Напоминание

«Стимуляция речевой активности детей»


Автор: Абрамичева Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №56" комбинированного вида
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: «Стимуляция речевой активности детей»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Абрамичева Ольга Сергеевна

воспитатель

Консультация «Стимуляция речевой активности детей»

У детей с нарушениями речи отмечается стойкое отставание всех компонентов

речевой системы, которые отрицательно отражаются на процессе коммуникации у

ребёнка. Это способствует возникновению стеснительности, робости, замкнутости, что

влияет на их речевую и личностную активность и приводит к ограничению свободного

общения, препятствуя развитию речевой и познавательной деятельности детей.

У таких ребят общение между собой и окружающими взрослыми ограничено. Они

затрудняются вербально организовывать своё поведение в окружении детей, мало

используют связные высказывания в процессе деятельности. Всё это говорит о том, что

необходимо использовать в работе с детьми разные направления и приёмы для

стимуляции речевой активности детей, реализовывая их через систему психолого-

педагогических

и

коррекционных

педагогических

воздействий.

Эти

воздействия

используются как отдельное направление психолого - педагогической работы, так и в

качестве составной части фронтальных подгрупповых и индивидуальных занятий,

интегрируя все образовательные области.

Рекомендую

использовать

следующие

приёмы

для

стимуляции

речевой

деятельности и развития социально – коммуникативных функций:

подражательная деятельность, этюды, подвижные и дидактические игры, игры;

драматизации;

логопедическая ритмика, действия под музыку;

проблемные ситуации;

комментированное рисование, конструирование, лепка;

психотерапевтические приёмы (релаксационные упражнения);

постановка вопроса;

подстановка недостающего слова (игра с рифмами «Доскажи

словечко», педагог начинает фразу, а ребенок заканчивает ее);

подбор синонимов и антонимов («Скажи наоборот», «Объясни другими словами»);

развитие невербальных средств и другие.

Большое внимание необходимо уделять развитию невербальных проявлений

активности детей, поскольку доверительная коммуникация - основа для вербальных

проявлений. Для активизации речевой деятельности рекомендую использовать как можно

больше наглядного материала. Наглядным материалом служат не только картинки, но и

натуральные

предметы

и

игрушки.

Наглядность

способствует

доступности,

последовательности, даёт детям наиболее полное представление о реальных объектах и

совокупности их свойств. Для детей очень важен момент манипулирования предметами,

возможность

их

исследовать,

изучать,

нюхать,

трогать,

мять,

одним

словом

экспериментировать. А педагогу нужно создавать как можно больше ситуаций для

«оречевления» происходящего – что вижу, что с этим можно сделать, как поиграть,

почему так происходит и т.д. Разработанные мероприятия проекта по созданию условий

для стимуляции речевой активности позволяют использовать доступные и привычные на

первый взгляд материалы, которые, тем не менее, вызывают у детей большой интерес и

желание экспериментировать.

Также детей очень увлекает мимическая, пальчиковая гимнастика и пантомимика.

Вот некоторые традиционные упражнения для развития подвижности мимических мышц

лица: нахмурить, поднять брови, сморщить лоб, зажмурить глаза и т. д. Проводятся эти

упражнения индивидуально с зеркалом и в парах, сочетаясь с упражнениями на

расслабление и активизацию речевого аппарата (языка, губ, нижней челюсти). А так же

можно разыграть несложные этюды с комментированием самого ребенка, других ребят

или взрослого. Например, «Зеркало», «Собака принюхивается», «Вкусные конфеты»,

«Солнышко».

Этюд «Зеркало»

Кто в зеркало смотрел?

Кто прыгал и вертелся?

Кто - то зеркало разбил,

Кто же это был?

Миша в зеркало смотрел.

Миша прыгал и вертелся.

Миша зеркало разбил.

Вот кто это был!

Так же для активизации речи используют проблемные ситуации. Можно создать

различные игровые ситуации. Например, Кошка и Собака ехали не первым и не в

последнем вагоне. В каком вагоне ехали Кошка и Собака? А так же ситуации

приближённых к реальной действительности. Например, Лена хочет кушать. Она сидела

на стуле. Куда надо поставить стул? (к столу) с помощью разных ситуаций ребёнок

побуждается к тому, чтобы задавать вопросы. Например, «Спроси у Ани, может она хочет

пойти гулять? Узнай у Никиты, куда он уезжает? Катюша, попроси бабушку испечь пирог,

к вам собираются гости». При этом вопросительно - ответные конструкции обладают

наибольшей коммуникативной активностью, поскольку стимулируют и побуждают детей

к речевой деятельности. Они заставляют ребёнка думать, отбирать и комбинировать

информацию для ответа. Необходимо помнить, что ситуации должны быть не слишком

сложными и вызывать интерес.

Особая роль отводится словесным играм, как способу обогащения словарного

запаса («Кто где живёт», «На что похоже», формирование грамматически правильной

речи. Например, «Скажи какой? Какая? Какие, «Кто скажет больше», «Что из чего»,

«Слова

приятели»,

«Скажи

наоборот»,

интонационной

выразительности:

Игра

«Солнышко» (зазывно, побудительно) на развитие фонематического восприятия, «Звуки

перепутались», «Подскажи словечко», расширение предложения и развитие связной речи,

игры «Закончи предложение», «Неожиданный финал», «Импровизация», «Сочиним

историю, «Сказка по кругу». Ценность таких игр заключается в том, что дети не только

получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют ею, что, несомненно,

стимулирует их собственную речевую активность.

Большая роль стимуляции речи принадлежит игре. Например, подвижные игры

помогают пробудить активность у пассивного ребёнка, учат подчиняться определённым

правилам, формируют стремление к лидерству, развивают ловкость и быстроту реакции.

Игра помогает почувствовать себя в роли лидера, что, несомненно, влияет на

формирование адекватной самооценки. Робкие и заторможенные назначаются ведущими,

лидерами, а гиперактивным детям, наоборот, подбираются более спокойные роли.

Положительная эмоциональная обстановка обеспечивает психологическое благополучие

детей, что служит стимулом для активации поведения и речи детей.

Таким образом, рекомендуемые приемы стимуляции речевой активности помогут

не только в работе с детьми, имеющими нарушения речи, но и остальным ребятам для

формирования грамматически правильной, связной речи и пополнения активного словаря



В раздел образования




Яндекс.Метрика