Напоминание

"Виды работ по развитию речевой деятельности младших школьников"


Автор: Марайкова Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: д.Богданчики
Наименование материала: статья
Тема: "Виды работ по развитию речевой деятельности младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




"Виды работ по развитию речевой деятельности младших

школьников»

Учитель “обязан дать упражнение из устной речи детей и руководить

этими упражнениями и при том дать такие упражнения,

которые возбуждают мысль ребёнка и вызывают желание выразить эту

мысль в слове”. (К.Д.Ушинский)

Актуальность проблемы

Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, где

закладываются основы будущей личности человека, ведь речь – основа

всякой умственной и практической деятельности, средство человеческого

общения. Поскольку воспитание всесторонне развитой личности невозможно

без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и

мышления, как речь, развитие речи учащихся в настоящее время - одна из

основных задач школьного образования, и, в первую очередь, её начального

звена.

Главным условием развития речи младшего школьника является

разнообразие методов и приёмов обучения грамоте учащихся на уроках

гуманитарного цикла, и их умелое применение учителем.

С некоторыми упражнениями мне бы вас хотелось познакомить или

просто освежить в памяти.

Чистоговорку можно проинсценировать: даётся текст чистоговорки и

предлагается ребятам прочесть её от имени, например, сороки или змеи.

Сорока будет говорить быстро, а змея выделять все звуки Ш.

На часок мы заш-ш-ш-шли

К черепаш-ш-ш-шке.

Черепаш-ш-ш-ш-шка подала

Чайник, чаш-ш-ш-ш-шки.

По секрету всему свету” Дети встают цепочкой и проговаривают

чистоговорку шёпотом друг другу. Последний ученик в группе произносит её

вслух. Дети стараются произнести чистоговорку правильно, ведь от каждого

из них зависит то, в каком виде дойдёт она до последнего ученика.

Аф-аф-аф – купили шарф.

Уф-уф-уф – сядь на пуф.

Оф-оф-оф – поймали сов.

Скороговорки читаются сначала медленно и тихо, затем скорость

произношения увеличивается, и после небольшой тренировки предлагаю

посоревноваться в произношении скороговорки «Кто быстрее и четче?»

Купила бабуся бусы Марусе.

Зашифрованные скороговорки( пикторгаммы)

Нормы произношения и ударения (орфоэпия).

Система работы по развитию речи осуществляется с помощью методов

наблюдения и анализа языковых явлений, самостоятельной работы учащихся

в форме разнообразных упражнений.

Словарная работа

Приёмы разнообразны: раскрытие значения путём показа предмета,

использование толкового словаря, синонимизация, морфологический анализ,

использование контекста, некоторые элементы этимологического анализа,

работа с фразеологическими оборотами, антонимами, и др.

Синтаксис и стилистика

Словосочетание (ошибки в согласовании и управлении)

Составление словосочетаний, включение словосочетаний в предложение,

правильное употребление предлогов с падежными формами

существительных.

Предложение

Распространение предложений

Построение разнообразных типов предложений в соответствии с

законами синтаксиса, с литературной нормой, добиваясь их точности и

выразительности.

Упражнения на основе образца, конструктивные и творческие.

Связная речь

В форме диалога, пресс-конференции.

Редактирование данных учителем текстов, сочинение загадок и стихов,

демонстрация приёмов, способствующих речевой креативности.

Рефлексия

Произносительная культура речи

“Профессиональные заморочки”

Комментарий учителя: в русском литературном языке существуют

определенные нормы произношения и ударения, а также интонация в

предложении. Совокупность этих норм принято называть орфоэпией.

Воспитание культуры устной речи составляет одно из направлений в общей

системе по развитию речи, осуществляется оно с помощью методов

наблюдения и анализа языковых явлений (в данном случае фонетических), с

основными правилами литературного произношения дети знакомятся при

изучении морфологии. Стимул в работе в этом направлении часто возникает

в результате общения с людьми, обладающими правильной, красивой речью

или умеющими выразительно читать художественные произведения.

Поэтому эффективно использовать приём подражания образцам речи, в

частности преподавателя.

Игра “По секрету всему свету”

Дети встают цепочкой и проговаривают чистоговорку шёпотом друг другу.

Последний ученик в группе произносит её вслух.

Комментарий учителя: Дети стараются произнести чистоговорку правильно,

ведь от каждого из них зависит то, в каком виде дойдёт она до последнего

ученика.

Работа со словом

Игра “Пойми меня”

Один ребёнок встаёт лицом к классу. На доске появляется слово (это может

быть слово из словаря, фразеологический оборот, и т.д.) Дети объясняют его

значение, ребёнок должен произнести это слово. Одновременно идёт работа с

толковым словарём (книга или на компьютере). Один ученик определяет

лексическое значение в контексте. (Карточка с предложением)

Комментарий учителя: Обогащение словарного запаса осуществляется

двумя путями: овладение значением новых слов и раскрытие богатства

лексических значений слова. Эффективным приёмом раскрытия значения

слова является использование толкового словаря.

Такой приём в форме игры позволяет детям использовать имеющийся

словарный запас, активизирует внимание и умственную активность,

развивает коммуникативные навыки.

Игра-ассоциация “Словесная цепочка”

Детям в группах даётся слово и они должны продолжить словесный ряд,

используя слова по ассоциации. Учитель спрашивает: “Что ты представляешь

себе, когда слышишь это слово?” Например, “ сказка”, следующий ребёнок

называет “герои”, “волшебство”…

Можно сузить тему: крылатые одушевлённые слова, круглые

неодушевлённые слова, пословицы и поговорки о труде и т.д.

Комментарий учителя:

Такой тренажёр развивает мыслительную активность детей, развивает такое

важное умение, как умение слушать друг друга, учиться друг у друга,

пополняя тем самым свой словарный запас.

Синонимы

Работа с синонимами направлена на расширение пассивного словаря детей за

счёт новых, ранее неизвестных учащимися слов и перевода их из пассивного

в активный словарь.

Один речевой тренажёр помогает детям усвоить следующий признак

синонимов: синонимы обозначают одно и тоже понятие, различаются

оттенками значений или употребления в речи; второй – синонимы - это

разнозвучащие слова; третий - синонимами могут быть лишь слова,

относящиеся к одной части речи.

Комментарий учителя: такие задания помогают обогатить словарный запас

путём подбора близких по смыслу слов и усвоить основные признаки

синонимов.

Работа над словосочетанием и предложением

“Словесный ручеёк”

Дети распространяют предложение по принципу “снежного кома”. Можно

предложить детям слово или словосочетание, или простое

нераспространенное предложение.

Комментарий учителя: Этот приём побуждает детей к выбору оптимального

решения поставленной перед ними задачи, помогает предотвратить такие

ошибки, как бедность и однообразие синтаксических конструкций.

“Помоги Алёнке собрать яблочки”

Эта игра помогает детям отличать словосочетание от предложения, учиться

находить словосочетания, для понимания детьми внутренних связей в

предложении. Это поможет им в дальнейшем ориентироваться в структуре

предложения и, следовательно, правильно расставлять знаки препинания.

(Щелчок мышкой по яблочку поможет определить правильность выполнения

задания. При неверном ответе яблочко падает вниз, при верном - яблочко

можно положить в корзинку).

“Помоги мышке убежать от кошки”

Такая работа помогает поработать над словосочетаниями, в которых дети

допускают речевые ошибки (в управлении).

(Щелчок мышкой по мышонку при верном ответе - мышонок убегает).

“Угадай-ка”, “Доска объявлений”

Дети получают карточку с изображением животного или просто с названием

любого предмета, описывают словами данный предмет. Остальные ребята

называют предмет. Чем быстрее слушатели отгадывают, тем лучше

справились с работой те, кто загадывал.

Комментарий учителя: Приём словесного описания активизирует словарный

запас, предотвращая ошибки, связанные с нарушением лексической

сочетаемости.

“Рифмовальщик”

По данному началу стихотворения сочинить своё продолжение.

Комментарий учителя: такая работа очень нравится детям. Творческая

работа не предполагает образца. Умение строить предложения в свободных

условиях свидетельствует о сформированности речи. Такие упражнения

очень ценны для развития речи мл. шк.

Демонстрация приёмов, способствующих формированию речевой

креативности мл. шк.

Детям предлагаются следующие задания: написать небольшое сочинение “О

чём подумала оценка 2, поставленная в дневник ученику”,

“Размышление классной доски 1 сентября”

Придумать другой конец известной сказки, например “Колобок”, по своему

желанию.

Или такое задание: оставить в тексте только существительные, или описать

начало урока, используя только глаголы.

Комментарий учителя: такие задания позволяют учить детей мыслить

творчески, нешаблонно. Для активизации деятельности использовала

нестандартные задания.

Работа над устной научной речью

Работа в парах, в форме интервью, или в форме пресс-конференции, когда к

доске выходят 3-4 человека, а все остальные дети задают вопросы по

изученной теме.

Работу над правилом организую следующим образом: дети задают вопросы

друг другу в парах по каждому абзацу правила, ещё практикую такой приём,

когда вопросы учащиеся задают учителю.

Комментарий учителя: такие формы работы активизируют познавательную

активность, внимание, способствуют развитию такого важного умения, как

вести диалог, позволяют детям в игровой форме развивать свою устную

научную речь.



В раздел образования




Яндекс.Метрика