Автор: Рыбакова Ольга Васильевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Орловской ООШ д. Мизиново
Населённый пункт: городского округа Лосино-Петровский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Профессиональный стандарт педагога как инструмент реализации деятельности педагогического коллектива по управлению качеством образования
Раздел: среднее образование
Доброе утро, уважаемые коллеги! Тема моего выступления:
«Профессиональный стандарт педагога как инструмент реализации
деятельности педагогического коллектива по управлению качеством
образования».
Русский педагог Константин Ушинский в своё время сказал: «В деле
обучения и воспитания, во всём школьном деле ничего нельзя улучшить,
минуя голову учителя». За последние годы ни одна из систем социума не
подвергалась таким серьёзным и глубоким преобразованиям, как система
образования. Были приняты новые образовательные стандарты, принят
новый Федеральный Закон «Об образовании» в РФ.
И прав великий Эйнштейн: «Разум, однажды расширивший свои границы,
никогда не вернётся в прежние». И вот впервые в России разработан
профессиональный стандарт педагога. Педагоги, стремящиеся шагать в ногу
со временем, уже давно взяли все эти моменты на вооружение, не ожидая,
когда государство их пропишет в определённом документе, тем, кто упорно
старался
не
замечать
того,
что
мир
вокруг
меняется,
придётся
приспосабливаться и учиться работать по-новому.
Как только Профстандарт был опубликован на сайте МОиН и представлен
широкому обсуждению, я думаю, каждый педагог задался одним вопросом: а
что же он нам принесёт, этот стандарт? Что нам от него ждать? Казалось бы,
задача этого нового документа самая благая, цитирую: «Профессиональный
стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и
качеству образования»
Профессиональный стандарт педагога – документ, включающий
перечень
профессиональных
и
личностных
требований
к
учителю,
действующий на всей территории РФ. Профстандарт – всего лишь
инструмент государственной образовательной политики. Требования ясны и
давно не новы, но как будут проверять, кто соответствует высокому званию
«учитель», а кто нет? Этот вопрос сегодня волнует многих работников сферы
образования, ведь, несмотря на то, что выпускники 9 классов во всех
регионах сдают экзамены по единому стандарту, уровень преподавания в
больших городах и удаленных районах может существенно отличаться. С
целью определения уровня отдельно взятого учителя, независимо от региона
его трудовой деятельности, к 2019 году будут разработаны единые
стандарты. А к привычным для педагогов этапам аттестации прибавится
сдача экзамена.
НКТ (Национальный Квалификационный Тест) будет включать в себя
вопросы из трех направлений:
предметная область (для каждого направления это будут свои вопросы);
педагогика;
психология
Уважаемые коллеги, каждый руководитель, хоть немного заботящийся о
престиже своего образовательного учреждения должен быть уверен, что
принимает на работу педагога, который справится с поставленными
задачами.
А
работник
имеет
право
знать,
какие
требования
будут
предъявлены к нему при очередной аттестации.
Зачем нужен профессиональный стандарт? Цель Профстандарта педагога
– повышение качества его работы, повышение качества образования.
Конечно, Профстандарт при многих его плюсах вызывает и множество
вопросов. Положительным, на мой взгляд, является то, что главным
профессиональным качеством, которое педагог постоянно демонстрирует
своим ученикам, становится «умение учиться». В нашей профессии без
постоянного самообразования, саморазвития, освоения нового не обойтись.
Отрадно, что в стандарте прописано «труд педагога должен быть избавлен от
мелочной
регламентации,
освобождён
от
тотального
контроля»,
что
существующие
ДИ
сковывают
инициативу
учителя,
обременяют
его
формальными
требованиями
(например,
предписывающими
составлять
образовательные
программы)
и
дополнительными
функциональными
обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми. Объем
планово-отчетной документации возрастает. Поговорка о том, что дети
мешают работать, так прочно вошла в нашу жизнь, что уже не вызывает
ничего, кроме грустной улыбки. Поэтому эту мысль Стандарта я встречаю с
воодушевлением.
Но, расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт
одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда,
предъявляя новые требования к его квалификации, предлагая критерии её
оценки.
Так, например, стандарт заявляет о том, что учитель должен обладать
следующими
компетенциями:
использовать
специальные
подходы
к
обучению, для того, чтобы включать в образовательный процесс всех
учеников: со специальными потребностями в образовании, одарённых
учеников,
учеников,
для
которых
русский
не
является
родным,
с
девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми
учащимися, имеющими серьёзные отклонения в поведении и т.д. Может
быть, идея и правильная, но она далека от воплощения в реальность, так как
у педагогов нет специальной подготовки с таким разным контингентом
учащихся. Здесь всё-таки нужны специалисты по коррекционной педагогике.
И как нельзя, кстати, когда-то сказанные слова Дмитрия Ливанова «Нельзя
требовать с учителя прямо сейчас то, чему их не учили ни в студенческие
годы, ни в системе повышения квалификации». Но сейчас система
повышения квалификации перенастраивается на то, чтобы каждый учитель
смог привести свой труд в соответствие с общественными ожиданиями, и
некоторые учителя уже прошли такие курсы.
Уровнями
освоения
предмета
являются:
функциональная
грамотность
(квалификация) и овладение культурой (профессионализм).
Содержание профессионального стандарта педагога:
обучение, воспитание, развитие
Обучение
Педагог должен:
1.
Иметь высшее образование.
2.
Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
3.
Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность
(самоанализ урока).
4.
Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков:
лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы
включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными
потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых
русский
язык
не
является
родным;
учеников
с
ограниченными
возможностями и т.д.
6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы
и методы контроля.
7. Владеть ИКТ-компетенциями.
В ИКТ –компетенции входят:
- общепользовательская ИКТ – компетентность;
- общепедагогическая ИКТ – компетентность;
- предметно-педагогическая
Воспитание
Педагог должен:
1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на
уроке, так и во внеклассной деятельности.
2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения
кругозора учащихся.
4.
Эффективно
регулировать
поведение
учащихся
для
обеспечения
безопасной образовательной среды.
5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс
обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.
6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии с уставом
и правилами поведения в образовательной организации.
7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических
органов самоуправления.
8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая
их.
9. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных
различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
10. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей
(лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов
воспитания ребенка.
11. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям,
оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
Развитие
1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных
учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического
и физического здоровья.
2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей,
связанные с особенностями их развития.
3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими
приемами.
4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках
психолого-медико-педагогического консилиума.
5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов,
логопедов и т.д.).
6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу
индивидуального развития ребенка.
7.
Владение
специальными
методиками,
позволяющими
проводить
коррекционно-развивающую работу.
8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.
9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления
личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов
развития, возрастных особенностей учащихся.
11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы:
культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную
образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных
форм насилия в ОУ.
13. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных
характеристик и возрастных особенностей учащихся.
14. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить
психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
15. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы
развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
16. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия,
образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире
виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного
общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным
нормам) и т.д.
17. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе
инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися:
одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные
ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными
потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, девиациями поведения,
дети с зависимостью.
18. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-
психологических особенностей и закономерностей развития.
19. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих
эффективно работать с родительской общественностью
Методы оценки выполнения требований
профессионального стандарта педагога
Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится
по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую
комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности
и способности детей, особенности их развития и реальные учебные
возможности. Так, в оценке работы педагога с сохранными, способными
учащимися в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные
достижения и победы в олимпиадах разного уровня.
По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные
возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно с
психологами
могут
рассматриваться
интегративные
показатели,
свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. (Был –
стал.) Или, в особо сложных случаях (например, ребенок с синдром Дауна), о
сохранении его психоэмоционального статуса.
Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить
обратную связь с потребителями его деятельности. В качестве таких
потребителей выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда следует, что
оценка деятельности педагога выходит за узкие ведомственные рамки и
требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка
проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре.
Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к педагогу, может быть
проведена посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и
отчетов, посещение проводимых им уроков, или в иной форме. Сбор данных
для оценивания может быть осуществлен посредством результативного
опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.
Заключительные положения
Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам
РФ и образовательным организациям дополнительные степени свободы,
вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность.
Региональные органы управления образованием совместно с
профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В
свою
очередь,
образовательные
организации
имеют
возможность
сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет
разработать
и
принять
локальные
нормативные
акты,
закрепляющие
требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной
образовательной организации и специфике ее деятельности.
Мне кажется, прежде чем вводить профессиональный стандарт есть
смысл
создать
документ
«Стандарт
материального
и
финансово-
экономического обеспечения педагога», чтобы привлечь в школу новых
учителей и повысить статус педагога в обществе? Ведь как сказал
заслуженный учитель России, один из разработчиков стандарта педагога
д.п.н. Евгений Ямбург: «Кавалерийским наскоком миллион триста тысяч
российских учителей в педагогический рай не загонишь». Да и вообще,
никакими стандартами нас уже не напугаешь. Если педагог столько лет
отработал в школе и не изменил своей профессии не смотря ни на что, его
можно уже считать соответствующим требованиям всех стандартов. Я думаю,
что
таких
профессионалов
сегодня
в
нашем
зале
преобладающее
большинство.
Поздравляю вас с наступающим Новым годом. Желаю всем педагогам
здоровья, оптимизма, веры в лучшее и успехов.
Спасибо за внимание.