Автор: Дубовицкая Наталия Викторовна
Должность: учитель математики и экономики
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 27 с УИОП"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Одаренные дети - будущее России"
Раздел: полное образование
Одаренные дети – будущее России
Дубовицкая Наталия Викторовна
«Мне бы очень хотелось, чтобы наши талантливые
ребята смогли реализовать себя в нашей стране.
И сделать это нужно не путем административных
ограничений, а создав наилучшие условия»
В.В. Путин
Введение
Многих ученых, педагогов, психологов давно волнует проблема детской
одаренности. Забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра –
это забота об одаренных детях сегодня. В настоящее время очень высок ин-
терес к одаренности. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной
творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды тре-
бует не только высокой активности человека, но и его умений нестандартного
мышления и поведения, а именно высоко одаренные люди способны внести
свой вклад в развитие общества.
Есть мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в
особом внимании и руководстве. Но не надо забывать, что в силу личностных
особенностей одаренные дети более чувствительны к оценки их деятельности,
поведения и мышления. Необходимо помнить, что как бы ни был одарен ребе-
нок, его нужно учить. Приучить трудиться и самостоятельно принимать реше-
ния. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснения, окриков. У такого
ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Такого
ребенка с дошкольного возраста следует приобщать к творчеству, создавать для
этого обстановку.
Хотя многих одаренных детей интересует все на свете, у них рано склады-
ваются весьма устойчивые интересы. Конечно, не все учебные предметы могут
попасть в это число. Не стоит переживать из-за того, что, несмотря на все при-
ложенные усилия, ваш предмет и вы сами - не самые любимые у этого человека.
Не ожидайте и особой благодарности от одаренного ученика за то, что вы затра-
тили на него гораздо больше времени и труда, чем на других; скорее всего, он
посчитает это за норму и даже может не заметить этого.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевид-
ными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосыл-
ки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество
психики, которое определяет возможность достижения человеком более высо-
ких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах дея-
тельности по сравнению с другими людьми [1,1].
Одаренный ребенок - это не всегда «блестящий» ребенок. По мнению К.Г.
Юнга, «одаренный ребенок может иметь даже неблагоприятные характеристи-
ки: разбросанность, голова полна шалостей; он - нерадивый, халатный, невни-
мательный, озорной, своенравный» [5,138].
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обраща-
ет внимание на то, что «…необходимо создать специальную систему поддержки
талантливых ребят и общую среду для проявления и развития способностей
каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых ребят. »
Коллектив педагогов МАОУ «СОШ № 27 с УИОП» создал авторскую
программу «Шаг к совершенству» и считает своей целью: «…формирование
у учащихся представления о научном способе познания – основном средстве
самореализации личности XXI века...»
Научное
общество
учащихся
«ШАГ»
(Школьная
академия
гениев
)
объединяет всю работу в школе с одаренными детьми, которые участвуют в
предметных олимпиадах, научно-исследовательских конкурсах и конференциях.
НОУ «ШАГ» объединяет учеников по следующим направлениям:
Естественнонаучное
Гуманитарное
Информационно-коммуникативное
На протяжении многих лет я являюсь руководителем НОУ «ШАГ» и уве-
рена, что если человек талантлив, то талант у него многогранен. Нам педагогам
необходимо создать атмосферу, способствующую становлению
личности ода-
ренного ребенка, отшлифовать способности, развить все его дарования.
Являясь учителем математики и экономики, стараюсь проводить уроки
интегрированно, объясняя экономическую теорию через решение задач. Иногда
при решении трудных задач, применяя графические и аналитические методы,
дети лучше понимают изучаемую тему.
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие
компоненты:
выявление одаренных детей;
развитие творческих способностей на уроках;
развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкур-
сы, исследовательская работа);
создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
На протяжении 15 лет мои ученики участвуют в олимпиадах по экономике и
становятся победителями и призерами муниципальных, региональных и всерос-
сийских этапов Всероссийской олимпиады школьников.
Организация работы с одаренными детьми это сложный педагогический
процесс. В первую очередь педагог должен быть готов к работе с такими
детьми, осознавая их особенности и трудности с которыми он может столкнуть-
ся.
Истинно одарённых детей мало, но они есть- и педагогу важно увидеть ис-
корку одарённости в каждом ребенке и разжечь огонек таланта, постараться
раскрыть и поддержать.
Конкурс «Юный мэр»
Олимпиада по экономике «Эконом-
знание»
II городской фестиваль ШНО «Ученые
будущего»
Муниципальный этап регионального
проекта «Эрудит Белогорья»
Особенности, присущие одаренным детям, обогащают нашу жизнь во
всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-пер-
вых, таких детей отличает высокая восприимчивость ко всему, у многих высоко
развито чувство справедливости, они способны чутко улавливать изменения в
общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике,
быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.
Вторая особенность - познавательная непрекращающаяся активность и
высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окру-
жающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концеп-
ций, теорий, подходов.
В-третьих, большинство из них обладают такими качествами, как энер-
гичность, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огром-
ными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь
массу интересных и значимых проектов.
В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными
детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от
учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в обла-
сти психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с
психологами и другими учителями, администрацией и родителями одаренных
детей. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, уме-
ния отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и силь-
ной стороной.
Именно высоко одаренные люди способны внести наибольший вклад в
развитие общества. Транжирить таланты является непозволительной ошибкой
для развития любого государства.
Список литературы
1. Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ре-
бенка. (1540.ortintegration/parents/group3_2.php)
2.Н.С. Лейтес «Психология особенностей одаренных детей и подростков». М.,
1996.
3. Ж.К. Терасье «Сверходаренные дети». М., 1999.
4. А.В.Хуторской «Развитие одаренности школьников: методика продуктивного
обучения». М., 2000
5. Савин Н. В. Педагогика. // уч. пособие для пед. уч-щ. - М.: Просвещение,
1994.
6. В.С. Юркевич «Одаренный ребенок». М., 1996.