Напоминание

"Можно ли было предотвратить начало Второй мировой войны


Автор: Гафиятулина Юлия Викторовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ "Хомутининская СОШ"
Населённый пункт: Челябинская обл. Увельский р-н, с .Хомутинино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Можно ли было предотвратить начало Второй мировой войны
Раздел: полное образование





Назад




Урок истории в 11 классе

Тема урока: «Можно ли было предотвратить начало Второй мировой войны?»

Цель урока: сформировать представления о начале Второй мировой войны:

охарактеризовать цели участников, описать внутреннее положение воюющих

государств.

Задачи урока:

Образовательная

- подвести учащихся к пониманию значения Второй мировой войны в истории

человечества.

Развивающая

- продолжить формирование умений аналитического чтения, делать выводы на основе

работы с документами, давать анализ истории войны.

Воспитательная

-

способствовать

формированию

неприятия

войны,

жестокости,

уважения

к

человеческой жизни как высшей ценности

Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация «Можно ли было предотвратить

начало Второй мировой войны? », раздаточный материал – фрагменты документов,

учебник «История Отечества XX – начало XXI века» // Загладин Н.В.

Форма урока:

- изучение нового материала

План урока

1. Международное положение накануне войны

2. Расстановка сил в Европе в 20-30х гг. XX века.

3. Причины краха механизма предотвращения международных кризисов

Ход урока

I.Организационный момент

Приветствие, настрой на работу.

II.Актуализация

Изучение истории второй мировой войны имеет непреходящее значение. Вторая

мировая война втянула в свою орбиту 61 государство, 4/5 населения земного шара.

Вооруженная борьба велась на территории 40 стран Европы, Азии, Африки, на

обширных морских пространствах. Долгих шесть лет длилась эта война, самая

кровопролитная и разрушительная в истории человечества. Она унесла свыше 50 млн.

жизней, из которых не менее половины – сыны и дочери народов бывшего СССР.

На подготовку этого мирового

вооруженного конфликта оказало влияние

такое

количество факторов, в его вызревание переплелось столько разнонаправленных

событий,

что

даже

профессиональным

историкам

непросто

разобраться

в

нагромождении военно-политических и дипломатических сюжетов. Наш сегодняшний

урок – попытка разобраться в предыстории второй мировой войны.

Учитель: Прежде, чем мы перейдем к изучению нового материала, вспомните, чем

характеризовалось международное положение накануне войны?

Обобщая ответы учащихся, учитель подчеркивает, что особенности развития

международных отношений сводились к следующему

III. Объяснение нового материала

Международное положение накануне войны характеризовалось:

нарушением

условий

послевоенного

урегулирования

со

стороны

стран,

проигравших I мировую войну (Германия, Италия)

стремлением этих стран создать военно - политический союз для координации

своих действий

угрозой слома Версальско – Вашингтонской системы

обострением международных отношений.

Из сделанного вывода вытекает проблема, которая до сих пор волнует

многих

историков:

«Можно ли было сохранить мир в создавшихся условиях - сохранить Версальско-

Вашингтонскую

систему,

предусматривавшую

механизм

предотвращения

международных конфликтов (коллективные действия против агрессора)?»

Для того, чтобы найти ответ на проблемный вопрос вам передается набор – кейс,

который содержит необходимую информацию для решения учебной задачи. После

изучения и проработки проблемы группа разрабатывает общий проект и его

оформление, определяет способ его представления на занятии. Способ представления

результатов работы представлен в кейсе.

Учитель комментирует задания и содержимое кейса

Задание 1.Прочитайте информацию о своей стране.

2. Сформулируйте письменно 2-3 основные внешнеполитические

задачи данной

страны.

Дополнительные вопросы для итоговой беседы

А) возможно ли решение стоящих перед страной задач только силами самой страны?

Б) есть ли сходство во внешнеполитических задачах вашей страны с другими

странами?

Задание 2.

1.Выделить

среди внешнеполитических задач страны главную. Изучить материал о

других странах.

2.Найти себе союзников во внешней политике и объяснить свой выбор.

(время выполнения 15 минут)

Представление итога работы по форме. (см. Приложение)

Международные отношения накануне войны характеризовались

стремлением стран, проигравших 1 мировую войну, к реваншу

недоверием

между

странами

-

союзниками

в

первой

мировой

войне,

углубившееся в период мирового экономического кризиса

недоверием стран Запада к проводимой внешней политике СССР

недооценкой мировым сообществом угрозы фашизма, который расценивался

лишь как внутренняя политика в Германии, Италии

утверждением силы как главного средства завоевания мирового господства.

IV.Закрепление полученных знаний

Учитель на доске, а ученики в тетрадях записывают «Причины краха механизма

предотвращения международных кризисов»

1.

неготовность к решительным действиям

2.

недооценка опасности (приход Гитлера к власти)

3.

политика умиротворения Германии

4.

американский изоляционизм

V. Итог урока: «Используя в качестве повода к войне устроенную самими немцами

инсценировку нападения на радиостанцию в приграничном немецком городе Глейвице,

1 сентября 1939 г. в 4 часа 45 мин вермахт, осуществляя план «Вайс», начал боевые

действия против Польши. Началась вторая мировая война».

Презентация.

Приложение

Алгоритм действия

Задание 1.

1.Прочитайте информацию о своей стране.

2. Сформулируйте письменно 2-3 основные внешнеполитические задачи данной страны.

Дополнительные вопросы для итоговой беседы

А) возможно ли решение стоящих перед страной задач только силами самой страны?

Б) есть ли сходство во внешнеполитических задачах вашей страны с другими

странами?

Задание 2.

1.Выделите среди внешнеполитических задач вашей страны главную. Изучите материалы

о внешней политике в других странах.

2.Найдете себе союзников во внешней политики и объясните свой выбор.

Дополнительные вопросы для итоговой беседы

А) существовала ли реальная

возможность изменения внешней политики

государства в то время?

б) каковы были последствия противоречивого характера внешней политики стран

Запада?

Представьте итог вашей работы по форме:

Сформулируйте вывод по заданной проблеме (1-2 предложения):

Можно ли было предотвратить начало второй мировой войны?

«+», с какими странами и «-», с какими странами и

почему договоры были

не-

почему ваше государство возможны

заключало договоры

«дополнительные

возможности», т. е. с какими

странами договоры могли быть

заключены и при каких условиях

Приложение

Расстановка сил в Европе в 20-30х гг. XX века.

Великобритания:

Сохраняла лидерство по размерам зарубежных капиталовложений

Вышла победительницей в первой мировой войне и участвовала в создании Лиги

Наций, в Уставе которой предусматривались коллективные действия всех её

членов против стран- агрессоров

Сохраняла союзнические отношения с Францией, особенно близкие с США

Пытались избежать нового мирового конфликта в Европе

с позиции великой державы пытались решить проблему предотвращения войны с

помощью политики «умиротворения агрессора», её проводником был министр

иностранных дел Н. Чемберлен, вовремя недооценивший фашизм

Основной конкурент в Европе – Германия

Важным узлом межимпериалистического соперничества был Китай, в нем она

соперничала с США и Японией

Основной идеологический противник – СССР, а в 1927 г. разорвала отношения с

СССР из-за гражданской войны в Китае

Пытались сформировать систему союзов, при которой агрессия против неё была

бы невозможной (попытки в 1934г. и 1939г.)

Франция:

Обладала наиболее многочисленной сухопутной армией в Западной Европе

Она рассчитывала, опираясь на военную мощь, обеспечить лидирующее

положение на континенте

Однако эти претензии вовсе не соответствовали реальному экономическому и

политическому весу в международных отношениях

Была обеспокоена восстановлением мощи германской промышленности и её

торговой экспансией

В 1928 г. по инициативе министра иностранных дел Бриана и госсекретаря США

Келлога подписали пакт о миролюбивых намерениях, об отказе от войны как

орудия национальной политики

В нач. 30-х гг. её позиции ухудшились в связи с угрозой безопасности со стороны

Германии

Начался поиск союзников против Германии

В 1932 г. подписали пакт о ненападении с СССР

В 1934 г. вела переговоры о создании Восточного пакта, но из-за позиции Англии

и Германии он не был подписан

В 1935г. правительство социалиста Блюма и министр иностранных дел Барту

предложили

поддержать

создание

системы

коллективной

безопасности,

заключила договор с СССР о взаимной помощи в случае нападения третьей

стороны

Развал правительства Народного фронта в 1938 г. привел к тому, что Франция

оказалась

неспособной

к

самостоятельной

внешней

политике

и

стала

поддерживать политику «умиротворения агрессора»

Очередной перелом в настроении произошел после оккупации Германией

Чехословакии в 1939 г., когда политика умиротворения завела в тупик

Угроза войны с Германией и Италией привел к поиску путей выхода из кризиса,

были предоставлены гарантии сохранения

неизменности границ Польше,

начались переговоры с СССР и одновременно с Германией, чтобы направить удар

на восток

США

Становится лидером в мире по производству промышленной продукции,

основным мировым кредитором

Во внешней политике придерживались идеи изоляционизма в мировой

политике, чтобы не быть втянутым в мировую войну, стремление укрыться в

«американской крепости»

Самая богатая страна в мире фактически устранилась от мировой

политики, что резко повышало шансы агрессоров на успех

межимпериалистические интересы сталкивались на Дальнем Востоке в

Китае с Японией и на суше и на море

стали кредитором Германии для выплаты ею репарационных платежей, а

в связи с экономическим кризисом 1932 г. выплаты платежей по инициативе

стран – победительниц Германия прекратила вообще.

Следуя политике нейтралитета, отказалась помочь в борьбе с фашистами

в Испании и Эфиопии

Европейскими союзниками рассматривала Францию и Англию

Следуя экономическим интересам, в 1933 г. признала СССР, и получили

гарантии, что в США Компартия США не будет участвовать в Коминтерне

Германия и Италия

Считали себя обделенными

по результатам 1 мировой войны, поэтому

стремились к реваншу

Пытались создавать выгодные союзы с партнерами, первыми признали СССР,

заключив с ним Раппальский договор в 1922г. по которому началось быстрое

восстановление вооруженных сил Германии благодаря помощи СССР

С приходом к власти фашистов внешняя политика стала откровенно агрессивной:

присоединит

все

земли,

населенные

немцами,

намечалось

завоевание

«жизненного пространства» на Востоке, после установления господства

в

Европе, намеревались приступить к созданию мировой империи, мечтали о

покорении

американского

континента;

итальянский

фашизм

стремился

к

превращению

Средиземного

моря

в

«итальянское

озеро»

и

созданию

колониальной империи в Африке

Своими союзниками считали японцев

Пытались создать военно- политические союзы для координации своих действий

(1936-37 гг.)

В к.30-х гг. превратилась в сильнейшее государство Европы

Главным противником считали коммунистов, но когда встал вопрос о возможной

войне на два фронта, подписал с СССР пакт о ненападении, одновременно ведя

переговоры с Англией и Францией

СССР

Благодаря политике форсированной модернизации, превратился в сильную

индустриальную державу, с развитой оборонной промышленностью

Будучи единственной в мире социалистической страной, вынашивал планы

мировой революции, всегда считал войну с империалистическими странами

неизбежной

Необходимость

мирного

сосуществования,

привела

к

изменению

внешнеполитического курса и к заявлению, что основная цель внешней политики

– всеобщее и полное разоружение (1928 г.)

В то же время, в партийных документах говорилось о готовности поддержки

мировой революции на Западе, проводником которой был Коминтерн

Все это вызывало недоверие к внешней политике СССР

Пытался укрепить международный авторитет на международной арене, в 1934 г.

стал членом Лиги Наций

Нарком иностранных дел М.М.

Литвинов стал инициатором политики

«коллективной безопасности» в Европе, т.е. сохранении неизменности границ

государств, заинтересованные в этом должны были заключить между собой союз

Союзником могло стать любое государство, поддерживающее эту инициативу

(1935г. – договоры с Францией и Чехословакией)

До 1939г. основным противником были фашистские страны

Замена Литвинова М.М. на посту наркома иностранных дел В.М. Молотовым

означало изменение курса внешней политики СССР и начало сближения с

Германией

Провал политики коллективной безопасности и угроза ведения войны на два

фронта подтолкнула бывших противников к подписанию пакта о ненападении в

1939 г., считая соглашения с Францией и Англией невозможными из-за того, что

они, затягивая переговоры, направляют удар Гитлера на Восток



В раздел образования




Яндекс.Метрика