Напоминание

Анализ подготовки к устному собеседованию по русскому языку в 9 классах


Автор: Малахова Наталья Ивановна
Должность: заместитель директора по УМР
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 2" городского округа Ступино
Населённый пункт: Московской области
Наименование материала: Справки заместителя директора по УМР
Тема: Анализ подготовки к устному собеседованию по русскому языку в 9 классах
Раздел: среднее образование





Назад




Справка

по итогам контроля уровня качества образовательных результатов учащихся 9-х

классов при подготовке к итоговому собеседованию

Сроки проведения контроля: 14.01.2019–18.01.2019.

Классы: 9е.

Учебные предметы: русский язык, литература, история, обществознание.

Цель контроля: определить уровень образовательных результатов учащихся 9х

классов и степень подготовленности к итоговому собеседованию по русскому языку.

Методы контроля:

анализ рабочих программ, классных журналов;

посещение учебных занятий;

анализ результатов пробного собеседования.

Нормативное правовое обеспечение внутришкольного контроля качества:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федера-

ции».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего об-

разования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897.

3. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным

программам основного общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения

Российской Федерации от 10.12.2018 № 52953.

4. Локальные нормативные документы образовательной организации (МБОУ «Лицей

№ 2»):

4.1. Положение о внутришкольном контроле качества образования.

4.2. Положение о внутренней системе оценки качества образования.

4.3. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости

и промежуточной аттестации обучающихся.

Результаты контроля

В соответствии с планом работы МБОУ «Лицей № 2» на 2018/19 учебный год прове-

ден внутришкольный контроль уровня образовательных результатов в 9х классах. В ходе

внутришкольного контроля уровня образовательных результатов учащихся 9х классов, сте-

пени подготовленности к обязательному итоговому собеседованию по русскому языку были

проанализированы рабочие программы по русскому языку, литературе, истории, общество-

знанию. Все программы составлены в соответствии с требованиями федерального государ-

ственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования и Положения

о рабочей программе.

В содержании программы по русскому языку отражены разделы и темы, которые вы-

носятся на итоговое собеседование:

«Речь и речевое общение»;

«Речевая деятельность»;

«Текст» и др.

1

В рабочих программах других учебных предметов (литература, история, общество-

знание) выделены планируемые результаты освоения учебных предметов, которые реализу-

ют содержание видов работ с языковым материалом (табл.).

Виды работы с языковым материалом на учебных предметах,

которые помогут обучающимся сдать итоговое собеседование

Учебный

предмет

Вид работы

Планируемые результаты освоения

программы по учебным предметам

Литература

Выразительное

чтение текста

У выпускника сформируются:

осознание значимости чтения и изучения

литературы для своего дальнейшего развития;

потребность в систематическом чтении как

средстве познания мира и себя в этом мире, как в

способе своего эстетического и интеллектуально-

го удовлетворения

Пересказ текста с

привлечением

дополнительной

информации

У выпускника сформируются:

способность понимать литературные

художественные произведения, воплощающие

разные этнокультурные традиции;

умения воспринимать, анализировать,

критически оценивать и интерпретировать

прочитанное, осознавать художественную

картину жизни, отраженную в литературном

произведении, на уровне не только

эмоционального восприятия, но и

интеллектуального осмысления

Создание устного

монологического

высказывания,

участие в диалоге

У выпускника сформируются:

- способность аргументировать свое мнение и

оформлять его словесно в устных и письменных

высказываниях разных жанров, создавать

развернутые высказывания аналитического и

интерпретирующего характера, участвовать в

обсуждении прочитанного

Соблюдение норм

современного

русского

литературного языка

У выпускника сформируются:

осознание коммуникативноэстетических

возможностей родного языка на основе изучения

выдающихся произведений российской культуры,

культуры своего народа, мировой культуры

Обществознание

Пересказ текста с

привлечением

дополнительной

информации

Выпускник научится:

критически осмысливать информацию

моральнонравственного характера, полученную

из разнообразных источников, систематизировать,

анализировать полученные данные;

2

С. 2 из 4 

применять полученную информацию для

определения собственной позиции, для

соотнесения своего поведения и поступков других

людей с нравственными ценностями

Создание устного

монологического

высказывания,

участие в диалоге

Выпускник научится:

характеризовать развитие отдельных обла-

стей и форм культуры, специфику норм права, вы-

ражать свое мнение о гражданских

правоотношениях, объяснять смысл понятия «гра-

жданство»;

описывать духовные ценности российского

народа, основные социальные роли подростка;

выражать собственное отношение к

различным способам разрешения семейных

конфликтов, объяснять причины

межнациональных конфликтов и основные пути

их разрешения

История

Пересказ текста с

привлечением

дополнительной

информации

У выпускника будет сформирована способность

применять понятийный аппарат исторического

знания и приемы исторического анализа для

раскрытия сущности и значения событий и

явлений прошлого и современности

Создание устного

монологического

высказывания,

участие в диалоге

У выпускника будет сформировано:

умение анализировать, систематизировать

и оценивать историческую информацию,

раскрывая ее социальную принадлежность и

познавательную ценность;

способность определять и аргументиро-

вать свое отношение к ней

Анализ классных журналов выявил наличие заданий, связанных с отработкой навы-

ков устной речи по литературе (выразительное чтение, чтение произведений наизусть, со-

здание устного описания и др.), по истории (пересказ параграфа, анализ исторических доку-

ментов и др.), по обществознанию (подбор аргументов для выражения своей позиции, защи-

та проектов и др.).

В ходе посещения уроков установлено, что учителя русского языка и литературы (…

и …) активно используют задания на формирование устной речи обучающихся. На уроках

истории (…) обучающиеся отвечают на вопросы, пересказывают параграф, используют ис-

торические термины. На уроках обществознания (…) обучающиеся вступают в диалог, аргу-

ментируют свою точку зрения.

Выявлены обучающиеся, которые не отвечают устно или отвечают односложно

(…, …, …, …, …). На уроках они неактивны, но могут выполнить несложную письменную

работу. Обучающиеся … и … пропускают уроки без уважительной причины, имеют неу-

довлетворительные оценки за I триместр по русскому языку, математике, географии.

3

В ходе контроля уровня результатов в 9х классах было проведено пробное итоговое

собеседование. Все обучающиеся знакомы с процедурой проведения собеседования и

понимают критерии оценивания ответов. Собеседование успешно прошли 54 человека.

…, …, …, …, … не справились с работой.

Выводы:

1. В программы по русскому языку, литературе, истории, обществознанию включены

виды работы с языковым материалом, что позволяет развивать монологическую и диалоги-

ческую речь учеников и готовить учащихся 9х классов к обязательному итоговому собеседо-

ванию на всех вышеперечисленных предметах.

2. В классных журналах по русскому языку, литературе, истории, обществознанию

отражены темы и задания, связанные с отработкой навыков устной речи.

3. На уроках учителя формируют у учащихся умение выразительно читать текст,

пересказывать текст, создавать устные монологические высказывания, участвовать в диало-

ге, анализировать текст.

4. Выявлены учащиеся, у которых формирование навыков устной речи ниже базового

минимума.

5. Все учащиеся знакомы с процедурой проведения устного экзамена. Пять учащихся

не справились с тренировочным собеседованием по русскому языку, два девятиклассника

набрали низкие баллы.

Рекомендации:

1. Заместителю директора по УВР Малаховой Н.И.:

1.1. Ознакомить с результатами внутришкольного контроля в 9х классах педагогиче-

ский коллектив на совещании, которое проводит руководитель образовательной организации

(до 22.01.2019).

1.2. Ознакомить с результатами пробного итогового собеседования по русскому язы-

ку родителей (законных представителей) обучающихся на родительском собрании (до

25.01.2019).

1.3. Разработать с учителями русского языка … и … план работы с учащимися груп-

пы риска для повышения навыков устной речи, преодоления низких показателей работы с

языковым материалом (до 28.01.2019).

1.4. Проконтролировать развитие навыков речевой деятельности учащихся группы

риска на уроках и во внеурочной деятельности (до 08.02.2019).

2. Учителямпредметникам:

2.1. Включать в уроки активные формы работы для развития коммуникативной

компетенции учащихся (до 12.02.2019).

2.2. На каждом уроке отрабатывать навыки устной монологической речи, участие в

диалоге, полилоге. Включать задания на выразительное чтение и пересказ текста с привле-

чением дополнительной информации (до 12.02.2019).

2.3. Проконтролировать успеваемость и посещаемость учащихся группы риска,

обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход по формированию грамотной

устной речи учащихся (в течение II триместра).

Зам.директора по УМР: Н.И.Малахова

4

С. 4 из 4 



В раздел образования




Яндекс.Метрика