Напоминание

"Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей дошкольного возраста»


Автор: Федосеева Оксана Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Центр развития ребёнка - Детский сад № 175"
Населённый пункт: г. Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: "Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Сюжетно – ролевая игра, как средство социализации детей

дошкольного возраста»

Федосеева О.В. МДОУ «Центр развития ребёнка _ Детский сад № 175»

г. Магнитогорск.

В статье рассматриваются вопросы социализации детей дошкольного

возраста посредством сюжетно- ролевых игр.

Социализация, сюжетно- ролевая игра, дошкольный возраст, личность,

социализированность, социально-коммуникативного развития.

В современном мире проблема социального развития подрастающего

поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда

раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в

этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и

эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить

свое Я среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы

социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в

предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение

с близкими взрослыми и со сверстниками. Особенно важны в этом

отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы

социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное

становление.

Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности -

это серьезное занятие.

Задача

сюжетно-ролевой

игры

всегда

направлена

на

три

аспекта:

развивающий, познавательный и воспитательный.

«Ядром» социально-нравственного развития, его основным содержанием

является умение хорошо ориентироваться в правилах культуры поведения; в

овладении навыками всевозможных способов построения, поддержания и

развития взаимоотношений, основанных на принятии активной позиции

партнера, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению

(умение сопереживать в неудачи, радоваться за успех другого); умение

согласовывать свои желания с мнением других участников взаимодействия;

умение аргументировано и спокойно доказать свою точку зрения; умение

справедливо

и

адекватно

оценивать

себя

и

других

партнеров

по

деятельности; умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами

поведения.

Социализация - это процесс и результат усвоения воспитанником

существующих норм, ценностей и форм поведения. Синонимом слова

«социализация» может быть «очеловечивание». Социализация тождественна

«окультуриванию» - присвоению социального опыта ребенком через

взаимодействие со средой. Опыт превращается в его индивидуальное

развитие, им перерабатывается, дополняется и через некоторое время

возвращается в общественную культуру в виде определенных

индивидуальных достижений.

Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и

взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это

необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной

личности, это залог успешного психического здоровья человека.

В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры

как средству воспитания. Игра, несомненно, довольно увлекательное занятие

для ребенка, а также важнейшее средство его воспитания и развития.

Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте

игра представляется тем видом деятельности, в котором формируется

личность ребенка, обогащается ее внутреннее содержание. Основное

значение сюжетно-ролевой игры, связанной с деятельностью воображения,

состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании

окружающей действительности, способность к созданию нового. Он

соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет

новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль,

ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой

личности: он входит в нее, вживаясь, проникая в ее чувства и настроения,

обогащая и углубляя тем самым собственную личность (С.Л.

Рубинштейн).Сюжетно-ролевая игра в классификации игровой деятельности

считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного

развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с

окружающими их людьми, природой. В игре все стороны личности

формируются в единстве и взаимодействии. Игра имеет непреходящее

значение для социального развития ребенка, именно в игре он примеряет на

себя ролевое поведение, начинает понимать многие нюансы поведения

людей. Учится подчинять свое поведение определенным правилам, Игра

имеет огромное значение для развития личности ребёнка: принимая на себя в

игре различные роли, изображая поступки людей, ребёнок проникает их

чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в

отношениях между людьми. В ходе сюжетно –ролевой игры воссоздаются

культурные традиции и ценности народа. А сама игра выступает эталоном

культурных ценностей, потому что в ней заложены правила взаимодействия

и поведения людей, общественные и общечеловеческие нормы.

Многочисленные исследования (Р.И. Жуковской, А.П. Усовой, Д.В.

Менджерицкой, Н.Я. Михайленко, В.П. Залогиной, Р.А. Иванковой, Е.И.

Щербаковой и др.) свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогически

целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора

ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление,

воображение), упрочению его интересов, развитию речи, а так же

нравственному развитию ребенка (правила взаимоотношения с

окружающими, усвоение норм поведения).

Таким образом, воспитательные возможности сюжетно-ролевой игры

чрезвычайно велики, и важно педагогу уметь реализовать их. Сюжетно-

ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и

занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью

сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая

деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий

характер.

Одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры, является

самостоятельный характер деятельности детей. Игра - продукт, который

создают сами дети. Самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее

развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый

ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя

воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему

самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые

в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-

ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают

игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок

как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что, веря в

правду игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или

огорчается по ходу игры. В развитии и обогащении игровой деятельности

детей, творческого воплощения и отражения факторов и явлений

окружающей жизни, огромная роль принадлежит воображению. По

средствам воображения создается ситуация игры, образы, осуществляемые в

ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным. Творческий

характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла,

реализация которого связана с активной работой воображения, с развитием у

ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире.

При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер

перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом

играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов. Дети

проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки, предметы,

необходимые для игры, старшие дошкольники сами мастерят игрушки,

помогающие полностью реализовывать замысел, лучше справиться с ролью.

Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально

насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим

своим процессом.

Таким образом, основой сюжетно-ролевой игры является мнимая, или

воображаемая, ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на

себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой

обстановке. Игра реально вводит ребенка в такой притягательный для него

мир взрослых людей, систему отношений, существующую в этом мире.

Сюжетно-ролевая игра имеет свою специфическую структуру. Эта структура

включает в себя следующие компоненты: сюжет, содержание, роль.

Содержание сюжетно-ролевой игры - это то, что воспроизводится ребенком в

качестве главного в человеческих отношениях. В содержании игры выражено

более или менее глубокое проникновение ребенка в отношениях и

деятельности людей. Оно может отражать лишь внешнюю сторону

поведения человека - только то, с чем и как действует человек, или

отношения человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности.

Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети создают в

игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых,

окружающих ребенка. Одна и та же по своему сюжету игра может иметь

совершенно разное содержание. Социальные условия, в которых живет

ребенок, определяет не только сюжет, но прежде всего содержание детских

игр.

Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием

детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре,

созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту.

Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребенка выделять

характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли,

которую он берет, роль - средство реализации сюжетно-ролевой игры.

Роль, которую берет на себя ребенок в процессе игры, Д.Б. Эльконин

называет единицей игры, ее центром. Роль объединяет все стороны игры.

Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отожествляет себя с каким-

либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о

данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые

ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире

взрослых. Для дошкольников роль - это образец того, как надо действовать.

Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а

затем и свое собственное.

В сюжетно-ролевой игре ребенок, свободен от обязательных требований

взрослого и жестких правил деятельности, но в тоже время не свободен от

того социального мира, в котором он существует и который определяет

содержание его игры, от сложившихся в обществе вообще и в группе детей в

частности игровых традиций (в которых отбирается и определенным образом

организуется его содержание). Кроме того, его свобода определяется

широтой и глубиной знаний и представлений об окружающем, владением

способами деятельности, которые позволяют воплотить эти знания в игру.

Содержание игры - это не иллюзия, не копия реального мира, а активное,

творческое воспроизведение его. Воспроизводимые в игре события,

персонажи и их действия - все это, безусловно, продукты отражения в

сознании ребенка его реального опыта: непосредственного знакомства с

окружающим, восприятия содержания прочитанных ему книг,

просмотренных кинофильмов и телепередач. Однако в соединении,

комбинировании имеющихся у него знаний ребенок достаточно свободен. И

чем старше он становится, чем больше знаний и разнообразного опыта

приобретает, тем большее содержание его игры выходит за пределы

непосредственно воспринятого.

Одним

из

главных

результатов

социализации

считается

социализированность, понимаемая как сформированность черт личности,

требуемая данным обществом, а также усвоение человеком соответствующих

социальных установок, ценностей, способов мышления и других личностных

и социальных качеств, которые будут характеризовать его на последующих

стадиях развития.

Сюжетно-ролевая игра дает возможность ребенку попробовать себя во

взрослых ролях, проявить творческий подход в нестандартных жизненных

ситуациях, заставляет решать разнообразные задачи, возникающие по ходу

«живого» сюжета игры. Детям приходится, примеряя на себя разные роли,

учиться выстраивать отношения как можно более правильно, рационально,

логически мыслить и правильно реагировать на ситуацию.

Таким образом, сюжетно-ролевые игры выступают важным средством

социально-коммуникативного развития детей. Они способствуют усвоению

норм и правил поведения в социуме, овладению определёнными умениями и

социальными навыками.

Библиографический список:

1.Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии.

М., 2000.- 308 с.

2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте., М.,

2001. - 402 с.

3.Волков Б.С, Волкова НВ. Детская психология. М., 2004. - 294 с.

4.Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников, М., 1997.-301с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика