Автор: Чернова Татьяна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №59 "Гномик"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: Выявление и развитие у младших дошкольников способностей к творческой и социально-коммуникативной деятельности
Тема: "Давайте поиграем!"
Раздел: дошкольное образование
Программа
по выявлению и развитию у младших дошкольников
способностей к творческой деятельности
и социально коммуникативной адаптации
«Давайте поиграем
Воспитатель:
Чернова
Татьяна Владимировна
Пояснительная записка.
Младший дошкольный возраст - этап психического развития ребенка в
возрастном диапазоне от 3 до 4 лет.
Преодоление кризиса трех лет ведет к дальнейшему развитию игры.
Социальная ситуация развития характеризуется тем, что ребенок выходит за
круг своего семейного общения и устанавливает отношения с более широким
миром взрослых и детей.
Ведущая деятельность - особое значение приобретает сюжетно-ролевая
игра.
Именно через сюжетно-ролевую игру ребенок усваивает всю систему
человеческих отношений (разыгрываются сюжеты взаимоотношений людей,
которые он наблюдает в повседневной жизни). Именно через игру можно
увидеть, что восприятие взрослых в этот период происходит прежде всего, как
носителей общественных функций, определенных ролей (дети перенимают
роли взрослых). Усвоение социального опыта взаимоотношений людей в 3-4
года идет на эмоциональном уровне.
Изобразительная деятельность начинает играть большую роль в этот
период. Она позволяет более глубоко познавать мир и с помощью образов, на
чувственном уровне, отразить свое отношение к нему, которое еще не
осознается, а не выделяется в словах. Об этом свидетельствуют тематика
изображаемого и цвета, которые выбирает ребенок. Другое значение
изобразительной деятельности заключается в том, что в ней формируется
внутренний план действий.
Ребенок может увидеть в одном и том же материале,
формах и линиях различные образы и называть их. Так, в белом круге, что
изображено на сером круге, одна и та же ребенок может «увидеть» миску, мяч,
глаз человека, часы, яблоко и тому подобное. Воображение продолжает быть
все таким же неустойчивым, как и раньше, образы быстро меняются под
влиянием внешних впечатлений. Внимание - самопроизвольное.
Чувства ярко выражены и ситуативны. Дети легко проникаются
чувствами других. Они не только бессознательно занимаются чувствами
других, но и могут их заметить, особенно в близких людей, обратить на них
внимание. Характерна повышенная чувствительность к тону, настроения и
отношения к себе окружающих.
Формируются нравственные и интеллектуальные эмоции детей. Дети
переживают гордость за выполненное поручение, за действия, одобряемые
взрослыми. Начинают понимать, что красиво, а что некрасиво делать.
Характерно, что трехлетние дети стесняются только взрослых и стыд возникает
только в конкретной реальной ситуации
Актуальность: В настоящее время проблема развития коммуникативных
способностей стоит особенно остро: многие дошкольники испытывают серьёзные
трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не
умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже
стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто - либо.
Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют согласовывать
свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию,
сопереживание. В то же время общительность, умение контактировать с
окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его
успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему
окружающих людей.
Цель:
создание условий для раскрытия и развития творческих способностей и
задатков, социально-коммуникативных навыков, заложенных в ребенке, через игру и
занятия изобразительным искусством.
Задачи:
1.
Развитие творческого мышления, его свойств: легкости быстроты, гибкости,
оригинальности.
2.
Развитие творческого воображения, создание возможности самовыражения.
3.
Совершенствование познавательной сферы детей: процессов памяти, внимания,
восприятия, речи.
4.
Способствовать развитию коммуникативных навыков, сплочению коллектива,
умению работать в группе.
5.
Развитие эмоционального мира детей,
6.
Обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения.
7.
Устранение негативных личностных проблем детей, формирование адекватной
самооценки.
План работы:
Заучивание стихотворений и рассказывание их по цепочке, по строчке.
Инсценировка простых русских народных сказок.
Подвижные игры на прогулке.
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Семья», «Парикмахерская», «Больница» -
каждый день.
1.
Сентябрь: Социально-коммуникативные игры: «Нос к носу», «Липучка»,
«Ласковое приветствие». Рисование: «Ягода-малинка», «Морковка».
2.
Октябрь: Социально-коммуникативные игры: «Паровозик», «Дотронься до…»,
«Змея». Рисование: «Мишка», «Яблоко»
3.
Ноябрь: Социально-коммуникативные игры: «Дружба начинается с улыбки»,
«Поварята», «Комплименты». Рисование: «Неваляшка», «Виноград»
4.
Декабрь: Социально-коммуникативные игры: «Ветер дует на…», «Солнце»,
«Змея». Рисование: «Снегопад», «Елочная игрушка»
5.
Январь: Социально-коммуникативные игры: «Лужок с цветами», «Поиск», «Что
случилось?». Рисование «Снеговик», «Укрась тарелочку»
6.
Февраль: Социально-коммуникативные игры: «Пантомимические этюды»,
«Собери чемодан», «Эхо». Рисование: «Подарок моему другу», «Укрась
галстук»
7.
Март: Социально-коммуникативные игры: «Почта», «Что в сундучке?», «Я
начну, а вы продолжаете». Рисование: «Подарок маме», «Дождик»
8.
Апрель: Социально-коммуникативные игры: «Опиши друга», «Пум-пум-пум»,
«Почему? А потому!». Рисование: «Пасхальное яйцо», «»Солнышко»
9.
Май: Социально-коммуникативные игры: «Кто ты?», «Путешествия Незнайки»,
«Что было бы, если бы я…». Рисование: «Салют», «Цветы»
10.Июнь: Социально-коммуникативные игры: «Художник слова», «Садовник»,
«Дотронься до…». Рисование: «Радуга», «Ромашки»
11.Июль: Социально-коммуникативные игры: «Ветер дует на…», «Паровозик»,
«Нос к носу»
12.Август: Социально-коммуникативные игры: «Лужок с цветами»,
«Автомобильчики», «Комплименты»