Напоминание

Современная школьная библиотека


Автор: Анисимова Татьяна Андреевна
Должность: Библиотекарь
Учебное заведение: МБОУ"Основная общеобразовательная Владимировская школа"
Населённый пункт: Старооскольский район, с.Владимировка
Наименование материала: Статья
Тема: Современная школьная библиотека
Раздел: среднее образование





Назад




Современная школьная библиотека как ресурс модернизации образования

В определении служителей книжного мира издавна сложились устойчивые штампы:

скромные, милые, бескорыстные... Но времена изменились, изменился и облик

библиотекарей. Теперь они настойчивые, активные, владеют современной техникой,

способны видеть новые требования читателей и быстро на них откликаться. Возможно,

работа библиотекаря не так заметна, как труд врача или учителя, и нельзя увидеть какой-

то конечный результат их работы. Но все то влияние, которое оказывает на общество их

работа – неоценимо.

И вот пришло время разобраться в новых тенденциях и терминах, окутавших

образовательную и библиотечную сферы деятельности, в незнакомых словах и

скрываемом за ними смысле.

Сегодня много говорится о необходимости модернизации отечественного образования.

При всякой модернизации образования возникает несколько проблем.

Первая - сохранить то положительное, что имеется в существующей системе.

Вторая - если что-то полезное для общества было утрачено в образовании за предыдущие

годы, то необходимо восстановить это.

Третья - основная: привести систему образования в соответствие с запросами общества.

Глобальная информатизация требует создания в России конкурентоспособной

образовательной системы, что позволит избежать отрыва качества образования от

современных требований жизни в информационном обществе.

Главная цель образования - формирование готовности учащегося к жизни в быстро

меняющемся глобальном мире, поликультурном обществе и развивающемся обществе

знаний.

Сегодня самообразование и саморазвитие личности становятся приоритетными

направлениями в образовании. Образование превращается в непрерывный процесс,

призванный воспитать в каждом человеке осознанную потребность в повышении уровня

знаний.

Новая система образования должна ориентироваться не только на усвоение учащимися

универсальных знаний, умений и навыков, сколько на

-развитие личности школьника, способного творчески применять полученные знания в

практической деятельности;

-умение быстро ориентироваться в информационном пространстве;

-способность находить, анализировать и обобщать информацию.

Стремительное развитие новых информационных технологий актуализировала проблему

повышения качества библиотечно-информационного обслуживания учащихся и

педагогических работников, от уровня которого во многом зависит достижение нового

качества образования. Актуальным является решение задачи взаимодействия школы

с библиотекой. Это подкрепляется педагогическим потенциалом библиотеки

образовательного учреждения.

Прогрессивные представители отечественной педагогики всегда рассматривали школьную

библиотеку в качестве важнейшего звена учебно-воспитательного процесса, подчеркивая

влияние содержания документальных ресурсов библиотеки на повышение уровня

учебных достижений школьников.

На новом этапе развития информационного общества, называемом обществом знаний,

значение школьной библиотеки и библиотекаря-педагога очень велико и постоянно

возрастает. Это связано с повышением роли школьных библиотекарей как специалистов

по работе с информацией с одной стороны , а с другой стороны, консультантов и

педагогов, обучающих работе с информацией.

Изменение традиционного представления о социокультурной роли библиотек

общеобразовательных учреждений, о содержании их деятельности, безусловно, связано и

с реформированием сферы образования.

Отличительной чертой большинства передовых школ России, независимо от их статуса,

специализации, технической оснащенности, является изменение места и роли библиотеки

в учебном процессе по сравнению с традиционным. Пришло понимание того, что

школьная библиотека уже не может быть только местом для выдачи книг. Современное

библиотековедение в качестве главной из насущных задач учебной библиотеки выдвигает

обучение учащихся читательской и информационной культуре. Поскольку приобщение

детей и подростков к чтению, формирование информационной культуры учащихся

позволяет школьной библиотеке воспитать грамотную, интеллектуальную, творческую,

нравственную личность, способную жить в информационном обществе и обществе

знаний.

И образовательное учреждение, и библиотека преследует единую цель: способствовать

формированию мотивации человека к саморазвитию, самообразованию через

предоставление необходимых информационных ресурсов, через обеспечение открытого и

полноценного доступа к информации.

Библиотека - информационно-библиотечная среда:

-систематизирует имеющиеся информационные ресурсы, ориентированные на учебные

потребности;

-обеспечивает открытый доступ к информации;

-формирует информационную культуру всех участников образовательного процесса;

-предоставляет комфортные условия для самостоятельной работы учащихся.

Под современной школьной библиотекой мы понимаем структурное подразделение

общеобразовательного учреждения, участвующее в учебно-воспитательном процессе в

целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное

пользование библиотечно-информационными ресурсами.

В основе концепции развития библиотеки образовательного учреждения лежит изменение

качества обучения в школе, ориентируемое на новые педагогические идеи и

информационные технологии.

Сегодня складываются различные формы моделирования школьных библиотек. На выбор

модели влияет, в первую очередь, миссия библиотеки. Одним из перспективных

направлений развития библиотек образовательных учреждений является создание

медиатеки.

Библиотечное обслуживание детей и подростков должно стать одним из важнейших

приоритетов для органов власти и управления всех уровней, государственных и

негосударственных организаций.

Библиотеку, обслуживающую подрастающее поколение, правомерно рассматривать как

социальный институт, который должен и может быть гарантом реализации прав граждан

на свободный доступ к информации, к печатным источникам; как фактор обеспечения и

поддержки детского чтения; как площадку, где возможно осуществление

взаимовыгодного сотрудничества и гармоничного партнерства всех участников

издательского рынка.

Школьная библиотека как центр по воспитательной и учебной работе с учащимися

является неотъемлемой, органической частью системы образования. Она располагает

большими возможностями по гармоническому всестороннему развитию учащихся;

выступает как учреждение по нравственному воспитанию детей и подростков; имеет

благоприятные условия для организации их активной творческой деятельности,

организации досуга.

Уникальна роль библиотеки образовательного учреждения в формировании

информационной культуры учащихся. Обучая школьников целостной системе

универсальных знаний, умений и навыков, опыту самостоятельной деятельности, она

формирует ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.

Школьная библиотека с учетом возрастных особенностей учащихся должна донести до

них все богатство информационного потенциала, организовать понятную и полезную

информационную среду, обучить пользоваться этой средой, создать условия,

стимулирующие развитие индивидуальных способностей, общей культуры.

Модернизацию образования, выстраивая новые образовательные модели, необходимо

проводить с учетом регионального опыта и местных условий развития образования.

Школьные библиотеки являются структурными звеньями образовательных учреждений, и,

следовательно, программа модернизации имеет к ним непосредственное отношение.

Основная концептуальная идея развития библиотеки общеобразовательного учреждения

ставит следующие цели:

• повышение качества школьного образования;

• содействие развитию единой образовательной информационной среды;

• создание на базе библиотек библиотечно-информационных центров образовательных

учреждений, функционирующих как традиционная библиотека с элементами медиатеки;

предоставляющих всем участникам образовательного процесса информацию на разных

видах носителей: бумажном, магнитном (аудио-видео кассеты), цифровом (компьютеры и

программное обеспечение) и телекоммуникативном (компьютерные сети);

• включение библиотек образовательного учреждения в локальные и корпоративные сети

региона.

Современная школьная библиотека - информационный центр:

-обеспечивает общедоступность документально-информационных ресурсов;

-обслуживает потребителей в локальном и удаленном режимах с использованием новых

информационных технологий;

-является генератором собственных баз данных и комплексов автоматизированных

библиотечных услуг;

-существует как структурное подразделение образовательного учреждения,

осуществляющее информационное обеспечение учебного процесса.

Школьные библиотеки, являясь одной из составляющих информационно-образовательной

среды общества, оказывают значительное влияние на образование ребенка.

Информационно-образовательная деятельность школьных библиотек реализует право

ребенка на информацию и образование и защищает его права в условиях глобальной

информатизации общества, позволяет уберечь от недостоверной, вредной и агрессивной

информации.

Приоритетным для школьной библиотеки, безусловно, является информационное

сопровождение учебных программ.

В фондах библиотек наряду с традиционными печатными носителями информации

должны быть включены аудио, видео и электронные издания: учебники, справочники,

энциклопедии, обучающие и развивающие программы, электронные собрания

художественной литературы по программам основного общего образования.

Одним из направлений деятельности в поддержку образования и

самообразования является создание библиотеками собственных электронных продуктов:

иллюстрированных каталогов и баз данных, текстов книг для детей в электронном виде и

других.

Библиотеки образовательных учреждений рассматривают чтение, как инструмент

познания и повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной

активности личности.

Книга остается значимым источником информации, несмотря на интенсивное вхождение

компьютерных технологий в жизнь подростка. Этот факт доказывает правильность

выбранной библиотекой концепции своего развития в качестве библиотечно-

информационного центра.

Общей для школьных библиотек является деятельность по формированию

информационной культуры пользователя, обучению его навыкам эффективного

использования не только печатной, но и электронной информации.

Следует заметить, что в России отсутствует целостная государственная концепция

информационного образования и формирования у школьника информационной культуры.

Чтобы компенсировать недостатки существующей системы образования, специалисты

школьных библиотек разрабатывают собственные программы, где интегрируют основы

развития у учащихся читательской и информационной культуры.

Но мы все знаем о серьезных проблемах, связанных со слабым комплектованием фондов,

низким техническим оснащением, отсутствием читальных залов, недопониманием

администрацией роли библиотеки в учебном процессе, нечетким статусом школьного

библиотекаря и так далее.

Используя новые информационные технологии, обеспечивая максимальный доступ к

информации, формируя у школьников привычку к постоянному чтению, развивая

индивидуальные способности учащихся, библиотечно-информационный центр имеет

большие возможности для развития личности растущего человека, его воспитания,

формирования информационной культуры.

Таким образом, деятельность современных школьных библиотек имеет непосредственное

отношение к процессу образования. И расширение этой деятельности формирует

гармоничную информационно-образовательную среду, способствующую образованию

ребенка.

Только при этих условиях школьная библиотека сможет стать центром, не только

предоставляющим доступ к широкому ряду информационных ресурсов, но и обучающим

осмысленно, критически и эффективно их использовать, местом, где они смогут

приобретать положительный опыт коммуникации в современном обществе.

Современная школьная библиотека с богатыми фондами, квалифицированными

специалистами и оснащенная современными технологиями оказывает бесспорное влияние

на качество образования.



В раздел образования




Яндекс.Метрика