Автор: Кондратьева Оксана Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №39
Населённый пункт: Город Набережные Челны, республика Татарстан
Наименование материала: конспект ООД
Тема: "Знатоки природы"
Раздел: дошкольное образование
Конспект фрагмента ООД в старшей группе «Знатоки природы»
Педагог 1 квалификационной категории
МБДОУ № 39 «Весёлый улей»
Кондратьева Оксана Сергеевна
Цель: Знакомить детей с метеорологическим прибором осадкомер и пособием «ловец облаков».
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с профессией метеоролог, с метеорологическим прибором осадкомер, «ловцом облаков»;
- Актуализировать знания о воде, об осадках;
Развивающие:
- Развивать интерес к метеорологии со старшего дошкольного возраста;
- Развивать память, речь, мышление, воображение.
Воспитательные:
- Побудить интерес к явлениям природы;
- Воспитывать чувства взаимодействия и сотрудничества.
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Предполагаемые результаты:
- Дети знакомятся с профессией метеоролог, с метеорологическим прибором осадкомер.
Предварительная работа: беседа о временах года, приметах.
Словарная работа:
- активный словарь: осадкомер, осадки;
- пассивный словарь: метеоролог.
Материалы и оборудование:
- интерактивная доска;
- проектор;
- электронная презентация «Метеорология»;
- музыка для сопровождения образовательной деятельности;
- коробка «облако» с карточками для игры «Найди пару»;
- осадкомер;
- медали «Юный метеоролог».
Ход ООД.
I. Вводная часть.
1. Организационный момент.
1 слайд Солнце с лучами + Музыка (дети входят)
Приветствие. Игра «Лучики».
- Дети, давайте сегодня дружно поработаем!
2. Подготовка к освоению нового.
Вопросы:
- Какое время года? (Зима)
II. Основная часть.
1. Проблемная ситуация.
2 слайд Картинка с девочкой, одетой не по погоде.
Воспитатель обращает внимание на картинку, на которой ребенок одет не правильно.
- Ребята, скажите, что здесь неправильно? Почему так одета девочка? (Она не знает какое время года).
- Совершенно верно.
- А как вы и ваши родители узнаете, какая будет погода сегодня? (можно посмотреть в окно. Можно послушать радио. Можно прочитать в газете.
Посмотреть прогноз погоды по телевизору, посмотреть в интернете…)
3 Слайд Картинка с метеостанцией и человеком по профессии метеоролог
- Изучением погоды занимается наука метеорология. А человека, изучающего признаки погоды и её изменения, называют метеорологом.
- ДЕТИ! Давайте повторим за мной слово МЕТЕОРОЛОГ (у отдельных детей и хором).
- В любую погоду: в дождь и снег, в мороз и жару, при сильном ветре и под градом – метеоролог должен делать замеры утром, днём,
вечером и ночью, чтобы использовать эти данные для составления прогноза погоды.
Сейчас мы станем знатоками природы – юными метеорологами.
- В современных условиях метеорологи для составления прогноза погоды пользуются различными техническими устройствами. Сегодня
мы познакомимся с одним из них. Для этого необходимо выполнить задания, за правильные ответы вы будете получать кусочек пазла от картинки с
природным явлением.
- Я загадаю вам загадку, и мы узнаем, куда мы с вами пойдем.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли –
Жить нельзя нам без… (Воды).
4 слайд появляется ВОДА (Дети выбирают, подходят)
- Предлагаю вам сесть на стулья (полукругом).
- Юные метеорологи, что мы знаем о воде? (ответы детей).
- Где мы можем увидеть воду? (в реке, озере, море, океане, в бассейне, аквариуме, чайнике, кране, при поливе огородов, дождь, снег…).
- Вы правы, без воды жизнь представить сложно!
- Дети, а какие свойства воды вы знаете? (У воспитателя в руках вода в прозрачном стакане).
На мольберте появляются ребусы.
1. У цветов есть запах, а у воды? Вывод: вода не имеет запаха (можно дать детям понюхать воду) (получают пазл).
2. Кто-то из людей любит сладкие конфеты, кому- то нравятся соленые огурцы. А у воды есть вкус? Вывод: вода не имеет вкуса (получают пазл).
3. У каждого предмета есть свой цвет. А у воды есть цвет? Вывод: не имеет цвета (получают пазл).
4. Посмотрите на стакан с водой, что с ней может случиться? (воспитатель переливает воду, ответ «пролиться»). Вывод: Вода имеет жидкое состояние
(получают пазл).
- А теперь посмотрите на ребус и скажите, что может случиться с водой? Какое состояние может быть у воды?
5. вода + холод, мороз = ЛЁД (получают пазл).
6. вода + огонь = кипяток-ПАР (получают пазл).
- Вот такая бывает разная вода. Дети, хочу сказать вам, Вода – это основа жизни на нашей земле, не будет воды - не будет жизни.
Без воды нельзя прожить.
Не умыться, не напиться.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда,
Всем везде нужна вода.
- Дети, вот вы и собрали кусочки пазла! Давайте соберем картинку и посмотрим, какое природное явление здесь изображено (ДОЖДЬ).
5 слайд ответ – ДОЖДЬ
- Правильно! Метеорологи дождь называют ОСАДКАМИ. Повторите, дети, ОСАДКИ. Осадки – это влага, которая падает с неба, с воздуха, из
облака.
6 слайд Картинка с испарением воды в природе.
- Дети, посмотрите на экран.
- Ведь вода на земле испаряется, испаряется с поверхности водоёмов, почвы, листьев растений и поднимается вверх в виде пара, и таким образом в
небе возникают облака.
- А хотите поймать облако? (Да)
- Мои юные метеорологи, чтобы поймать облако, я хочу вас познакомить с таким прибором, который называется «Ловец облаков». У нас
существуют 8 видов облаков.
- Они расположены вокруг свободного окошка. Если направить окошко на небо, то можно определить тип облака на небе.
Игра «Найди пару».
- Но, чтобы поймать облако, мы будем работать с вами парами, дружно.
- Сейчас я раздам вам карточки, вы по количеству предметов на карточке, должны будете со своей парой встать около прибора со своим номером.
- Первое задание, наводим прибор на экран и определяем номер облака. А я вам скажу, как называется этот тип облака.
ИДЕТ смена слайдов (7, 8 слайды) с облаками. Дети «ловят облака».
- Скажите, на что похоже это облако? (кучи, перья).
- Совершенно верно! А ученые, рассмотрев облака, назвали их по-научному (Кучевые и перистые облака.)
– А с остальными видами облаков вы познакомитесь в следующий раз.
- Юные метеорологи, напомните мне, что выпадает из облаков? (осадки в виде дождя, снега).
- Хочу вас познакомить с метеорологическим прибором - ОСАДКОМЕРОМ.
9 слайд Научный прибор Осадкомер.
- Осадкомер – это прибор для сбора и измерения количества выпавших осадков. Когда в воронку попадают осадки, они скапливаются в колбе, а
шкала измерения показывает, сколько осадков выпало. Давайте скажем вместе – ОСАДКОМЕР (дети повторяют).
- А еще осадкомер можно изготовить своими руками.
- Посмотрите, у меня в руках ОСАДКОМЕР, который изготовить очень легко: из пластиковых бутылок вырезают воронку, в которую попадают
осадки, они скапливаются в колбе, а шкала измерения показывает, сколько осадков выпало. Я предлагаю его вам повесить у вас на участке и вы,
юные метеорологи, сможете наблюдать, сколько осадков выпало.
III. Заключительная часть (рефлексия)
- Дети, скажите, представителями какой профессии вы сегодня были? (Метеорологи)
- Что изучают метеорологи? (погоду)
- С каким метеоприбором вы познакомились? (Осадкомер)
- Для чего он нужен? (для измерения выпавших осадков)
- Молодцы! Дети, я вам дарю инструкцию, по которой дома вы с родителями сможете изготовить свой собственный осадкомер.
Вывод, поощрения:
- Как юные метеорологи, успешно выполнившие задания, вы получаете медали. Спасибо всем!