Напоминание

«Организация работы по внедрению методов театральной педагогики для развития их познавательных и творческих способностей дошкольника»


Автор: Пугачева Наталья Ивановна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ «Детский сад № 93»
Населённый пункт: Саратов
Наименование материала: Доклад
Тема: «Организация работы по внедрению методов театральной педагогики для развития их познавательных и творческих способностей дошкольника»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

МДОУ « Детский сад № 93»Кировского района г.Саратова

Доклад

Тема: « Организация работы по внедрению методов театральной

педагогики для развития их познавательных и творческих способностей

дошкольника»

Музыкальный руководитель

Пугачева Н.И

2019г

Как известно, театр является одной из наиболее наглядных форм

художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через

образы. Специфическим средством выражения смысла и содержания в театре

выступает сценическое представление, возникающее в процессе игрового

взаимодействия актёров. Однако в области начального музыкального

образования детей музыкально-театральная деятельность представляется

наименее разработанным направлением, тогда как эффективность его

очевидна, о чём свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические

исследования.

Музыкальное воспитание является синтезом различных видов

деятельности. Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды

музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. В занятиях музыкой

театрализация должна занимать весомое место, наряду с другими видами

деятельности. Театрализация оказывает большое влияние на развитие у

ребенка творческих способностей, образного мышления.

В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное

воспитание

детей,

они

обучаются

выразительному

чтению,

пластике

движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая

атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности,

применять собственные возможности и способности. В процессе создания

театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для

ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ

самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным

творцом.

В зависимости от используемых методик преподавания музыки,

педагог может взять за основу проводимых занятий театрализацию.

Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении

развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях,

начиная с младшей группы. В процессе музыкального воспитания детей

постепенно усложняются упражнения, выполняемые ребенком, и вместе с

тем возрастает и его самореализация в творческой сфере

Как правило, материалом для сценического воплощения служат

сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ

мира». Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ,

перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное

выполнение, т.к. оно не опирается ни на какой овеществленный образец.

Музыкальный компонент театральных занятий расширяет

развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект

эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение

ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется

закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей

увеличивается количество и объём сенсорно-перцептивных анализаторов

(зрительных, слуховых, двигательных).

Природная предрасположенность дошкольников к “напеванию” и

“пританцовыванию” объясняет их живой интерес к восприятию музыкально-

театрального действа и участию в нём. Удовлетворение этих возрастных

потребностей в музыкально-театральном творчестве освобождает ребенка от

закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит

ребенку массу радостных минут и огромное наслаждение. Восприятие

“поющих слов” в музыкальном спектакле становится более осознанным и

чувственным за счёт подключения сенсорных систем, а собственная

включённость в действие позволяет ребёнку смотреть не только на сцену, но

и в “себя”, уловить своё переживание, зафиксировать его и оценить.

Театрализованная деятельность оставляет большой простор для

творчества самого ребенка, позволяет ему самому придумывать то или иное

озвучивание действий, самому подбирать музыкальные инструменты для

исполнения,

образ

своего

героя.

По

желанию

дети

должны

иметь

возможность самим выбирать себе роли, без какого-либо принуждения.

Возможно использование игр на внимание, фантазию, добиваюсь

яркой передачи разнопланового образа. В танцевальном творчестве ребенок

получает

возможность

получить

жизнерадостную

самоутверждающую

уверенность в себе, что становится прекрасным фоном для развития его

интеллектуальной сферы.

Поддержка инициативы импровизирования на музыкальных

инструментах, пении, в танцевальной и театральной деятельности позволяет

развить в детях «живой» интерес к занятиям музыкой, превратить их из

скучной

обязанности

в

веселое

представление.

Театрализованная

деятельность способствует психическому и физическому развитию ребенка,

позволяет в рамках театральной игры узнать о нормах, правилах и традициях

общества, в котором он живет.

Возможно использование следующего музыкального оборудования:

- музыкальные инструменты для работы музыкального руководителя;

- детские музыкальные инструменты;

- музыкальная игрушка;

-музыкально-дидактические

пособия:

учебно-наглядный

материал,

настольные музыкально-дидактические игры;

-аудиовизуальные

пособия

и

специальное

оборудование

к

ним;

оборудование художественно-театральной деятельности;

- атрибуты и костюмы.

Таким образом, театрализованная деятельность, в процессе

музыкального воспитания детей исполняет социализирующую функцию и

тем самым дает толчок к дальнейшему развитию способностей ребенка.

Театрализованная деятельность включает в себя следующие

моменты музыкального развития: инсценировка песен; театральные этюды;

фольклорные праздники; сказки, мюзиклы, водевили, театрализованные

представления.

При анализе обучающих программ, сочетающих театральное

действие

и

музыкальное

воспитание,

показал,

что

практически

все

применяемые программы основаны на базовой программе « От рождения до

школы» под редакцией Н.Е.. Вераксы, Т Комаровой,М.Васильевой. В

дополнение

к

ней

можно

использовать

технологии

с

применением

театрализованной деятельностьи, такие как программа Э.Г. Чуриловой

«Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и

младших школьников», А.Е. Антипиной «Театрализованная деятельность в

детском саду» и С.И. Мерзляковой «Волшебный мир театра». При этом

обособленно помогают развивать у

детей театральные способности

программы творческой группы «Синтез» Куревиной и авторская программа

Е.Г. Саниной «Театральные ступеньки».

По результатам анализа психолого-педагогической

литературы

можно

сделать

следующий

вывод:

процесс

театральной

деятельности дошкольника неразрывно связан с музыкальным развитием

ребенка.

Анализируя прошедший год можно отметить, что дети

МДОУ №93 активно участвовали в сценках на праздниках и развлечениях,

через

театрализованную игру находили ответы к заданиям в НОД,

самостоятельно инсценировали знакомые сказки в игровой деятельности во

второй половине дня, с помощью музыкальных инструментов создавали

свой музыкальный образ, подбирали

жесты и мимику к характеру и

настроению музыки, через пластические этюды передавали их содержание.

Большой победой стало участие детей подготовительной

группы на региональном конкурсе со сказкой «Снежная королева»в начале

2018года, где дети смогли очень проникновенно и выразительно передать

содержание сказки, раскрыть ее во всем многообразии. Замечательной

победой для ребят стало участие в экологическом проекте, выступая со

сказкой «Лягушата в красных шапках» в 2019году.Интересной работой в

старшей группе стало участие со сказкой « Пчелки-верные друзья» в конце

2019года.

Создавая обстановку праздника, воспитатели смогли стать образцами

театрального перевоплощения в образах Деда Мороза, Снежной Королевы,

Бабы- Яги, Бороды Д.М. ,хитрого Волка.

Считаю, что нужно продолжать работу по театральной

педагогике всеми специалистами нашего детского сада для всестороннего

развития детей, а также привлекать родителей к участию в праздниках и

конкурсах, театрализованных представлениях различной направленности.

Заведующий МДОУ «Детский сад №93» Елистратова И.Ю.



В раздел образования




Яндекс.Метрика