Напоминание

Профессиональный стандарт педагога как инструмент реализации деятельности педагогического коллектива по управлению качеством образования


Автор: Рыбакова Ольга Васильевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Орловской ООШ д. Мизиново
Населённый пункт: городского округа Лосино-Петровский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Профессиональный стандарт педагога как инструмент реализации деятельности педагогического коллектива по управлению качеством образования
Раздел: среднее образование





Назад




Доброе утро, уважаемые коллеги! Тема моего выступления:

«Профессиональный стандарт педагога как инструмент реализации

деятельности педагогического коллектива по управлению качеством

образования».

Русский педагог Константин Ушинский в своё время сказал: «В деле

обучения и воспитания, во всём школьном деле ничего нельзя улучшить,

минуя голову учителя». За последние годы ни одна из систем социума не

подвергалась таким серьёзным и глубоким преобразованиям, как система

образования. Были приняты новые образовательные стандарты, принят

новый Федеральный Закон «Об образовании» в РФ.

И прав великий Эйнштейн: «Разум, однажды расширивший свои границы,

никогда не вернётся в прежние». И вот впервые в России разработан

профессиональный стандарт педагога. Педагоги, стремящиеся шагать в ногу

со временем, уже давно взяли все эти моменты на вооружение, не ожидая,

когда государство их пропишет в определённом документе, тем, кто упорно

старался

не

замечать

того,

что

мир

вокруг

меняется,

придётся

приспосабливаться и учиться работать по-новому.

Как только Профстандарт был опубликован на сайте МОиН и представлен

широкому обсуждению, я думаю, каждый педагог задался одним вопросом: а

что же он нам принесёт, этот стандарт? Что нам от него ждать? Казалось бы,

задача этого нового документа самая благая, цитирую: «Профессиональный

стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и

качеству образования»

Профессиональный стандарт педагога – документ, включающий

перечень

профессиональных

и

личностных

требований

к

учителю,

действующий на всей территории РФ. Профстандарт – всего лишь

инструмент государственной образовательной политики. Требования ясны и

давно не новы, но как будут проверять, кто соответствует высокому званию

«учитель», а кто нет? Этот вопрос сегодня волнует многих работников сферы

образования, ведь, несмотря на то, что выпускники 9 классов во всех

регионах сдают экзамены по единому стандарту, уровень преподавания в

больших городах и удаленных районах может существенно отличаться. С

целью определения уровня отдельно взятого учителя, независимо от региона

его трудовой деятельности, к 2019 году будут разработаны единые

стандарты. А к привычным для педагогов этапам аттестации прибавится

сдача экзамена.

НКТ (Национальный Квалификационный Тест) будет включать в себя

вопросы из трех направлений:

предметная область (для каждого направления это будут свои вопросы);

педагогика;

психология

Уважаемые коллеги, каждый руководитель, хоть немного заботящийся о

престиже своего образовательного учреждения должен быть уверен, что

принимает на работу педагога, который справится с поставленными

задачами.

А

работник

имеет

право

знать,

какие

требования

будут

предъявлены к нему при очередной аттестации.

Зачем нужен профессиональный стандарт? Цель Профстандарта педагога

– повышение качества его работы, повышение качества образования.

Конечно, Профстандарт при многих его плюсах вызывает и множество

вопросов. Положительным, на мой взгляд, является то, что главным

профессиональным качеством, которое педагог постоянно демонстрирует

своим ученикам, становится «умение учиться». В нашей профессии без

постоянного самообразования, саморазвития, освоения нового не обойтись.

Отрадно, что в стандарте прописано «труд педагога должен быть избавлен от

мелочной

регламентации,

освобождён

от

тотального

контроля»,

что

существующие

ДИ

сковывают

инициативу

учителя,

обременяют

его

формальными

требованиями

(например,

предписывающими

составлять

образовательные

программы)

и

дополнительными

функциональными

обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми. Объем

планово-отчетной документации возрастает. Поговорка о том, что дети

мешают работать, так прочно вошла в нашу жизнь, что уже не вызывает

ничего, кроме грустной улыбки. Поэтому эту мысль Стандарта я встречаю с

воодушевлением.

Но, расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт

одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда,

предъявляя новые требования к его квалификации, предлагая критерии её

оценки.

Так, например, стандарт заявляет о том, что учитель должен обладать

следующими

компетенциями:

использовать

специальные

подходы

к

обучению, для того, чтобы включать в образовательный процесс всех

учеников: со специальными потребностями в образовании, одарённых

учеников,

учеников,

для

которых

русский

не

является

родным,

с

девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми

учащимися, имеющими серьёзные отклонения в поведении и т.д. Может

быть, идея и правильная, но она далека от воплощения в реальность, так как

у педагогов нет специальной подготовки с таким разным контингентом

учащихся. Здесь всё-таки нужны специалисты по коррекционной педагогике.

И как нельзя, кстати, когда-то сказанные слова Дмитрия Ливанова «Нельзя

требовать с учителя прямо сейчас то, чему их не учили ни в студенческие

годы, ни в системе повышения квалификации». Но сейчас система

повышения квалификации перенастраивается на то, чтобы каждый учитель

смог привести свой труд в соответствие с общественными ожиданиями, и

некоторые учителя уже прошли такие курсы.

Уровнями

освоения

предмета

являются:

функциональная

грамотность

(квалификация) и овладение культурой (профессионализм).

Содержание профессионального стандарта педагога:

обучение, воспитание, развитие

Обучение

Педагог должен:

1.

Иметь высшее образование.

2.

Демонстрировать знание предмета и программы обучения.

3.

Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность

(самоанализ урока).

4.

Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков:

лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы

включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными

потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых

русский

язык

не

является

родным;

учеников

с

ограниченными

возможностями и т.д.

6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы

и методы контроля.

7. Владеть ИКТ-компетенциями.

В ИКТ –компетенции входят:

- общепользовательская ИКТ – компетентность;

- общепедагогическая ИКТ – компетентность;

- предметно-педагогическая

Воспитание

Педагог должен:

1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на

уроке, так и во внеклассной деятельности.

2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.

3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения

кругозора учащихся.

4.

Эффективно

регулировать

поведение

учащихся

для

обеспечения

безопасной образовательной среды.

5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс

обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.

6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии с уставом

и правилами поведения в образовательной организации.

7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических

органов самоуправления.

8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая

их.

9. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных

различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

10. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей

(лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов

воспитания ребенка.

11. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям,

оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.

Развитие

1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных

учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического

и физического здоровья.

2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей,

связанные с особенностями их развития.

3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими

приемами.

4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках

психолого-медико-педагогического консилиума.

5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов,

логопедов и т.д.).

6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу

индивидуального развития ребенка.

7.

Владение

специальными

методиками,

позволяющими

проводить

коррекционно-развивающую работу.

8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.

9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления

личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов

развития, возрастных особенностей учащихся.

11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы:

культурно-исторический, деятельностный и развивающий.

12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную

образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных

форм насилия в ОУ.

13. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных

характеристик и возрастных особенностей учащихся.

14. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить

психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.

15. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы

развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.

16. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия,

образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире

виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного

общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным

нормам) и т.д.

17. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе

инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися:

одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные

ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными

потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, девиациями поведения,

дети с зависимостью.

18. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-

психологических особенностей и закономерностей развития.

19. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих

эффективно работать с родительской общественностью

Методы оценки выполнения требований

профессионального стандарта педагога

Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится

по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую

комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности

и способности детей, особенности их развития и реальные учебные

возможности. Так, в оценке работы педагога с сохранными, способными

учащимися в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные

достижения и победы в олимпиадах разного уровня.

По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные

возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно с

психологами

могут

рассматриваться

интегративные

показатели,

свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. (Был –

стал.) Или, в особо сложных случаях (например, ребенок с синдром Дауна), о

сохранении его психоэмоционального статуса.

Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить

обратную связь с потребителями его деятельности. В качестве таких

потребителей выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда следует, что

оценка деятельности педагога выходит за узкие ведомственные рамки и

требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка

проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре.

Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к педагогу, может быть

проведена посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и

отчетов, посещение проводимых им уроков, или в иной форме. Сбор данных

для оценивания может быть осуществлен посредством результативного

опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.

Заключительные положения

Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам

РФ и образовательным организациям дополнительные степени свободы,

вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность.

Региональные органы управления образованием совместно с

профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В

свою

очередь,

образовательные

организации

имеют

возможность

сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет

разработать

и

принять

локальные

нормативные

акты,

закрепляющие

требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной

образовательной организации и специфике ее деятельности.

Мне кажется, прежде чем вводить профессиональный стандарт есть

смысл

создать

документ

«Стандарт

материального

и

финансово-

экономического обеспечения педагога», чтобы привлечь в школу новых

учителей и повысить статус педагога в обществе? Ведь как сказал

заслуженный учитель России, один из разработчиков стандарта педагога

д.п.н. Евгений Ямбург: «Кавалерийским наскоком миллион триста тысяч

российских учителей в педагогический рай не загонишь». Да и вообще,

никакими стандартами нас уже не напугаешь. Если педагог столько лет

отработал в школе и не изменил своей профессии не смотря ни на что, его

можно уже считать соответствующим требованиям всех стандартов. Я думаю,

что

таких

профессионалов

сегодня

в

нашем

зале

преобладающее

большинство.

Поздравляю вас с наступающим Новым годом. Желаю всем педагогам

здоровья, оптимизма, веры в лучшее и успехов.

Спасибо за внимание.



В раздел образования




Яндекс.Метрика