Автор: Марайкова Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: д.Богданчики
Наименование материала: статья
Тема: "Виды работ по развитию речевой деятельности младших школьников"
Раздел: начальное образование
"Виды работ по развитию речевой деятельности младших
школьников»
Учитель “обязан дать упражнение из устной речи детей и руководить
этими упражнениями и при том дать такие упражнения,
которые возбуждают мысль ребёнка и вызывают желание выразить эту
мысль в слове”. (К.Д.Ушинский)
Актуальность проблемы
Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, где
закладываются основы будущей личности человека, ведь речь – основа
всякой умственной и практической деятельности, средство человеческого
общения. Поскольку воспитание всесторонне развитой личности невозможно
без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и
мышления, как речь, развитие речи учащихся в настоящее время - одна из
основных задач школьного образования, и, в первую очередь, её начального
звена.
Главным условием развития речи младшего школьника является
разнообразие методов и приёмов обучения грамоте учащихся на уроках
гуманитарного цикла, и их умелое применение учителем.
С некоторыми упражнениями мне бы вас хотелось познакомить или
просто освежить в памяти.
Чистоговорку можно проинсценировать: даётся текст чистоговорки и
предлагается ребятам прочесть её от имени, например, сороки или змеи.
Сорока будет говорить быстро, а змея выделять все звуки Ш.
На часок мы заш-ш-ш-шли
К черепаш-ш-ш-шке.
Черепаш-ш-ш-ш-шка подала
Чайник, чаш-ш-ш-ш-шки.
“По секрету всему свету” Дети встают цепочкой и проговаривают
чистоговорку шёпотом друг другу. Последний ученик в группе произносит её
вслух. Дети стараются произнести чистоговорку правильно, ведь от каждого
из них зависит то, в каком виде дойдёт она до последнего ученика.
Аф-аф-аф – купили шарф.
Уф-уф-уф – сядь на пуф.
Оф-оф-оф – поймали сов.
Скороговорки читаются сначала медленно и тихо, затем скорость
произношения увеличивается, и после небольшой тренировки предлагаю
посоревноваться в произношении скороговорки «Кто быстрее и четче?»
Купила бабуся бусы Марусе.
Зашифрованные скороговорки( пикторгаммы)
Нормы произношения и ударения (орфоэпия).
Система работы по развитию речи осуществляется с помощью методов
наблюдения и анализа языковых явлений, самостоятельной работы учащихся
в форме разнообразных упражнений.
Словарная работа
Приёмы разнообразны: раскрытие значения путём показа предмета,
использование толкового словаря, синонимизация, морфологический анализ,
использование контекста, некоторые элементы этимологического анализа,
работа с фразеологическими оборотами, антонимами, и др.
Синтаксис и стилистика
Словосочетание (ошибки в согласовании и управлении)
Составление словосочетаний, включение словосочетаний в предложение,
правильное употребление предлогов с падежными формами
существительных.
Предложение
Распространение предложений
Построение разнообразных типов предложений в соответствии с
законами синтаксиса, с литературной нормой, добиваясь их точности и
выразительности.
Упражнения на основе образца, конструктивные и творческие.
Связная речь
В форме диалога, пресс-конференции.
Редактирование данных учителем текстов, сочинение загадок и стихов,
демонстрация приёмов, способствующих речевой креативности.
Рефлексия
Произносительная культура речи
“Профессиональные заморочки”
Комментарий учителя: в русском литературном языке существуют
определенные нормы произношения и ударения, а также интонация в
предложении. Совокупность этих норм принято называть орфоэпией.
Воспитание культуры устной речи составляет одно из направлений в общей
системе по развитию речи, осуществляется оно с помощью методов
наблюдения и анализа языковых явлений (в данном случае фонетических), с
основными правилами литературного произношения дети знакомятся при
изучении морфологии. Стимул в работе в этом направлении часто возникает
в результате общения с людьми, обладающими правильной, красивой речью
или умеющими выразительно читать художественные произведения.
Поэтому эффективно использовать приём подражания образцам речи, в
частности преподавателя.
Игра “По секрету всему свету”
Дети встают цепочкой и проговаривают чистоговорку шёпотом друг другу.
Последний ученик в группе произносит её вслух.
Комментарий учителя: Дети стараются произнести чистоговорку правильно,
ведь от каждого из них зависит то, в каком виде дойдёт она до последнего
ученика.
Работа со словом
Игра “Пойми меня”
Один ребёнок встаёт лицом к классу. На доске появляется слово (это может
быть слово из словаря, фразеологический оборот, и т.д.) Дети объясняют его
значение, ребёнок должен произнести это слово. Одновременно идёт работа с
толковым словарём (книга или на компьютере). Один ученик определяет
лексическое значение в контексте. (Карточка с предложением)
Комментарий учителя: Обогащение словарного запаса осуществляется
двумя путями: овладение значением новых слов и раскрытие богатства
лексических значений слова. Эффективным приёмом раскрытия значения
слова является использование толкового словаря.
Такой приём в форме игры позволяет детям использовать имеющийся
словарный запас, активизирует внимание и умственную активность,
развивает коммуникативные навыки.
Игра-ассоциация “Словесная цепочка”
Детям в группах даётся слово и они должны продолжить словесный ряд,
используя слова по ассоциации. Учитель спрашивает: “Что ты представляешь
себе, когда слышишь это слово?” Например, “ сказка”, следующий ребёнок
называет “герои”, “волшебство”…
Можно сузить тему: крылатые одушевлённые слова, круглые
неодушевлённые слова, пословицы и поговорки о труде и т.д.
Комментарий учителя:
Такой тренажёр развивает мыслительную активность детей, развивает такое
важное умение, как умение слушать друг друга, учиться друг у друга,
пополняя тем самым свой словарный запас.
Синонимы
Работа с синонимами направлена на расширение пассивного словаря детей за
счёт новых, ранее неизвестных учащимися слов и перевода их из пассивного
в активный словарь.
Один речевой тренажёр помогает детям усвоить следующий признак
синонимов: синонимы обозначают одно и тоже понятие, различаются
оттенками значений или употребления в речи; второй – синонимы - это
разнозвучащие слова; третий - синонимами могут быть лишь слова,
относящиеся к одной части речи.
Комментарий учителя: такие задания помогают обогатить словарный запас
путём подбора близких по смыслу слов и усвоить основные признаки
синонимов.
Работа над словосочетанием и предложением
“Словесный ручеёк”
Дети распространяют предложение по принципу “снежного кома”. Можно
предложить детям слово или словосочетание, или простое
нераспространенное предложение.
Комментарий учителя: Этот приём побуждает детей к выбору оптимального
решения поставленной перед ними задачи, помогает предотвратить такие
ошибки, как бедность и однообразие синтаксических конструкций.
“Помоги Алёнке собрать яблочки”
Эта игра помогает детям отличать словосочетание от предложения, учиться
находить словосочетания, для понимания детьми внутренних связей в
предложении. Это поможет им в дальнейшем ориентироваться в структуре
предложения и, следовательно, правильно расставлять знаки препинания.
(Щелчок мышкой по яблочку поможет определить правильность выполнения
задания. При неверном ответе яблочко падает вниз, при верном - яблочко
можно положить в корзинку).
“Помоги мышке убежать от кошки”
Такая работа помогает поработать над словосочетаниями, в которых дети
допускают речевые ошибки (в управлении).
(Щелчок мышкой по мышонку при верном ответе - мышонок убегает).
“Угадай-ка”, “Доска объявлений”
Дети получают карточку с изображением животного или просто с названием
любого предмета, описывают словами данный предмет. Остальные ребята
называют предмет. Чем быстрее слушатели отгадывают, тем лучше
справились с работой те, кто загадывал.
Комментарий учителя: Приём словесного описания активизирует словарный
запас, предотвращая ошибки, связанные с нарушением лексической
сочетаемости.
“Рифмовальщик”
По данному началу стихотворения сочинить своё продолжение.
Комментарий учителя: такая работа очень нравится детям. Творческая
работа не предполагает образца. Умение строить предложения в свободных
условиях свидетельствует о сформированности речи. Такие упражнения
очень ценны для развития речи мл. шк.
Демонстрация приёмов, способствующих формированию речевой
креативности мл. шк.
Детям предлагаются следующие задания: написать небольшое сочинение “О
чём подумала оценка 2, поставленная в дневник ученику”,
“Размышление классной доски 1 сентября”
Придумать другой конец известной сказки, например “Колобок”, по своему
желанию.
Или такое задание: оставить в тексте только существительные, или описать
начало урока, используя только глаголы.
Комментарий учителя: такие задания позволяют учить детей мыслить
творчески, нешаблонно. Для активизации деятельности использовала
нестандартные задания.
Работа над устной научной речью
Работа в парах, в форме интервью, или в форме пресс-конференции, когда к
доске выходят 3-4 человека, а все остальные дети задают вопросы по
изученной теме.
Работу над правилом организую следующим образом: дети задают вопросы
друг другу в парах по каждому абзацу правила, ещё практикую такой приём,
когда вопросы учащиеся задают учителю.
Комментарий учителя: такие формы работы активизируют познавательную
активность, внимание, способствуют развитию такого важного умения, как
вести диалог, позволяют детям в игровой форме развивать свою устную
научную речь.