Автор: Малахова Наталья Ивановна
Должность: заместитель директора по УМР
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 2" городского округа Ступино
Населённый пункт: Московской области
Наименование материала: Справки заместителя директора по УМР
Тема: Анализ подготовки к устному собеседованию по русскому языку в 9 классах
Раздел: среднее образование
Справка
по итогам контроля уровня качества образовательных результатов учащихся 9-х
классов при подготовке к итоговому собеседованию
Сроки проведения контроля: 14.01.2019–18.01.2019.
Классы: 9е.
Учебные предметы: русский язык, литература, история, обществознание.
Цель контроля: определить уровень образовательных результатов учащихся 9х
классов и степень подготовленности к итоговому собеседованию по русскому языку.
Методы контроля:
анализ рабочих программ, классных журналов;
посещение учебных занятий;
анализ результатов пробного собеседования.
Нормативное правовое обеспечение внутришкольного контроля качества:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федера-
ции».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего об-
разования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897.
3. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам основного общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения
Российской Федерации от 10.12.2018 № 52953.
4. Локальные нормативные документы образовательной организации (МБОУ «Лицей
№ 2»):
4.1. Положение о внутришкольном контроле качества образования.
4.2. Положение о внутренней системе оценки качества образования.
4.3. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации обучающихся.
Результаты контроля
В соответствии с планом работы МБОУ «Лицей № 2» на 2018/19 учебный год прове-
ден внутришкольный контроль уровня образовательных результатов в 9х классах. В ходе
внутришкольного контроля уровня образовательных результатов учащихся 9х классов, сте-
пени подготовленности к обязательному итоговому собеседованию по русскому языку были
проанализированы рабочие программы по русскому языку, литературе, истории, общество-
знанию. Все программы составлены в соответствии с требованиями федерального государ-
ственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования и Положения
о рабочей программе.
В содержании программы по русскому языку отражены разделы и темы, которые вы-
носятся на итоговое собеседование:
«Речь и речевое общение»;
«Речевая деятельность»;
«Текст» и др.
1
В рабочих программах других учебных предметов (литература, история, общество-
знание) выделены планируемые результаты освоения учебных предметов, которые реализу-
ют содержание видов работ с языковым материалом (табл.).
Виды работы с языковым материалом на учебных предметах,
которые помогут обучающимся сдать итоговое собеседование
Учебный
предмет
Вид работы
Планируемые результаты освоения
программы по учебным предметам
Литература
Выразительное
чтение текста
У выпускника сформируются:
осознание значимости чтения и изучения
литературы для своего дальнейшего развития;
потребность в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, как в
способе своего эстетического и интеллектуально-
го удовлетворения
Пересказ текста с
привлечением
дополнительной
информации
У выпускника сформируются:
способность понимать литературные
художественные произведения, воплощающие
разные этнокультурные традиции;
умения воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать
прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отраженную в литературном
произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления
Создание устного
монологического
высказывания,
участие в диалоге
У выпускника сформируются:
- способность аргументировать свое мнение и
оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать
развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в
обсуждении прочитанного
Соблюдение норм
современного
русского
литературного языка
У выпускника сформируются:
осознание коммуникативноэстетических
возможностей родного языка на основе изучения
выдающихся произведений российской культуры,
культуры своего народа, мировой культуры
Обществознание
Пересказ текста с
привлечением
дополнительной
информации
Выпускник научится:
критически осмысливать информацию
моральнонравственного характера, полученную
из разнообразных источников, систематизировать,
анализировать полученные данные;
2
С. 2 из 4
применять полученную информацию для
определения собственной позиции, для
соотнесения своего поведения и поступков других
людей с нравственными ценностями
Создание устного
монологического
высказывания,
участие в диалоге
Выпускник научится:
характеризовать развитие отдельных обла-
стей и форм культуры, специфику норм права, вы-
ражать свое мнение о гражданских
правоотношениях, объяснять смысл понятия «гра-
жданство»;
описывать духовные ценности российского
народа, основные социальные роли подростка;
выражать собственное отношение к
различным способам разрешения семейных
конфликтов, объяснять причины
межнациональных конфликтов и основные пути
их разрешения
История
Пересказ текста с
привлечением
дополнительной
информации
У выпускника будет сформирована способность
применять понятийный аппарат исторического
знания и приемы исторического анализа для
раскрытия сущности и значения событий и
явлений прошлого и современности
Создание устного
монологического
высказывания,
участие в диалоге
У выпускника будет сформировано:
умение анализировать, систематизировать
и оценивать историческую информацию,
раскрывая ее социальную принадлежность и
познавательную ценность;
способность определять и аргументиро-
вать свое отношение к ней
Анализ классных журналов выявил наличие заданий, связанных с отработкой навы-
ков устной речи по литературе (выразительное чтение, чтение произведений наизусть, со-
здание устного описания и др.), по истории (пересказ параграфа, анализ исторических доку-
ментов и др.), по обществознанию (подбор аргументов для выражения своей позиции, защи-
та проектов и др.).
В ходе посещения уроков установлено, что учителя русского языка и литературы (…
и …) активно используют задания на формирование устной речи обучающихся. На уроках
истории (…) обучающиеся отвечают на вопросы, пересказывают параграф, используют ис-
торические термины. На уроках обществознания (…) обучающиеся вступают в диалог, аргу-
ментируют свою точку зрения.
Выявлены обучающиеся, которые не отвечают устно или отвечают односложно
(…, …, …, …, …). На уроках они неактивны, но могут выполнить несложную письменную
работу. Обучающиеся … и … пропускают уроки без уважительной причины, имеют неу-
довлетворительные оценки за I триместр по русскому языку, математике, географии.
3
В ходе контроля уровня результатов в 9х классах было проведено пробное итоговое
собеседование. Все обучающиеся знакомы с процедурой проведения собеседования и
понимают критерии оценивания ответов. Собеседование успешно прошли 54 человека.
…, …, …, …, … не справились с работой.
Выводы:
1. В программы по русскому языку, литературе, истории, обществознанию включены
виды работы с языковым материалом, что позволяет развивать монологическую и диалоги-
ческую речь учеников и готовить учащихся 9х классов к обязательному итоговому собеседо-
ванию на всех вышеперечисленных предметах.
2. В классных журналах по русскому языку, литературе, истории, обществознанию
отражены темы и задания, связанные с отработкой навыков устной речи.
3. На уроках учителя формируют у учащихся умение выразительно читать текст,
пересказывать текст, создавать устные монологические высказывания, участвовать в диало-
ге, анализировать текст.
4. Выявлены учащиеся, у которых формирование навыков устной речи ниже базового
минимума.
5. Все учащиеся знакомы с процедурой проведения устного экзамена. Пять учащихся
не справились с тренировочным собеседованием по русскому языку, два девятиклассника
набрали низкие баллы.
Рекомендации:
1. Заместителю директора по УВР Малаховой Н.И.:
1.1. Ознакомить с результатами внутришкольного контроля в 9х классах педагогиче-
ский коллектив на совещании, которое проводит руководитель образовательной организации
(до 22.01.2019).
1.2. Ознакомить с результатами пробного итогового собеседования по русскому язы-
ку родителей (законных представителей) обучающихся на родительском собрании (до
25.01.2019).
1.3. Разработать с учителями русского языка … и … план работы с учащимися груп-
пы риска для повышения навыков устной речи, преодоления низких показателей работы с
языковым материалом (до 28.01.2019).
1.4. Проконтролировать развитие навыков речевой деятельности учащихся группы
риска на уроках и во внеурочной деятельности (до 08.02.2019).
2. Учителямпредметникам:
2.1. Включать в уроки активные формы работы для развития коммуникативной
компетенции учащихся (до 12.02.2019).
2.2. На каждом уроке отрабатывать навыки устной монологической речи, участие в
диалоге, полилоге. Включать задания на выразительное чтение и пересказ текста с привле-
чением дополнительной информации (до 12.02.2019).
2.3. Проконтролировать успеваемость и посещаемость учащихся группы риска,
обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход по формированию грамотной
устной речи учащихся (в течение II триместра).
Зам.директора по УМР: Н.И.Малахова
4
С. 4 из 4