Автор: Федосеева Оксана Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Центр развития ребёнка - Детский сад № 175"
Населённый пункт: г. Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: "Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
«Сюжетно – ролевая игра, как средство социализации детей
дошкольного возраста»
Федосеева О.В. МДОУ «Центр развития ребёнка _ Детский сад № 175»
г. Магнитогорск.
В статье рассматриваются вопросы социализации детей дошкольного
возраста посредством сюжетно- ролевых игр.
Социализация, сюжетно- ролевая игра, дошкольный возраст, личность,
социализированность, социально-коммуникативного развития.
В современном мире проблема социального развития подрастающего
поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда
раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в
этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и
эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить
свое Я среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы
социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в
предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение
с близкими взрослыми и со сверстниками. Особенно важны в этом
отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы
социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное
становление.
Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности -
это серьезное занятие.
Задача
сюжетно-ролевой
игры
всегда
направлена
на
три
аспекта:
развивающий, познавательный и воспитательный.
«Ядром» социально-нравственного развития, его основным содержанием
является умение хорошо ориентироваться в правилах культуры поведения; в
овладении навыками всевозможных способов построения, поддержания и
развития взаимоотношений, основанных на принятии активной позиции
партнера, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению
(умение сопереживать в неудачи, радоваться за успех другого); умение
согласовывать свои желания с мнением других участников взаимодействия;
умение аргументировано и спокойно доказать свою точку зрения; умение
справедливо
и
адекватно
оценивать
себя
и
других
партнеров
по
деятельности; умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами
поведения.
Социализация - это процесс и результат усвоения воспитанником
существующих норм, ценностей и форм поведения. Синонимом слова
«социализация» может быть «очеловечивание». Социализация тождественна
«окультуриванию» - присвоению социального опыта ребенком через
взаимодействие со средой. Опыт превращается в его индивидуальное
развитие, им перерабатывается, дополняется и через некоторое время
возвращается в общественную культуру в виде определенных
индивидуальных достижений.
Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и
взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это
необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной
личности, это залог успешного психического здоровья человека.
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры
как средству воспитания. Игра, несомненно, довольно увлекательное занятие
для ребенка, а также важнейшее средство его воспитания и развития.
Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте
игра представляется тем видом деятельности, в котором формируется
личность ребенка, обогащается ее внутреннее содержание. Основное
значение сюжетно-ролевой игры, связанной с деятельностью воображения,
состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании
окружающей действительности, способность к созданию нового. Он
соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет
новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль,
ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой
личности: он входит в нее, вживаясь, проникая в ее чувства и настроения,
обогащая и углубляя тем самым собственную личность (С.Л.
Рубинштейн).Сюжетно-ролевая игра в классификации игровой деятельности
считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного
развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с
окружающими их людьми, природой. В игре все стороны личности
формируются в единстве и взаимодействии. Игра имеет непреходящее
значение для социального развития ребенка, именно в игре он примеряет на
себя ролевое поведение, начинает понимать многие нюансы поведения
людей. Учится подчинять свое поведение определенным правилам, Игра
имеет огромное значение для развития личности ребёнка: принимая на себя в
игре различные роли, изображая поступки людей, ребёнок проникает их
чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в
отношениях между людьми. В ходе сюжетно –ролевой игры воссоздаются
культурные традиции и ценности народа. А сама игра выступает эталоном
культурных ценностей, потому что в ней заложены правила взаимодействия
и поведения людей, общественные и общечеловеческие нормы.
Многочисленные исследования (Р.И. Жуковской, А.П. Усовой, Д.В.
Менджерицкой, Н.Я. Михайленко, В.П. Залогиной, Р.А. Иванковой, Е.И.
Щербаковой и др.) свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогически
целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора
ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление,
воображение), упрочению его интересов, развитию речи, а так же
нравственному развитию ребенка (правила взаимоотношения с
окружающими, усвоение норм поведения).
Таким образом, воспитательные возможности сюжетно-ролевой игры
чрезвычайно велики, и важно педагогу уметь реализовать их. Сюжетно-
ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и
занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью
сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая
деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий
характер.
Одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры, является
самостоятельный характер деятельности детей. Игра - продукт, который
создают сами дети. Самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее
развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый
ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя
воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему
самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые
в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-
ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают
игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок
как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что, веря в
правду игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или
огорчается по ходу игры. В развитии и обогащении игровой деятельности
детей, творческого воплощения и отражения факторов и явлений
окружающей жизни, огромная роль принадлежит воображению. По
средствам воображения создается ситуация игры, образы, осуществляемые в
ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным. Творческий
характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла,
реализация которого связана с активной работой воображения, с развитием у
ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире.
При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер
перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом
играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов. Дети
проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки, предметы,
необходимые для игры, старшие дошкольники сами мастерят игрушки,
помогающие полностью реализовывать замысел, лучше справиться с ролью.
Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально
насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим
своим процессом.
Таким образом, основой сюжетно-ролевой игры является мнимая, или
воображаемая, ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на
себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой
обстановке. Игра реально вводит ребенка в такой притягательный для него
мир взрослых людей, систему отношений, существующую в этом мире.
Сюжетно-ролевая игра имеет свою специфическую структуру. Эта структура
включает в себя следующие компоненты: сюжет, содержание, роль.
Содержание сюжетно-ролевой игры - это то, что воспроизводится ребенком в
качестве главного в человеческих отношениях. В содержании игры выражено
более или менее глубокое проникновение ребенка в отношениях и
деятельности людей. Оно может отражать лишь внешнюю сторону
поведения человека - только то, с чем и как действует человек, или
отношения человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности.
Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети создают в
игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых,
окружающих ребенка. Одна и та же по своему сюжету игра может иметь
совершенно разное содержание. Социальные условия, в которых живет
ребенок, определяет не только сюжет, но прежде всего содержание детских
игр.
Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием
детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре,
созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту.
Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребенка выделять
характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых.
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли,
которую он берет, роль - средство реализации сюжетно-ролевой игры.
Роль, которую берет на себя ребенок в процессе игры, Д.Б. Эльконин
называет единицей игры, ее центром. Роль объединяет все стороны игры.
Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отожествляет себя с каким-
либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о
данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые
ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире
взрослых. Для дошкольников роль - это образец того, как надо действовать.
Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а
затем и свое собственное.
В сюжетно-ролевой игре ребенок, свободен от обязательных требований
взрослого и жестких правил деятельности, но в тоже время не свободен от
того социального мира, в котором он существует и который определяет
содержание его игры, от сложившихся в обществе вообще и в группе детей в
частности игровых традиций (в которых отбирается и определенным образом
организуется его содержание). Кроме того, его свобода определяется
широтой и глубиной знаний и представлений об окружающем, владением
способами деятельности, которые позволяют воплотить эти знания в игру.
Содержание игры - это не иллюзия, не копия реального мира, а активное,
творческое воспроизведение его. Воспроизводимые в игре события,
персонажи и их действия - все это, безусловно, продукты отражения в
сознании ребенка его реального опыта: непосредственного знакомства с
окружающим, восприятия содержания прочитанных ему книг,
просмотренных кинофильмов и телепередач. Однако в соединении,
комбинировании имеющихся у него знаний ребенок достаточно свободен. И
чем старше он становится, чем больше знаний и разнообразного опыта
приобретает, тем большее содержание его игры выходит за пределы
непосредственно воспринятого.
Одним
из
главных
результатов
социализации
считается
социализированность, понимаемая как сформированность черт личности,
требуемая данным обществом, а также усвоение человеком соответствующих
социальных установок, ценностей, способов мышления и других личностных
и социальных качеств, которые будут характеризовать его на последующих
стадиях развития.
Сюжетно-ролевая игра дает возможность ребенку попробовать себя во
взрослых ролях, проявить творческий подход в нестандартных жизненных
ситуациях, заставляет решать разнообразные задачи, возникающие по ходу
«живого» сюжета игры. Детям приходится, примеряя на себя разные роли,
учиться выстраивать отношения как можно более правильно, рационально,
логически мыслить и правильно реагировать на ситуацию.
Таким образом, сюжетно-ролевые игры выступают важным средством
социально-коммуникативного развития детей. Они способствуют усвоению
норм и правил поведения в социуме, овладению определёнными умениями и
социальными навыками.
Библиографический список:
1.Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии.
М., 2000.- 308 с.
2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте., М.,
2001. - 402 с.
3.Волков Б.С, Волкова НВ. Детская психология. М., 2004. - 294 с.
4.Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников, М., 1997.-301с.