Напоминание

Формирование информационной компетенции учащихся


Автор: Марина Владимировна Волкова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №7" г.Колпашево
Населённый пункт: город Колпашево, Томской области
Наименование материала: статья
Тема: Формирование информационной компетенции учащихся
Раздел: начальное образование





Назад




Тема самообразования: Формирование информационной компетенции учащихся.

Информационная компетентность является ключевым термином ФГОС НОО и определя-

ется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обраба-

тывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных ин-

формационных технологий».

Задача современной школы – сформировать информационную компетентность, т.е. вос-

питать умелого пользователя информационного наследия человечества.

Информационная компетентность включает в себя различные аспекты (способы деятель-

ности):

-планирование информационного поиска;

-извлечение первичной (необработанной) и вторичной (обработанной и представленной

ученику) информации;

-обработка информации;

-систематизация информации;

-интерпретация (объяснение и толкование) информации;

-представление информации в различных вариантах.

Вот так выглядят действие ученика, имеющего сформированные навыки работы с инфор-

мацией:

– Знаю, где найти!

– Нашёл!

– Применил.

– Могу рассказать другим.

– Могу использовать, чтобы получить информацию на более высоком уровне.

Важной составляющей информационной компетентности учеников является преобразо-

вание информации из одной формы в другую и выбор наиболее удобной для себя формы.

Это могут быть тексты, таблицы, схемы, иллюстрации.

На сегодняшний день разработано огромное множество методов и приёмов развития ин-

формационной компетентности учащихся, применимых как в урочной так и во внеуроч-

ной деятельности.

Методы

Кластер (гроздь, пучок, созвездие)

Кластер – это объединение нескольких элементов в единое целое. Составление кластера

удобно проводить при обобщении и систематизации изученного раздела программы или

объёмной темы. Это творческая работа может быть индивидуальной, парной, групповой,

коллективной. Грамотно составленный кластер помогает представить всю тему в целом.

В центре записывается листа ключевое понятие, а от него рисуют стрелки-лучи в разные

стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи рас-

ходятся далее и далее.

Приём чтения с пометками или «Инсерт»

Начинайте с коротких текстов, пусть для начала будет две графы «знаю» — «узнал но-

вое», затем усложняйте работу с текстом.

Дети читают текст и отмечают «галочкой» ту информацию, которая им уже знакома,

знаком «+» - новое, знаком «-» то, что они не знали, ставят вопросительный знак около

той информации, которая вызвала вопросы и требует дополнительного изучения.

В итоге у школьников:

повышается интерес к изучению материала за счёт стимулирования самостоятельной поисковой деятель-

ности, которая носит творческий характер;

развивается способность к аналитической и оценочной работе с текстами.

Кроме того, дети учатся:

ориентироваться в источниках информации — в частности, в учебниках, – что немаловажно для младших

школьников и их последующего обучения;

сортировать материал на главный и второстепенный;

критически подходить к оценке новых знаний;

делать выводы и обобщать в процессе размышления.

Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подло-

жит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.

Сиквейн – это краткое резюме на изученную тему. Он составляется по определённым

правилам.

Приём «антипации» заключается в том, что учащиеся перед знакомством с новым ли-

тературным произведением или темой предполагают, предвосхищают, предвидят то, о

чём могут узнать. В этом может помочь название литературного произведения или назва-

ние темы. Затем после изучения темы или произведения сравнивают то, что предполага-

ли с тем, что узнали.

Приём «Дерево предсказаний» Этот приём в чём-то схож с приёмом антипации.

Цель:• развивать образное мышление;• соотносить аргументы и факты;• развивать фанта-

зию; • уметь мыслить перспективно.

Ствол дерева – тема. Ветви – предположения. Листочки – обоснование, аргументы в

пользу того или иного мнения. Предположения строятся по двум направлениям: «воз-

можно» «вероятно»

Тема должна содержать вопрос, адресованный в будущее.Н-р, Что делать, чтобы оста-

ваться здоровым и прожить много лет?

Приём «Выбор задания» Этот приём воспроизведения, использования для анализа,

ранжирования по самостоятельно заданным основаниям уже изученной информации.

Н-р; На уроке обучения грамоте на доске написаны буквы: А, о, И, Э, э, и, а, О.

Задания учителя:

- Посмотрите на запись, придумайте задание.

- Объясните свой выбор задания.

- Выполните своё задание.

- А теперь посмотрите на то задание, которое было запланировано с этими буквами (За-

дание записано на обратной стороне доски.). Сравните его со своим.

Приём «Присвоения понятий» заключается в том, что учащиеся дают собственную ин-

терпретацию изучаемого предмета, сравнивая её с определением автора. Н-р; «Что мо-

жет сказать о себе глагол?», «Чем гордится ноль?».

Приём «несоответствий» (коллизий) Этот приём заключается в нахождении несоот-

ветствий между старыми и новыми знаниями. Или несоответствия между знаниями раз-

ного уровня. Можно применять на уроках русского языка: например; несоответствие

между написанием и произношением слова: гриб – гри(п), наблюдение за группой таких

слов можно мотивировать на нахождение правила, связанного с данной коллизией. Мож-

но использовать рассмотрение несоответствия между житейскими и научными знаниями.

На уроке окружающего мира по теме «Домашние и дикие животные» в 1 классе детям

предлагаются карточки с изображениями животных для распределения их в группы. Уче-

ники выполняют задание и попугая относят к домашним животным, после чего учитель

проецирует на экран фото попугая в природе. Возникает коллизия, которая заставляет за-

думаться и заняться поиском дополнительной информации.

Прием «6-ти вопросов»

заключается в том, чтобы ученик, читая или слушая текст, вы-

делил ответы на 6 основных вопросов. В результате ученики структурируют текст и в

дальнейшем опираются на выделенную структуру при подготовке к пересказу. Этот

приём позволяет справиться с потоком информации, сохранить, систематизировать и

воспроизвести её.

Приём «Ромашка Блума» помогает научить детей задавать вопросы.

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип

вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

- простой вопрос

- уточняющий вопрос

- оценочный вопрос

- творческий вопрос

- практический вопрос

- вопрос-интерпретация

Тема: Растения.

Простой Где используются растения?

Оценочный Правильно ли я понял, что без растений на планете не будет жизни?

Объясняющий Почему нужно заботиться о растениях?

Практический Что нужно делать, чтобы растения не попадали в Красную книгу?

Творческий Что было бы, если на Земле не было растений?

Уточняющий Какие виды растений ты знаешь?

Интересен приём «Тонкие и толстые вопросы»

Кроме вышеперечисленных приёмов можно использовать разные способы работы с та-

блицами. Любая информация, помещённая в таблицу, помогает систематизировать по-

лученную информацию, хорошо запомнить и логически воспроизвести.

Таблица «Знал – узнал»:

Что я знал о … (предмет изучения)?

Что нового узнал о… ?

1.

2.

1.

2.

Заполнение таблицы можно организовать как самостоятельно так и по группам.

Таблица «Согласны – не согласны»:

Согласны.

Несогласны (с добавлением аргумен-

та).

- Форма глаза напоминает яблоко.

- Зрачок глаза – это отверстие в глазу.

- Очень полезно читать лёжа.

- Глаз человека надёжно защищён.

- Зрение человека не портится от дол-

гой работы за компьютером.

Этот приём можно использовать при изучении любого предмета. Н-р; при анализе ха-

рактера героя литературного героя; или при изучении правила правописания на уроке

русского языка.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Первобытные люди ко-

чевали, чтобы добыть

себе питание.

Почему люди перестали

кочевать?

Когда люди научились

выращивать растения,

одомашнили некоторых

диких животных у них

пропала необходимость

к кочевой жизни.

Приём «Ведения дневника или бортжурнала»: Этот приём заключается в том, что

дети, изучая н-р; какую либо природную зону (степь, тундру, ледяную пустыню) или

природное сообщество (поле, луг, тайга, горы) ведут бортовой журнал или дневник путе-

шественника, как бы заочно путешествуя по изучаемой местности. Этот приём помогает

не только систематизировать материал, но и развивать навыки письменной связной речи.

В бортжурнале можно помещать и описания, и рисунки, и схемы, и таблицы. Можно изу-

чение той или иной природной зоны представить как составление рекламы турфирмы.

Более высокий уровень работы самостоятельной работы с информацией – это выполне-

ние исследовательского проекта.

Метапредметные работы в конце каждого года обучения.

Формируя информационную компетентность учащихся начальной школы, учитель гото-

вит их к успешной жизни в современном обществе.



В раздел образования




Яндекс.Метрика