Автор: Анисимова Татьяна Андреевна
Должность: Библиотекарь
Учебное заведение: МБОУ"Основная общеобразовательная Владимировская школа"
Населённый пункт: Старооскольский район, с.Владимировка
Наименование материала: Статья
Тема: Современная школьная библиотека
Раздел: среднее образование
Современная школьная библиотека как ресурс модернизации образования
В определении служителей книжного мира издавна сложились устойчивые штампы:
скромные, милые, бескорыстные... Но времена изменились, изменился и облик
библиотекарей. Теперь они настойчивые, активные, владеют современной техникой,
способны видеть новые требования читателей и быстро на них откликаться. Возможно,
работа библиотекаря не так заметна, как труд врача или учителя, и нельзя увидеть какой-
то конечный результат их работы. Но все то влияние, которое оказывает на общество их
работа – неоценимо.
И вот пришло время разобраться в новых тенденциях и терминах, окутавших
образовательную и библиотечную сферы деятельности, в незнакомых словах и
скрываемом за ними смысле.
Сегодня много говорится о необходимости модернизации отечественного образования.
При всякой модернизации образования возникает несколько проблем.
Первая - сохранить то положительное, что имеется в существующей системе.
Вторая - если что-то полезное для общества было утрачено в образовании за предыдущие
годы, то необходимо восстановить это.
Третья - основная: привести систему образования в соответствие с запросами общества.
Глобальная информатизация требует создания в России конкурентоспособной
образовательной системы, что позволит избежать отрыва качества образования от
современных требований жизни в информационном обществе.
Главная цель образования - формирование готовности учащегося к жизни в быстро
меняющемся глобальном мире, поликультурном обществе и развивающемся обществе
знаний.
Сегодня самообразование и саморазвитие личности становятся приоритетными
направлениями в образовании. Образование превращается в непрерывный процесс,
призванный воспитать в каждом человеке осознанную потребность в повышении уровня
знаний.
Новая система образования должна ориентироваться не только на усвоение учащимися
универсальных знаний, умений и навыков, сколько на
-развитие личности школьника, способного творчески применять полученные знания в
практической деятельности;
-умение быстро ориентироваться в информационном пространстве;
-способность находить, анализировать и обобщать информацию.
Стремительное развитие новых информационных технологий актуализировала проблему
повышения качества библиотечно-информационного обслуживания учащихся и
педагогических работников, от уровня которого во многом зависит достижение нового
качества образования. Актуальным является решение задачи взаимодействия школы
с библиотекой. Это подкрепляется педагогическим потенциалом библиотеки
образовательного учреждения.
Прогрессивные представители отечественной педагогики всегда рассматривали школьную
библиотеку в качестве важнейшего звена учебно-воспитательного процесса, подчеркивая
влияние содержания документальных ресурсов библиотеки на повышение уровня
учебных достижений школьников.
На новом этапе развития информационного общества, называемом обществом знаний,
значение школьной библиотеки и библиотекаря-педагога очень велико и постоянно
возрастает. Это связано с повышением роли школьных библиотекарей как специалистов
по работе с информацией с одной стороны , а с другой стороны, консультантов и
педагогов, обучающих работе с информацией.
Изменение традиционного представления о социокультурной роли библиотек
общеобразовательных учреждений, о содержании их деятельности, безусловно, связано и
с реформированием сферы образования.
Отличительной чертой большинства передовых школ России, независимо от их статуса,
специализации, технической оснащенности, является изменение места и роли библиотеки
в учебном процессе по сравнению с традиционным. Пришло понимание того, что
школьная библиотека уже не может быть только местом для выдачи книг. Современное
библиотековедение в качестве главной из насущных задач учебной библиотеки выдвигает
обучение учащихся читательской и информационной культуре. Поскольку приобщение
детей и подростков к чтению, формирование информационной культуры учащихся
позволяет школьной библиотеке воспитать грамотную, интеллектуальную, творческую,
нравственную личность, способную жить в информационном обществе и обществе
знаний.
И образовательное учреждение, и библиотека преследует единую цель: способствовать
формированию мотивации человека к саморазвитию, самообразованию через
предоставление необходимых информационных ресурсов, через обеспечение открытого и
полноценного доступа к информации.
Библиотека - информационно-библиотечная среда:
-систематизирует имеющиеся информационные ресурсы, ориентированные на учебные
потребности;
-обеспечивает открытый доступ к информации;
-формирует информационную культуру всех участников образовательного процесса;
-предоставляет комфортные условия для самостоятельной работы учащихся.
Под современной школьной библиотекой мы понимаем структурное подразделение
общеобразовательного учреждения, участвующее в учебно-воспитательном процессе в
целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное
пользование библиотечно-информационными ресурсами.
В основе концепции развития библиотеки образовательного учреждения лежит изменение
качества обучения в школе, ориентируемое на новые педагогические идеи и
информационные технологии.
Сегодня складываются различные формы моделирования школьных библиотек. На выбор
модели влияет, в первую очередь, миссия библиотеки. Одним из перспективных
направлений развития библиотек образовательных учреждений является создание
медиатеки.
Библиотечное обслуживание детей и подростков должно стать одним из важнейших
приоритетов для органов власти и управления всех уровней, государственных и
негосударственных организаций.
Библиотеку, обслуживающую подрастающее поколение, правомерно рассматривать как
социальный институт, который должен и может быть гарантом реализации прав граждан
на свободный доступ к информации, к печатным источникам; как фактор обеспечения и
поддержки детского чтения; как площадку, где возможно осуществление
взаимовыгодного сотрудничества и гармоничного партнерства всех участников
издательского рынка.
Школьная библиотека как центр по воспитательной и учебной работе с учащимися
является неотъемлемой, органической частью системы образования. Она располагает
большими возможностями по гармоническому всестороннему развитию учащихся;
выступает как учреждение по нравственному воспитанию детей и подростков; имеет
благоприятные условия для организации их активной творческой деятельности,
организации досуга.
Уникальна роль библиотеки образовательного учреждения в формировании
информационной культуры учащихся. Обучая школьников целостной системе
универсальных знаний, умений и навыков, опыту самостоятельной деятельности, она
формирует ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.
Школьная библиотека с учетом возрастных особенностей учащихся должна донести до
них все богатство информационного потенциала, организовать понятную и полезную
информационную среду, обучить пользоваться этой средой, создать условия,
стимулирующие развитие индивидуальных способностей, общей культуры.
Модернизацию образования, выстраивая новые образовательные модели, необходимо
проводить с учетом регионального опыта и местных условий развития образования.
Школьные библиотеки являются структурными звеньями образовательных учреждений, и,
следовательно, программа модернизации имеет к ним непосредственное отношение.
Основная концептуальная идея развития библиотеки общеобразовательного учреждения
ставит следующие цели:
• повышение качества школьного образования;
• содействие развитию единой образовательной информационной среды;
• создание на базе библиотек библиотечно-информационных центров образовательных
учреждений, функционирующих как традиционная библиотека с элементами медиатеки;
предоставляющих всем участникам образовательного процесса информацию на разных
видах носителей: бумажном, магнитном (аудио-видео кассеты), цифровом (компьютеры и
программное обеспечение) и телекоммуникативном (компьютерные сети);
• включение библиотек образовательного учреждения в локальные и корпоративные сети
региона.
Современная школьная библиотека - информационный центр:
-обеспечивает общедоступность документально-информационных ресурсов;
-обслуживает потребителей в локальном и удаленном режимах с использованием новых
информационных технологий;
-является генератором собственных баз данных и комплексов автоматизированных
библиотечных услуг;
-существует как структурное подразделение образовательного учреждения,
осуществляющее информационное обеспечение учебного процесса.
Школьные библиотеки, являясь одной из составляющих информационно-образовательной
среды общества, оказывают значительное влияние на образование ребенка.
Информационно-образовательная деятельность школьных библиотек реализует право
ребенка на информацию и образование и защищает его права в условиях глобальной
информатизации общества, позволяет уберечь от недостоверной, вредной и агрессивной
информации.
Приоритетным для школьной библиотеки, безусловно, является информационное
сопровождение учебных программ.
В фондах библиотек наряду с традиционными печатными носителями информации
должны быть включены аудио, видео и электронные издания: учебники, справочники,
энциклопедии, обучающие и развивающие программы, электронные собрания
художественной литературы по программам основного общего образования.
Одним из направлений деятельности в поддержку образования и
самообразования является создание библиотеками собственных электронных продуктов:
иллюстрированных каталогов и баз данных, текстов книг для детей в электронном виде и
других.
Библиотеки образовательных учреждений рассматривают чтение, как инструмент
познания и повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной
активности личности.
Книга остается значимым источником информации, несмотря на интенсивное вхождение
компьютерных технологий в жизнь подростка. Этот факт доказывает правильность
выбранной библиотекой концепции своего развития в качестве библиотечно-
информационного центра.
Общей для школьных библиотек является деятельность по формированию
информационной культуры пользователя, обучению его навыкам эффективного
использования не только печатной, но и электронной информации.
Следует заметить, что в России отсутствует целостная государственная концепция
информационного образования и формирования у школьника информационной культуры.
Чтобы компенсировать недостатки существующей системы образования, специалисты
школьных библиотек разрабатывают собственные программы, где интегрируют основы
развития у учащихся читательской и информационной культуры.
Но мы все знаем о серьезных проблемах, связанных со слабым комплектованием фондов,
низким техническим оснащением, отсутствием читальных залов, недопониманием
администрацией роли библиотеки в учебном процессе, нечетким статусом школьного
библиотекаря и так далее.
Используя новые информационные технологии, обеспечивая максимальный доступ к
информации, формируя у школьников привычку к постоянному чтению, развивая
индивидуальные способности учащихся, библиотечно-информационный центр имеет
большие возможности для развития личности растущего человека, его воспитания,
формирования информационной культуры.
Таким образом, деятельность современных школьных библиотек имеет непосредственное
отношение к процессу образования. И расширение этой деятельности формирует
гармоничную информационно-образовательную среду, способствующую образованию
ребенка.
Только при этих условиях школьная библиотека сможет стать центром, не только
предоставляющим доступ к широкому ряду информационных ресурсов, но и обучающим
осмысленно, критически и эффективно их использовать, местом, где они смогут
приобретать положительный опыт коммуникации в современном обществе.
Современная школьная библиотека с богатыми фондами, квалифицированными
специалистами и оснащенная современными технологиями оказывает бесспорное влияние
на качество образования.