Автор: Буталова Мария Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Детский тревел-бук по музеям Волгограда»
Раздел: начальное образование
М. Н. Буталова,
учитель начальных классов
МОУ Гимназия №1 Волгограда
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Детский тревел-бук по музеям Волгограда»
Форма проведения: устный журнал.
Цель:
духовно-нравственное
развитие
детей
через
способность
реализации
творческого потенциала при создании книги путешественника.
Задачи:
1. Образовательные:
формирование
знания
о
музеях
города
Волгограда,
имеющих
детскую
экспозицию;
определение значения создания маршрутного журнала (книги путешественника)
перед посещением музея.
2. Развивающие:
формирование
умения
представлять
информацию
в
виде
временных
лент,
фотокартин, коллажей.
3. Воспитательные:
приобщать детей к походам в музей через повышение заинтересованности к
различным областям знаний;
воспитание творческого отношения к учению;
воспитание нравственных чувств и эстетического сознания.
Возраст обучающихся: начальная школа (8-10 лет).
Необходимое
оборудование:
карта
города
Волгограда
с
отметками
музеев
для
посещения, цветные карандаши, клей, ножницы.
Раздаточный материал: картинки «Что необходимо путешественнику для посещения
музея?» (Приложение 2), одна страничка каждой группе для заполнения информации о
музее, готовые шаблоны букв русского алфавита, картинки с детьми-школьниками
разного
времени,
коробочка
с
семенами,
картонные
заготовки
для
создания
пальчикового театра, бумажные шаблоны геометрических фигур, фон с изображением
поезда и железной дороги, обертки от конфет Волгоградской шоколадной фабрики.
Продукт: тревел-бук (книга-путешественника).
Предварительная подготовка:
1.
На уроках «Азбуки» создавали шаблоны букв русского алфавита, а так же
рассматривали письменность разных народов (картинки).
2.
На уроке «Окружающего мира» по теме «Части растения. Семена» приносили и
изучали различные семена, обсуждали их отличительные особенности. Работа
сектора «Коллекции класса» по созданию коробочки с семенами.
3.
Работа сектора «Коллекции класса» по сбору оберток от конфет Волгоградской
шоколадной фабрики.
4.
Деление
на
группы
перед
занятием
с
помощью
вытягивания
фишки
определенного цвета из коробочки.
5.
Чтение русской народной сказки «Репка» по ролям.
Ход занятия
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Посмотрите, что висит на доске?
Предполагаемый ответ: На доске висит карта.
Учитель: Да, действительно, это карта (Приложение 1), скажите, а как вы думаете,
для чего она нужна и когда ее используют?
Предполагаемый
ответ:
Ее
используют,
во
время
путешествий,
когда
хотят
посмотреть, как и куда доехать.
Учитель: Точно, по нашей карте вы можете определить город?
Предполагаемый ответ: Да, на карте Волгоград, потому что рядом протекает река
Волга и есть изображение скульптуры «Родина-Мать зовет!».
Учитель: Что еще особенного вы видите на карте?
Предполагаемый ответ: На карте стоят красные отметки.
Учитель: Хорошо, вы очень внимательны! Как вы думаете, когда на карте ставят
отметки?
Предполагаемый ответ: На карте ставят отметки, когда хотят что-то посетить или
когда уже побывали в необычном месте.
Учитель: Вы совершенно правы, красными отметками я показала места, о которых
мы будем сегодня говорить, а после сможем посетить их. Это не просто места – это
музеи. Скажите, а вы были когда-либо в музеях?
Предполагаемый ответ: Да.
Учитель: Замечательно! Тогда скажите, а можно ли пойти в музей прямо сейчас или
для посещения нужно как-то подготовиться?
Предполагаемый ответ: Прямо сейчас пойти нельзя, так как нужно узнать время,
заказать билеты, собрать вещи, одеться определенным образом.
Учитель: Верно! Как вы думаете, чем мы займемся на этом уроке, о чем поговорим?
Предполагаемый ответ: Мы посмотрим, какие музеи отмечены на карте, попробуем
подготовиться к посещению музея.
Учитель: Хорошо. Как вы заметили, мы разделены на 6 групп по выбранным цветам.
Первое задание для всех единое: соберем рюкзачок путешественника для посещения
музея. Перед вами лежат картинки (Приложение 2), на которых изображены как
нужные, так и ненужные предметы. Ваша задача договориться и раскрасить только те
вещи, которые возьмет ваша группа с собой. Рюкзачок каждой группы мы приклеим
на первую страницу нашей книги-путешественника.
После 5 минут выполнения задания – обсуждение, что взяли или не взяли,
почему именно такой выбор.
Учитель: Итак, мы выяснили, почему удобнее брать с собой складную карту, а не
глобус, лупу, а не микроскоп. Хорошо! Но собраться это лишь полдела, кроме того
необходимо вспомнить правила поведения в музее.
Предполагаемый ответ: Для похода выбирать удобную скромную одежду. В музее
вести себя тихо. Экспонаты не трогать руками. Не пользоваться телефоном и другими
гаджетами. Делать фото только с разрешения. После окончания лекции обязательно
поблагодарить экскурсовода.
Все ответы детей записываем на вторую страницу тревел-бука (книги-
путешественника), создавая памятку (Приложение 3).
Учитель: Мы вспомнили все правила, собрали рюкзачок и создали памятку. Как вы
думаете, мы уже готовы идти?
Предполагаемый ответ: Нет, мы так и не узнали, в какой музей отправляемся.
Учитель: Действительно! Для этого вернемся вновь к карте. Посмотрите, здесь 6
отметок, а значит 6 музеев для посещения. Чтобы работа по подготовке была более
продуктивной, каждой из 6-ти групп, я дам задание изучить один из музеев, а после
рассказать нам всем, что вы узнали.
Распределение задания по группам:
1-ая
группа
(учебно-познавательное
направление)
–
«Музей
истории
русской
письменности имени О.Н. Трубачева» – Нестареющая книга, или Начало
всех начал.
2-ая
группа
(героико-патриотическое
направление)
–
Музей
«Дети
Царицына-
Сталинграда-Волгограда» – Лента времени о детях города.
3-я группа (экологическое направление) – «Музей семян и средств защиты растений» –
Семена растений, которыми славится Волгоград.
4-ая группа (художественно-эстетическое направление) – Волгоградская областная
детская художественная галерея – Ожившая сказка.
5-ая группа (профессиональная ориентация) – «Музей истории Приволжской железной
дороги» – Дети-машинисты.
6-ая группа (трудовое направление) – Музей шоколада «Шоколадушка» – Шоколадная
мастерская.
Материал для одной группы:
страница А4 для заполнения информации о музее, фото-картинка экспонатов музея,
часть
карты с
отметкой расположения музея, информационный буклет из музея,
конверт с индивидуальным заданием.
Порядок оформления информационной страницы:
1.
Название музея;
2.
Фото-картинка экспонатов музея;
3.
Место нахождения музея;
4.
Дни и время посещения музея;
5.
Краткая информация об экспозиции или мастер-классе (1-2 предложения);
6.
Индивидуальное задание группы.
1-ая группа
«Нестареющая книга, или Начало всех начал»
Содержание конверта с индивидуальным заданием: картинки различных букварей
и видов письменности из экспозиции, готовые шаблоны букв русского алфавита,
мини-конверт для букв.
Индивидуальное задание:
расположить
на
странице
известные
вам
картинки
букварей
и
видов
письменности, сделать подписи к ним;
приклеить мини-конверт для букв русского алфавита, подписать его и вложить
готовые шаблоны букв.
2-ая группа
«Лента времени о детях города»
Содержание
конверта
с
индивидуальным
заданием:
картинки
с
детьми-
школьниками разного времени, подписи к картинкам.
Индивидуальное задание:
расположить на странице в хронологической последовательности изображение,
подобрать к каждому из них соответствующую подпись.
3-я группа
«Семена растений, которыми славится Волгоград»
Содержание
конверта
с
индивидуальным
заданием:
коробочка
с
семенами,
картинки с изображением растений, к которым относятся семена и продуктов, которые
из них производят.
Индивидуальное задание:
расположить на странице семена, подписать их;
соотнести семена с картинками растений и продуктов.
4-ая группа
«Ожившая сказка»
Содержание
конверта
с
индивидуальным
заданием:
картонные
заготовки
для
создания пальчикового театра, мини-конверт для героев сказки.
Индивидуальное задание:
распределить в группе и раскрасить картонные заготовки героев сказки «Репка»;
подготовить театральное представление сказки перед классом.
5-ая группа
«Дети-машинисты»
Содержание конверта с индивидуальным заданием: картинки с изображением
поезда и железной дороги, цветные бумажные шаблоны геометрических фигур.
Индивидуальное задание:
приклеить картинку поезда на страницу информации;
с
помощью
геометрических
фигур
собрать
части
поезда,
приклеить
их
на
фоновую картинку с изображением железной дороги.
6-ая группа
«Шоколадная мастерская»
Содержание
конверта
с
индивидуальным
заданием:
обертки
от
конфет
Волгоградской шоколадной фабрики, подписи с названиями конфет.
Индивидуальное задание:
расположить на странице этикетки с изображением достопримечательностей
города, подобрать к каждому из них соответствующую подпись.
Проверка выполнения задания и презентация информационных страниц групп:
по ходу проверки формируется тревел-бук (книга-путешественника).
Примерные страницы – Приложение 4,5.
Учитель: Посмотрите, ребята, у нас получилась настоящая книга, в которой написано,
что можно узнать о музее, какие экспонаты увидеть. Англичане называют такие книги
– тревел-бук. Тревел означает «путешествие», а бук – «книга». Как вы думаете, наша
работа на этом закончена?
Предполагаемый ответ: Нет, книга не закончена, в нее можно добавлять страницы с
информацией о других музеях.
Учитель:
Верно!
Это
работа,
которую
мы
сможем
продолжать,
а
книга
будет
становиться толще и более содержательной. Я благодарю вас всех за работу, теперь
мы готовы посетить музеи и воочию увидеть все, о чем говорили сегодня.
КАРТА ВОЛГОГРАДА С ОТМЕТКАМИ ИНТЕРЕСУЮЩИХ МУЗЕЕВ
Приложение 2
Что необходимо путешественнику для посещения музея?
Приложение 3
Памятка «Правила поведения в музее»
Музей – это место, где собраны уникальные и редкие экспонаты.
А это значит, что экскурсия просто не может быть скучной.
Для похода выбирайте удобную и достаточно скромную одежду.
В музее вести себя тихо и скромно.
Слушая лекцию, стоять полукругом, не мешать экскурсоводу,
Не трогать ограждения и экспонаты руками.
Не пользоваться телефоном и другими гаджетами.
Перед походом в музей необходимо выключить звук телефона.
Делать фото только с разрешения.
В музее не разговаривать.
После окончания лекции обязательно поблагодарить экскурсовода.
В завершении экскурсии посетить туалет, попить воды.
Музей «Дети Царицына
-
-
Сталинграда
-
Волгограда»
Пн-пт с 8:30 до 16:30
Экспозиция музея – 3 зала:
Первый зал – «Дети Царицына и довоенного Сталинграда»
Второй зал – «Дети Войны»
Третий зал – «Жизнь и творчество детей Волгограда»
Волгоград,
ул. Пугачевская, 13
«Музей истории русской
письменности имени О.Н. Трубачева»
Пн-пт с 9:00 до 16:00
Возможность узнать о письменности разных народов, а
так
же
на
«Лестнице
грамотеев»
проверить
уровень
знания родного языка.
Ижорский Советский Тамильский
букварь букварь букварь
Египетские
иероглифы
Волгоград,
ул. 8-й Воздушной
Армии, 27