Автор: Гарманова Татьяна Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Мосальская СОШ №2
Населённый пункт: г.Мосальск
Наименование материала: статья
Тема: Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности
Раздел: полное образование
Сегодня много внимания уделяют использованию информационных технологий в
школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша
задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить
своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать
информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В связи с этим
я хочу уделить внимание вопросу
применения информационно-коммуникативных
технологий в образовательном процессе и работе учителя .
Я хочу поделиться своим опытом использования компьютера при подготовке к урокам,
на уроках и во внеурочной деятельности.
Процесс осознания эффективности ИКТ происходил постепенно. На первом этапе я
использовала компьютер, как новое удобное техническое средство: для создания
методических материалов, набора
и редактирования
текстов учащимися. После
прохождения
курсовой подготовки в областном ресурсном центре по теме
"
Информационные технологии в деятельности учителя предметника » моё мнение о
возможностях ИКТ существенно изменилось и это стало моей темой по самообразованию.
Появилось осознание необходимости использования этой технологии на уроке и во
внеурочной деятельности. С этого периода мной и учащимися начинают создаваться
работы в форматах
Power Point, Excel, Notebook.
К этому моменту в нашей школе уже
существовал доступ к Интернет - ресурсам и
была сформирована электронная
библиотека, которая в значительной степени расширила возможности использования
ИКТ. Приобретение школой проекторов и ноутбуков, создание компьютерных классов
сделало использование современных технологий более доступным и регулярным.
В своей работе я использую презентации, созданные мной и учениками,
видеофильмы и видеофрагменты. Это делает урок более насыщенным и эффективным,
позволяет более успешно усвоить программный материал и получить дополнительную
информацию. При подготовке к уроку мною используются цифровые образовательные
ресурсы и фонохрестоматии, мультимедийные диски («Большая энциклопедия Кирилла и
Мефодия»), ресурсы сети Интернет, в том числе педагогические сайты, на которых
размещается информация о передовом опыте других учителей.
После прохождения курсов по использованию интерактивной доски я получила
возможность полноценно использовать это средство в процессе обучения. Тестовые
работы и опрос домашнего задания по русскому языку, более успешно проходят с
использованием компьютерных тестов и интерактивной доски.
Компьютер мной используется на всех этапах урока:
1)
для организации повторения домашнего задания (фронтальный опрос по слайдам-
вопросам);
2)
для объяснения нового материала (иллюстративная презентация);
3)
для закрепления материала и проверки учащихся на обобщающих уроках.
Основные направления использования мною компьютерных технологий на уроках:
1. Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);
Использую портреты художников и писателей, картины, иллюстрации, видеосюжеты .
2. Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы,
понятия);
Подготовлены тесты по темам:
"Односоставные предложения"
"Не с причастиями"
"Подготовка учащихся к ОГЭ"
Таблицы.
Схема по литературе к сказке"Тёплый хлеб" Иллюстрация к сказке.
Схема "Суффиксы причастий". Схема " Условия здорового образа жизни"
3. Тренажёр;
Работа «Проверь себя" Кроссворд к уроку русского языка "Бессоюзное предложение"
Тесты
4. Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся;
Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития
творческого потенциала школьников.
Учащимися, выполнены презентации по теме:"М.В. Ломоносов ", "А.П. Сумароков",
"Г.Р. Державин", " Д.И. Фонвизин", "Н.М. Карамзин", " В.А. Жуковский, " К.Ф. Рылеев",
"А.С. Пушкин", позже вошедшие в состав коллективной работы учащихся 8-9 классов
по теме "Русские писатели 18-19-в." Эту работу я считаю удачной, так как она позволила
систематизировать собранный ранее учащимися материал. Материал используется на
уроках и во внеурочной деятельности. Работа по накоплению материала продолжится.
Презентация"А.А. Фет"
Иллюстрации к сказкам Пушкина.
Иллюстрации к сказке С.Т. Аксакова "Аленький цветочек".
Я применяю компьютер и средства мультимедия на уроках для того, чтобы решать
специальные практические задачи, сформулированные в программе по русскому языку
и литературе:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- обогащение словарного запаса;
- овладение нормами литературного языка ;
- знание лингвистических и литературоведческих терминов;
- формирование общеучебных умений и навыков.
В.Г. Белинского сказал : «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет
прогресса». Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и
не помышлял. Но, мне кажется, эти слова о современном учителе, об учителе, который
стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом
применять в практике своей работы.