Автор: Марина Владимировна Волкова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №7" г.Колпашево
Населённый пункт: город Колпашево, Томской области
Наименование материала: статья
Тема: Формирование информационной компетенции учащихся
Раздел: начальное образование
Тема самообразования: Формирование информационной компетенции учащихся.
Информационная компетентность является ключевым термином ФГОС НОО и определя-
ется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обраба-
тывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных ин-
формационных технологий».
Задача современной школы – сформировать информационную компетентность, т.е. вос-
питать умелого пользователя информационного наследия человечества.
Информационная компетентность включает в себя различные аспекты (способы деятель-
ности):
-планирование информационного поиска;
-извлечение первичной (необработанной) и вторичной (обработанной и представленной
ученику) информации;
-обработка информации;
-систематизация информации;
-интерпретация (объяснение и толкование) информации;
-представление информации в различных вариантах.
Вот так выглядят действие ученика, имеющего сформированные навыки работы с инфор-
мацией:
– Знаю, где найти!
– Нашёл!
– Применил.
– Могу рассказать другим.
– Могу использовать, чтобы получить информацию на более высоком уровне.
Важной составляющей информационной компетентности учеников является преобразо-
вание информации из одной формы в другую и выбор наиболее удобной для себя формы.
Это могут быть тексты, таблицы, схемы, иллюстрации.
На сегодняшний день разработано огромное множество методов и приёмов развития ин-
формационной компетентности учащихся, применимых как в урочной так и во внеуроч-
ной деятельности.
Методы
Кластер (гроздь, пучок, созвездие)
Кластер – это объединение нескольких элементов в единое целое. Составление кластера
удобно проводить при обобщении и систематизации изученного раздела программы или
объёмной темы. Это творческая работа может быть индивидуальной, парной, групповой,
коллективной. Грамотно составленный кластер помогает представить всю тему в целом.
В центре записывается листа ключевое понятие, а от него рисуют стрелки-лучи в разные
стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи рас-
ходятся далее и далее.
Приём чтения с пометками или «Инсерт»
Начинайте с коротких текстов, пусть для начала будет две графы «знаю» — «узнал но-
вое», затем усложняйте работу с текстом.
Дети читают текст и отмечают «галочкой» ту информацию, которая им уже знакома,
знаком «+» - новое, знаком «-» то, что они не знали, ставят вопросительный знак около
той информации, которая вызвала вопросы и требует дополнительного изучения.
В итоге у школьников:
•
повышается интерес к изучению материала за счёт стимулирования самостоятельной поисковой деятель-
ности, которая носит творческий характер;
•
развивается способность к аналитической и оценочной работе с текстами.
Кроме того, дети учатся:
•
ориентироваться в источниках информации — в частности, в учебниках, – что немаловажно для младших
школьников и их последующего обучения;
•
сортировать материал на главный и второстепенный;
•
критически подходить к оценке новых знаний;
•
делать выводы и обобщать в процессе размышления.
Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подло-
жит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.
Сиквейн – это краткое резюме на изученную тему. Он составляется по определённым
правилам.
Приём «антипации» заключается в том, что учащиеся перед знакомством с новым ли-
тературным произведением или темой предполагают, предвосхищают, предвидят то, о
чём могут узнать. В этом может помочь название литературного произведения или назва-
ние темы. Затем после изучения темы или произведения сравнивают то, что предполага-
ли с тем, что узнали.
Приём «Дерево предсказаний» Этот приём в чём-то схож с приёмом антипации.
Цель:• развивать образное мышление;• соотносить аргументы и факты;• развивать фанта-
зию; • уметь мыслить перспективно.
Ствол дерева – тема. Ветви – предположения. Листочки – обоснование, аргументы в
пользу того или иного мнения. Предположения строятся по двум направлениям: «воз-
можно» «вероятно»
Тема должна содержать вопрос, адресованный в будущее.Н-р, Что делать, чтобы оста-
ваться здоровым и прожить много лет?
Приём «Выбор задания» Этот приём воспроизведения, использования для анализа,
ранжирования по самостоятельно заданным основаниям уже изученной информации.
Н-р; На уроке обучения грамоте на доске написаны буквы: А, о, И, Э, э, и, а, О.
Задания учителя:
- Посмотрите на запись, придумайте задание.
- Объясните свой выбор задания.
- Выполните своё задание.
- А теперь посмотрите на то задание, которое было запланировано с этими буквами (За-
дание записано на обратной стороне доски.). Сравните его со своим.
Приём «Присвоения понятий» заключается в том, что учащиеся дают собственную ин-
терпретацию изучаемого предмета, сравнивая её с определением автора. Н-р; «Что мо-
жет сказать о себе глагол?», «Чем гордится ноль?».
Приём «несоответствий» (коллизий) Этот приём заключается в нахождении несоот-
ветствий между старыми и новыми знаниями. Или несоответствия между знаниями раз-
ного уровня. Можно применять на уроках русского языка: например; несоответствие
между написанием и произношением слова: гриб – гри(п), наблюдение за группой таких
слов можно мотивировать на нахождение правила, связанного с данной коллизией. Мож-
но использовать рассмотрение несоответствия между житейскими и научными знаниями.
На уроке окружающего мира по теме «Домашние и дикие животные» в 1 классе детям
предлагаются карточки с изображениями животных для распределения их в группы. Уче-
ники выполняют задание и попугая относят к домашним животным, после чего учитель
проецирует на экран фото попугая в природе. Возникает коллизия, которая заставляет за-
думаться и заняться поиском дополнительной информации.
Прием «6-ти вопросов»
заключается в том, чтобы ученик, читая или слушая текст, вы-
делил ответы на 6 основных вопросов. В результате ученики структурируют текст и в
дальнейшем опираются на выделенную структуру при подготовке к пересказу. Этот
приём позволяет справиться с потоком информации, сохранить, систематизировать и
воспроизвести её.
Приём «Ромашка Блума» помогает научить детей задавать вопросы.
"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип
вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
- простой вопрос
- уточняющий вопрос
- оценочный вопрос
- творческий вопрос
- практический вопрос
- вопрос-интерпретация
Тема: Растения.
Простой Где используются растения?
Оценочный Правильно ли я понял, что без растений на планете не будет жизни?
Объясняющий Почему нужно заботиться о растениях?
Практический Что нужно делать, чтобы растения не попадали в Красную книгу?
Творческий Что было бы, если на Земле не было растений?
Уточняющий Какие виды растений ты знаешь?
Интересен приём «Тонкие и толстые вопросы»
Кроме вышеперечисленных приёмов можно использовать разные способы работы с та-
блицами. Любая информация, помещённая в таблицу, помогает систематизировать по-
лученную информацию, хорошо запомнить и логически воспроизвести.
Таблица «Знал – узнал»:
Что я знал о … (предмет изучения)?
Что нового узнал о… ?
1.
2.
1.
2.
Заполнение таблицы можно организовать как самостоятельно так и по группам.
Таблица «Согласны – не согласны»:
Согласны.
Несогласны (с добавлением аргумен-
та).
- Форма глаза напоминает яблоко.
- Зрачок глаза – это отверстие в глазу.
- Очень полезно читать лёжа.
- Глаз человека надёжно защищён.
- Зрение человека не портится от дол-
гой работы за компьютером.
Этот приём можно использовать при изучении любого предмета. Н-р; при анализе ха-
рактера героя литературного героя; или при изучении правила правописания на уроке
русского языка.
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Первобытные люди ко-
чевали, чтобы добыть
себе питание.
Почему люди перестали
кочевать?
Когда люди научились
выращивать растения,
одомашнили некоторых
диких животных у них
пропала необходимость
к кочевой жизни.
Приём «Ведения дневника или бортжурнала»: Этот приём заключается в том, что
дети, изучая н-р; какую либо природную зону (степь, тундру, ледяную пустыню) или
природное сообщество (поле, луг, тайга, горы) ведут бортовой журнал или дневник путе-
шественника, как бы заочно путешествуя по изучаемой местности. Этот приём помогает
не только систематизировать материал, но и развивать навыки письменной связной речи.
В бортжурнале можно помещать и описания, и рисунки, и схемы, и таблицы. Можно изу-
чение той или иной природной зоны представить как составление рекламы турфирмы.
Более высокий уровень работы самостоятельной работы с информацией – это выполне-
ние исследовательского проекта.
Метапредметные работы в конце каждого года обучения.
Формируя информационную компетентность учащихся начальной школы, учитель гото-
вит их к успешной жизни в современном обществе.