоративное

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1

2

3

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

курса

дети

научатся

различать,

называть

и

применять

на

практике

нетрадиционные способы рисования;

научатся

приемам

работы

кистью,

мелками,

пластилином,

нетрадиционным художественным материалом;

дети

научатся

различать

цвета

спектра и

их

оттенки,

основные

геометрические фигуры;

у детей разовьется мелкая моторика рук;

сформируется способность смотреть на мир и видеть его глазами

художников, замечать и творить Красоту;

разовьется творчество и фантазия, наблюдательность, воображение,

ассоциативное мышление и любознательность;

появится любовь и уважение к изобразительному искусству;

сформируется художественный вкус и чувство гармонии

сформируются навыки самостоятельности.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

курса

У обучающегося будут сформированы:

интерес к новым техникам творчества, к новым способам самовыражения;

познавательный интерес к новым способам исследования технологий и

материалов;

адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой

деятельности;

навыки самостоятельности;

сформируется художественный вкус и чувство гармонии

12

Обучающийся получит возможность для формирования:

выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания.

Обучающийся научится:

различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы

рисования;

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно находить варианты решения творческой задачи;

приемам работы кистью, штампами, нетрадиционным художественным

материалом;

различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры;

Общие результаты

Развитие мелкой моторики рук;

Высокая

степень

интереса

младших

обучающихся

программы

к

содержанию занятий.

Приобретение навыка рисования необычными способами.

разовьется творчество и фантазия, наблюдательность, воображение,

ассоциативное мышление и любознательность;

Активное участие в выставках рисунков.

Для педагога и обучающихся

Творческий отчет руководителя на педсовете.

Проведение мастер-классов;

Участие в тематических выставках.

1.9

Формы проведения итогов реализации Программы

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей;

Тематические выставки в ДОУ;

Проведение открытого мероприятия;

Проведение мастер-класса среди педагогов

Творческий отчет воспитателя – руководителя дополнительного

образования

Работа с родителями предполагает:

папки-раскладушки,

информационные стенды,

индивидуальные консультации,

мастер - классы,

анкетирование,

родительские встречи,

13

семинары – практикумы.

14

2

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих

работ,

основой

которых

является

индивидуальное

и

коллективное

творчество. В основном вся практическая деятельность основана на

рисовании. Программой предусмотрено выполнение практических работ,

которые

способствуют

формированию

умений

осознанно

применять

полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей

разными

техниками

рисования.

На

занятиях

в

процессе

творчества

обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии

и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного

отношения к инструментам.

2.1

Учебный план

Тема

Всего занятий

1

Рисование пальчиками

9

2

Рисование ладошкой

5

3

Рисование способом тычка

5

4

Штампинг

4

5

Оттиск мятой бумаги

5

6

Пуантилизм

4

Итого

32

2.2

Содержание изучаемого курса

ОСНОВНЫЕ МЕТОДИКИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ С ДЕТЬМИ

МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Рисование пальчиками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие

листы, салфетки.

Пальчиковое рисование – это не только интересно и весело, но и очень

полезно. С его помощью развивается мелкая моторика, а также малыш делает

свои первые успехи в освоении цветовых гамм.

Ребенок опускает в

пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На

каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики

вытираются салфеткой, затем краска смывается.

15

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого

цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю

кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на

бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование способом тычка (жесткой полусухой кистью)

Материал:

Густая гуашь, жёсткая кисточка (клеевая, из натуральной

щетины),

листы бумаги любого цвета и размера, банка с водой, подставка под

кисточки, тканевая салфетка, простой карандаш.

Необычность этого метода заключается в том, что детям предлагается

рисовать красками используя не мягкую беличью кисть, а кисточку для клея

(жёсткую, щетинную).

Предлагаемый метод рисования не требует от детей специальных

изобразительных умений. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические

фигуры в разных сочетаниях. Для рисования методом тычка (или набивки)

необходима густая гуашь и щетинная кисть. Кисточку при рисовании

необходимо держать вертикально по отношению к плоскости листа бумаги и

делать тычкообразные движения. Тогда ворс расплющивается и получается

большая «пушистая» точка. Причём, чем меньше краски на кисточке, тем

«пушистее» получается точка. Изображения получаются объёмными и

живыми за счёт многократных движений кисточки сначала по линии контура

предмета, а потом внутри него.

Пуантилизм

(Рисование ватными палочками)

Пуантилизм – это уникальное течение в живописи, которое в переводе с

французского языка означает «писать точками».

Материал: бумага для рисования, краски, палитра, ватные палочки,

кисточка, стаканчик для воды, салфетки.

Описание: техника рисования ватными палочками напоминает мозаику,

когда из волшебных крупиц, шаг за шагом рождается картина. Несмотря на

то, что техника в принципе не сложная, сама работа очень кропотливая,

требует особой внимательности.

Итак, в палитре разводим водой нужный цвет краски и берём ватные

палочки. Ватные палочки можно изготовить самостоятельно. Для этого надо

намотать кусочек ваты на спичку, зубочистку или палочку. Это позволит

сделать ватные палочки разной толщины, что существенно расширит

художественные возможности (можно будет прорисовать более мелкие

детали или напротив сделать более крупные и пр.) Ватной палочкой

прикасаемся к листу бумаги и затем её осторожно поднимаем. На бумаге в

16

итоге остается кружочек. Из таких вот кружочков и будет состоять картина.

Постарайтесь, чтобы первые картины были незамысловатые по сюжету. От

более простому – к сложному. Золотое правило, которое, бесспорно,

актуально и в этой работе. Очень эффектно смотрятся осенние пейзажи.

Изображать листопад, как правило, доставляет большое удовольствие детям.

С такой задачей они легко справляются, а картины получается яркими и

колоритными.

Штампинг

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материал: пальчиковые краски или гуашь, штемпельные подушки или

губки, ёмкости для губок с краской, плотная бумага для рисования, салфетки

для рук.

С

помощью

штампов

очень

занимательно

и

удобно

создавать

определённый узор, орнамент; если не сам рисунок, то его оригинальное

обрамление. Незаурядную фантазию демонстрируют Ваши коллеги в поиске

материалов для изготовления штампов. Для этого пригодятся пластиковые и

деревянные пробки, вискозные салфетки, картошка, листья, морковь, чеснок,

пластилин баночки из-под краски и прочее.

Рисуя этим способом, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно

исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок

обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и

начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется

интерес, а вместе с тем и желание рисовать.

Оттиск мятой бумаги

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце, либо пластиковая коробочка, в которую вложена

штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью,

плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Рисование мятой бумагой в детском саду — это новое, интересное,

необычное занятие, которое способно максимально раскрыть творческие

способности ребенка. Оно также прекрасно развивает мелкую моторику. Это

замечательные упражнения для детских пальцев.

Дети очень любят этот метод, поскольку он не требует никаких четких

границ, линий, и можно рисовать так, как нравится, и то, что нравится. После

ознакомления с таким видом рисования в садике дети с удовольствием

продолжают использовать его дома.

Такая

техника

отлично

помогает

детям

развить

свои

творческие

способности, она открывает простор для воображения, подталкивает к новым

экспериментам. Все малыши любят пробовать что-то новое, проверить, как

будет, если «сделать так», а «если по-другому». Вся их жизнь состоит

из экспериментов, и это один из них.

17

Ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает

из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка)

до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек

опускается в клей и приклеивается на основу.

2.3

Календарное планирование.

Тема занятия

Нетрадицион

ные техники

Программное содержание

Оборудовани

е

Октябрь

1 «Мой

любимый

дождик»

Рисование

пальчиками

Познакомить с нетрадиционной

изобразительной

техникой

-

рисование

пальчиками.

Учить

рисовать

дождик

из

тучек,

используя точку как средство

выразительности.

Развивать

наблюдательность,

внимание,

мышление,

память,

мелкую

моторику,

речь.

Воспитывать

интерес

к

рисованию

нетрадиционными

способами.

Гуашь

в

мисочках,

салфетки,

альбомный

лист.

2 Осеннее

дерево

Пуантилизм

Совершенствовать

умение

в

данной

технике.

Развивать

чувство

ритма,

композиции,

воображение.

Воспитывать

аккуратность.

Ватные

палочки

гуашь

в

мисочках,

салфетки,

альбомный

лист.

3 Мухомор

Рисование

пальчиками

Учить наносить ритмично точки

на

всю

поверхность

шляпки

мухомора.

Развивать

чувство

ритма

и

композиции, мелкую моторику,

внимание,

мышление,

память,

речь.

Кисти, гуашь

в мисочках,

салфетки,

альбомный

лист.

4 Ежик

Оттиск мятой

Совершенствовать

умение

в

Лист бумаги,

18

бумаги

данной

технике.

Развивать

чувство

композиции.

тонированны

м

зеленым

цветом,

кисти,

гуашь

разных

цветов.

5 «Разноцветны

е колечки»

Штампинг

Учить

рисовать

предметы

круглой формы.

Лист

тонированной

бумаги,

гуашь, кисти,

втулка

от

туалетной

бумаги.

Ноябрь

1 «Салют»

Рисование

способом

тычка

Учить рисовать салют гуашью.

Совершенствовать

технику

рисования.

Лист

тонированной

бумаги,

гуашь, кисти.

2 «Солнышко»

Коллективная

работа

Рисование

ладошками

Познакомить

с

техникой

рисования ладошками. Развивать

наблюдательность,

внимание,

мышление,

память,

мелкую

моторику, речь.

гуашь

в

мисочках,сал

фетки,

альбомный

лист

3

.

«Ветка

рябины»

Рисование

пальчиками

Учить рисовать на ветке ягодки

(пальчиками). Закрепить данные

навыки

рисования.

Развивать

чувство композиции.

Лист

тонированной

бумаги,

гуашь, кисти.

4

.

«Жираф»

Пуантилизм

Совершенствовать

умение

в

данной

технике.

Развивать

чувство

ритма,

композиции,

воображение.

Воспитывать

аккуратность.

Ватные

палочки,

гуашь

в

мисочках,

салфетки,

альбомный

лист.

Декабрь

1

.

«Зимнее

дерево»

Рисование

способом

тычка

Совершенствовать

умение

в

данной

технике.

Развивать

чувство ритма.

Лист бумаги,

гуашь, кисти.

2 «Снеговик»

Оттиск мятой

Учить

рисовать

предметы Лист

19

.

бумаги

круглой

формы,

используя

комочки смятой бумаги.

Упражнять

в

украшении

рисунков.

тонированной

и

обычной

бумаги,

гуашь, кисти.

3

.

«Морковка

для зайки»

Рисование

ладошками

Упражнять

в

рисовании

предметов с помощью ладошек.

Развитие мелкой моторики рук,

внимательности.

Гуашь,

тонированный

лист бумаги.

4

.

«Новогодняя

елка»

Рисование

пальчиками

Учить

детей

создавать

ритмические композиции.

Развивать

чувство

ритма

и

композиции, мелкую моторику,

внимание,

мышление,

память,

речь.

Воспитывать

интерес

к

рисованию

нетрадиционными

способами.

Альбомный

лист, гуашь.

Январь

1 «Дед Мороз»

Рисование

ладошкой

Учить рисовать глаза, украшать

шапочку

Деда

Мороза

помпончиками.

Развивать

мелкую

моторику,

внимание,

мышление,

память,

речь.

Воспитывать

интерес

к

рисованию

нетрадиционными

способами.

Альбомный

лист, гуашь.

2

.

«Мишка

косолапый»

Рисование

способом

тычка

Закрепить

умение

украшать

простые по форме

предметы,

нанося рисунок по возможности

равномерно на всю поверхность

бумаги. Упражнять в технике

тычок.

Альбомный

лист,

гуашь,

кисть.

3

.

«Воздушные

шарики»

Рисование

пальчиками

Учить

детей

создавать

ритмические

композиции.

Развивать

чувство

ритма

и

композиции, мелкую моторику,

внимание,

мышление,

память,

речь.

Лист бумаги,

гуашь.

20

Февраль

1

.

«Разноцветны

й ковер»

Штампинг

Учить рисовать узоры используя

штампы.

Закрепить

умение

сочетать

элементы

декора

по

цвету и форме. Развитие чувства

композиции.

Лист

тонированной

бумаги,

гуашь, кисти.

2

.

«Сирень»

Оттиск мятой

бумаги

Продолжать знакомить детей с

нетрадиционной

изобразительной

техникой

рисования.

Учить

прижимать

комочки бумаги к блюдцу с

краской и наносить оттиск на

бумагу.

Лист

тонированной

бумаги,

гуашь,

комочки

смятой

бумаги,

3 «Дерево»

Рисование

ладошками

Развивать чувство ритма, мелкую

моторику, внимание, мышление,

память, речь.

Альбомный

лист, гуашь.

4 «Зайчик»

Рисование

способом

тычка

Продолжать

знакомить

с

техникой

рисования

тычком

полусухой

жесткой

кистью.

Учить

имитировать

шерсть

животного,

используя

создаваемую

тычком

фактуру

как средство выразительности.

Учить наносить рисунок по всей

поверхности бумаги.

Альбомный

лист,

гуашь,

кисти.

Март

1

.

«Поляна

цветов»

Оттиск мятой

бумаги

Развивать чувство ритма, мелкую

моторику, внимание, мышление,

память,

речь.

Воспитывать

интерес

к

рисованию

нетрадиционными способами.

Альбомный

лист, гуашь.

2

.

«Веселая

гусеница»

Пуантилизм

Развивать чувство ритма, мелкую

моторику, внимание, мышление,

память,

речь.

Воспитывать

интерес

к

рисованию

нетрадиционными способами.

Альбомный

лист, гуашь.

3

.

«Совушки»

Штампинг

Совершенствовать умения детей

в

данных

изобразительных

техниках.

Развивать

Альбомный

лист,

акварель,

21

воображение,

чувство

композиции.

кисти.

4

.

«Тюльпаны»

Коллективная

работа

Рисование

ладошками

Продолжать

знакомить

с

техникой печатанья ладошками.

Учить наносить быстро краску и

делать

отпечатки

лошадки.

Развивать

мелкую

моторику,

внимание,

мышление,

память,

речь.

Воспитывать

интерес

к

рисованию

нетрадиционными

способам.

Альбомный

лист, гуашь.

5

.

«Виноград»

Рисование

пальчиками

Продолжать

знакомить

с

нетрадиционной

изобразительной

техникой

рисования

пальчиками.

Развивать

мелкую

моторику,

внимание,

мышление,

память,

речь.

Альбомный

лист, гуашь.

Апрель

1

.

«Белая

береза»

Оттиск мятой

бумаги

Продолжать знакомить детей с

нетрадиционной

изобразительной

техникой

рисования.

Учить

прижимать

комочки бумаги к блюдцу с

краской и наносить оттиск на

бумагу.

Лист

тонированной

бумаги,

гуашь,

комочки

смятой

бумаги,

2

.

«Веточка

мимозы»

Рисование

пальчиками

Упражнять в технике рисования

пальчиками,

создавая

изображение

путём

использования

точки

как

средства

выразительности;

закрепить

знания

и

представления о цвете (жёлтый),

форме

(круглый),

величине

(маленький), количестве (много).

Развивать

чувство

ритма

и

композиции, мелкую моторику,

внимание,

мышление,

память,

Лист

тонированной

бумаги,

гуашь.

22

речь.

Воспитывать

интерес

к

рисованию

нетрадиционными

способами.

Вызвать

желание

сделать

в

подарок

маме

красивый букет.

3

.

«Пасхальный

кулич»

Пуантилизм

Развивать чувство ритма, мелкую

моторику, внимание, мышление,

память,

речь.

Воспитывать

интерес

к

рисованию

нетрадиционными способами.

Альбомный

лист, гуашь.

4

.

«Бусы

для

куклы Кати»

Рисование

пальчиками

Упражнять в технике рисования

пальчиками. Закрепить умение

равномерно наносить точки -

рисовать узор бусины на нитке.

Развивать

мелкую

моторику,

внимание,

мышление,

память,

речь.

Воспитывать

интерес

к

рисованию

нетрадиционными

способами.

Вызвать

желание

сделать в подарок кукле Кате

красивые разноцветные бусы.

Альбомный

лист, гуашь.

Май

1

.

«Одуванчик»

Штампинг

Совершенствовать умения детей

в

данных

изобразительных

техниках.

Развивать

воображение,

чувство

композиции.

Альбомный

лист,

акварель,

кисти.

2

.

«Ваза

с

цветами»

Рисование

способом

тычка

Продолжать

знакомить

с

техникой

рисования

тычком

полусухой

жесткой

кистью.

Учить наносить рисунок по всей

поверхности бумаги.

Альбомный

лист,

гуашь,

кисти.

3 «Божья

коровка»

Рисование

пальчиками

Упражнять в технике рисования

пальчиками. Закрепить умение

равномерно наносить точки на

всю поверхность предмета.

Альбомный

лист, гуашь.

23

Развивать

мелкую

моторику,

внимание,

мышление,

память,

речь.

Воспитывать

интерес

к

рисованию

нетрадиционными

способами.

ИТОГОВАЯ ВЫСТАВКА ДЕТСКИХ РАБОТ

24

3

ОРГАНИЗАЦИОННЩ-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям.

Мебель: столы, стулья, шкафы, полки для хранения материалов,

инструментов и приспособлений для творчества.

Предусмотрены места для выставки готовых изделий.

Интерактивная

доска,

аудио-видео-аппаратура,

цифровые

образовательные ресурсы.

Материалы и инструменты: бумага цветная, картон, простой карандаш,

линейка, фломастеры, цветные карандаши, ножницы, кисточка для

клея, природный материал, ватные палочки, гуашь, пальчиковые

краски, штампы.

Программа дополнительного образования, календарно — тематический

план.

Учебные пособия по нетрадиционным техникам рисования.

Методические рекомендации по выполнению творческих работ.

Учебно-наглядные пособия: образцы готовых изделий и работ,

технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги,

компьютерные презентации.

Компьютер для показа презентаций.

Список литературы

1.

Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М.,

2004г.

2.

Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.

3.

Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и

развитие.

Воспитателям

и

родителям.

Ярославль:

«Академия

развития», «Академия К», 1998.– 256с.

4.

Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с

дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера»,

2000. – 80с.

5.

Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» -

М. 2007г.

6.

Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль,

2007г.

7.

Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн:

ООО «Попурри», 2005. – 256с.

8.

Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. –

63с.

25

9.

Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»:

Издательство «Астрель», 2005. – 63с

10.Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.

11.ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.

12.Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.

13.Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития,

2006. – 96с.

26

Приложение 1

Пуантилизм

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно

говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой

мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее

ребёнок».

В. А. Сухомлинский

Знакомы ли Вы с этими высказываниями? Именно поэтому упражнения и занятия,

в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его

умственного и психического развития.

В древности существовала легенда, что раньше у человека были глаза в кончиках

пальцев. Многие знают о том, что через руки, через кончики пальцев проходят

меридианы, то есть те таинственные каналы, по которым течёт энергия, переходя из

одного канала в другой.

Давайте

поговорим

о

нетрадиционных

техниках

рисования.

Именно

нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости,

содействуют

развитию

инициативы,

самостоятельности,

создают

эмоционально

-

благоприятное

отношение

к

деятельности

у

детей.

Результат

изобразительной

деятельности – это очень увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет

и восхищает детей, в ней не может быть плохим или хороших работ, работа каждого

ребёнка индивидуальна и неповторима.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит

обогащение их словарного запаса.

Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания,

узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают

положительные эмоции, усиливается работа воображения.

Есть такая техника, которая получила название «Пуантилизм».

Слово «Пуантилизм» произошло от французского слова ,что означает «точка».

«Пуантилизм» (фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point — точка) – это

направление

в

изобразительном

искусстве,

родоначальником

которого

считается

французский художник-неоимпрессионизм Жорж Сёра. Как очевидно из названия,

27

пуантилизм – это рисование точками (точечными мазками). И, следовательно, эта техника

вполне по силам детям дошкольного возраста. Но, чем же тогда отличается пуантилизм от

техники рисования тычком или, например, пальчиковой живописи? Кроме очевидного, на

первый

взгляд

(точечность),

пуантилизм

основан

на

строгой

научной

физико-

математической базе, краски на палитре не смешиваются, яркие, контрастные цвета

наносятся точками и подразумевается, что смешение красок происходит за счет

оптического эффекта прямо на сетчатке глаза. И если зритель смотрит на картину с

близкого расстояния, то рисунок совсем не виден, но если глянуть издалека, то сразу

видна картина целиком. То есть, рисуя дерево, мы на ствол можем нанести красные,

зелёные, жёлтые точки (получаем коричневый цвет, а крону нарисовать жёлтыми и

синими точками) зелёный, или взять красный и жёлтый (осеннее дерево)

Особенность техники "пуантилизм"- это отказ от смешения красок на палитре,

использование точечных мазков чистых цветов, смешение которых происходит на

некотором расстоянии. Пространственное смешение цветов получается, если посмотреть

на некотором расстоянии на небольшие, касающиеся друг друга цветовые пятна. Эти

пятна сольются в одно сплошное пятно, которое будет иметь цвет, полученный от

смешения цветов мелких участков.

Слияние цветов на расстоянии объясняется

светорассеянием, особенностями строения глаза человека и происходит по правилам

оптического смешения.

Для того чтобы провести занятие с использованием данных техник, нам

понадобится:

цветная или белая бумага, краски: акварель или гуашь, ватные палочки,

можно использовать маркеры (фломастеры), восковые мелки..

1. На бумаге рисуем простым карандашом шаблон рисунка.

2. На ватную палочку наносим краску, предварительно разбавленную небольшим

количеством воды.

3. Обводим рисунок по контуру, обмакивая ватную палочку в краску.

4. Заполняем точками по всему рисунку. Если нужен объём: с краю часто, в центре редко

ставим точки ватными палочками.

5. Когда вся фигура заполнена, ребенку можно дать задание оформить все пространство

вокруг фигуры.

В ходе работы стоит рассказать ребенку об особой технике рисования. Суть

техники проста: рисунок выполняется точками. Важно обозначить детали: краски не

смешиваются. Переход цвета происходит оптически, при рассматривании работы.

Кружочки ватными палочками можно ставить по-разному: близко или далеко. Так же в

данной технике создаются и переходы от светлого к темному и наоборот. Обязательно

28

нужно показать ребенку, что выполнять работу можно не только ватными палочками, но и

кончиками пальцев, фломастерами (маркерами) или цветными ручками. Выполните

несколько работ разными материалами для сравнения или работайте одним, как вам будет

удобно!

Детей младшего школьного возраста можно учить рисовать ватными палочками,

тем более что для них пока еще трудно рисовать кистью в технике пуантилизм. А вот

ватная палочка удобнее и проще, кроме того, ее не нужно мыть. Однако несмотря на

кажущуюся простоту, это тоже большой труд. Во время рисования в технике пуантилизм

тренируются координация движений, точность и аккуратность, развивается мелкая

моторика рук. С детками постарше можно более подробно рассмотреть работы

художников пуантилистов, а сюжеты для рисования выбирать более сложные - пейзажи,

натюрморты, рисование домашних питомцев, даже портрет. Очень эффектно смотрятся

рисунки, дополненные точками, например, готовые, нарисованные акварелью или гуашью

пейзажи, где снег, дождь или части растений, животных и птиц дорисованы уже по

высохшему красочному слою при помощи ватных палочек. Кроме того, в работе можно

использовать не только гуашь и ватные палочки, стоит поэкспериментировать, пуская в

ход маркеры с разной толщиной стержня, фломастеры, цветные гелиевые ручки, а также

расплавленные восковые карандаши.

Техника рисования точками необычна, интересна и довольно проста.

29

Приложение 2

Примеры работ

30



В раздел образования




Яндекс.Метрика