Автор: Сабаева Ольга Владимировна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ №433
Населённый пункт: Г.Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Различные подходы к адаптации детей с РАС в условиях ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Различные подходы к адаптации детей с РАС к условиям ДОУ.
ИННОВАЦИИ В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
И СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ДОО
Сабаева О.В., педагог-психолог,
МБДОУ «ДС № 433 г. Челябинска»
Забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является
неотъемлемой
частью
деятельности
образовательного
учреждения,
особенно
это
актуально по отношению к детям с расстройством аутического спектра (далее РАС).
Коротко
остановимся
на
особенностях
развития
детей
с
РАС,
которые
представлены в АООПДО для детей с РАС. Формирование Программы осуществляется на
основе положений ФГОС дошкольного образования, преломлённых в соответствии с
закономерностями развития детей с РАС.
Расстройство аутического спектра – это группа неврологических расстройств,
характеризующаяся
нарушением
способности
к
установлению
и
поддержанию
социальной коммуникации, ограниченностью интересов и повторяющимися действиями.
У
детей
с
РАС
наблюдаются:
снижение
способности
к
установлению
эмоционального, зрительного, коммуникативного контактов; гиперчувствительность к
сенсорным воздействиям. Стереотипность в поведении, связанная с напряженным
стремлением
сохранить
постоянные,
привычные
условия
жизни;
сопротивление
малейшим изменениям в обстановке; поглощенность однообразным действиям речевым и
моторным (раскачивание, потряхивание руками, хождение на цыпочках, перебирание
пальцами перед глазами); пристрастие к необычным предметам. Особо выделяется
нарушение коммуникативной функции речи, речевые штампы, фонографическая речь.
В МБДОУ «ДС № 433 г. Челябинска» воспитываются дети с данным диагнозом. С
ними проводят коррекционную работу и оказывают помощь учителя-дефектологи,
учителя-логопеды, педагог-психолог и активное участие принимают родители (законные
представители) воспитанников с особыми образовательными потребностями. Для них
разработаны
индивидуальные
коррекционные
образовательные
маршруты
или
индивидуальные программы реабилитации детей-инвалидов.
В дошкольном учреждении создан особый психологический микроклимат в
группах компенсирующей направленности и кабинетах специалистов, которые посещают
эти дети.
В развивающей предметно-пространственной среде имеется доступное
оборудование, которое успокаивает и создает обособленное личное пространство: ширмы,
удобные кресла, ящики с песком, крупами, игры с песком, сортировка во цвету, по форме,
шнуровка и др).
В период адаптации детей с РАС, педагоги должны ДОУ придерживаются
определенных психологических установок, которые влияют как на общее состояние
ребенка, так и процесс адаптации в целом, смягчая социально-коммуникативные и
поведенческие трудности.
К наиболее общим положениям психолого-педагогической работы с детьми с
аутизмом, которые необходимо учитывать, следует отнести:
-
структурирование времени – в целях преодоления трудностей восприятия и
усвоения сукцессивно организованных процессов, временной организации деятельности;
-
структурирование пространства – как способ преодолений трудностей выбора в
пространственной организации деятельности;
-
генерализация навыка – освобождение навыка от зависимости от несущественных
факторов,
препятствующих
переносу
навыка
в
другие
условия;
формирование
функциональной значимости навыка как такового;
-
отклонения от типичных представлений о принципе «от простого - к сложному»,
поскольку в условиях искажённого развития понятия о простоте и сложности могут быть
очень индивидуальны; учитывая искажённость (часто в сочетании с недоразвитием)
формирования понятий при РАС, предпринимать индивидуализированные меры для
оптимизации развития структуры мышления детей с аутизмом от свойственных раннему
возрасту примитивных форм, учитывающих исключительно временные связи («после
того, следовательно, в силу того»), к свойственной развитому мышлению схеме
«индукция – понятие – дедукция». Проблемы могут касаться как формирования понятия,
так и реализации понятия в конкретные воплощения, что требует внимания специалиста –
и, прежде всего, в дошкольном возрасте;
-
переход в мнемических и – особенно важно – в собственно мыслительных
процессах
от
декларативных
к
процессуальным
механизмам
с
использованием
соответствующих методов и технологий;
-
без коррекции проблем поведения – какого бы генеза они ни были –
содержательная работа по реализации программы дошкольного образования эффективной
быть не может.
Как этого добиться? Используя следующие психологические установки:
-
Доброжелательность.
Агрессия
взрослых
–
это
препятствие
на
пути
к
установлению положительного контакта с ребенком.
-
Целеустремленность. Ежедневное обучение, позволяющее ребенку усвоить новые
знания и навыки, умения.
-
Терпимость по отношению к ребенку. Длительная работа и большие усилия
взрослых приведут к положительным изменениям в развитии.
-
Внимательность и оптимистичность. Важно замечать каждый шаг ребенка, успехи
и достижения.
-
Стремление поддержать ребенка в трудной ситуации.
-
Готовность поощрять ребенка каждый раз, когда он делает попытку выполнить
задание, даже если она не очень успешна.
Очень важно принимать ребёнка таким, какой он есть, не сравнивая с другими детьми. Он
не лучше и не хуже их, просто он – другой.
В период адаптации и на всех последующих этапах необходимо придерживаться
условий, отвечающих особенностям и потребностям детей с РАС:
-
Придерживаться определенного режима дня. На первых порах проговаривать всё,
что предстоит делать или уже делает ребёнок. По мере адаптации, напоминать ребёнку о
смене режимного момента и давать побольше времени на принятие перемены в
окружающей действительности.
-
Соблюдать ежедневные ритуалы. Возможно использование элементов телесной
терапии (обнять, погладить, ритмично постукивать по спинке)
-
Не повышать голос и не издавать резких звуков.
-
Использовать монотонные, стереотипные, релаксационные игры для снятия
напряжения, расслабления, отдыха.
-
Закрепить за ребёнком полюбившееся место для уединения, с возможностью
заниматься выбранными видами деятельности (лепка, рисование).
- Использовать приёмы «положительного подкрепления» - запоминать, что любит
ребёнок и после выполнения «нужного» разрешать «любимое». –
Обязательно выполнять обещанное.
Особенно важным в период адаптации ребёнка к ДОУ является психологическая
помощь родителям, в семьях которых растет особенный ребёнок. А именно помочь
родителям принять ребёнка таким, какой он есть. Для этого в дошкольном учреждении
используются индивидуальные формы работы: анализ взаимного влияния (ребенок –
взрослый), методы сравнения, самооценки, предлагается выработка единого пошагового
алгоритма корректировки поведения ребенка, обобщение практического опыта.
Данные формы работы мы проводим и с педагогами.
Таким образом, несмотря на то, что в дошкольном учреждении неоднородный
контингент детей дошкольного возраста с РАС, мы используем дифференцированный
подход к формированию образовательной траектории дошкольного образования детей с
РАС во всех её составляющих (адаптационном, содержательном, деятельностном и
процессуальном). Этим обеспечиваем возможность реализации особых образовательных
потребностей аутичных детей дошкольного возраста и непрерывность перехода.
Список литературы:
1.
ФГОС ДО, Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.
2.
Примерная
адаптивная основная образовательная программа дошкольного
образования детей раннего и дошкольного возраста с расстройством аутического
спектра. МБДОУ «ДС № 433 г. Челябинска» на 2019-2020 учебный год.
3.
Гилберг К., Питерс Т. Медицинская диагностик аутизма и заболеваний
аутического спектра\\Аутизм: медицинский и педагогические аспекты.
4.
Лебединская К.С. Ранний детский аутизм.
5.
Семаго Н., Семаго М. диагностика базовой аффективной регуляции.
6.
Ялпаева
Н.
В.
Социально-психологическая
работа
с
семьями
детей
с
ограниченными возможностями / Н. В. Ялпаева ; М-во труда и соц. развития Рос.
Федерации, Департамент по делам детей, женщин и семьи, Рос. фонд соц.
реформ. - М.: Просвещение, 2002. - 477 c.
ПрПамятка для педагогов в период адаптации
ребенка с ОВЗ
к детскому саду.
Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле – печаль
И долговечней –царственное слово.
А.Ахматова
Похвала формирует доверительные отношения. Получая позитивный отклик на свои
действия от педагога, ребёнок понимает, что за его поступками следят и ему готовы
помочь. Похвала дарит веру в себя, поддерживает мотивацию. Вовремя сказанная
похвала, поможет ребёнку быстрее принять новую социальную ситуацию, а значит
быстрее адаптироваться к условиям детского сада.
Хвалить ребёнка – искусство, которому может обучиться каждый педагог.
«Похвала и поддержка».
99 способов похвалить ребёнка (Г.С. Абрамова)
1.У тебя всё получиться
2. Это хорошо
3.Отличная работа!
4.Ты на верном пути
5.Великолепно
6.Правильно!
7.Это именно то, что надо!
8.Я горжусь тем, как ты сегодня работал
9.Ты делаешь это очень хорошо
10.Я знал(а), что ты можешь сделать это
11.Мои поздравления!
12. Счастлив (а) видеть такую твою работу
13.Ты делаешь это сегодня значительно лучше
14. Супер!
15.Ты близок к истине!
16.Это лучшее из того, что у тебя получилось
17.Это намного лучше
18.Сейчас ты это понял
19.Именно так!
20.Это неплохой результат
21.Ты хорошо справляешься с этим заданием
22.Я не смог (ла) бы сделать лучше
23.Наконец-то! Я верил (а) в тебя!
24.Неплохо, очень даже неплохо
25Ты очень быстро учишься
26 Продолжая так работать, ты добьёшься ещё лучших результатов
27.Это хорошо для тебя
28. Вот это да!
29. Это хорошо для тебя
30. Ещё немного и у тебя это получиться
31.Я с тобой целиком и полностью согласен
32.Ты выбрал (а) правильный способ, чтобы выполнить эту работу
33.С каждым днём у тебя получается всё лучше
34. Ты сделал (а) это так быстро
35. Ты сделал (а) это легко
36. Это невероятно!
37. Ты действительно сделал (а) эту работу играючи
38. Какой оригинальный способ решения!
39.Ты ничего не упустил?
40. Ты действительно до этого сам додумался (ась)?!
41. Так держать!
42. Необыкновенно!
43. Прекрасно! Это лучшее, что я когда-либо видел(а)!
44. Совершенно новый подход к делу!
45. Прекрасная идея!
46. Ты прекрасно всё понял(а)
47. Сенсационно!
48. Это действительно выдающееся открытие
49.Теперь ничего тебя не остановит
50.Отлично!
51.Это была первоклассная работа!
52.Замечательно!
53. Лучше не бывает!
54.Ты прямо сейчас сделал это?
55.Свежая мысль
56.Твоя голова поработала на славу
57.Ты точно добьёшься успеха, если будешь продолжать работать в этом направлении
58. Твоя ежедневная работа дала прекрасные результаты!
59. Фантастика!
73.Твоя работа доставила мне много радости
74. Ты сделал это очень вовремя
75. Это эффективный способ действия!
76. Сейчас ты набиваешь руку, и скоро у тебя всё получиться
77. Мне нравиться ход твоих мыслей!
78. Я очень горжусь тобой
79. Очень приятно учить таких умных детей
80. Большое тебе спасибо
81.Ты превзошёл(а) сам(а) себя сегодня
82. Я никогда не видел(а) ничего лучшего
83. Ты понял(а) это так быстро!
84. Чудно!
85. Мощный прорыв!
86. Ты сделал сегодня много работы
87. Это твоя победа!
88. Ты очень далеко продвинулся за такой короткий срок!
89.Такого я ещё не видел(а)
90.Тебя просто не узнать сегодня!
91.Это уже успех!
92. Вот таким ты мне нравишься!
93.Теперь ты чувствуешь свои возможности?
94. Ты стал (а) настоящим мастером
95. Сердечно рад (а) за тебя
96. Не могу не высказать тебе своё восхищение
97. Грандиозно!
98. Красиво сказано!
99. Я верю в тебя!