Авторы: Рудяшко Евгений Алексеевич, Белянина Елизавета Александровна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБОУ "Русскинская СОШ"
Населённый пункт: ХМАО-ЮГРА, Д.Русскинская
Наименование материала: Статья
Тема: Интеллектуально - развивающие игры и упражнения как средство повышения эффективности развития умственных возможностей мальчиков 4 класса и класса коррекции при выполнении домашних заданий на самоподготовке
Раздел: среднее образование
Тема «Интеллектуально - развивающие игры и упражнения
как средство повышения эффективности развития умственных
возможностей мальчиков 4 класса и класса коррекции при
выполнении домашних заданий на самоподготовке»
Никогда не прекращайте самообразовательной работы и не забывайте, что,
сколько бы вы не учились, сколько бы вы не знали, знанию и образованию
нет границ, нет пределов
Рубакин Н. А.
В образовательных учреждениях интернатного типа процессу
сохранения и улучшения здоровья детей уделяется особое
внимание, так как дети, поступающие в интернатные учреждения,
имеют ослабленное физическое и психологическое здоровье.
Работа по сохранению здоровья осуществляется ежедневно и
включена во все режимные моменты жизнедеятельности
образовательного учреждения. Специальной подготовки требует
проведение самоподготовки. Самоподготовка является
специфическим режимным моментом в условиях интерната.
Мальчики с ограниченными возможностями нуждаются в особом
подходе. Важен личностный подход в работе с каждым конкретным
ребенком, у каждого из них свои проблемы и свои особенности,
обусловленные ограниченными возможностями жизнедеятельности
В настоящее время появилось целое направление в педагогической
науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом
воспитания и обучения детей и поэтому упор на игру (игровую
деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь
включения детей в учебную работу. В последние годы вопросы
теории и практики дидактической игры разрабатывались и
разрабатываются многими исследователями: А. П.Усовой, Е. И.
Радиной, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе.
Игра - это сложное социально-психологическое явление. Игровая
деятельность на самоподготовке способствует развитию у
школьников мышления, памяти, внимания, творческого
воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию
пространственных отношений, развитию конструктивных умений и
творчества. В общественной практике последних лет в науке
понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на
многие сферы жизни, игра принимается, как общенаучная,
серьезная категория. Возможно, поэтому игры начинают входить в
дидактику более активно .
Игра - это метод познания действительности. В игре развиваются
новые, прогрессивные образования и возникает мощный
познавательный мотив, являющийся основой возникновения
стимула к учебе. Творческий характер игры подтверждается тем,
что школьник не копирует жизнь, а, подражая тому, что видит,
комбинирует свои представления.
Учитывая, что воспитанники имеют определенные отклонения
познавательной и эмоциональной сферах личности, на
самоподготовке одним из эффективных методов и приёмов,
активно воздействующих как на познавательную деятельность
обучающихся, так и на их эмоциональную сферу, является
коррекционно-развивающая игра.
Игра способствует созданию у обучающихся эмоционального
настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой
деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт
возможность многократно повторить один и тот же материал без
монотонности и скуки.
В ходе самоподготовки проводятся коррекционно-развивающие
игры в случаях, когда обучающиеся испытывают затруднения в
выполнении задания.
У детей с трудом и минимально формируются учебные интересы и
понятие нужного, должного. Поэтому ведущая роль отводится
игровой мотивации.
Игровая мотивация – это методический прием, помогающий в
игровой форме руководить детской деятельностью и добиться
желаемого результата.
Данные игры и упражнения по коррекции и развитию
познавательных процессов способствуют созданию у
учащихся эмоционального настроя, вызывают положительное
отношение в выполняемой деятельности, улучшают общую
работоспособность, дают возможность многократно повторить
один и тот же материал без монотонности и скуки..
При проведении упражнений следует учитывать следующие
моменты:
Важно, чтобы при объяснении все ученики правильно поняли
инструкцию, поэтому если понадобится, то воспитателю стоит 2-3
раза объяснить, как делать то или иное задание.
Игровые упражнения можно использовать на самоподготовке в
начальных, средних классах и на любом из этапов самоподготовки:
в начале самоподготовки, чтобы привлечь внимание учащихся к
новому материалу, в качестве повторения в середине
самоподготовки, чтобы сменить вид работы и поднять интерес к
изучаемой теме, в конце самоподготовки для закрепления
пройденного материала.
В индивидуальном развитии ребенка игра формирует потребность
ребенка познавать мир, создавать мир и создавать себя. Через игру
и в процессе игры ребенок упражняется, развивает себя
(психически и физически). Происходит развитие мотивационной
сферы. Развивается интеллект. Изменяются процессы мышления:
от наглядно-действенного до словесно-логического, и абстрактно-
логического.
Интеллектуальные игры решают следующие коррекционно-
развивающие, коррекционно-воспитательные и
образовательные задачи:
•
Развитие познавательной деятельности ребёнка с ОВЗ;
•
Развитие эмоционально- волевой сферы;
•
Обогащение представлений об окружающем мире;
•
Формирование коммуникативных навыков;
•
Формирование культурного поведения;
•
Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;
•
Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.
Для решения поставленных целей и задач на самоподготовке и во
внеурочное время мы используем следующие игры
Нами создана картотека коррекционно-развивающих игр, которая
поделена на 2 раздела
а) - дидактические;
б) - сюжетные;
в) - ролевые;
г) - театрализованные.
Каждый вид игры выполняет определённые функции.
1.
Дидактические игры - одно из средств познавательной
деятельности школьника с нарушением интеллекта.
Дидактические игры развивают наблюдательность, внимание,
память, мышление, речь, повышают эффективность обучения.
2.
В сюжетно-ролевых играх дети при помощи взятых на себя
ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их деятельность.
В ходе игры ученик познаёт мир и усваивает общественный
опыт. Воспитывается стремление к учению, умение и желание
трудиться, а также моральные качества, обогащается речевой
запас.
3.
Театрализованные игры - это разновидность сюжетно-ролевых
игр, однако они развиваются по заранее подготовленному
сценарию, в основе которого содержание сказки, рассказа. Эти
игры требуют от педагога режиссирования, а от ребёнка -
проговаривания реплик. Использую на уроках чтения и
развития речи.
4.
Подвижные игры служат средством коррекции моторных
нарушений, т.к. есть дети которые имеют двигательные
нарушения.
Наиболее важные функции игры:
1.
Обучающая функция
позволяет решить
конкретные
задачи
воспитания
и
обучения,
которые
направлены
на
усвоение
определённого программного материала и правил, которым
должны следовать играющие. Важны обучающие игры также
для нравственно-эстетического воспитания детей.
2.
Развивающая функция
заключается
в
развитии
ребёнка,
коррекции того, что в ней заложено и проявлено.
3.
Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные
особенности
детей.
Позволяет
устранить
нежелательные
проявления в характере своих воспитанников.
4.
Коммуникативная функция состоит в развитии потребности
обмениваться
со
сверстниками
знаниями,
умениями
в
процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе
дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.
5.
Развлекательная функция
способствует
повышению
эмоционально-положительного
тонуса,
развитию
двигательной активности, питает ум ребёнка неожиданными и
яркими
впечатлениями,
создаёт
благоприятную
почву
для
установления
эмоционального
контакта
между
взрослым
и
ребёнком.
6.
Психологическая функция
состоит
в
развитии
творческих
способностей детей.
7.
Релаксационная функция
заключается
в
восстановлении
физических и духовных сил ребёнка.
Таким образом, учебно-познавательная игра позволяет заложить в
обучение предметный и социальный контексты, важные для
будущей трудовой деятельности детей с ОВЗ. В играх данного типа
моделируются адекватные по сравнению с обычным обучением
условия формирования личности, необходимые для
профессиональной деятельности в будущем. В «контекстном»
обучении достижение чисто дидактических целей сливается с
воспитательными, развивающими целями, что активизирует
процесс познания детей ОВЗ.
Учащимся трудно дается выполнение заданий по обобщению, у них
слабо развиты многие психические процессы, мелкая моторика.
На самоподготовке используем элементы игровой деятельности, в
зависимости от задании, используем различные направления.
•
завоевать доверие ребенка, снять у него мышечное
напряжение, двигательно раскрепостить, дать ему
возможность поверить в свои силы, то есть настроить ребенка
на продуктивную умственную деятельность.
•
развить когнитивные процессы.
•
помочь осознать ценность других людей и собственной
личности; развить доброе и внимательное отношение к
другим. Прием при необходимости может повторяться. В
процессе работы меняем виды деятельности, чтобы
заинтересовать детей.
Игровые упражнения применяемые на самоподготовке по
развитию речи на основе окружающей действительности.
«Игра Зоопарк»
Обучающиеся
изображают
по
желанию
любых
зверей
и
птиц.
Сначала все сидят за стульями «в клетках». Каждый обучающийся
выходит
из-за
стула
и
представляет
свое
животное.
Другие
угадывают,
кого
он
изобразил.
После
того
как
всех
«узнали»,
клетки открываются и «звери и птицы» выходят. Они прыгают,
бегают, кричат, рычат, летают.
Основной этап: Обучающиеся рассматривают таблицу с теневыми
или черно-белыми рисунками овощей, фруктов, ягод, деревья,
грибы, цветы.
•
Первое задание. Педагог загадывает загадки о растениях,
обучающиеся отгадывают и отыскивают их на парте.
•
Второе задание. Обучающимся по очереди предлагается
найти, назвать и показать фрукты, овощи, ягоды.
•
Третье задание. Обучающиеся считают про себя количество
рисунков, потом по очереди отвечают.
Игровое упражнение «Растительный мир вокруг нас»
Педагог, (который на время игры становится лесником), предлагает
обучающимся превратиться в какое-нибудь маленькое растение и
назвать
его.
Лесник
очень
бережно
относится
к
растениям,
поливает их (гладит детей по голове и телу), ухаживает за ними.
Пригрело
солнце,
все
хорошо.
Но
вот
подул
ветер:
растения
начинают
качаться
в
разные
стороны,
борются
с
непогодой
(раскачивания
руками,
головой,
телом).
Ветер
усиливается
(опускаются руки, голова), растения клонятся к земле и ложатся на
нее.
Им
грустно
и
страшно.
Но
вот
ветер
стих
и
пошел
долгожданный
дождик
(все
встают),
выглянуло
солнышко
(улыбки соседям).
Растения
стали
краше
прежнего.
После
упражнения обучающиеся рассказывают о том, в какие растения
они превращались, и как менялось их настроение.
Основной этап: Дети подходят к таблице с изображением
различных предметов.
•
Первое задание: Учитель загадывает загадки о предметах,
сделанных руками человека, обучающиеся отгадывают их,
отыскивая на плакате.
•
Второе задание: Детям по очереди предлагается найти
предметы мебели, посуду, транспорт, инструменты, игрушки
и назвать их общим словом.
•
Третье задание: Каждый ребенок получает комплект карточек.
Ему дается задание разложить их по группам и каждой группе
дать название.
Игровое упражнение «Ералаш»
Мелкие игрушки (мебель, посуда, машинки и т.д.) разбросаны по
полу.
По
очереди
каждый
обучающиеся
наводит
порядок
в
квартире, то есть собирает все игрушки в отведенное место. Другие
дети считают вслух секунды, потраченные на выполнение данного
задания.
После
того
как
каждый
обучающийся
выполнил
это
задание, педагог просит учеников вместе навести порядок. При
этом он сам считает секунды. В ходе этой игры дети понимают, что
вместе можно сделать быстрей и лучше: один в поле не воин.
Игра «Живое - неживое»
Ученики
стоят
в
одну
линию.
Ведущий
обучающийся
стоит
напротив. Он называет какой-либо предмет и бросает мяч кому-то
из детей. Если этот предмет одушевленный (живой), ребенок ловит
мяч, а если нет -откидывает его.
Игра «Я знаю».
Ученики стоят в кругу и кидают мяч друг другу со словами: «Я
знаю
пять
названий
домашних
животных...»;
«Я
знаю
пять
названий диких животных...» «Я знаю пять названий предметов
мебели...»; «Я знаю пять названий фруктов...» и т.д. Обучающийся
должен бросить мяч и быстро произнести слово.
Все эти игры мы используем не только на самоподготовки, но и во
время воспитательного часа для снятия напряжения у детей с ОВЗ и
переключения их на другой вид деятельности.
Заключение
Работая
над
данной
темой
самообразования,
мы
пришли
к
заключению
о
большой
значимости
и
действенности
игры
в
решении задач профилактики, диагностики и коррекции поведения
и
развития
воспитанников.
Правильно
подобранную,
уместно
и
умело
проведенную
игру
следует
считать
таким
же
важным
элементом работы c такими детьми, как и урок.
Из опыта работы с мальчиками среднего возраста можно сделать
вывод,
что
игра
и
игровые
формы
являются
эффективным
средством обучения. Обучающиеся лучше усваивают полученную
информацию,
меньше
отвлекаются
и
проявляют
заинтересованность к процессу обучения. Также игровые формы
помогают
формировать
и
развивать
навыки
коммуникации.
Применение
игровой
деятельности
на
самоподготовке
является
важным
методическим
средством
для
развития
умственных
способностей детей школьного возраста.
Свой анализ работы мы хотим закончить цитатой из книги Ш.
Амонашвили
«Спешите, дети, будем учиться летать!»: «Нет случайно
родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не
рождается. Каждый ребёнок есть явление в земную жизнь. Он
родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что
именно его не хватало миру!».
Литература
1.
Литература: Амонашвили Ш. Спешите, дети, будем учиться
летать/
Культурология.
Издательский
дом
Шалвы
Амоношвили. — Лаборатория гуманной педагогики МГПУ,
2007. — 120 с. Бесова М. А.
2.
Познавательные игры от А до Я / Художник А. А. Селиванов-
Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. –
272 с.: ил. – (После уроков). Забрамная С. Д., Боровик О. В.
3.
Развитие
ребенка
в
ваших
руках:
книга,
полезная
для
родителей,
воспитателей,
учителей,
психологов,
дефектологов. — М.: Новая школа, 2000.
4.
Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями:
Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / О. А.
Степанова,
М.
Э.
Вайнер,
Н.
Я.
Чутко;
Под
ред.
Г.
Ф.
Кумариной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. —
272 с. Степанова О. А.
5.
Коррекционно-развивающие
ресурсы
игры
в
работе
с
младшими школьниками // Нач. шк.: плюс-минус. — 2001. —
№ 4. — С. 3–7. Рубакин Н. А.
6.
Как заниматься самообразованием // Издательство «Советская
Россия»; Москва; 1962. — 130 с. ISBN 5–8653–0951–5
7.
Актуальные
вопросы
формирования
интереса
в
обучении
/Щукина Г.И. Липник В.Н., Роботова А.С., Филиппова В.А.,
Шапошникова И.Г. М.: Просвещение 1984, 176с.
8.
Баряева
Л.Б.,
Зарин
А.П.
Обучение
игре
детей
с
интеллектуальной недостаточностью.- СПб:Союз,2000
9.
Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания
детей
с
отклонениями
в
развитии.
Учеб.
пособ.
Под
ред.
Пузанова Б.П. 3-е изд. доп. – М.: Академия – 2001, 160с.
10.
Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по
развитию памяти, внимания, мышления и воображения. – М.:
АРКТИ. – 2008.
11.
Трайнев,
В.А.
Интенсивные
педагогические
игровые
технологии в гуманитарном образовании - М., 2006.
12.
Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности
педагога:
учебн.
пособие
для
студентов
высших
учебн.
заведений
/
А.П.
Панфилова.
М.:
Издательский
центр
«Академия», 2006. 386 с.
13.
Смирнов,
А.С.
Педагогика:
педагогические
теории,
системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб.
заведений. [Текст] / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов
и
др.;
Под
ред.
С.А.
Смирнова.
–
4-е
изд.,
испр.
–
М.:
Издательский центр «Академия», 2000.–512с.
14.
Лишин
О.В.
Педагогическая
психология
воспитания.
Учебное пособие для школьных психологов и педагогов. М.:
Институт практической психологии, 1977.
15.
Занъко, С.Ф. и др. Игра и ученье - М., 1992.