Автор: Солодкова Людмила Михайловна
Должность: Заместитель директора по учебной работе
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г Ступино, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: анализ инновационной работы в лицее
Раздел: полное образование
МБОУ «Лицей № 2»
1.
Анализ инновационной деятельности
Инновационная деятельность в лицее осуществляется по следующим направлениям:
обновление содержания образования (ФГОС НОО, ФГОС ООО, профильная,
предпрофильная подготовка),
внедрение новых педагогических технологий и методик,
организация интеллектуально-творческой деятельности учителей,
организация интеллектуально-творческой деятельности учащихся с привлечением
учащихся,
организация методической работы с педагогическими кадрами, осуществляющими
инновационную деятельность,
реализация инновационных педагогических проектов и программ,
работа над созданием имиджа школы, благоприятной воспитательной среды.
12 марта 2018 года лицей стал
академической апробационной площадкой
государственного
бюджетного
образовательного
учреждения
высшего
образования Московской области «Академия социального управления»
Тема: Моделирование преемственной образовательной среды
ДОУ-Лицей №2
Актуальность.
Переход ребенка-дошкольника в лицейскую образовательную среду – это переход
его в иное интеллектуально-культурное пространство, в другую возрастную категорию и
социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема
единения усилий административных и педагогических работников детского сада и
начальной школы, а после и основной.
Ст. 11 ФЗ-273 «Об образовании в РФ» закреплено обязательное требование в
системе
общего
образования
в
части
обеспечения
преемственности
основных
образовательных программ. Разработка механизмов реализации этого требования лежит в
первую очередь, в плоскости управления образовательными организациями. Одним из
наиболее трудных в практике управления является вопрос практической реализации
данного требования на уровне дошкольных и школьных учреждений, а также на уровне
муниципального методического сопровождения этой деятельности.
Организация совместного обсуждения, согласования, рассмотрения и утверждения
основных образовательных программ на уровне лицей-детский сад способствует
целенаправленному
обеспечению
процессов
преемственности
и
перспективности
повышения качества образования в муниципальной системе образования.
Лицей и детский сад – два смежных звена в городской системе образования.
Успехи в обучении лицеистов во многом зависят от качества умений, уровня развития их
интересов и познавательной активности, сформированных в дошкольном детстве.
Таким образом, решая вопрос о том, как управлять разработкой и реализацией
преемственных ООП в Лицее №2, возникла потребность в апробации управленческой
практики по моделированию совместной с детским садом преемственной образовательной
среды.
Цель: разработка и апробация модели преемственной образовательной среды
ДОУ-Лицей №2 г.о. Ступино.
Задачи:
1.
Рассмотреть современный российский, региональный и международный опыт по
моделированию образовательной среды ДОУ-школа.
2.
Провести диагностику текущего уровня:
- управленческих решений в лицее по вопросам преемственности;
-
организации
взаимодействия
педагогических
работников
лицея
и
ДОУ
«Подснежник»,
«Березка»
г.о.
Ступино,
находящихся
в
непосредственной
территориальной близости к лицею и работающих с детьми, которые по окончании
дошкольного образования приходят учиться в лицей.
3.
Выявить степень заинтересованности участия в данном проекте участников об-
разовательного процесса - административных работников, педагогов, родителей, воспи-
танников ДОУ и учащихся лицея.
4.
Спланировать рассмотрение вопросов преемственности на уровне администра-
ций образовательных организаций, педагогов начального, основного общего образования
лицея, педагогов дошкольных организаций, советов учреждений государственно-обще-
ственного управления;
5.
Организовать совместные формы работы с педагогическими и управленческими
работниками учреждений участвующих в данном проекте по разработке единых способов
действия, направленных на повышение качества дошкольного и школьного образования;
деятельность территориальной рабочей группы по теме площадки.
6.
Апробировать имеющиеся управленческие практики (по выбору), способствую-
щие повышению мотивации педагогических работников, сплочению деятельности адми-
нистративных работников образовательных учреждений с целью создания преемственной
образовательной среды «детский сад-лицей» для повышения качества лицейского образо-
вания.
7.
Провести рабочие совещания, родительские собрания, научно-методические се-
минары по теме академической площадки.
8.
Проверить результативность поведенных мероприятий (совместных в том чис-
ле), выявить с помощью методов исследования (наблюдения, анкетирования, собеседова-
ния и др.) целесообразность продолжения работы по теме площадки и её эффекты.
9.
Обобщить опыт управленческой практики в форме описания модели преем-
ственного образовательного пространства.
10.
Подготовить методические рекомендации по отдельным вопросам разра-
ботки, апробации и реализации модели преемственной образовательной среды «детский
сад-лицей» для повышения качества лицейского образования.
11.
Сделать анализ достижения цели и задач работы площадки, выявив при этом
перспективу продолжения работы по теме академической площадки в заявленных образо-
вательных организациях.
Содержание:
При «преемственном», правильно организованном переходе в школу и родители, и
дети всегда могут рассчитывать на полную информацию о том, чего они достигли на
определенном этапе образования и что их ожидает на следующем, а также на
квалифицированную помощь и поддержку психологов и педагогов.
При этом, для воспитанников детских садов могут быть спланированы: экскурсии в
школу; знакомство с учителями и учениками начального звена, совместные мероприятия,
проекты с ними; проведение совместных интеллектуальных и спортивных мероприятий и
праздников (Праздник первого звонка, Праздник букваря); участие детей в адаптационных
занятиях с учителями и специалистами начальной школы; подготовка совместных
театральных представлений, выставок художественных работ.
Для педагогических работников детских садов и лицея целесообразны: посещения
воспитателями уроков в первом классе и учителями — образовательной деятельности в
ДОУ; проведение совместных психологических тренингов для педагогов;
анализ
диагностики готовности к школьному обучению выпускников ДОУ; анализ результатов
адаптации первоклассников к школьному обучению; проведение совместных семинаров,
мастер-классов, «круглых столов».
Взаимодействие с родителями будущих первоклассников может быть организовано
в ходе организации и поведения: дней открытых дверей в лицее и детских садах; встреч с
учителями лицея; консультаций на актуальные темы с педагогами и психологами;
совместных родительских собраний, дискуссионных клубов; просветительских встреч на
тему психологической готовности выпускника детского сада к школе, ведение блога для
родителей.
Ожидаемые результаты:
1.
Модель преемственной образовательной среды «детский сад-лицей».
2.
Методические рекомендации по отдельным вопросам разработки, апробации
и реализации модели преемственной образовательной среды «детский сад-лицей» для
повышения качества лицейского образования.
Лицей имеет опыт работы в инновационной и экспериментальной деятельности: с
2011 по 2015 гг. лицей являлся КБОУ ГУ ВО «АСОУ» по теме «Управление введением
процессом инноваций в образовательный процесс».
Диссеминация опыта: печатные работы, круглые столы, семинары, конференции,
методические рекомендации
1 этап работы программы с ноября по август
Были проведены следующие мероприятия:
№ п/п
Содержание работы (направления и
виды деятельности,
мероприятия, и т.п.)
Сроки
реализации
Ожидаемый
результат
1.
Создание рабочей группы из
педагогов лицея и детских садов
ноябрь
План работы
2.
Изучение материалов ФГОС:
программ начального образования,
дошкольного образования
Декабрь январь
Ознакомление с
ООП ДОО и НОО
лицея
3.
Семинар «Координация
управленческих действий по
созданию преемственной среды»
декабрь
Составление плана
работы,
координирование
действий
4.
Семинар «Преемственность и
непрерывность дошкольного и
начального образования в аспекте
февраль
Повышение
квалификации
ФГОС»
5.
Семинар «Проектная и
исследовательская деятельность на
уроках и во внеурочной
деятельности»
март
Распространение
опыта
6.
Посещение открытых уроков,
занятий
Лицей – Бахтина М.В., Качанова
С.С.
Открытое мероприятие
В ДОО № 14 для учителей лицея
Открытое мероприятие в ДОО №8
для учителей лицей
Апрель, май
14 мая
17 мая
24 мая
Повышение
квалификации;
распространение
опыта
7.
Проведение педагогических советов,
круглых столов совместно с
педагогами ДОО
Январь, апрель
Повышение
квалификации.
Распространение
опыта
8.
Проведение мероприятий для
воспитанников детских садов
Проведены мероприятия в рамках
рождественских чтений учениками
6А для старшей группы ДОО
«Березка», «»Подснежник»
В мире сказок (показ спектаклей для
воспитанников подготовительных
групп ДОО «Березка»,
«»Подснежник»)
В течение года
10 января
22 мая
Создание
комфортной среды
для будущих
первоклассников
9.
Диагностика предпосылок УУД,
результаты УУД первоклассников
(перенесли на август – сентябрь)
Апрель-май
Результаты,
выявление
проблемы
10.
Диагностика итоговых результатов
школьной готовности детей
май
Результаты
мониторинга
11.
Составление рекомендаций для
педагогов лицея и воспитателей ДОУ
для создания преемственной среды
Август-
сентябрь
Методические
рекомендации
12.
Работа с родителями
В течение года
Повышение
компетентности
родителей
14. Совещание по результатам работы 1 этапа
август 2018 Анализ достигнутых результатов
На первом
этапе работы обозначили
две основные проблемы развитие речи
обучающихся ,
и работа
с родителями.
Было
решено
разработать модель
преемственной образовательной среды по развитию речи, и по формированию
родительских компетенций
Основной этап сентябрь 2018-май 2020
1.
Проведение семинаров для администрации,
2.
Посещение открытых уроков, занятий
3.
Обмен опытом Администрация лицея, ДОО
4.
Проведение педагогических советов, круглых столов совместно с педагогами ДОО
5.
Диагностика предпосылок УУД, результаты УУД первоклассников
6.
Работа с родителями
7.
Повышение компетентност и родителей
8.
Участие в научнопедагогических конференциях всероссийского, регионального и
городского уровня
В 2018-2019 была проведена региональная конференция«Лицейский проект:
сегодня, завтра» (1 марта 2018-2019)
Выступления:
Арефина Светлана Викторовна, директор, «Лицей – школа проектирования».
Лякина
Галина
Алексеевна,
заместитель
директора
по
учебной
работе,
«Исследовательская и проектная деятельность обучающихся, педагогов как фактор
повышения качества образования» Солодкова Людмила Михайловна, заместитель
директора по учебной работе, Презентация управленческого проекта «Моделирование
преемственной образовательной среды ДОУ-Лицей № 2»,
Прошла стендовая защита исследовательских, проектных работ обучающихся
Учителя и родители представили проекты
Родительские, педагогические проекты, мастер-классы
Тема
Экологические воспитание в семье
Семейная традиция «Новогодний квест»
Семейные традиции
«Поздравительная открытка от всего сердца
Семейный журнал
Наши семейные традиции
Семейное блюдо
Ценностно-целевое единство и активное сотрудничество родителей (законных
представителей) и ДОУ, ориентированное на развитие речи дошкольников.
Семейный отдых
Заступничество святых
В конференции приняли участие заместители директоров по учебно-воспитатель-
ной работе, педагоги ДОУ, руководители научных объединений учащихся, руково-
дители школьных методических объединений учителей. На конференции были
представлены результаты проектной деятельности учащихся, педагогов, родителей
лицея.
директор лицея, познакомила участников конференции с концепцией развития
образовательной организации «Лицей – школа проектирования».
Лякина Г.А., заместитель директора по учебной работе, представила результаты
муниципального конкурса исследовательских работ за 5 лет:
Тема
Куклу мотаем – речь развиваем
НОУ «Прометей»
Британия на ладони
Дружить с финансами
Игра – дело серьезное
Такой знакомый и незнакомый город
Развитие интереса к чтению на уроках внеклассного чтения и во внеурочной
деятельности
Приемы развития творческих способностей учащихся в начальной школе
Я и комьютер
Формирование сенсорных эталонов у детей с особыми образовательными
потребностями
2015-2016 - «Школа исследовательского резерва»
2016-2017 - «Школа исследовательского мастерства»
2017-2018
- «Школа исследовательского резерва», -«Школа исследовательского
мастерства», «Школа исследовательского прорыва»
2018-2019 -«Школа исследовательского мастерства», «Школа исследовательского
прорыва».
МБОУ «Лицей № 2»
с 1 марта 2018 года
является
региональной
апробационной площадкой АСОУ по
теме «Моделирование преемственной
образовательной среды ДОУ-Лицей №2». заместитель директора по учебной работе,
представила промежуточные результаты управленческого проекта «Моделирование
преемственной образовательной среды ДОУ-Лицей №2».
Участники
конференции
обсудили представленный
опыт, отметили
важность
и
значимость
обмена
опытом
по
проектной,
исследовательской
деятельности.
9.
Публикации выступления
10. Создание модели преемственной образовательной среды «детский садлицей».
11. Разработка методических материалов по теме АП
Проверили результативность поведенных мероприятий (совместных в том числе),
выявили с помощью методов исследования (наблюдения, анкетирования, собеседования и
др.) целесообразность продолжения работы по теме площадки и её эффекты.
Промежуточный результат перед вами, это модель преемственной образовательной среды
по развитию речи и формированию родительских компетенций
Среда характеризуется через возможности.
среда это совокупность возможностей,
влияющие на развитие личности,
вы видите что мы можем предоставить педагогам, детям родителям:
педагогам курсы, мастер-классы, конкурсы, выступления, Обобщение опыта и т.д.
Детям : НОУ Прометей, конкурсы выразительного чтения, библиотечные уроки,
литературно музыкальные вечера, школьная газета классные социальные проекты и т.д.,
родителям, собрания, клуб, семейные конкурсы, совместные праздникии многое другое
Сейчас идет апробация и реализация модели.
При «преемственном», правильно организованном переходе в школу и родители, и дети
всегда могут рассчитывать на полную информацию о том, чего они достигли на
определенном этапе образования и что их ожидает на следующем, а также на
квалифицированную помощь и поддержку психологов и педагогов.
Ожидаемые результаты от проекта :создание модели, апробация и реализация модели
преемственной образовательной среды «детский сад-лицей» для повышения качества
лицейского образования.