Автор: Маркова Светлана Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №15 ЗМР РТ
Населённый пункт: город Зеленодольск Республики Татарстан
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Вариативность применения дидактических игр с использованием ИКТ в группе детей с ОНР 1 года обучения "Зимние забавы"
Раздел: дошкольное образование
Вариативность использования ИКТ.
Комплексная НОД
в старшей группе детей с ОНР
по теме «Зимние забавы»
Программное содержание:
1.
Расширение представлений о зиме и зимних забавах, уточнение и активизация словаря.
2.
Совершенствование умения использования приемов мнемотехники, новых компьютерных
технологий в работе по развитию речи.
3.
Составление простых предложений с предлогами на, за, под, в.
4.
Употребление существительных в разных падежных формах.
5.
Изменение глагола будущего времени по лицам и числам.
6.
Обучение детей произвольному изменению силы и высоты голоса.
7.
Развитие моторики, выработка точных координированных движений, согласование речи с
движением.
8.
Формирование навыка сотрудничества, воспитание нравственно-эстетических чувств в
общении с природой.
Материал к занятию:
Компьютерные слайды по теме «Зима», «Зимние забавы», схемы по мнемотехнике, снежные комки
мягконабивные, магнитная доска, кружочки на магнитах большого и маленького размера.
Предшествующая работа:
Рассматривание альбома «Зима», «Зимние забавы», использование мнемотаблиц в работе с
чистоговорками и предложениями.
Ход занятия.
Логопед:
-
Сегодня у нас будет очень интересное занятие! И сначала я расскажу вам о прогулке
Веселого Язычка. А вы мне помогайте- упражнения выполняйте.
Общая артикуляционная гимнастика
(Видео слайды сопровождаются мелодичной музыкой).
- Однажды солнечным зимним днем Веселый Язычок решил пойти прогуляться. И только вышел он
во двор, как увидел, что много-много снегу намело. И выросли большие сугробы (Упражнение
«Сугроб») . А чтобы пройти нужно протоптать тропинку. (Упражнение «Кусаем широкий язычок»).
Ой, получилось сразу две тропинки! Одна- узкая (Упражнение «Узкий язычок»). А другая- широкая
(Упражнение «Широкий язычок»).
Широкая тропинка привела Язычка к детям, которые играли в хороводе
( Упражнение «Водим язычком по кругу»). А затем- к высокой горке (Упражнение «Горка»).
Покатался Язычок и пошел дольше. Снова большие сугробы впереди! Их преодолеть можно только
на санках. (Упражнение «Саночки»).Но вдруг подул сильный ветер! (Упражнение «Ветерок»).
Быстро добраться дома поможет Язычку только лошадка (Упражнение «Лошадка»). Сел Язычок на
лошадку и вмиг оказался дома! Крепко-накрепко закрыл свой домик (Упражнение «Крепко сжимаем
губки»). А на столе уже стоит чашка с чаем. Дует Язычок на чай, остужает (Упражнение «Дуем на
чашечку).
-Ребята, а хотите и вы пойти на зимнюю прогулку? И ветра не побоитесь?
-Тогда встаем:
Чистоговорка.
1-2-3-4-5, вместе мы пойдём гулять! (Слайды по тексту)
А гласные звуки нам будут помогать,
Чтобы в пути не пришлось нам скучать!
У-У-У – погуляем мы в лесу,
А-А-А – какая красота,
И-И-И – снегу ты, метель мети,
И-И-И – поиграем мы в снежки,
У-У-У – в гору саночки несу,
О-О-О – как зимой нам хорошо!
Э-Э-Э – рады зимней мы поре
1 Воспитатель:
-Всю прогулку нам будут помогать не только гласные звуки, но и веселые снежки!
Вот отгадаем первую загадку и веселый снежок появится.
Кто,угадай-ка, седая хозяйка?
Стряхнула перинки-
над миром пушинки? (Зима).
Зима – чудесное время года. Мы с вами очень любим это время года. Помогите мне назвать зиму
ласково? (Зимушка). Вот и второй веселый снежок появился, нам улыбнулся!
-А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы. На каждый правильный ответ будет появляться
маленький снежок.
- Ребята , Зимушка пришла со снегом, значит зимушка какая? - снежная.
- Она пришла к нам со льдом, значит зимушка какая? - ледяная.
- Зимушка пришла с морозами, значит зимушка какая? – морозная.
-Зимушка пришла к нам надолго, значит зимушка какая? – долгая.
-Принесла с собой зимушка стужу, значит зимушка какая? - студеная.
-Прилетели вместе с зимушкой вьюги, значит зимушка какая? – вьюжная.
- Мы очень долго ждали зиму, значит, она какая? - долгожданная.
-Рассказали мы с вами какой бывает зимушка-зима. Но все же детям нравится она! Ведь зимой
можно поиграть в интересные игры на улице.
-Потому что зимой много-много снега. (Речь с движением)
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю снег.
С неба все скользят пушинки
Серебристые снежинки.
На поселки, на лужок
Все снижается снежок.
- Ребята, зимой много снега где?
( На земле, на крыше, на асфальте, на дорожках, на лугах, на полях, на деревьях, на кустах, на
шапках, на рукавичках, на сапожках.)
Дети называют место, где лежит снег и показывает на экране. На слайде появляется снежок за
каждый правильный ответ.
-Вот как много снежков мы получили. А значит, у нас много правильных ответов было!
-Ребята, вы ведь тоже любите играть зимой во дворе?
-Как вы играете зимой? (Я катаюсь на санках, на ледянках, на лыжах, на коньках, леплю
снеговика…). Я хотела предложить вам поиграть, но заметила грустного мальчика. Его зовут Петя.
Он тоже вышел во двор поиграть.
Но видно он поторопился, когда собирался… Стоит Петенька, ему холодно и скучно.
-Ребята, а теперь давайте подумаем, какие предметы можно дать Пете?
(Слайд с предметами) . Отвечаем полным предложением.
Пете я дам лопатку.
санки.
ледянки.
лыжи.
коньки.
-Спасибо вам, ребята, вот теперь Пете будет весело! А мы готовы предложить Пете вместе с ним
слепить большой снежный ком.
Речь с движением «Снежный ком»
1, 2, 3, 4 –
Мы из снега ком слепили.
Круглый,
Крепкий,
Очень гладкий,
И совсем, совсем не сладкий.
Раз – подкинем,
Два – поймаем,
Три – уроним
И сломаем.
- пальцы в кулак, показываем одновременно,
начиная с мизинца;
- лепим ком;
- упражнение «апельсин»;
- «сжимают» ком;
- гладят ладошку;
- грозят указательным пальцем;
- подкидывают ком;
- приседают, ловят ком;
- роняют ком;
- топчут ком.
Речевая игра со снежными комочками
-Не беда, у нас есть другие снежки!
Один из вас выйдет и покажет, что можно сделать со снежком и назовет это действие.
Выходит 1 ребенок: - Я ком подкину.
Воспитатель: - А теперь все мы вместе: «А мы подкинем»
- Ребята, посмотрите, а Петя что сделает? (Подкинет). (Слайд- анимация с мальчиком, который
подкидывает снежок).
-Продолжаем!
2 ребенок:- Я ком поймаю. (Ловит обеими руками).
Все вместе: - А мы поймаем.
- А Петя поймает (Слайд).
3 ребенок: - Я ком прокачу (Прокатывает).
Все вместе: - А мы прокатим.
- А Петя прокатит.
4 ребенок:- Я уроню.
Все вместе: - А мы уроним.
- А Петя уронит (Слайд).
5 ребенок: -Я ком подниму.
Все вместе: - А мы поднимем!
- А Петя поднимет (Слайд).
Воспитатель: А теперь, ребята, все вместе весело подбросим свои снежки.
(Дети бросают снежки)
- У Риты снежок упал куда? (Слайд) Мой снежок упал на санки.
- А у Вани снежок упал куда? (Слайд) Мой снежок упал под скамейку.
-У Максима снежок упал куда? (Слайд) Мой снежок упал за дерево
- У Зарины снежок упал куда? (Слайд) Мой снежок около горки.
-У Евы снежок упал куда? (Слайд) Мой снежок упал в сугроб.
Молодцы!
2 Воспитатель: - Мы играем с вами. А на дворе все снег идет, вот уже ветер поднимается.
Завьюжила метель. Давайте движениями рук покажем как метет снег.(Слайды сопровождаются
музыкой).
Снег идет,
Снежинками падает снег,
Метут метели «и….»
Выше поднимается метель
Вьюга гуляет, вьюга завывает: «у…»
Сильнее завывает
Вьюга стихает
- движения рук сверху вниз;
- движения ладошек хаотично;
- «метёлочки»;
Высоким голосом поем
- круговые движения руками.
Громко тянем звук
Тихим голосом тянем звук
- Стихла вьюга, стихла метель.
-Мнооого снега намело!
-А давайте слепим снеговика!
(На слайдах поочерёдно появляются очертания снеговика с гласными буквами внутри)
- Снизу у него большой ком «А»; (Слайд - большой ком с буквой внутри, поют низкий голосом)
- Теперь средний ком: «Э»; (Слайд – средний ком с буквой внутри, поют голосом средней высоты)
- А теперь маленький комок: «О». (Слайд – маленький ком с буквой внутри, поют высоким,
тоненьким голосом)
- Пририсуем длинную морковку«У…». (Слайд-морковка в виде буквы у, поют длительно звук)
-А теперь- ведро- оно на самом верху, поем: «И». (Слайд- ведро в виде буквы И, тоненьким голосом
поют).
(Слайды по тексту)
- Ребята, мы слепи снеговика из снега, значит он какой? (Снежный).
- У снеговика вместо носа морковка, значит снеговик с чем? (С морковкой).
- А вместо глаз у него угольки, значит он с чем? (С угольками).
- Поставили вместо рук ветки, значит снеговик с чем? (С ветками).
- Повязали на него шарф, значит он с чем? (С шарфом).
-Прилепили на него пуговицы, значит он с чем? (С пуговицами).
- А на голову надели ведро, на голове снеговик с чем? (С ведром).
- Дали метлу, снеговик с чем? (С метлой).
Речь с движением «Снеговик»
Раз – рука, два – рука,
Слепили мы снеговика.
Три – четыре, три – четыре,
Нарисуем рот пошире!
Пять – нашли морковь для носа,
Угольки нашли для глаз,
Шесть – надели шапку
косо,
Пусть смеётся он у нас.
Семь и восемь, семь и восемь,
Мы сплясать его попросим,
Девять – десять – снеговик
Через голову –
кувырк!
Ни и цирк!
- руки вперёд, поочерёдно;
- «лепят» комок;
- наклоны, руки на поясе;
- рисуют рот;
- идут вперёд, руки на поясе;
- идут назад, руки на поясе;
- выполняют пружинку, затем руки вверх,
наклоны;
- улыбаются;
- приседают;
- выставляют пятку;
- хлопают в ладоши;
- кружатся дробным шагом;
- присели;
- встали, руки вверх
-Ох, молодцы. Так весело все делали, даже снеговик наш развеселился!
-Чудесное время года зима! Поиграли мы с вами, повеселились. Пора нам в группу возвращаться!