Напоминание

Слушание музыки.Симфонический оркестр.


Автор: Масловская Татьяна Викторовна
Должность: Преподаватель ДШИ по классу аккордеона, теоретических дисциплин
Учебное заведение: ДШИ г. Белоярский, ХМАО
Населённый пункт: п.Сосновка, Белоярский р-н, Тюменская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Слушание музыки.Симфонический оркестр.
Дата публикации: 15.09.2020
Раздел: дополнительное образование





Назад




Открытый урок по слушанию музыки во 2 классе ДМШ на тему:

«Симфонический оркестр»

Цель:

Знакомство

детей

с

симфоническим

оркестром,

его

составом,

группами

оркестра,

инструментами, входящими в каждую группу, с тембрами инструментов.

Задачи:

пробуждать активный интерес к классической музыке;

познакомить с новыми музыкальными произведениями;

развивать тембровый слух, умение определять звуковую окраску инструмента, узнавать его

звучание, знать название;

расширять и обобщать музыкально-слуховой опыт детей, их представления о музыкальной

культуре;

побуждать детей давать словесную характеристику тембрам инструментов, описывать словами

характер и манеру исполнения;

развивать слуховое внимание и музыкальную память.

Методы обучения: игра, словесные методы (рассказ, беседа), наглядный метод (демонстрация,

иллюстрация).

Психолого-педагогические технологии:

Создание положительного настроя на урок;

Для лучшего восприятия учебного материала, рассказ сопровождается слайдами и

видеороликом из презентации;

Включение детей в активный познавательный процесс;

Развитие творческих способностей;

Самоанализ деятельности на уроке.

Оборудование: Компьютер, видеопроектор.

План урока:

1.Организационный момент.

1.1. Игра «Угадай».

2.Основная часть.

2.1.Новая тема «Симфонический оркестр».

2.2.Просмотр видеоролика: Н.А.Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада».

2.3..Беседа о характере прослушанного произведения.

2.4.Игра в шуточный оркестр.

3.Подведение итога урока.

4.Домашнее задание.

Ход урока.

Организационный момент.

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть на нашем занятии. Сегодня мы

опять окунемся в волшебный мир музыкальных звуков. Для того, чтобы настроиться на новую тему,

я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Угадай».

Выходит один ведущий, встает спиной к классу. Остальные ребята по - одному произносят фразу

«Угадай меня». Ведущему нужно назвать имя ученика, не видя его, а слыша только голос. Учащиеся

играют несколько раз. Преподаватель

: Хорошо! Как же удалось ведущему, не видя вас, точно

определить ваши имена?

Ответ детей: По тембру голоса.

Преподаватель: Тембр – это окраска звучания. Свой определенный тембр есть и у каждого

музыкального инструмента. А музыкальных инструментов существует огромное количество. И

сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них, а так же научимся различать их друг от друга

не только по внешнему виду, но и по тембру.

Основная часть:

2.1.

Преподаватель: Тема сегодняшнего урока - «Симфонический оркестр». Ребята, а вы знаете, что

такое оркестр? Слово «оркестр» появилось намного раньше, чем тот оркестр, о котором мы сегодня

говорим. Давным-давно в древней Греции «оркестром» называли полукруглую площадку перед

сценой, на которой размещался хор. Позднее словом «оркестр» стали называть комнату в театре, где

размещались музыканты, а сейчас оркестром называют коллектив музыкантов, который исполняет

музыкальное произведение. Оркестр - это особая страна, каждый житель которой имеет свои

обязанности. Это единый организм. Оркестры бывают разные: духовой (СЛАЙД 2), в который

входят только духовые инструменты, оркестр народных инструментов (СЛАЙД 3) и другие. Но мы

сегодня знакомимся с симфоническим оркестром (СЛАЙД 4). Он возник 500 лет назад, когда у

богатых людей, живших во Франции, Италии, Германии, Австрии было модно иметь свой оркестр.

Но те оркестры были небольшие, где-то 12-20 человек, и в такой оркестр могли входить, например,

только струнные инструменты. Сейчас в симфонические оркестры входят почти 100 человек –

музыкантов, где каждый музыкант играет на своем инструменте, а каждый инструмент имеет свой

тембр. Весь оркестр можно разделить на 4 группы:

Первая группа – струнные инструменты : скрипка (Слайд 5), альт (Слайд 6), виолончель (Слайд 7),

контрабас (Слайд 8). Ребята, посмотрите. Они все одинаковой формы, только разные по размерам,

потому что эти инструменты появились примерно в одно и то же время. Обратите внимание на схему

расположения инструментов симфонического оркестра, где расположены инструменты струнной

группы? Впереди всех. А знаете почему? Потому что у этих инструментов тихий голос.

Следующая, вторая группа инструментов – деревянные духовые инструменты. Флейта (Слайд 9),

кларнет (Слайд 10), гобой (Слайд 11), фагот (Слайд 12). Все инструменты имеют разную форму,

потому что появлялись в разное время.

Медные духовые инструменты – это третья группа симфонического оркестра. Они привлекают к

себе

внимание

праздничным

блеском,

сиянием

(вывешиваются

картинки

с

изображением

инструментов). Это труба (Слайд 13), тромбон (Слайд 14), валторна (Слайд 15) и туба (Слайд 16).

Этих инструментов немного в оркестре и расположены они в самом конце. Догадались почему?

Потому что у них громкий голос.

И последняя группа (четвертая) – это ударные инструменты : малый и большой барабаны (Слайд

17), литавры (Слайд 18), тарелки (Слайд 19), треугольник (Слайд 20), ксилофон (Слайд 21). Ударные

инструменты – это самые древние инструменты.

Еще состав симфонического оркестра дополняют: арфа (Слайд 22), челеста (Слайд 22), рояль (Слайд

23).

Ребята, а вы знаете, как называется человек, который управляет оркестром? Это дирижер. В

далекие времена дирижер стоял лицом к публике, а к музыкантам спиной, так как считалось

неприличным поворачиваться спиной к зрителям. Вместо современной дирижерской палочки сначала

использовали массивный жезл, затем батуту (палка длиной около метра), свернутые в рулон ноты и

даже носовой платок. Было время, когда дирижер руководил оркестром играя на скрипке или

клавесине.

2.2.Преподаватель: После того как мы познакомились с инструментами симфонического оркестра, я

хочу представить вашему вниманию 1часть симфонической сюиты «Шехеразада», которую написал

замечательный русский композитор Н.А.Римский-Корсаков (Слайд 25). Николай Андреевич какой-то

период своей жизни был морским офицером, поэтому в его творчестве часто встречаются

произведения на «морскую» тему. Источником вдохновения для создания сюиты послужило

литературное произведение «Сказки тысячи и одной ночи». Сказочный мир Востока раскрывается

перед нами.

«Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из

своих жен после первой ночи, но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять

его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи так, что, побуждаемый любопытством,

Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение.

Много чудес рассказывала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в

сказку и рассказ в рассказ».

Сегодня мы познакомимся с первой частью сюиты «Море и Синдбадов корабль » и окунемся в

фантастический, загадочный мир Востока. (Видеоролик из презентации Слайд 26 ).

Во вступлении слышится контраст между грозным султаном Шахриаром и пленницей

Шехеразадой. Пролог сюиты открывается могучими и грозными унисонами, рисующими образ

Шахриара , которую исполняет группа деревянных духовых инструментов. После мягких тихих

аккордов духовых инструментов вступает прихотливая мелодия скрипки соло, поддержанная лишь

отдельными арпеджиато арфы. Это — прекрасная Шехеразада. Отзвучала скрипка, и на фоне мерно

звучащей мелодии у виолончелей, у скрипок снова появляется начальная тема. Но теперь она

спокойна, величава и рисует не грозного султана, а безбрежные морские просторы. Вторая тема,

звучащая в аккордовом изложении духовых, на миг прерывает мерное движение накатывающихся

волн. Нежное соло флейты выдержано в том же движении. Это плавно скользит по волнам корабль

Синдбада-морехода. Постепенно поднимается волнение. Вот уже грозно бушует стихия. Сплетаются

ранее звучавшие темы, тревожной становится тема у струнных. Картину бури дополняют возгласы

духовых инструментов, полные отчаяния. Но буря стихает. Повторяется первый раздел части , но в ее

заключении тема моря звучит спокойно и ласково, изображая картину ласково плещущихся волн.

Тема Шахриара светлеет, как будто грозный, суровый владыка смягчается и дарует Шехеразаде еще

один день жизни, чтобы услышать продолжение.

2.3.Преподаватель: Ребята, а сейчас я вам раздам листы, на которых написаны слова, обозначающие

характер музыки. Назовите те слова, которые вам кажутся подходящими к характеру темы

Шехеразады, Шахриара, моря .

На листах слова:

спокойно неторопливо уныло стремительно ликующе

празднично красочно певуче

задумчиво героически звонко

радостно

напряженно

сурово

ярко

грустно

зло грубо грозно

волшебно легко могуче горестно мощно светло

замирающе серьезно

Ребята, вы теперь поняли, какие большие возможности у симфонического оркестра, как ярко

он может передавать различные настроения, как тонко и изысканно с помощью музыки можно

описать художественные образы героев.

2.4.Игра «Шуточный оркестр».

Преподаватель: И в заключении я вам предлагаю самим побыть участниками необычного оркестра.

Вы будете называться «Шуточный оркестр».

Разделимся на три группы: первая – струнные

инструменты (дети имитируют игру на струнных – скрипка, альт, виолончель, контробас с помощью

воображаемого смычка на слог «ти-ли-ли»), вторая группа – духовые (флейта, фагот, тромбон, гобой,

кларнет, валторна, труба. Пропевается мелодия на слог «ду-ду-ду»). И, наконец, третья группа –

ударные (литавры, барабаны, тарелки. Отбивается ритм на парте). А я буду вами дирижировать и

дирижерскими жестами показывать вступление каждой группы.

Звучит музыка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»

М.И.Глинки в исполнении

симфонического оркестра.

3. Подведение итога урока.

Преподаватель: Что нового вы узнали на уроке? Что понравилось? Что удивило? Что вы расскажете

дома об этом уроке?

4. Домашнее задание:

Нарисовать любой инструмент, входящий в состав симфонического оркестра.



В раздел образования




Яндекс.Метрика