Автор: Спирина Елена Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 73"
Населённый пункт: Алтайский край, город Барнаул
Наименование материала: Статья
Тема: «ВПР как инструмент внутренней системы оценки качества образования».
Раздел: среднее образование
Статья
«ВПР как инструмент внутренней системы оценки качества образования».
«Необходимо, чтобы школьники получали прочные
знания и на их базе смогли овладеть будущей
профессией, добиться успеха, и в жизни быть
востребованными и полезными для своей страны…»
Президент Российской Федерации В.В. Путин
Формирование внутренней системы оценки качества образования
является одним из ключевых приоритетов развития образования в
Российской Федерации. Все более широкое признание получает тот факт, что
измерение учебных достижений учащихся необходимо не только для целей
мониторинга, но и для повышения качества образования.
Процедуры оценки действительно обеспечивают повышение качества
образования, но только если используются для принятия адекватных и
адресных решений, помогают учителям улучшить их педагогическую
практику и вооружают родителей знаниями о том, насколько хорошо учатся
их дети.
Результаты оценочных процедур должны служить основанием для
совершенствования преподавания учебных предметов;
для повышения информированности,
развития моделей родительского оценивания,
принятия обоснованных решений о выборе образовательной
траектории ребенка.
Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это итоговые контрольные
работы, проводимые по отдельным учебным предметам для оценки уровня
подготовки школьников с учетом требования ФГОС. Они не являются
аналогом государственной итоговой аттестации, а проводятся на
региональном или школьном уровне.
Результаты ВПР могут использоваться для формирования программ
развития образования на уровне муниципалитетов, регионов и в целом по
стране, для совершенствования методики преподавания предметов в
конкретных школах, а также для индивидуальной работы с учащимися по
устранению имеющихся пробелов в знаниях. Работы выполняются по
заданиям, разработанным на федеральном уровне, и проверяются по единым
критериям.
ВПР проводятся в форме контрольных работ. Выполняя задания ВПР,
школьники не могут пользоваться никакими вспомогательными
материалами.
Все ВПР проводятся в той же школе, которую посещает ученик.
Рособрнадзор не рекомендует использовать результаты ВПР для выставления
годовых отметок учащимся.
1.
Зачем нужны ВПР?
Ежегодное тестирование учеников позволит:
выявить недостатки учебной программы
проверить качество и уровень знаний, даваемых конкретной школой, в
сравнении с результатами других школ
дать ученикам возможность подготовиться психологически к ЕГЭ (т.к.
способы проведения ВПР похожи на ЕГЭ, а значит, ребёнок будет
чувствовать себя спокойнее, выполняя похожую работу не в первый
раз);
заставить школьников заниматься на протяжении каждого учебного
года, а не только в выпускном классе.
2. Как подготовить ребенка к ВПР?
Самое главное — настроиться на положительный лад, не создавать
нервозную ситуацию, успокоить ребенка и объяснить, что это всего
лишь часть учебного процесса.
В целом ВПР - это не так страшно и не так сложно. Уже выпускаются
различные пособия для подготовки, а с примерными вариантами работ
можно познакомиться на сайтах.
Как готовиться к ВПР.
3. Комплекс мер по подготовке к ВПР
1. Информирование родителей ( когда состоится, какие задания?)
Знание процедуры проведения ВПР, знакомство с сайтами.
2. Практическая отработка с обучающимися правил оформления
проверочных работ.
3. Анализ результатов проверочных работ ( 4 класс и 5 класс)-
выявляется проблемное поле, слабые учащиеся.
4. Составление плана отработки пробелов в знаниях учащихся.
Главный совет по подготовке к ВПР
Итак, у нас осталось совсем немного времени. Все, что можно было выучить
и отработать, уже отработано, но оставшиеся уроки можно провести с
большой пользой, если не заучивать, а дать детям кейсы, ситуации, в
которых они смогут разумно использовать данный алгоритм работы. Чтобы
систематически готовить детей и к осенней, и к весенней проверочной
работе, достаточно уделять этой задаче не более 5 минут от каждого урока.
Вам потребуется всего лишь одно предложение, в котором вы можете:
а) найти грамматическую основу,
б) определить части речи,
в) разобрать по составу слово или сделать фонетический анализ,
г) если это деформированный текст – быстро напомнить детям, как с ним
работать, и дать им для самостоятельного списывания.
Сейчас, накануне ВПР, старайтесь не нагнетать обстановку и не пугать
учащихся. Просто постарайтесь эффективно и точно дать им алгоритм
работы по каждому заданию, напомнить о возможных нетипичных
ситуациях, подготовить к тому, что многие слова и предложения в русском
языке выходят за рамки привычного шаблона.
«Для успешного обучения нужно не принуждение, а возбуждение
интереса», писал Л.Н. Толстой. Включение в урок в творческих заданий,
развитие творческих способностей обучающихся посредством домашнего
задания интенсифицирует процесс развития общих (интеллектуальных) и
специальных (лингвистических) способностей, ведёт к достижению
обучающимися предметных и метапредметных результатов, в том числе
формирует универсальные учебные действия, позволяет подготовить
учащихся к ВПР.