Напоминание

Физическое воспитание детей с нарушением слуха.


Автор: Буриличева Валентина Николаевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГОУ "ТОЦО"
Населённый пункт: Тула
Наименование материала: Статья на тему: "Особенности психофизического развития и двигательных способностей детей младшего школьного возраста с нарушением слуха"
Тема: Физическое воспитание детей с нарушением слуха.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Особенности психофизического развития и двигательных способностей

детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

Нарушение слуха сказывается на психике школьника, своеобразии его

общения

с

людьми

и

окружающим

предметным

миром.

Отсутствие

внутренней речи и словесного опосредования ограничивают объем внешней

информации

и

всегда

сопровождаются

замедленностью

и

снижением

восприятия,

мышления,

внимания,

памяти,

воображения

и

всей

познавательной деятельности в целом .

Нарушение слухового восприятия вызывают специфические изменения

в

снижении

двигательной

памяти,

произвольного

внимания,

особенно

у

учащихся младшего школьного возраста. Многие школьники с нарушением

слуха с трудом осваивают представления о мерах времени и об отношениях

между единицами измерения.

Слух

теснейшим

образом

связан

с

движением.

Н.А.

Бернштейн,

указывая

на

взаимосвязь

двигательного

и

слухового

анализатора,

подчеркивал, что движение корректируется не только зрением, но и слухом.

Слуховые

сигналы,

как

и

зрительные,

участвуют

в

регуляциидвижений.

Выключение

слуха

из

системы

анализаторов

означает

не

просто

изолированное выпадение одной сенсорной системы, а нарушение всего хода

развития

людей

данной

категории.

Между

нарушением

слуха,

речевой

функции

и

двигательнойсистемой

существует

тесная

функциональная

взаимозависимость.

Педагогические

наблюдения

и

экспериментальные

исследования,

подтверждая это положение, позволяют выделить следующее своеобразие

двигательной сферы глухих школьников:

-1- недостаточно точная координация и неуверенность движений, что

проявляется в основных двигательных навыках;

-2- относительная замедленность овладения двигательными навыками;

-3-

трудность

сохранения

у

глухих

статического

и

динамического

равновесия;

-4-

относительно

низкий

уровень

развития

пространственной

ориентировки

-5-

замедленная

реагирующая

способность,

скорость

выполнения

отдельных движений и темпа двигательной деятельности в целом;

-6- отклонения в развитии моторной сферы: мелкой моторики кисти и

пальцев рук, согласованности движений отдельных звеньев тела во времени и

пространстве, переключаемости движений,дифференцировки и ритмичности

движений,

расслабления,

совокупность

которых

характеризует

нарушения

координационных способностей;

-7- отставание в развитии жизненно важных физических способностей

- скоростно-силовых, силовых, выносливости и других, характеризующих

физическую подготовленность детей и подростков.

Перечисленные нарушения в двигательной сфере глухих школьников

носят

взаимосвязанный

характер

и

обусловлены

общими

причинами:

структурой

слухового

дефекта,

недостаточностью

речевой

функции,

сокращением объема поступающей информации, состоянием двигательного

анализатора,

степенью

функциональной

активности

вестибулярного

анализатора.

Особенно

ярко

эта

совокупность

причин

проявляется

на

координационных

способностях,

так

как

они

реализуются

на

дефектной

основе сенсорных систем, участвующих в управлении движениями.

Поэтому

глухие

школьники

тратят

на

освоение

сл ожно-

координационных навыков значительно больше времени, имеют меньший

уровень максимальных достиженийпо точности и времени движений, а также

уступают в статическом и динамическом равновесии слышащим школьникам.

Большая часть авторов объясняют сниженный уровень двигательной

сферы

глухих,

в

частности,

координационных

способностей

(особенно

равновесия)

недостаточной

функциональной

активностью

вестибулярного

аппарата.

При

нарушении

равновесия

у

глухих

детей

младшего

школьного

возраста

отмечается

замедленность,

скованность

и

малая

амплитуда

движений .

Ведущим и решающим фактором в регуляции чувства равновесия у

глухих школьников является мышечное чувство.

А. О. Костанян пришел к выводу, что на точность движения влияет не

столько состояние вестибулярного аппарата, сколько степень совершенства

двигательного

анализатора.

Между

тем

качественные

характеристики

прямостояния у глухих находятся в прямой зависимости от сохранности

вестибулярного аппарата.

По данным В.А. Какузина, И.Н. Ляховой, у глухих 7-13 лет величины

сагиттального

размера

пространственного

поля

устойчивости

и

коэффициента

использования

площади

не

превышали

70—74%

тех

же

показателей

слышащих.

С

возрастом

эти

различия

между

глухими

и

слышащими сокращаются. Глухие в показателях динамического равновесия

отстают от слышащих сверстников во всех возрастных группах. Наибольшие

различия (до 89%) отмечаются в младшем школьном возрасте.

Врожденные

или

ранние

нарушения

функций

слухового

и

ве стибулярного

анализаторов

приводят

к

снижению

ч у в с т в а

пространственной

ориентировки

глухих,

что

проявляется

в

ходьбе,

беге,

ориентации в схеме тела, упражнениях с предметами .

Потеря

слуха

оказывает

значительное

влияние

на

функциональное

с о с т о я н и е

в с е х

с и с т е м .

Н а к о п л е н н ы й

м а т е р и а л

неврологическойсимптоматики глухих детей позволяет выделить некоторые

поражения

периферических

и

центральных

структур,

проявляющиеся

в

замедленном

движении

глаз

(0,9%),

языка

(2,7%),

акта

жевания

(0,3%),иннервируемых

двигательными

черепно-мозговыми

нервами.

Характерная замедленность двигательных актов у большинства неслышащих

может быть вызвана и нарушениями механизмов координациидвигательных

реакций.

Эти нарушения прямо или опосредованно влияют на двигательные

способности,

связанные

с

быстротой

реагирования,

темпом

движений,

скоростными качествами.

Результаты анализа особенностей проявления скоростных качеств в

условиях, требующих различного уровня концентрации внимания, показали

выраженные различия между глухими и слышащими. Средние величины

скорости

сенсорно-двигательной

реакции

при

снижении

интенсивности

звукового информационного потока оказалась меньше, чем при нормальном

функционировании слухового анализатора.

Среди

многочисленных

форм

проявления

скоростно-силовых

качеств

наиболее

выраженными

являются

прыжковые

упражнения.

У

глухих

мальчиков от 8 до 10 лет прирост прыгучести равен в среднем от 2,1 до 4,1

см, с 10 до 13 лет - от 1,9 до 4,4 см[11].У детей с недостатками слуха

статическая выносливость в возрасте 7-8 лет ниже, чем у слышащих. К 9-10

годам

глухие

по

уровню

выносливости

к

мышечным

усилиям

приравниваются к слышащим.

Таким образом, своеобразие психического и физического развития глухих и

слабослышащих детей обусловлено рядом причин:

-функциональным нарушением отдельных физиологических функций,

- общей соматической ослабленностью,

-

отставанием

в

психическом

развитии

(иногда

сопровождающимся

задержкой психического развития, умственной отсталостью),

-недоразвитием или отсутствием речи.

Последнее

в

работе

с

глухими

школьниками

приобретает

особую

значимость,

если

иметь

ввиду

то

исключительное

влияние

речи

на

психическое и физическое развитие глухих детей, которое было показано в

исследованиях общей и специальной психологии .



В раздел образования




Яндекс.Метрика