Автор: Фирсова Татьяна Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 1 "Огонек" города Рудни
Населённый пункт: г.Рудня
Наименование материала: Документ
Тема: Картотека утренних бесед с детьми.
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад №1 «Огонек» города Рудни
Средняя группа
Воспитатель: Фирсова Т.В.
1
Сентябрь
Тема недели
№
Беседа
Цель
1 неделя
«День
знаний»
1
«Все о детском
саде»
Продолжать знакомить детей с детским
садом, группами, и помещениями в
здании д/c. Воспитывать любовь к д/с,
уважение к его работникам, их труду.
Формировать понятие « Я- воспитанник
д/с»,» д/с – мой родной дом».
2
«Наш любимый
воспитатель»
Знакомить детей с общественной
значимостью труда воспитателя, его
заботливым отношением к детям, к труду.
Показать, что продукты труда
воспитателя отражают его чувства,
личностные качества, интересы.
3
«Я и друзья»
Учить детей выделять положительные
признаки дружбы, характеристики
друзей.
4
«Увлечения
друзей»
Расширять знания детей о разных видах
деятельности, увлечениях.
5
«Детский сад наш
так хорош –
лучше сада не
найдешь»
Уточнить знания детей о д\с. Расширять
знания о людях разных профессий,
работающих в д\с.
2 неделя
«Осень»
1
«Что нам осень
принесла?»
Расширить представление детей об
овощах и фруктах. Закрепить знания о
сезонных изменениях в природе. Дать
представление о пользе природных
витаминов.
2
«Небо осенью»
Уметь замечать осенние изменения на
небе. Познакомить детей с понятием
“облака“ и ” тучи”.
3
«Вода и осадки»
Расширить представление детей о
свойствах воды. Рассказать об
особенностях осеннего дождя.
4
«Осень – добрая
волшебница»
Развивать творческое воображение;
приобщать к красоте, искусству,
творчеству.
5
«У цветочной
клумбы»
Знакомство с осенними цветами.
Показать строение растения. Закрепить
понятие высокий, низкий (цветок),
длинный, короткий (стебель).
3 неделя
«Профессии
сельского
хозяйства»
1
«Труд людей
осенью»
Систематизировать знания о труде людей
осенью: уборка урожая, заготовка
продуктов на зиму, утепление жилищ
домашних животных.
2
«От зернышка до
Формирование представлений детей о
2
хлеба»
том, как выращивают, пекут хлеб.
3
«Кто выращивает
хлеб?»
Познакомить с профессией хлебороба,
тракториста, комбайнера, пекаря; с
предметами их деятельности. Воспитание
бережного отношения к хлебу.
4
«Что растет в
саду, в огороде»
Обобщить и систематизировать знания
детей о фруктах и овощах, где они растут,
кто за ними ухаживает.
5
«Вкусно и
полезно»
Формирование начальных представлений
о здоровом образе жизни, о пользе
продуктов питания.
4 неделя
«Безопасность
в природе»
1
«Птицы осенью»
Знакомство с сезонными изменениями в
жизни животных в осенний период.
Учить различать и называть птиц по
внешним признакам. Формировать
желание наблюдать за поведением птиц.
2
«Ветер»
Расширять представление детей о ветре.
Учить правилам поведения в ветреную
погоду.
3
«У медведя во
бору грибы,
ягоды беру»
Закреплять знания детей о сезонных
изменениях в природе. Формирование
представления о растениях леса: грибы и
ягоды. Расширять представления о пользе
природных витаминов для человека и
животных.
4
«Знакомство с
декоративными
птицами»
Дать детям представление о
декоративных птицах. Показать
особенности содержания декоративных
птиц. Формировать желание наблюдать и
ухаживать за живыми объектами.
5
«Беседа о
домашних
животных»
Закреплять знания детей о сезонных
изменениях в природе. Расширить
представление о жизни домашних
животных в осеннее время года.
Формирование желания заботится о
домашних животных.
3
Октябрь
Тема недели
№
Беседа
Цель
1 неделя
«Растём
здоровыми»
1
«Я выросту
здоровым!»
Закреплять понятия «правильное
питание», «режим дня». Приобщать к
здоровому образу жизни.
2
« Что ты знаешь о
себе?»
Закреплять знания о назначении
некоторых органов (уши – чтобы
слышать, глаза – видеть и т.д.).
Осознание некоторых своих умений
(умение рисовать и т.д.)
3
«Как сохранить
здоровье?»
Сообщить элементарные сведения о
лекарствах и болезнях, о профилактике
заболеваний, о пользе витаминов.
4
«Если хочешь быть
здоров - закаляйся»
Знакомить с понятиями «Закаливание».
Расширять представление детей о
здоровом образе жизни.
5
«Микробы в
жизни человека»
Сформировать представления детей о
вреде и пользе микроорганизмов на
здоровье человека. Воспитывать основы
здорового образа жизни.
2 неделя
«Растём
добрыми»
1
«Ребенок и
взрослые»
Углублять представления о людях:
понимать различие людей по полу и
возрасту. Выделять некоторые
особенности их внешности, одежды,
обуви, рода занятий. Узнавать и называть
людей отдельных профессий.
2
«Признаки сказок»
Расширять представления о характерных
признаках жанра сказки.
3
«На кого из
сказочных героев я
похож»
Воспитывать умение отожествлять себя с
полюбившимся героем.
4
«Что такое хорошо
и что такое
плохо?»
Формирование у детей нравственного
сознания, нравственных чувств, навыков
и привычек поведения в соответствии с
требованиями общества.
5
«Телефоны
экстренных служб»
Расширять знание детей о работе МЧС,
пожарной службы, службы скорой
помощи.
3 неделя
«Семья»
1
«Моя семья»
Ввести понятие «семья». Дать
первоначальное представление о
родственных отношениях в семье.
Воспитывать чуткое отношение к самым
близким людям – членам семьи.
2
« Семья – это я!»
Закрепить знания своих имени, фамилии
и возраста, имени родителей.
Формировать положительную
4
самооценку, образ Я. (помогать каждому
ребенку как можно чаще убеждаться в
том, что он хороший).
3
«Семья»
Закрепить знания о членах семьи и
ближайших родственниках. Понимать,
что в семье все заботятся друг о друге:
помогают, дарят подарки, все следят за
чистотой в доме.
4
«Доброе слово
лечит, а худое
калечит»
Формировать у детей потребность в
доброжелательном обращении к
окружающим, воспитывать у детей
доброе отношение к близким, уметь
исправлять свои ошибки, прося
прошение.
5
«Мама – самый
дорогой человек на
свете»
Воспитание чувства любви и
привязанности к самому близкому и
родному человеку – маме; развивать
желание заботиться о своих самых
близких людях.
4 неделя
«Мой город
(посёлок)»
1
« Что такое улица»
Формировать элементарные
представления об улице; обращать
внимание на дома, тротуар, проезжую
часть. Продолжать закреплять название
улицы, на которой находиться д\с; дом в
котором живут дети; объяснить, как
важно знать свой адрес.
2
«Что отличает
город от деревни»
Формировать элементарные
представления об отличиях города от
деревни. Прививать любовь к родному
краю. Воспитывать чувство гордости за
свой город.
3
«Мой дом, мой
город»
Закрепить знание о домашнем адресе,
улице. Познакомиться с родным селом.
Продолжать закреплять название родного
города, знакомить с его
достопримечательностями.
4
«Мой край
родной»
Формировать начальные представления о
родном крае, его истории и культуре.
Воспитывать любовь к родному краю.
5
«Как избежать
беды»
Познакомить с правилами поведения с
незнакомыми людьми. Формировать
основы безопасности собственной
жизнедеятельности.
5
Ноябрь
Тема недели
№
Беседа
Цель
1 неделя
«Транспорт»
1
«Транспорт моего
города»
Расширять представления о видах
транспорта и его назначении.
2
«Берегись
автомобиля»
Расширить представления о правилах
поведения в городе, элементарных
правилах дорожного движения.
3
«Машины -
помощники»
Расширять представления о видах
специального транспорта и его
назначении.
4
«Правила
поведения в
общественном
транспорте»
Формировать навыки культурного
поведения в общественном транспорте.
5
«Дорожные знаки»
Знакомить детей с основными знаками
дорожного движения.
2 неделя
«Знаменитые
люди»
1
«Праздники»
Формировать представление о
государственных праздниках.
2
«Знаменитости»
Познакомить с некоторыми
выдающимися людьми, прославившими
Россию.
3
«Люблю березку
русскую»
Расширить знания детей о русской
красавице – березе. Познакомить детей с
красивыми стихами о березе. Расширить
знания детей об обычаях и традициях
русского народа.
4
«Знакомство с
русской народной
куклой»
Знакомить с русскими народными
промыслами и традициями. Вызвать
интерес к русскому народному
творчеству и рукоделию.
5
«Моя родина»
Познакомить детей с изображением
государственного флага,
государственного герба РФ,
государственного гимна. Формировать
представление об их происхождении.
3 неделя
«Поздняя
осень»
1
«Листопад»
Показать детям многообразие красок
золотой осени. Развивать умение
устанавливать простейшие связи между
явлениями живой и неживой природы.
Вести сезонные наблюдения.
2
«Растительный мир
осенью»
Расширять представление о разнообразии
растительного мира. Учить различать
деревья и кустарники по внешнему виду.
Формировать желание отражать красоту
природы в художественно-творческой
деятельности.
6
3
«Как дикие звери
готовятся к зиме»
Познакомить детей с подготовкой диких
животных к зиме. Показать детям
приспособляемость животных к сезонным
изменениям в природе.
4
«Беседа о
перелетных
птицах»
Закреплять знания о сезонных
изменениях в природе. Дать
представление о перелетных птицах.
Учить различать и называть птиц по
внешним признакам. Формировать
желание наблюдать за поведением птиц.
5
«Хмурая осень»
Познакомить детей с наиболее
типичными особенностями поздней
осени. Уточнить название и назначение
предметов одежды; конкретизировать
понятия: глубоко, мелко, тонет, плавает.
4 неделя
«Мы
дружная
семья»
1
«Книга – источник
знаний»
Формировать интерес и потребность в
чтении (восприятии книг).
2
«Здравствуй
сказка»
Содействовать правильному восприятию
содержания произведения, формировать
способность сопереживать героям.
Формировать навыки драматизации и
театрализованной деятельности.
3
«Ты и я с книгой
лучшие друзья»
Поддерживать и закреплять интерес к
художественной литературе.
Формировать потребность ежедневного
чтения.
4
«Наш театр»
Приобщать детей к миру театра.
Вовлекать в ситуацию творчества и игры.
5
«Как помириться?»
Формировать у детей умение
анализировать ситуацию общения. Уметь
выявлять причины возникновения ссор,
познакомить с различными способами
выхода из конфликтов.
7
Декабрь
Тема недели
№
Беседа
Цель
1 неделя
«Культура»
1
«Ребенок и книга»
Воспитывать любовь к книге, стремление
к повторной встрече с ней. Сочувствовать
и сопереживать героям произведения.
Испытывать удовольствие от встречи с
поэзией.
2
«Изобразительное
искусство»
Воспитывать эмоционально –
эстетические чувства. Формировать
образные представления о предметах и
явлениях окружающего мира. Развивать
художественное восприятие
произведений искусств. Подведение
детей к пониманию единства содержания
(о чем произведение) и некоторых
средств выразительности (как
изображение) в разных видах искусства.
3
«Ребенок и
музыка»
Развивать музыкальный кругозор детей
путем их знакомства с музыкальными
произведениями (народными,
классическими и современными)
Развивать представление об
элементарных жанрах музыки.
4
«Мы танцуем и
поем»
Формировать навыки о всех видах
музыкальной деятельности, подводить
детей к самостоятельному использованию
выученных музыкальных произведений.
Развивать песенное и танцевальное
творчество детей.
5
Знакомство с
профессиями
артиста,
художника,
композитора»
Приобщение детей к восприятию
искусства, развитие интереса к нему.
Закреплять умение различать жанры и
виды искусства: стихи, проза, загадки
(литература), песни, танцы, музыка,
картины (репродукция), скульптура
(изображение ), здание и сооружение
(архитектура).
2 неделя
«Наши
эмоции»
1
«Радость и грусть».
Рассматривание
альбома с
фотографиями
«Эмоции»
Познакомить детей с разными
эмоциональными состояниями людей,
обсудить причины их возникновения
учить определять их по внешним
проявлениям.
2
«Волшебная сила
театра»
Развивать артистические способности
детей. Приобщать детей к миру театра.
3
«Театральные
профессии»
Дать представление детям о профессиях,
имеющих отношение к театру.
8
4
«Что мы знаем о
театре»
Расширять знания детей о различных
видах театра.
5
«Театрализованная
игра»
Продолжать развивать интерес к
театрализованной игре. Побуждать детей
к воплощению в роли
3 неделя
«Традиции
семьи»
1
«Новый год детям
радость принесет»
Поощрять стремление поздравлять
близких с праздником, преподносить
подарки. Формировать эмоционально
положительное отношение к
наступающему новому году.
2
«Новый год у
ворот!»
Закреплять знания детей о традициях
Нового года. Пробуждать эмоции и
чувства в ситуациях волшебства,
сюрприза, неожиданности.
3
«Как отмечают
Новый год в
других странах»
Расширять знания детей о различных
способах поздравлений. Познакомить с
обычаями празднования Нового года в
других странах.
4
« Мы – друзья
природы»
Закреплять у детей знания о правилах
поведения в природе. Учить бережному и
доброму отношению к природе и друг к
другу. Уточнить знания детей о ели, как
символе Нового года в России.
5
«Скоро, скоро,
Новый год!»
Расширять знания детей об обычае
наряжать елку игрушками. Познакомить с
символами разных годов, китайским
календарем.
4 неделя
«Новый год»
1
«Путешествие в
канун нового года»
Сообщить детям, что отсчет каждого года
начинается с 1 января. Формировать
эмоционально положительное отношение
к наступающему новому году.
2
«Кому зимой
хорошо»
Вовлекать детей в непринужденную
беседу о зимних забавах и занятиях.
3
«Как ходят в
гости»
Закреплять правила вежливого
поведения. Вызвать интерес к семейным
традициям празднования Нового года.
4
«Узоры на стекле»
Развивать творческие способности,
воображение.
5
«Лесная сказка»
Закрепить знания детей о лесе, его
обитателях. Формировать умение
передавать содержание сказки в рисунке.
9
Январь
Тема недели
№
Беседа
Цель
2 неделя
«Живая и
неживая
природа»
1
«Ура! Зима!»
Расширять представления детей о зимних
явлениях в природе. Дать элементарные
понятия о взаимосвязи человека и
природы.
2
«Зимушка -
хрустальная»
Расширять представления о зиме.
Развивать умение вести сезонные
наблюдения, замечать красоту зимней
природы.
3
«Явления неживой
природы»
Расширять представления детей о
свойствах воды. Показать простейшие
связи между явлениями в природе.
4
«Зимние явления в
природе»
Расширять представления о зимних
изменениях в природе. Активизировать
словарный запас (метель, иней,
изморозь).
5
«Беседа о
домашних
животных»
Закреплять знания детей сезонных
изменениях в природе. Расширять
представления о жизни домашних
животных в зимнее время года.
Формировать желание заботиться о
домашних животных.
3 неделя
«Природа
зимой»
1
«Зимушка - зима»
Закреплять знания о свойствах снега и
льда. Учить любоваться красотой зимней
природы.
2
«Растительный мир
зимой»
Учить различать деревья и кустарники по
внешнему виду.
3
«Зимний спорт»
Знакомить с зимними видами спорта.
4
«Зимние игры»
Знакомить с зимними видами спорта,
зимними забавами, развлечениями.
5
«Зимние травмы»
Формировать представления о
безопасном поведении людей зимой.
4 неделя
«Места, где
всегда зима»
1
«Животные
Арктики и
Антарктики»
Расширять представления о местах, где
всегда зима, о животных Арктики и
Антарктики.
«Осторожно лед!»
2
«Кто главный в
лесу»
Дать детям представление о леснике –
человеке, который заботится о лесе и
животных.
Формировать представления о
безопасном поведении зимой.
3
«Зимующие
птицы»
Закрепить понятие «зимующие» птицы.
Дать представление о видах питания
зимующих птиц. Формировать желание
10
заботиться о зимующих птицах.
4
«Как мы заботимся
о животных и
птицах зимой»
Расширять представления о жизни
животных и птиц в зимнее время года.
Формировать желание заботится о них.
5
«Как узнать зиму?»
Обобщать знания детей о типичных
зимних явлениях. Воспитывать
эстетический вкус, умение любоваться
природой.
11
Февраль
Тема недели
№
Беседа
Цель
1 неделя
«Мальчики
и девочки»
1
«Мы разные –
мальчики и
девочки»
Формирование первичных гендерных
представлений.
2
«Что делают наши
мамы и папы»
Формирование у детей представлений о
разных профессиях, показать значимость
каждой профессии.
3
«Игры без ссор»
Объяснить детям, что ссора мешает игре
и дружбе. Учить решать спорные
вопросы, избегать ссор, не злиться на
проигрыш, не дразнить проигравшего.
4
«Хорошо быть
девочкой, хорошо
быть мальчиком»
Обогащение представлений детей о
различных полах, об отличительных
особенностях. Формирование у детей
понятия о положительных чертах
характера и поступках мальчиков и
девочек, представления о дружбе.
5
«Ваши права, дети,
и обязанности!»
Формирование первичных представлений
детей об их правах на имя, игру, отдых,
семью и уверенность в том, что он
хороший, что его любят.
2 неделя
«Наша
армия»
1
«Наша армия»
Расширять знания о трудной, но почетной
обязанности защищать Родину, охранять
ее спокойствие и безопасность.
2
«Будущие
защитники»
Воспитывать патриотические чувства.
Формировать у мальчиков стремление
быть сильными, смелыми, стать
защитниками Родины.
3
«Военная техника»
Продолжать знакомить с военной
техникой.
4
«Военные
профессии»
Знакомить детей с «военными»
профессиями (солдат, танкист, летчик,
моряк, пограничник).
5
«Почетное звание –
солдат»
Воспитание уважение к защитникам
Отечества, гордость за русских воинов.
3 неделя
«Защитники
отечества»
1
« Защитники
Отечества»
Продолжать знакомить с «военными»
профессиями.
2
«Мужественные
профессии»
Формирование позитивного мнения
воспитанников о профессии: пожарного;
полицейского; пограничника; летчика,
танкиста.
3
«Мы любим свою
Родину»
Воспитывать любовь к Родине.
4
«Как сражались
Расширять представления о том, как в
12
наши деды»
годы войны храбро сражались и
защищали от врагов наши деды, прадеды.
5
«Былинные герои»
Приобщать к русской истории через
знакомство с былинами о богатырях.
4 неделя
«Идём в
гости»
1
«Как можно себя
вести и как нельзя»
Расширение представлений об этических
нормах.
2
«Вежливые слова»
Учить детей правилам этикета, формам и
технике общения при встрече со
знакомыми и незнакомыми людьми,
правилам употребления слов
приветствий.
3
«Нечаянно и
нарочно»
Развивать нравственные чувства -
сожаление, сочувствие; формировать
навыки игрового общения, не задевая
интересов партнера.
4
Создание ситуаций
морального выбора
«Как ты считаешь
нужно поступить?»
Воспитание этических норм поведения
5
«В гости к книге»
Воспитывать любовь к книге, развивать
литературную речь. Воспитывать
бережное отношение к книге.
13
Март
Тема недели
№
Беседа
Цель
1 неделя
«Мамины
помощники»
1
«Мама – самый
дорогой человек на
свете»
Воспитывать чувства любви и
привязанности к самому близкому и
родному человеку – маме.
2
«Кем работает моя
мама»
Воспитывать интерес к различным
профессиям, уделив особое внимание
профессии и месту работы мамы.
3
«Международный
женский день»
Расширять знания об истории
возникновения праздника 8 марта.
4
«За что я люблю
свою маму и
бабушку»
Развивать умение развернуто отвечать на
вопрос. Воспитывать любовь и внимание
к близким людям.
5
«Зачем дарят
цветы»
Воспитывать представление о том, что
цветы являются признаком любви и
внимания.
2 неделя
«Народная
игрушка»
1
«Каков он –
русский народ»
Расширять представление об обычаях
русского народа.
2
«Народная
игрушка»
Расширять представление о народной
игрушке. Формировать умение выражать
эстетические чувства. Расширять
представление о разнообразии народного
искусства.
3
«История
возникновения
глиняной посуды»
Расширение знаний детей об истории
возникновения народных промыслов
изготовления глиняной посуды.
4
«Происхождение и
история
дымковской
игрушки»
Рассказать детям об истории
возникновения русского промысла
«Дымковская игрушка».
5
«Матрешки –
народная игрушка»
Расширять знания о народных игрушках,
вызвать эмоциональный отклик.
3 неделя
«Народное
творчество»
1
«Русские народные
праздники»
Расширять представление детей о
народных традициях русского народа.
2
«Русские народные
сказки»
Учить детей делать нравственный вывод
из содержания сказок, развивать
творческое воображение.
3
«Пословицы и
поговорки»
Знакомство с пословицами и
поговорками. Приобщать к русскому
народному творчеству.
4
«Детский
фольклор»
Познакомить с закличками, песенными
обращениями к силам природы.
5
«Считалки»
Познакомить, вспомнить считалки.
14
4 неделя
«Культура
народов
Крыма»
1
«Колыбельные
песни»
Познакомить с разнообразием
колыбельных песен. Вспомнить с детьми
колыбельные песни.
2
«Приговоры -
мирилки»
Познакомить с разнообразными
приговорами – мирилками. Выучить с
детьми несколько приговоров - мирилок.
3
«Народные
промыслы Крыма»
ИКТ
Знакомить детей с народными
промыслами нашего края, их
разнообразием.
4
«Эти мудрые
русские сказки»
Развивать интерес к русским народным
сказкам, культуре русского народа.
5
«Золотые руки
мастеров»
Познакомить с декоративной росписью;
воспитывать уважение и любовь к труду,
интерес к народному изобразительному
искусству и фольклору, эмоционально –
оценочное отношение к труду мастеров.
15
Апрель
Тема недели
№
Беседа
Цель
1 неделя
«Весна»
1
«Весна идет! Весне
дорога!»
Расширять представление о весне.
Развивать умение устанавливать
пространственные связи между
явлениями живой и неживой природы.
2
«Почему растаял
снеговик»
Расширять представление детей о
свойствах снега и льда. Учить
устанавливать элементарные причинно -
следственные связи.
3
«Приметы весны»
Обобщать знания о весенних изменениях
в природе, в жизни птиц и животных.
4
«Путешествие
ручейка»
Уточнять представление детей о разных
состояниях воды, о природных
водоисточниках.
5
«Птицы
прилетели»
Расширять знания о перелетных птицах.
2 неделя
«Весенние
работы»
1
«Как мы весну
встречаем»
Расширять знания о сезонных видах
труда.
2
«Огород»
Расширять представления детей об
овощных культурах. Рассказать о труде
человека по выращиванию овощей и
фруктов.
3
«Наша клумба»
Расширять знания детей о посадке
растений, необходимости ухода за ними.
4
«Мир комнатных
растений»
Расширять представления детей о
комнатных растениях: их пользе и
строении. Учить различать по внешнему
виду.
5
«Международный
день земли»
Расширять представление детей об
экологических праздниках.
3 неделя
«Опасные
животные и
растения»
1
«Весной на
водоемах»
Закрепить правила поведения весной на
водоемах, предупредить о возможных
опасностях.
2
«Войди в лес с
другом»
Формировать положительное отношение
к природе, воспитывать защитников
природы.
3
«В гости к хозяйке
луга»
Воспитывать бережное отношение к
природе. Расширять представление о
правилах безопасного поведения в
природе.
4
«Наши маленькие
друзья»
Расширять представления детей о
насекомых, их особенностях, местах
обитания. Формировать основы
экологической культуры.
16
5
«Опасные
насекомые»
Расширять представления детей об
опасных насекомых. Учить различать их
по внешнему виду.
4 неделя
«Трудолюби
вые
малыши»
1
«Что мы умеем»
Помочь детям понять, что они подросли,
многому научились; воспитывать
желание выполнять простые действия
самостоятельно; развивать навыки
самообслуживания.
2
«Помогаем
взрослым»
Воспитывать желание оказывать
посильную помощь воспитателям, няне,
родителям.
3
«Цветущая весна»
Вызвать интерес к миру растений.
Закреплять представления о среде
обитания растений.
4
«Когда цветет
сирень»
Воспитывать любовь к природе. Вызвать
желание любоваться красотой весны
5
«Мы посадим
огород»
Привлекать детей к посильному труду на
участке детского сада, в цветнике.
17
Май
Тема недели
№
Беседа
Цель
1 неделя
«День
Победы»
1
«Кто защищает
нашу Родину»
Осуществлять патриотическое
воспитание. Воспитывать любовь к
Родине.
2
«Какая бывает
военная техника?
Для чего нужна
военная техника?»
Расширить представления о военной
технике.
3
«Праздник День
Победы»
Формировать представления о празднике,
посвященном Дню Победы.
4
«С кем воевали
наши солдаты?»
Познакомить с героями войны и их
боевыми подвигами, закреплять знания о
том, как люди защищали свою страну.
5
«Моя Родина –
Россия»
Вызвать чувство восхищения красотой
природы России и тем, что создано
руками талантливого русского народа.
2 неделя
«Юные
экологи»
1
«Солнце в жизни
растений»
Формировать понятия о том, что для
жизни растений нужно солнце.
Закреплять знания правил поведения в
природе.
2
«Фруктовые
деревья весной»
Уточнять и расширять представления о
плодовых деревьях. Формировать
положительное отношение к природе.
3
«Деревья,
кустарники и
травянистые
растения»
Расширять представления об изменении в
мире растений весной. Учить различать
по внешнему виду деревья и кустарники.
4
«Дикорастущие и
культурные
растения»
Уточнять и расширять представления о
дикорастущих и культурных растениях.
Учить различать по внешнему виду.
5
«Лесные
опасности»
Расширять представления детей о
ядовитых растениях. Учить различать их
по внешнему виду.
3 неделя
«Спорт»
1
«Для чего нужен
спорт»
Формирование у детей осознанного
отношения к своему здоровью и
потребности к ЗОЖ.
2
«Что мы делаем
летом?»
Знакомить детей с летними
развлечениями, видами спорта.
Формировать представления о
безопасном поведении летом.
3
«Летние виды
спорта»
Познакомить с летними видами спорта.
4
«Быть здоровыми
Обогащать знания о здоровом образе
18
хотим. Спорт»
жизни, о влиянии спорта на здоровье
человека.
5
«В здоровом теле –
здоровый дух» -
Обогащать знания о значении
двигательной активности в жизни
человека.
4 неделя
«Скоро лето»
1
«Скоро лето»
Расширять представления детей о лете,
сезонных изменения в природе.
2
«Сад и огород»
Формировать элементарные
представления о садовых и огородных
растениях. Формировать представления о
сезонных работах в саду и огороде.
Прививать любовь к труду.
3
«Цветы»
Вызвать интерес к жизни растений.
Расширять представления о многообразии
цветов.
4
«Солнце – друг или
враг»
Расширять представления о пользе и
вреде солнца (тепловой и солнечный
удар). Формировать основы собственной
жизнедеятельности.
5
«Лето»
Формировать положительно-
эмоциональное отношение к красоте
летней природы.
19
Картотека бесед
по воспитанию нравственности
у детей в средней группе
1
Зачем говорят «здравствуй»?
Цель: Формировать у детей основные правила этикета при
встрече.
Познакомить со способами приветствия.
Закрепить
представления о важности и необходимости использовать «добрые
слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.
2
«Мои добрые поступки»
Цель: углубить представление детей о доброте как о ценном,
неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать
коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища,
искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность
к суждениям других детей), навыки культурного общения со
сверстниками. Добиваться доброжелательной интонационной
выразительности речи. Воспитывать в детях дружеские
взаимоотношения, чувства самоуважения и уважения к другим,
умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам.
3
«Что такое доброта»
Цель: Формировать представление у детей о доброте как важном
человеческом качестве. Поощрять стремление совершать добрые
поступки;
закреплять представления детей о добрых делах,
понимать, что вежливые слова помогают людям в общении.
Формировать моральные представления о доброте. Воспитывать
добрые чувства к окружающим людям.
4
«Спешите делать добро»
Цель: Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и
«зло». Формировать осознанное отношение к социальным нормам
поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в
повседневной жизни. Познакомить со способами разрешения
конфликта, связанного с чувством злости, а также способами
20
управления и регуляции настроения. Продолжать воспитывать
дружеские взаимоотношения между детьми.
5
“Если добрый ты…”
Цель: Формировать у детей потребность в доброжелательном
общении с окружающими, осознанно проявлять сочувствие и
совершать добрые поступки. Научить понимать значений пословиц
о добре, умение связывать значение пословицы с определенной
ситуацией. Научить детей проявлять доброту, отзывчивость ко всем
кому это необходимо.
6
«Вежливые слова»
Цель: Учить детей правилам этикета, формам и технике общения
при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам
употребления слов приветствий. Способствовать преодолению
застенчивости и скованности детей. Развивать умение выражать
своё мнение культурным способом, внимательно выслушивать
своих собеседников. Обучать формулам выражения вежливой
просьбы, благодарности.
7
«Нечаянно и нарочно "
Цель: развивать нравственные чувства - сожаление, сочувствие;
формировать навыки игрового общения, не задевая интересов
партнера.
8
" Учимся прощать своих друзей "
Цель: развивать умение детей не обижаться друг на друга;
формировать умение различать нечаянную промашку от
намеренной и соответственно реагировать; подводить детей к
пониманию слов " миролюбивый ", " обидчивый ".
9
" Почему бывают драки? "
Цель: формировать у детей навыки общения; развивать понимание
смысла норм и правил поведения в среде сверстников; воспитывать
привычку достойно вести себя в каждой ситуации.
10
" Фантазеры и лгунишки "
Цель: развивать умение различать обман и выдумку, фантазию;
развивать стремление к правдивости и такту.
21
11
" Давай помиримся "
Цель: развивать умение сдерживать негативное побуждение,
избегать конфликты, находить слова для оценки поведения. Учить
детей отзывчивости, чуткости.
12
" Хороший друг познается в беде "
Цель: формировать представление о том, что настоящий друг
умеет сопереживать, помогать в трудные минуты; развивать умение
быть милосердными друг к другу.
13
«Как вести себя во время разговора»
Цель: познакомить детей с правилами поведения во время
разговора.
( Говори вежливым тоном. Используй «волшебные» слова. Смотри
в лицо собеседника. Не держи руки в карманах. Во время разговора
не следует, есть. Если разговаривают двое взрослых людей, ребенок
не должен вмешиваться в их разговор, тем более требовать его
прекращения).
14
«Добрый – злой»
Цель: Учить давать моральную оценку поступкам героев,
воспитывать желание быть добрыми и гуманными. Помочь понять,
что добрым можно назвать того человека, который всегда помогает
окружающим, не остаётся равнодушным в трудных для других
людей ситуациях.
Учить отличать добрые поступки, вызвать желание совершать
добрые поступки по отношению к окружающим людям.
15
«Правдивость»
Цель: Формировать представления о нравственном понятии
«правдивость», учить давать моральную оценку поступка героя,
помочь понять, что ложь не украшает человека.
16
«Каким должен быть друг»
Цель: Формировать представления о положительных чертах
характера и нравственных поступках, углублять представления о
дружбе.
Воспитывать уважение, терпение и дружелюбие по
отношению к своим товарищам, учить исправлять свои ошибки,
22
просить прощения в конфликтных ситуациях. Учить детей
отзывчивости, чуткости.
17
«Будь опрятным и аккуратным»
Цель: Учить детей следить за своим внешним видом. Помочь
понять, что воспитанный человек всегда выглядит опрятно.
18
«Правда – неправда»
Цель: Объяснить детям, что нельзя обманывать окружающих, что
всегда нужно говорить правду, что правдивость, честность всегда
радуют взрослых, что эти качества очень ценятся в человеке, что за
правду хвалят.
Помочь детям понять, что любая неправда всегда
раскрывается, а солгавший человек испытывает чувство вины не
только за свой проступок, но и за то, что он сказал неправду.
19
«Доброжелательность»
Цель: продолжать воспитывать у детей отрицательное отношение к
грубости. Объяснить детям, что тот, кто дразнится, не только
обижает других, но и сам себе причиняет вред (с таким человеком
никто не хочет дружить).
20
«Игры без ссор»
Цель: Объяснить детям, что ссора мешает игре и дружбе.
Учить
решать спорные вопросы, избегать ссор, не злиться на проигрыш,
не дразнить проигравшего..
21
«Вежливость»
Цель: Учить детей пользоваться вежливыми словами,
вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения,
соблюдать правила этикета, на примере образов литературных
героев, стимулировать положительные формы поведения и
тормозить негативные. Что общаться с окружающими нужно
спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым
тоном.
22
«Бережливость»
Цель: Учить детей бережно и аккуратно относиться к вещам, в
противном случае они быстро потеряют вид, придут в негодность.
23
Учить ценить труд тех, кто сделал эту вещь, кто купил её, заработав
деньги.
23
«Взаимопомощь»
Цель: Объяснить детям, что все люди иногда нуждаются в
поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно
заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему. Что
помогать нужно не только знакомым, но и незнакомым людям.
24
«Стремление помочь»
Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать
помощь, проявляя сочувствие. Учить детей отзывчивости,
чуткости.
25
«Щедрость и жадность»
Цель: Раскрыть смысл понятий «жадность» и «щедрость».
Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и
негативным поступкам. Понимать, что жадным быть плохо, а
щедрым хорошо.
26
«Почему нужно уметь уступать»
Цель: учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с
другом. Развивать способность оценивать своё отношение к
позитивным и негативным поступкам.
27
«Ступеньки доброты»
Цель: на основе содержания русских народных сказок
формировать у детей представление о справедливости, смелости,
скромности и доброте, воспитывать отрицательное отношение к
негативным качествам: лжи, хитрости, трусости, жестокости. Учить
передавать свое отношение к содержанию сказки и поступкам
героев.
28
«Лучше добрым быть»
Цель: Дать детям представление о равнодушном, безразличном
человеке, его поступках. Учить детей различать внешнее
проявление эмоционального состояния (злость, равнодушие,
радость). Учить анализировать поступки, находить причину
24
конфликта, способы решения конфликтных ситуаций и
способствовать их усвоению в поведении. Обобщать представление
о доброте и вызывать стремление совершать добрые поступки.
25