Автор: Бубнова Наталья Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №33"
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: Доклад
Тема: "Значение сюжетно - ролевой игры в дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование
Значение сюжетно-ролевой игры в
дошкольном возрасте
(ДОКЛАД)
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в
детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
В современной педагогической теории игра рассматривается как
ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры
определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем,
что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются
и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени
способствует психическому развитию ребенка.
Детские
игры
–
явление
неоднородное.
Они
разнообразны
по
содержанию,
степени
самостоятельности
детей,
формам
организации,
игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки дать
классификацию игр. Вашему вниманию представляется классификация С.Л.
Новоселовой.
Игры
Творческие
(сюжетно-ролевые)
Игры с правилами
(дидактические, подвижные)
По типу организации
Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
в первую половину дня
во вторую половину
дня
С учетом времени проведения
Классификация игр
(по С.Л.Новоселовой)
С учетом места организации
Игры на воздухе
Игры в помещении
На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и
развивается сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его
деятельности.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него
нет
самой
сюжетно-ролевой
игры.
Сюжет
игры
–
эта
та
сфера
действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого
сюжетно-ролевые игры подразделяются на:
•
Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник»,»дни
рождения» (большое место уделяется кукле)
•
Игры на производственные и общественные темы, в которых
отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт:
поезд, самолет, корабль)
•
Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические
подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т.д.)
•
Игры
на
темы
литературных
произведений,
кино-,
теле-
и
радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и
крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т.д.
•
Режиссерские игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять
разнообразные действия кукол, действуя и за себя, и за куклу.
В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребенок
проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют
собой предпосылки сюжетно-ролевой игры.
Первый такой этап – ознакомительная игра. Относится к возрасту
ребенка – 1 год. Взрослый организует предметно-игровую деятельность
малыша, используя разнообразные игрушки, предметы.
На втором этапе (рубеж 1 и 2 года жизни ребенка) появляется
отобразительная игра,
в которой действия ребенка направлены на
выявление специфических свойств предмета и на достижение с его
помощью определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет,
но и обращает внимание малыша на его целевое назначение.
Третий этап развития игры относится к концу второго – началу
третьего года жизни. Формируется сюжетно-отобразительная игра,
в
которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в
повседневной жизни (баюкают куклу).
Четвертый этап (с 3 до 7 лет) – собственная ролевая игра.
По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста
отличаются от игр детей более старшего возраста. Эти отличия связаны с
относительной
ограниченностью
опыта,
особенностями
развития
воображения, мышления, речи. Ребенок не может представить игру до ее
начала, не улавливает логическую последовательность между реальными
событиями. Поэтому и содержание игр отрывочное, нелогичное. Малыши
часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и
связанные с бытом: покормил мишку – уложил спать; снова покормил – и
снова уложил спать.
Однако на границе третьего и четвертого года жизни
игры
становятся
более
содержательными,
что
связано
с
расширением
представлений детей об окружающем мире. Дошкольники начинают
комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного
опыта из литературных произведений.
На четвертом и пятом году жизни в играх детей наблюдаются
целостность
сюжета,
взаимосвязанность
отражаемых
событий.
У
дошкольников складывается интерес к определенным сюжетам. Дети живо
откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в
знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействие детей в
игре, когда каждый вносит что-то свое, индивидуальное.
Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к
выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне
планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые
навеяны
впечатлениями,
почерпнутыми
за
пределами
дошкольного
учреждения.
Содержание
сюжетно-ролевой
игры
воплощается
ребенком
с
помощью роли, которую он берет. Роль появляется в игре на границе
раннего и дошкольного возраста.
Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с
каким-либо
персонажем
сюжета
и
действует
в
соответствии
с
представлениями о данном персонаже.
На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-
ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям
образам. У младших дошкольников преобладают бытовые действия:
варить, купать, мыть, возить. Затем появляются и ролевые обозначения,
связанные с теми или иными действиями: я – врач, я – мама, я – шофер.
Взятая роль придает определенную направленность, смысл действиям с
предметами.
В среднем дошкольном возрасте выполнение роли становится
значимым мотивом игровой деятельности: у ребенка развивается желание
не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для
дошкольника 4-5 лет заключается в отношениях между персонажами.
Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему
понятны.
В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в
типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими
лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются
ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между
персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Для качества
выполнения роли важно отношение к ней ребенка. Поэтому следует иметь
ввиду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые, по
их представлениям, не соответствуют их полу.
Необходимо
отметить,
что
воспитатель
на
всем
протяжении
становления сюжетно-ролевой игры выступает в роли руководителя игры.
В педагогической науке выделяют 2 этапа руководства сюжетно-ролевой
игрой:
•
Подготовительный
(обогащение
впечатлений
детей
путем
целенаправленной работы на занятиях, экскурсиях, целевых прогулок,
чтение художественной литературы, просмотр диафильмов, телепередач,
создание предметно-развивающей среды).
•
Основной (начало, ход, конец игры). Используются косвенные и прямые
приемы руководства (участие в игре, совет, напоминание, объяснение,
взятие главной или второстепенной роли, внесение атрибутов т.д.).
В заключении хочется отметить, что сюжетно-ролевая игра, как
всякая
творческая
деятельность,
эмоционально
насыщена
и
доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим
процессом.
Список использованной литературы
1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика – М.: Издательский центр
«Академия», 2000.
Использованные материалы
1. Аптина Н.А. Игровая деятельность дошкольников, презентация, 2009 г.