Напоминание

"Одаренные дети - будущее России"


Автор: Дубовицкая Наталия Викторовна
Должность: учитель математики и экономики
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 27 с УИОП"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Одаренные дети - будущее России"
Раздел: полное образование





Назад




Одаренные дети – будущее России

Дубовицкая Наталия Викторовна

«Мне бы очень хотелось, чтобы наши талантливые

ребята смогли реализовать себя в нашей стране.

И сделать это нужно не путем административных

ограничений, а создав наилучшие условия»

В.В. Путин

Введение

Многих ученых, педагогов, психологов давно волнует проблема детской

одаренности. Забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра –

это забота об одаренных детях сегодня. В настоящее время очень высок ин-

терес к одаренности. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной

творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды тре-

бует не только высокой активности человека, но и его умений нестандартного

мышления и поведения, а именно высоко одаренные люди способны внести

свой вклад в развитие общества.

Есть мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в

особом внимании и руководстве. Но не надо забывать, что в силу личностных

особенностей одаренные дети более чувствительны к оценки их деятельности,

поведения и мышления. Необходимо помнить, что как бы ни был одарен ребе-

нок, его нужно учить. Приучить трудиться и самостоятельно принимать реше-

ния. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснения, окриков. У такого

ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Такого

ребенка с дошкольного возраста следует приобщать к творчеству, создавать для

этого обстановку.

Хотя многих одаренных детей интересует все на свете, у них рано склады-

ваются весьма устойчивые интересы. Конечно, не все учебные предметы могут

попасть в это число. Не стоит переживать из-за того, что, несмотря на все при-

ложенные усилия, ваш предмет и вы сами - не самые любимые у этого человека.

Не ожидайте и особой благодарности от одаренного ученика за то, что вы затра-

тили на него гораздо больше времени и труда, чем на других; скорее всего, он

посчитает это за норму и даже может не заметить этого.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевид-

ными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосыл-

ки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество

психики, которое определяет возможность достижения человеком более высо-

ких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах дея-

тельности по сравнению с другими людьми [1,1].

Одаренный ребенок - это не всегда «блестящий» ребенок. По мнению К.Г.

Юнга, «одаренный ребенок может иметь даже неблагоприятные характеристи-

ки: разбросанность, голова полна шалостей; он - нерадивый, халатный, невни-

мательный, озорной, своенравный» [5,138].

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обраща-

ет внимание на то, что «…необходимо создать специальную систему поддержки

талантливых ребят и общую среду для проявления и развития способностей

каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых ребят. »

Коллектив педагогов МАОУ «СОШ № 27 с УИОП» создал авторскую

программу «Шаг к совершенству» и считает своей целью: «…формирование

у учащихся представления о научном способе познания – основном средстве

самореализации личности XXI века...»

Научное

общество

учащихся

«ШАГ»

(Школьная

академия

гениев

)

объединяет всю работу в школе с одаренными детьми, которые участвуют в

предметных олимпиадах, научно-исследовательских конкурсах и конференциях.

НОУ «ШАГ» объединяет учеников по следующим направлениям:

Естественнонаучное

Гуманитарное

Информационно-коммуникативное

На протяжении многих лет я являюсь руководителем НОУ «ШАГ» и уве-

рена, что если человек талантлив, то талант у него многогранен. Нам педагогам

необходимо создать атмосферу, способствующую становлению

личности ода-

ренного ребенка, отшлифовать способности, развить все его дарования.

Являясь учителем математики и экономики, стараюсь проводить уроки

интегрированно, объясняя экономическую теорию через решение задач. Иногда

при решении трудных задач, применяя графические и аналитические методы,

дети лучше понимают изучаемую тему.

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие

компоненты:

выявление одаренных детей;

развитие творческих способностей на уроках;

развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкур-

сы, исследовательская работа);

создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

На протяжении 15 лет мои ученики участвуют в олимпиадах по экономике и

становятся победителями и призерами муниципальных, региональных и всерос-

сийских этапов Всероссийской олимпиады школьников.

Организация работы с одаренными детьми это сложный педагогический

процесс. В первую очередь педагог должен быть готов к работе с такими

детьми, осознавая их особенности и трудности с которыми он может столкнуть-

ся.

Истинно одарённых детей мало, но они есть- и педагогу важно увидеть ис-

корку одарённости в каждом ребенке и разжечь огонек таланта, постараться

раскрыть и поддержать.

Конкурс «Юный мэр»

Олимпиада по экономике «Эконом-

знание»

II городской фестиваль ШНО «Ученые

будущего»

Муниципальный этап регионального

проекта «Эрудит Белогорья»

Особенности, присущие одаренным детям, обогащают нашу жизнь во

всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-пер-

вых, таких детей отличает высокая восприимчивость ко всему, у многих высоко

развито чувство справедливости, они способны чутко улавливать изменения в

общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике,

быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.

Вторая особенность - познавательная непрекращающаяся активность и

высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окру-

жающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концеп-

ций, теорий, подходов.

В-третьих, большинство из них обладают такими качествами, как энер-

гичность, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огром-

ными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь

массу интересных и значимых проектов.

В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными

детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от

учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в обла-

сти психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с

психологами и другими учителями, администрацией и родителями одаренных

детей. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, уме-

ния отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и силь-

ной стороной.

Именно высоко одаренные люди способны внести наибольший вклад в

развитие общества. Транжирить таланты является непозволительной ошибкой

для развития любого государства.

Список литературы

1. Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ре-

бенка. (1540.ortintegration/parents/group3_2.php)

2.Н.С. Лейтес «Психология особенностей одаренных детей и подростков». М.,

1996.

3. Ж.К. Терасье «Сверходаренные дети». М., 1999.

4. А.В.Хуторской «Развитие одаренности школьников: методика продуктивного

обучения». М., 2000

5. Савин Н. В. Педагогика. // уч. пособие для пед. уч-щ. - М.: Просвещение,

1994.

6. В.С. Юркевич «Одаренный ребенок». М., 1996.



В раздел образования




Яндекс.Метрика