Напоминание

"Педагогическая поддержка участия школьника во внеаудиторной деятельности как полноправного субъекта воспитательного процесса"


Автор: Угрюмова Татьяна Георгиевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ г. Улан-Удэ "СОШ № 35"
Населённый пункт: г. Улан-Удэ, Республика Бурятия
Наименование материала: Статья
Тема: "Педагогическая поддержка участия школьника во внеаудиторной деятельности как полноправного субъекта воспитательного процесса"
Раздел: среднее образование





Назад




Педагогическая поддержка участия школьника во внеаудиторной деятельности

как полноправного субъекта

воспитательного процесса

Т.Г. Угрюмова, к.п.н., Почетный работник СПО РФ, заслуженный учитель Республики

Бурятия, учитель высшей квалификационной категории МАОУ «Средняя

общеобразовательная школа №35» г. Улан-Удэ

Внеаудиторная

деятельность

в

нашей

школе

имеет

гуманитарную

направленность

в

оказании

практической

помощи

и

педагогической

поддержки

школьникам

в

их

духовно-нравственном,

гражданском

и

профессиональном

становлении.

Педагогический

коллектив

поддерживает

индивидуальность

и

самобытность школьника, признает личность каждого учащегося высшей социальной

ценностью.

Школа

не

оставляет

без

внимания

реализацию

существенно

важных

требований к уровню общей образованности учеников. В распоряжении педагогов

остается так называемая «педагогическая диагностика» – наблюдения, беседы, участие

в совместной деятельности. На наш

взгляд, в школе, где создана благоприятная

психологическая атмосфера, где реально сотрудничество преподавателей и учащихся,

где грамотно трудятся классные руководители, где вдумчиво работает педагогический

совет,

а

в

сложных

случаях

принято

собирать

так

называемый

«педагогический

консилиум», – там несомненно есть возможности для анализа и оценки уровня общей

образованности и тенденции его развития.

Внеаудиторная

деятельность

в

школе

это

сознательно

организованный

и

управляемый процесс. Она предполагает ясно поставленную цель, затрагивающую как

развитие отдельного ученика, так и всего ученического коллектива. Цель эта сводится к

формированию у школьника общечеловеческих ценностей, а именно качеств гуманиста,

гражданина, патриота; качеств интеллигента; личностных качеств.

В школе сложилась своя система проведения тематических классных часов.

Наряду с проведением 2 раза в месяц тематического классного часа, каждый класс

проводит открытый классный час, который непременно посещают председатели МО

классных

руководителей,

самоуправления,

а

также

каждый

желающий

из

педагогического

коллектива.

Тематика

классных

часов

самая

разнообразная

и

охватывает

все

разделы

плана

воспитательной

работы

класса.

Формы

проведения

классных

часов

-

содержательные

и

интересные:

брейн-ринги,

диспуты,

устные

журналы,

конкурсы,

литературные

и

музыкальные

гостиные,

викторины,

ток-шоу,

огоньки, вечера, пресс-конференции и др.

В

практике

проведения

тематических

классных

часов

можно

выделить

три

присущие

им

воспитательные функции:

просветительскую, ориентирующую и

направляющую.

Ориентация

личности

формируется,

как

известно,

в

двух

видах

деятельности: познавательной и коммуникативной. Вот здесь-то и играют важную роль

подготовка

и

проведение

тематических

классных

часов.

Ставя

задачу

реализовать

заложенный

в

них

потенциал,

классный

руководитель

в

работе

с

классом

может

выделить следующие важные аспекты: формирование мировоззрения; формирование

социально

ценных

и

профессионально

важных

качеств

личности;

организация

коллектива

класса,

организация

деятельности.

Создание

благоприятной

психологической

атмосферы

важнейший

воспитательный

результат,

необходимое

условие успешности любого вида деятельности в классе.

Организация коллектива должна рассматриваться не как цель, но прежде всего

как средство для достижения результатов в воспитательной работе. Наблюдения за

работой классных руководителей по установлению благоприятной атмосферы в классах

убеждают, что лучшие результаты во всех отношениях достигаются там, где этому

вопросу уделяется должное внимание.

При проведении тематических классных часов классным руководителям было

предложено руководствоваться следующим:

1.

временная и протяженность классного часа, от замысла до его реализации,

должна быть небольшой, иначе теряется интерес, гаснет эмоциональный накал;

2.

успех классного часа определяется четким распределением «ролей» каждому

учащемуся в классе;

3.

каждый тематический классный час должен способствовать духовному росту

учащегося, развитию взаимоотношений в классе;

4.

деятельность класса становится фактором развития личности школьника, если

она организуется с опорой на инициативу и самодеятельность самих учащихся.

Любой классный час оценивается школьниками и классным руководителем.

Необходимо заметить, что каждый школьник в классе по-своему талантлив, но ему

нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться. Классный

руководитель старается каждому давать какие-то общественные поручения, начиная с

простого (например, поливать цветы) до большого и

творче ского

(напис ать

доклад

на

н ау ч н о -

практическую конференцию) и т.д. Многие классные

руководители

в

течение

учебного

года

умело

организуют

деятельность

учащихся,

каждому

дают

задание согласно его способностям и талантам, сами

являются

активными

ведущими

и

игроками.

Разрабатываемые

классными

руководителями

сценарии тематических классных часов отличаются

целостностью,

композиционной

стройностью

и

творческой направленностью. Каждый классный час

способствует

саморазвитию

личности

учащихся,

требует

высокого

педагогического

мастерства

классного руководителя, который всегда готов прийти им на помощь.

Воспитывать

это

в

значительной

степени

означает

создавать

систему

взаимозависимостей между личностями, которые порождают определенные отношения

данной личности к другим людям, учебе, работе, обществу, самой себе. Воспитание

есть

процесс

сознательного

развития

личности,

разносторонне

образованного

и

гармонически

развитого

человека.

Хотя

главная

цель

воспитания

выглядит

как

воздействие

одного

на

другого,

воспитание

необходимо,

прежде

всего,

самому

воспитуемому. Каждому классному руководителю следует воспринимать школьника как

личность, которая обладает возможностями формировать свое поведение и строить

свою учебу и общественную работу в пределах коллектива класса. В конечном счете,

воспитывает школьников то, что они сами делают, а не то, что делает классный

руководитель,

важно

не

то,

что

мы

даем,

а

то,

что

получаем;

только

через

самостоятельность школьники изменяются, воспитываются.

Воспитание до сих пор остается преимущественно искусством и во многом

напоминает деятельность художника.

Нет ничего удивительного в том, что классный руководитель в каждом жесте,

выражении лица, работе, одежде, стиле жизни, общих морально-этических установках

определяет

и

психологию

школьников.

Воспитание,

на

мой

взгляд,

это

искусство

художника:

первые

сентябрьские

черно-белые

картинки

знакомства

классного

руководителя

пятого

класса

со

своими

подопечными

постепенно

переходят

в

разноцветную палитру их ярких характеров и личностей. Стали традиционными в

школе шоу «Ученик года», школьный Фестиваль дружбы, вечер защиты творческих

работ «Я – мастер!», конкурс инсценированной патриотической песни, смотр песни и

строя ко Дню Защитника Отечества; участие в проекте «Идущие за горизонт», акциях

«Доброе

сердце»,

«Кот

и

пес»

и

др.

Сколько

прекрасных

эмоций,

неизгладимых

впечатлений

и

разнообразных

воспоминаний

оставляют

эти

воспитательные

мероприятия!

Переход

в

подростковую

школу

для каждого школьника новая жизненная

ступенька,

ведь

нужно

вписаться

в

коллектив

класса,

преодолеть

ранее

с л о ж и в ш и е с я ,

м о ж е т

б ы т ь ,

и

о т р и ц а т е л ь н ы е

с т е р е о т и п ы

взаимоотношений.

Помочь

это

сделать

должен именно классный руководитель.

Воспитательная

работа

в

школе

сконцентрирована по видам деятельности:

познавательной, ценностно-ориентированной, художественной, трудовой, спортивной и

свободному общению. Особое место в воспитательном процессе отводится ценностно-

ориентированной деятельности, направленной на формирование духовной культуры.

Так, например, интересно проходят классные часы "Познай самого себя", "Счастье –

жить",

"Конверт

дружеских

вопросов",

"Культура

дискуссии,

диалога",

"Учимся

общаться" и др. Здесь необходимо отметить активную работу, инициативу, высокую

коммуникабельность

активистов

подростковых

классов.

В

них

есть

школьники,

обладающие

чертами

лидера,

они

умеют

выражать

себя,

способны

принимать

ответственность за свои поступки, могут организовать себя и других, самостоятельно

принимают решения. Это: Екатерина Елизова, Ульяна Ершова, Мария Петонова, Павел

Викулин, Диана Бохина, Полина Глушкова и др. Кстати, такие школьники как раз и

со ст авляют

ядро

к ласс а,

я в л я ю т с я

старостами или заместителями старосты.

За

последние

годы

воспитательная

работа

приобрела

свой

особенный

стиль,

который

помогает

школьникам

иметь

активную жизненную позицию, налаживать

хорошие

взаимоотношения

с

классом,

правильно ориентироваться в окружающем

мире;

видеть

красоту,

справедливость,

любить природу, школу, отчий дом. Каждый

год работы в школе заставляет классного руководителя преодолевать трудности, искать

новые пути в решении проблем воспитания.

В школе создана технология педагогической поддержки саморазвития личности

учащегося

во

внеаудиторной

деятельности,

основанная

на

помощи

школьнику

постоянно работать над собой, самосовершенствоваться, более глубоко познавать свои

возможности и максимально их использовать в своей жизни.

Для этого классным руководителям необходимо выполнять следующие условия:

на

всем

протяжении

деятельности

демонстрировать

учащимся

свое

полное

доверие;

помогать в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих перед ними;

всегда

исходить

из

того,

что

у

учащихся

есть

внутренняя

мотивация

к

деятельности;

быть

для

учащихся

«источником»

разнообразного

опыта,

к

которому

можно

обратиться за помощью в случае столкновения с трудностью;

развивать

в

себе

способность

чувствовать

эмоциональный

настрой

класса

и

принимать его;

быть активным участником классного взаимодействия;

стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания

каждого своего подопечного;

наконец – классный руководитель должен хорошо знать себя.

Мы говорим: личность воспитывается личностью. Отсюда – педагогическое

взаимодействие – это всегда взаимодействие диалоговое, творческое, личностное и

индивидуализированное.

Литература

1.

Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань, 2006.

2.

Степанов С.Ю. Современные проблемы творческой рефлексии и проектирования

// Вопросы психологии. – 2008. - № 5.



В раздел образования




Яндекс.Метрика