Автор: Ерофеева Татьяна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №96
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Значение художественной литературы в развитии речи детей
Раздел: дошкольное образование
Значение художественной литературы в развитии речи детей
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания,
познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык
является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в
школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения
процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу:
«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только
интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера,
эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от
речи» (Выготский Л. С.)
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей
дошкольного возраста в наше время является очень редким явлением. Между
тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, так
как этот период наиболее чувствителен к ее обучению.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования среди ряда образовательных областей выделена область -
«Речевое развитие». Данная область подчеркивает основную функцию речи –
быть средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
развитие
связной,
грамматически
правильной
диалогической
и
монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и
интонационной культуры речи.
Дети дошкольного возраста учатся говорить, подражая разговорной речи
окружающих. К сожалению, занятые родители в наше время часто забывают
об этом. Ребенок проводит мало времени в сообществе взрослых (все чаще за
компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает сказки
и рассказы из уст мамы и папы, а сами родители также проходят занятия по
систематическому развитию речи редко. Соответственно, речь ребенка во
время поступления в школу представляет много проблем.
Для детей дошкольного возраста и детей младших классов чтение играет
роль в изучении грамотности, русского языка. Чтение развивает внутреннюю
речь, а значит, дает возможность маленькому человечку более осознанно
познавать мир.