Автор: Постольник Виктор Владимирович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ СОШ №32
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Роль познавательных задач в развитии интеллектуальных способностей школьников на уроках специального инструмента (балалайув, гитара)"
Раздел: дополнительное образование
«Роль познавательных задач в развитии интеллектуальных
способностей школьников на уроках
специального инструмента (балалайка, гитара)»
Музыкальная
образованность
как
совокупность
знаний,
способов
музыкальной
деятельности,
индивидуальных
способностей
является
важнейшим
средством
становления
духовных и интеллектуальных качеств школьника, формирование
которых выступает главной целью современного музыкального
образования.
Многие исследования отечественных психологов и педагогов
акцентируют свое внимание на том, что учащиеся имеют большие
индивидуальные различия не только в учебных умениях и учебной
мотивации,
но
и
в
уровнях
развития
интеллектуальных
способностей.
Поэтому одной из задач педагога-музыканта является воспитание у
школьников «искусства думать» как способа понимания явлений,
фактов, проблем музыки в свете их производности от сущностных
фундаментальных проблем искусства. На уроках специального
инструмента (балалайка, гитара) необходимо научить учащихся не
формально выводить понятия, а научить их самих строить процесс
размышления о музыке на научном уровне. То есть педагог на
теоретическом и практическом уровнях должен владеть методикой
развития общих интеллектуальных способностей, необходимых для
овладения
учащимися
исследовательским
методом
познания
искусства.
Одним из способов развития интеллектуальных способностей
учащихся является введение в процесс музыкального обучения
познавательных задач в совокупности с реализацией принципа
индивидуального подхода.
Познавательная задача предполагает поиск новых знаний, способов
(умений) и стимуляцию активного использования в обучении
связей, отношений, доказательств. Познавательные задачи не
решаются по готовым образцам, а прогнозируют новые решения, в
которых нужна догадка, организация на перспективы познания и
углубления, совершенствование имеющихся знаний и умений.
Процесс выполнения задач данного типа требует от учеников
волевых усилий, интеллектуального напряжения, а ее разрешение,
завершающее
познавательный
акт,
вызывает
удовлетворение,
положительные эмоции.
2