Напоминание

«Современный подход к работе по взаимодействию детского сада и семьи для обеспечения полноценного развития ребенка в соответствии с требованиями ФГОС»


Автор: Даньшина Елена Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: Пермский Край п.Ферма
Наименование материала: из опыта работы
Тема: «Современный подход к работе по взаимодействию детского сада и семьи для обеспечения полноценного развития ребенка в соответствии с требованиями ФГОС»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Современный подход к работе по взаимодействию детского сада и

семьи для обеспечения полноценного развития ребенка

в соответствии с требованиями ФГОС»

Даньшина Елена Витальевна 1 квалификационная категория

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС

ДО возрастает, как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной

системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед

системой образования, повышают ответственность родителей за

результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как

именно родительская общественность непосредственно заинтересована в

повышении качества образования и развития своих детей. [ФГОС ДО ч. I п.

1.6 п. п. 9]

Современные

условия

деятельности

дошкольных

учреждений

выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Родители

являются основными социальными заказчиками ДОУ.

В законе РФ «Об образовании», в Типовом положении о дошкольном

образовательном учреждении указано, что одной из основных задач, стоящих

перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения

полноценного развития ребенка».

В силу сложившихся экономических причин, занятостью на работе,

современные

родители

большую

часть

времени

уделяют

вопросам

материального обеспечения семьи, поэтому организация воспитания ребенка

становится делом образовательного учреждения. Родители приходят в

детский сад с позицией того, что детский сад должен и обязан. И не сразу

понимают, что для разностороннего развития своего ребенка семья и детский

сад должны тесно взаимодействовать.

Всем известно, что дошкольное детство – очень важный период в жизни

детей. Развитие ребенка в этот отрезок времени является основой всей

дальнейшей жизни человека. Научно доказано, что никто не научит и не

воспитает ребенка лучше, чем собственный родитель. А дошкольное

учреждение

обязано

помочь

родителям

воспитать

детей,

научить

взаимодействовать со своим ребенком.

Как организовать процесс в детском саду, чтобы развитие детей было

не только полноценным и разносторонним, но в то же время радостным и

естественным? В первую очередь, на мой взгляд, это зависит от понимания

родителей,

желания

создать

совместно

с

воспитателями

группы

благоприятные условия.

Имея большой опыт работы с детьми (28 лет), убеждена, что только общими

усилиями семьи и детского сада можно помочь ребёнку. Поэтому свои

отношения с родителями строю на основе сотрудничества и взаимного

уважения. Всегда помню о том, что ребёнок – уникальная личность. С

другими детьми его нельзя сравнивать.

Что же может сблизить семью и детский сад? Только сам ребенок.

Чтобы выстроить отношения с родителями, сделать их конструктивными,

Для себя определила ряд правил в налаживании такого взаимодействия:

эмоциональный контакт с родителями - открытость, приветливость и

доброжелательность с первого знакомства;

информационный контакт – проявить искренний интерес к ребенку,

быть всегда готовой принять от родителей сведения о ребенке и

поделиться своей информацией о действиях, деятельности, о состоянии

и поступках их малыша;

деятельный контакт – дать возможность родителям присутствовать и

участвовать в жизни ребенка в д/с с первых дней его пребывания в

группе. Считаем, что только комплексное выполнение этих условий

является гарантией полноценного проживания ребенком дошкольного

детства.

Нередко от педагогов нашего детского сада, да и во время встреч

воспитателей

на

методических

объединениях

можно

услышать

о

педагогической пассивности родителей. Поэтому, после очередного выпуска

детей в школу, встал вопрос о принятии детей младшего возраста, я

поставили перед собой задачу превратить родителей будущих воспитанников

из пассивных наблюдателей в активных участников педагогического

процесса.

В своей работе с семьей определила цель – привлечение родителей к

совместной активной деятельности дошкольного учреждения и семьи в

вопросах

полноценного

развития

детей,

развитие

педагогической

компетентности родителей.

Отсюда вытекли задачи:

1.

Постоянно способствовать развитию гармоничных отношений в

системе «Родитель-ребенок-воспитатель».

2.

Повысить уровень педагогической культуры родителей – обогатить

их разносторонние педагогические знания.

3.

Поддержать их в уверенности в

собственных педагогических

возможностях.

4.

Организовать проведение совместных мероприятий направленных на

воспитание и развитие детей дошкольников.

5.

Помочь семье найти ответы на интересующие вопросы в воспитании

детей;

6.

Способствовать тесному взаимодействию взрослых и детей.

Свою работу начала с того, что:

обозначила актуальность проблемы;

разработала план действий для получения максимального объема

данных о семье;

выслушала мнение педагога-психолога, воспитателей младшей

группы по вопросам взаимодействия с родителями.

Осознавая

то,

что

от

качества

взаимодействия

зависят

уровень

педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень воспитания

детей. Прошла курсы Н.М. Метеновой по работе с родителями. На курсах

говорилось много интересного о нетрадиционных методиках проведения

родительских собраний, новых подходах к оформлению и содержанию

наглядной

информации

для

родителей

в

дошкольных

учреждениях.

Впоследствии

полученные знания были применены

в

практической

деятельности.

Свою работу по вовлечению родителей в деятельность ДОУ и группы

проводила в три этапа:

1)

выявление потребностей родителей в воспитании и образовании

детей;

2)

педагогическое просвещение родителей;

3)

партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ и группы.

На

первом

этапе

активно

использовала

беседы

с

родителями,

наблюдение за детьми, опрос, анкетирование.

Педагогическое просвещение родителей - самый важный этап. Его

проводила в двух направлениях:

совместные

мероприятия

с

родителями

(коллективные

и

индивидуальные формы) - вечера вопросов и ответов, деловые

игры, родительские собрания, беседы, индивидуальные поручения,

консультации; мастер – классы;

совместные мероприятия с родителями и детьми: дни открытых

дверей, утренники и праздники, концерты, викторины, спортивные

соревнования,

конкурсы,

выставки

совместного

творчества,

походы в лес, благоустройство группы и участка, дни открытых

дверей;

особое внимание уделяю оформлению наглядных форм работы:

папки-передвижки,

памятки-рекомендации,

открытки-

приглашения, фотовыставки, уголки для родителей.

Реализацию плана начала с изучения состава семьи, ее воспитательного

потенциала, с этой целью провела анкетирование. На основе данных анкет,

составлен портрет (социальный паспорт) каждой семьи.

Следующим шагом было изучение мнения родителей о взаимодействии

детского сада и семьи. Для этого

использовала письменный опрос,

результаты которого показали, что 20 родителей (76 %) из 24 участвующих в

опроснике, удовлетворял уровень воспитательно-образовательной работы с

детьми в предыдущей группе, но большинство из них хотели бы чаще

встречаться

на

родительских

собраниях,

общаться

и

обмениваться

собственным опытом воспитания.

Возникла необходимость выяснить, наиболее актуальные темы по

воспитанию и развитию детей для обсуждения с родителями. Для этого

составлена диагностическая карта педагогических проблем родителей.

На основе анализа полученной информации составила план работы с

родителями на год, так как по данным таблицы видно, какие предложенные

проблемы в воспитании и развитии детей оказались для родителей на этом

этапе наиболее актуальными.

На первом родительском собрании знакомлю со спецификой работы

ДОУ, с образовательной программой детского сада, видами занятий,

режимом

дня,

традициями.

Участники

данного

мероприятия

имеют

возможность в игровой форме обсудить возникшие вопросы. Активность

родителей зависит не только от актуальности темы, но и от необычных,

интересных форм его проведения.

Надо отметить, что посещаемость групповых родительских собраний

всегда высокая

(75-90%) от общего количества, часто приходят оба

родителя. Благодаря этому повышен интерес родителей к работе ДОУ

.

Вместе с тем, консультации, помощь узких специалистов детского сада,

индивидуальные беседы стали неотъемлемой частью работы с родителями.

Все это позволило резко повысить эффективность работы с родителями и

детьми.

В конце каждого учебного года проводим анкетирование для изучения

родительских запросов и определения перспективы. Учитывая желание

родителей участвовать в различных мероприятиях, как детского сада, так и

проводимых в группе совместно с детьми, в нашем дружном коллективе

сложилось немало добрых традиций, которые дают детям, родителям и

педагогам повод для неформального общения, обогащают впечатлениями,

позволяют лучше узнать друг друга.

Так каждый год устраиваем праздник «День рожденья группы», яркие и

запоминающиеся фольклорные праздники «Масленица» и «Ярмарка». Много

интересных и волнующих моментов переживают родители и дети во время

подготовки и участия в постановке спектаклей на традиционной «Неделе

театра» в ДОУ.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым

привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в

организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие

позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности

во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это

делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим

ребенком, но и родительской общественностью в целом.

У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не

подозревал. Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и

детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной

и для других общих дел в группе.

Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс

является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с

родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами

нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь нашего ДОУ.

Родители помогли в подготовке и проведении совместных проектов по

нравственному, экологическому, патриотическому воспитанию

дошкольников :«Моя семья», «Мой папа – мой защитник», «Зимняя сказка»,

«Природа родного Края». Результат совместного творчества детей и

родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости

за своих родителей.

Доверительные отношения между взрослыми и детьми формировали и

через участие в календарных утренниках и праздниках, где родители не

просто зрители, а сказочные герои, костюмеры и сценаристы. Большой

интерес вызывают у детей и родителей сезонные прогулки выходного дня в

лес, где проводим спортивные игры, посиделки у костра, закрепляем знания

о правилах поведения в природе.

Семьи воспитанников с радостью участвуют в совместных творческих

конкурсах предлагаемых детским садом, районом, краем.

Развитие здорового ребенка проходит не только через ознакомление с

содержанием физкультурно-оздоровительной работы, но и участием в

краевых, кустовых, поселковых спортивных мероприятиях: «Лыжня России»

г. Пермь, лыжный марафон на дне здоровья в поселке «Звенящая лыжня»,

«Осенний марафон», легкоатлетическая эстафета, посвященная памяти героя

– земляка Юрия Лямина 9 мая, «Папа, мама, я – спортивная семья» во время

Недели здоровья, «Шашечный турнир».

За проявленную инициативу участники поощряются благодарственными

письмами,

грамотами,

дипломами,

сертификатами,

подарками.

Следовательно, об успехах воспитанников можно судить по

регулярно

пополняющимся детских портфолио.

Наряду с участием в жизни детского сада некоторые родители следуя

моим рекомендациям, нашли возможность развивать способности своих

детей в учреждениях дополнительного образования (спортивные секции,

танцевальные кружки, школа развития личности и т.д.)

Осознавая значимость окружающей среды ребенка, родители стараются

сделать все, чтобы помочь приблизить обстановку в группе к домашней, но в

то же время, чтобы среда была стимулирующей, вариативной и эстетичной.

Практичное зонирование группы включает разнообразные уголки и

игровые зоны. В нашей группе предметно-развивающая среда наполнена

разнообразным

обновляющимся

игровым

материалом,

играми

разной

сложности, игрушками, дидактическим материалом, пособиями. Вместе с

тем, ярким примером развития отношений родителей к детскому саду

является их участие в субботниках-акциях: «Наш любимый детский сад»,

«Оформление

прогулочного

участка»,

«Строим

снежный

городок»,

«Угощенье для зверят в зоопарк от дошколят», «Покормите птиц зимой».

с

семьей,

решаю

такие

задачи,

как

содержательное

проживание

дошкольного детства, своевременное и полноценное развитие каждого

ребенка. Совместная работа с семьями способствует созданию единого

образовательного пространства для детей и воспитывающих их взрослых,

которые способны нести ответственность за свои воспитывающие влияния.

Установление сотрудничества и партнёрских отношений детского сада с

семьёй имеет огромное значение. Только объединив свои усилия, родители и

воспитатели могут обеспечить ребёнку двойную защиту, эмоциональный

комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду,

помогут развитию его основных способностей, умению общаться со

сверстниками.

Взаимодействие с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС позволяет

обеспечить оптимальные условия для осуществления образовательной

деятельности в условиях ДОУ, где родители, становясь активными

участниками общественной жизни и процесса обучения своих детей,

чувствуют себя хорошими мамами и папами, вносят свой вклад в обучение и

приобретают всё новые умения.

В ходе моей работы с родителями главное, чтобы подход к работе не носил

формальный характер, стараюсь применять как можно новые современные

приемов и методов, нахожу новые пути сотрудничества с родителями.



В раздел образования




Яндекс.Метрика