Напоминание

"Значение сюжетно - ролевой игры в дошкольном возрасте"


Автор: Бубнова Наталья Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №33"
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: Доклад
Тема: "Значение сюжетно - ролевой игры в дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Значение сюжетно-ролевой игры в

дошкольном возрасте

(ДОКЛАД)

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в

детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

В современной педагогической теории игра рассматривается как

ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры

определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем,

что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются

и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени

способствует психическому развитию ребенка.

Детские

игры

явление

неоднородное.

Они

разнообразны

по

содержанию,

степени

самостоятельности

детей,

формам

организации,

игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки дать

классификацию игр. Вашему вниманию представляется классификация С.Л.

Новоселовой.

Игры

Творческие

(сюжетно-ролевые)

Игры с правилами

(дидактические, подвижные)

По типу организации

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

в первую половину дня

во вторую половину

дня

С учетом времени проведения

Классификация игр

(по С.Л.Новоселовой)

С учетом места организации

Игры на воздухе

Игры в помещении

На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и

развивается сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его

деятельности.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него

нет

самой

сюжетно-ролевой

игры.

Сюжет

игры

эта

та

сфера

действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого

сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник»,»дни

рождения» (большое место уделяется кукле)

Игры на производственные и общественные темы, в которых

отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт:

поезд, самолет, корабль)

Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические

подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т.д.)

Игры

на

темы

литературных

произведений,

кино-,

теле-

и

радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и

крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т.д.

Режиссерские игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять

разнообразные действия кукол, действуя и за себя, и за куклу.

В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребенок

проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют

собой предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Первый такой этап – ознакомительная игра. Относится к возрасту

ребенка – 1 год. Взрослый организует предметно-игровую деятельность

малыша, используя разнообразные игрушки, предметы.

На втором этапе (рубеж 1 и 2 года жизни ребенка) появляется

отобразительная игра,

в которой действия ребенка направлены на

выявление специфических свойств предмета и на достижение с его

помощью определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет,

но и обращает внимание малыша на его целевое назначение.

Третий этап развития игры относится к концу второго – началу

третьего года жизни. Формируется сюжетно-отобразительная игра,

в

которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в

повседневной жизни (баюкают куклу).

Четвертый этап (с 3 до 7 лет) – собственная ролевая игра.

По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста

отличаются от игр детей более старшего возраста. Эти отличия связаны с

относительной

ограниченностью

опыта,

особенностями

развития

воображения, мышления, речи. Ребенок не может представить игру до ее

начала, не улавливает логическую последовательность между реальными

событиями. Поэтому и содержание игр отрывочное, нелогичное. Малыши

часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и

связанные с бытом: покормил мишку – уложил спать; снова покормил – и

снова уложил спать.

Однако на границе третьего и четвертого года жизни

игры

становятся

более

содержательными,

что

связано

с

расширением

представлений детей об окружающем мире. Дошкольники начинают

комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного

опыта из литературных произведений.

На четвертом и пятом году жизни в играх детей наблюдаются

целостность

сюжета,

взаимосвязанность

отражаемых

событий.

У

дошкольников складывается интерес к определенным сюжетам. Дети живо

откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в

знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействие детей в

игре, когда каждый вносит что-то свое, индивидуальное.

Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к

выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне

планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые

навеяны

впечатлениями,

почерпнутыми

за

пределами

дошкольного

учреждения.

Содержание

сюжетно-ролевой

игры

воплощается

ребенком

с

помощью роли, которую он берет. Роль появляется в игре на границе

раннего и дошкольного возраста.

Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с

каким-либо

персонажем

сюжета

и

действует

в

соответствии

с

представлениями о данном персонаже.

На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-

ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям

образам. У младших дошкольников преобладают бытовые действия:

варить, купать, мыть, возить. Затем появляются и ролевые обозначения,

связанные с теми или иными действиями: я – врач, я – мама, я – шофер.

Взятая роль придает определенную направленность, смысл действиям с

предметами.

В среднем дошкольном возрасте выполнение роли становится

значимым мотивом игровой деятельности: у ребенка развивается желание

не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для

дошкольника 4-5 лет заключается в отношениях между персонажами.

Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему

понятны.

В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в

типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими

лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются

ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между

персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Для качества

выполнения роли важно отношение к ней ребенка. Поэтому следует иметь

ввиду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые, по

их представлениям, не соответствуют их полу.

Необходимо

отметить,

что

воспитатель

на

всем

протяжении

становления сюжетно-ролевой игры выступает в роли руководителя игры.

В педагогической науке выделяют 2 этапа руководства сюжетно-ролевой

игрой:

Подготовительный

(обогащение

впечатлений

детей

путем

целенаправленной работы на занятиях, экскурсиях, целевых прогулок,

чтение художественной литературы, просмотр диафильмов, телепередач,

создание предметно-развивающей среды).

Основной (начало, ход, конец игры). Используются косвенные и прямые

приемы руководства (участие в игре, совет, напоминание, объяснение,

взятие главной или второстепенной роли, внесение атрибутов т.д.).

В заключении хочется отметить, что сюжетно-ролевая игра, как

всякая

творческая

деятельность,

эмоционально

насыщена

и

доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим

процессом.

Список использованной литературы

1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика – М.: Издательский центр

«Академия», 2000.

Использованные материалы

1. Аптина Н.А. Игровая деятельность дошкольников, презентация, 2009 г.



В раздел образования




Яндекс.Метрика